Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ИДЛи 123022, г. Москва, а/я 9 9 страница




Морула представляет собой плотный комок из клеток, но постепенно клетки перемещаются к периферии, покидая центральную полость, получившую название полости дробления. «На этом этапе про эмбрион говорят, что он пребывает в стадии бластулы[120], т.е. имеет вид полой сферы, образованной одним слоем клеток» (проф. Артур У.Хаупт). Следующий этап — гаструляция[121], процесс, в ходе которого нижняя, или вегетативная, часть бластулы — т.е. часть, образованная вегетативными клетками, — сначала уплощивается, а затем инвагинирует[122], постепенно заполняя вогнутость верхней, или животной, части. Как только клетки верхней и нижней частей соприкоснутся, сфера из бластодермы преобразовывается в чашеобразную или похожую на мешочек структуру, состоящую из наружного слоя животных клеток и внутреннего слоя вегетативных клеток.

Между этими двумя основными слоями клеток, из которых наружный носит название эктодермы, а внутренний — эндодермы, появляется средний слой, называемый мезодермой. Из этих трех клеточных слоев — наружного, или эктодермы; центрального, или мезодермы, и внутреннего, или эндодермы, — образуются группы специфических тканей. Теперь or Amphioxus'a с его относительно простым процессом развития можно перейти к рассмотрению более сложных явлений, происходящих в высших млекопитающих, а возможно, и в человеке.

 

 

Рис. 27. Образование бороздок в зародышевом диске в процессе неравномерного дробления:

 

А — образование первой бороздки;

Вобразование второй бороздки, в результате которого появляется крестообразная фигура;

Смножественное дробление.

В человеке — судя по летучим мышам, морским свинкам, мышам и т.д. — деление клетки определенно неравномерное, т.е. животные клетки на верхнем полюсе яйцеклетки размножаются гораздо быстрее, чем вегетативные клетки на нижнем полюсе. Более того, деление имеет место далеко не по всей структуре клетки, а начинается в зоне анимального полюса, в результате чего образуется своего рода полярная шапка из клеток. Не существует четкой границы между таким полярным зародышевым диском и остальной частью яйцеклетки, которые незаметно переходят друг в друга. Некоторый недостаток желтка в яйцеклетке человека имеет своим результатом относительно слабое деление вегетативных клеток, и морула при этом не образуется. Таким образом, процесс деления почти всегда ограничивается верхним полюсом, где появляется первая бороздка, которую под прямым углом пересекает вторая бороздка, в результате чего образуется крестообразная фигура. А не является ли этот крест отпечатком платоновского Логоса, оставленного им на новом мире? Похоже, такая точка зрения на этот предмет ранее никогда и никем не рассматривалась.

Затем появляются другие бороздки, разделяющие пополам первые две бороздки, и так продолжается до тех пор, пока не образуется значительная масса животных клеток. Эти клетки составляют «полярный континент» — священный остров Восточных Мистерий, неуничтожимую землю, которая существует от начала и до конца.

Явление митоза[123], или деления, не ограничивается только одной поверхностью яйцеклетки, так как зародышевый диск углубляется в тело яйцеклетки. Именно на нижней стороне шапки из животных клеток — т.е. на стороне, обращенной к телу яйцеклетки, — появляются вегетативные клетки из нижней полусферы и распределяются на ней тонким слоем. Эти два слоя, наружный из животных клеток и внутренний из вегетативных клеток, как и у Amphioxus'a, представляют собой соответственно эктодерму и эндодерму, и точно так же, как и у этого примитивного хордового, третий слой, или мезодерма, образуется между эктодермой и эндодермой. Таким образом, человеческий эмбрион достигает той же цели, что была заложена и в Amphioxus'e, а именно: дифференциации трех групп тканей, из которых в дальнейшем будут развиваться как тело самого эмбриона, так и его плодные оболочки. Из эктодермы (наружный слой) образуются: эпидермис[124], волосы, ногти, потовые железы, части нервной системы — центральной и периферической, зубная эмаль, наиболее важные части органов чувств, гипофиз, шишковидное тело и т.д. Из мезодермы (центральный слой) развиваются: сердечно-сосудистая система, скелет, мышцы, лимфатическая система, соединительные ткани, половые органы и т.д. Из эндодермы (внутренний, или секреторный, слой) развиваются: эпителиальные выстилки пищеварительного тракта и дыхательных путей (с некоторыми исключениями), щитовидная железа, околощитовидная железа, вилочковая железа и т.д.

Итак, можно предположить, что процесс развития человеческого эмбриона отличается от развития Amphioxus'a и других низших форм тем, что вместо инвагинации и формирования двух клеточных слоев дробление яйцеклетки начинается в шапке или диске, а развитие начинается с образования складок или бороздок на краю. По мере увеличения слоя животных клеток он распространяется от анимального полюса вниз во всех направлениях, распределяясь в виде тонкого слоя между желточной оболочкой и желтком. Подобное распространение животных клеток продолжается до тех пор, пока они не покроют весь желток.

Эволюцию первичной оболочки применительно к человеку можно в общих чертах проследить, наблюдая за явлениями, происходящими в курином яйце. Рассмотрим в качестве примера амнион[125]. В зародышевом листке с каждой стороны эмбриона появляется складка. Эти складки состоят из наружного слоя — эктодермы и внутреннего слоя — мезодермы. Складки увеличиваются и, изгибаясь дугой над эмбрионом, в конце концов соприкасаются и сливаются, образуя стенки амниона. Этот процесс вынуждает эмбрион отодвинуться от верхней поверхности яйцеклетки, и он оказывается изолированным в полости амниона, или плодного мешка, заполненного на этой стадии жидкостью, называемой амниотической жидкостью (или околоплодными водами), в которой маленькое тельце как бы плавает, будучи защищенным от повреждений и сотрясений. Дополнительная изоляция эмбриона от прямого контакта с желтком обеспечивается постепенным стягиванием оболочек, пока не останется один первичный стебелек. Внезародышевые плодные оболочки — то есть хорион, амнион, желточный мешок и аллантоис — возникают из трех первичных дерм (дерма — кожа).

Так устанавливается двойная семеричность: сам эмбрион, состоящий из семи частей, и его внезародышевая оболочка, разделенная аналогичным образом, а значит, в данном случае вполне применим оккультный принцип: «Семь внутри и семь снаружи».

В своих «Эзотерических наставлениях» мадам Блаватская отмечает определенные соответствия между содержимым маток звезд и человека. Так, в частности, она рассматривает семь составляющих содержимого хориона[126]: «Итак, каждая из этих семи составляющих в отдельности соответствует некоему антиподу и создана по образу этого антипода — одного на каждом из семи планов бытия, причем каждый из них, в свою очередь, соответствует семи состояниям материи и всех других сил в природе, сенсуальных (т.е. основанных на чувствах, ощущениях) и функциональных».

Она также проводит следующие прямые аналогии:

1) Земной эмбрион, который заключает в себе будущего человека со всеми его потенциальностями — это математическая точка, космическое семя; монада Лейбница, которая содержит в себе всю вселенную, как желудь содержит в себе дуб.

2) Амниотическая жидкость, которая выделяется из эмбриона — это Акаша, исходящая от десяти божеств солнца.

3) Амнион, т.е. оболочка, содержащая амниотическую жидкость, — это эфир пространства, с внешней стороны представляющий собой пластичную корку, которая якобы покрывает солнце.

4) Желточный мешок, который, как утверждает наука, служит для первоначального питания эмбриона, — это звездное содержимое эфира, его главные составные части.

5) Аллантоис[127], или выступ зародыша, который располагается между амнионом и хорионом, — это потоки жизни в эфире, источником которых является солнце и по которым передается жизненное начало, питающее все, что есть на земле.

6) Аллантоис разделен на два слоя, представляющие собой двойное излучение, психическое и физическое, называемые в оккультизме верхним, или божественным, астральным светом и нижним, или материальным, астральным светом.

7) Хорион, наружный слой оболочек, которые расходуются на формирование человека, — это наружная кора любого звездного тела, соответствующая скорлупе космического яйца, или на земном плане аналогичная атмосфера, которая, подобно коже человека, составлена из семи слоев.

Так называемое физическое рождение, по сути, не выводит человека из эмбрионального состояния, так как в течение всей физической жизни его тело остается эмбрионом, пребывающим во взвешенном состоянии в магнитном поле его ауры. Внезародышевые оболочки, которые он сбрасывает в момент разрывания пуповины, в какой-то мере являются физическими двойниками сверхфизических тел, называемых аурами, которые продолжают питать и защищать его и внутри которых он живет, движется и имеет свое бытие. Как уже было отмечено выше, эмбрион соответствует Атману, если рассматривать его как монаду[128], с помощью которой развиваются семь телесных систем. Именно это, согласно неоплатоникам, и является вершиной тела — единством, из которого возникает многообразие. Следовательно, эмбрион соответствует аурическому яйцу, которое для человека в целом — духовного, психического и физического — означает то же самое, что и эмбрион для его физической составляющей, а именно ее источник и все включающий аспект. Амниотическая жидкость аналогична второму отделу ауры, который называется буддхической оболочкой, а амнион — третьему отделу ауры, или манасическому полю. Пупок соответствует четвертому отделу ауры, или камарупической оболочке. Пятый отдел, или аллантоис, ассоциируется с праной; шестой, или промежуток, — с лингашарирой, и, наконец, седьмой отдел, или хорион, — с физическим телом, а точнее с субстанциями, из которых создано физическое тело. Надо заметить, что для трех последних аналогий возможны и другие варианты по причине некоторой путаницы в терминологии, коснувшейся в основном таких понятий, как астральное тело, эмоциональное тело, витальное тело и эфирный двойник.

Аналогии между эмбрионом с его внезародышевыми оболочками и звездным мирозданием заимствованы из пуран. Так, например, в «Вишну-пуране» описывается процесс творения, происходящий в чреве горы Меру. В переводе Уилсона это выглядит так: «Это громадное яйцо, о мудрец, составленное из элементов и покоившееся на водах, было превосходным природным обиталищем Вишну в форме Брамы, и там Вишну, Владыка вселенной, чья сущность непостижима, принимал видимую форму и сам пребывал в ней в качестве Брамы. Его чрево, огромное, как гора Меру, состояло из гор, а величественные океаны были теми водами, которые заполняли его полость». Здесь нам придется прервать цитату и обратиться к примечанию Фитцетворда Холла, который редактировал перевод Уилсона. Он заявляет, что многие переводчики этих рукописей предпочитают переводить предложение, начинающееся со слов «его чрево», иначе: «Меру была его амнионом, а другие горы были его хорионом».

Теперь вернемся к тексту Уилсона: «В том яйце, о Брахман, были континенты, моря и горы, планеты и области вселенной, боги, демоны и человечество. А снаружи это яйцо было покрыто семью природными оболочками: водой, воздухом, огнем, эфиром и Ахамкарой, источником элементов, и каждая из этих оболочек была в десять раз больше того, что она вмешала, затем шла первооснова Интеллекта и, наконец, все в целом было окружено однородной Первоосновой, напоминая кокосовый орех, внутри заполненный мякотью, а снаружи покрытый кожицей и скорлупой».

Когда эзотерические толкователи объявляют эмбрион, или «золотого ребенка», символом солнца, несущим в себе десять богов, они имеют в виду то же самое, что изображено на необычно оформленной титульной странице редчайшей из всех изданных каббалистических книг К.Кнорра фон Розен-рота «Открытая каббала». В верхней части этого рисунка помещено пылающее солнце каббалистов и пифагорейцев, содержащее в себе десять кругов Дерева Сефиротов, расположенных в трех несколько больших по размеру сферах. Эта схема уже сама по себе раскрывает тайну, которая не объясняется в тексте. Десять маленьких кружков — это десять Праджапати — Владык бытия, Строителей. В этом можно усмотреть аналогию с эмбрионом. Три первых верхних кружка, заключенных в верхней сфере, физически соответствуют трем типам дермы (т.е. кожи), или зародышевым тканям — эктодерме, мезодерме и эндодерме. Они являют собой скрытую основу, главные составляющие одной физической субстанции, скрытый лик Зогара. Шесть кружков в центральной сфере представляют активные силы — Макрокосмический Шестиугольник. Они рождены из первых трех и происходят от отцов. Они формируют субстанции и строят семеричный мир из трех первичных состояний (дерм). Десятый и последний кружок отдельно от других помещен в самой нижней сфере и представляет результат их действий. Это внешний и раскрытый мир — человек, — называемый в каббале Царством, «Тем, которое учреждено».

Там же имеются и числа, священные цифры: потенции, сокрытые в солнце, вселенском и эмбриональном. После оплодотворения начинается процесс высвобождения силы и перед Строителями встает задача упорядочить массу ткани и «вылепить» из нее подобие мира. Духовный мир опирается на острия трезубца Шивы (буква «Shin» еврейского алфавита). Психический мир возвышается на семи планетарных основаниях, а физический мир на шнурах подвешен ко всем высшим сферам. Учитывая древность индийских пуран, каббалистического «Зогара» и других писаний, в которых встречаются подобные аналогии, становится ясно, что знания древних в области эмбриональных процессов абсолютно не соответствуют тому уровню развития науки, который мы приписываем той эпохе. И даже если согласиться с мнением наиболее консервативных специалистов, определяющих возраст пуран всего в тысячу лет, данное в них представление о созидательных процессах свидетельствует о необычайной просвещенности и являет идеал гораздо более прекрасный, убедительный и завершенный, чем предлагаемый большинством крупных авторитетов современности.

В древних мистериях говорилось, что сам космос окружен огромными горами и отвесными скалами — «Кольцом, за которое нет хода», бровями Имира, звездным хорионом. Вселенная была создана посреди вод, и при этом ее окружала не привычная нам вода, а божественная вселенская вода, эфиры пространства, и поэтому вселенную символически изображают плавающей в огромном океане этой субстанции. Надо сказать, Фалес[129] придерживался того же мнения. После того как был создан остров (эмбрион), боги сошли на него, спустившись вниз по лестнице (пуповине). Реки, описание которых приведено в Книге Бытия[130] (кровеносные сосуды пуповины), втекают в эту новую сушу. Когда-нибудь в далеком будущем наука наконец осознает, что за аллегориями скрыты вечные истины, и будет лучше понимать природу человека, размышляя над священными писаниями и признав соответствие между вселенской космогонией и истоками жизни человека.


Глава VIII
Воплощения Вишну

 

 

Из «The History of Hindoostan»

 

Рис. 28. Вишну, спящий на кольцах змея космического времени

 

 

Слово Вишну образовано от корня «виш» — проникать, пронизывать. Бог Вишну в своей самой абстрактной форме означает Божественный Дух либо вселенной, либо человека. Этот Дух, сам по себе необусловленный, проходит через ряд последовательных обусловленных состояний, называемых божественными аватарами[131] или воплощениями. Это движение бога от формы к форме или, точнее, от состояния к состоянию называется большим шагом или поступью Вишну и заключает в себе правильное объяснение превращений, постоянно происходящих в природе. «Бог, который по желанию принимает любую форму», решил принимать все формы, одушевлять их, становиться взрослым в них и возвеличивать себя их совершенством. Так Вишну стал корнем жизни, наделенной способностью ощущать и не наделенной способностью ощущать. В «Махабхарате» он объявляет себя создателем и уничтожителем вселенной, кроме которого никакого другого не существует. Мироздания висят на нем, «как висит на нитке ряд жемчужин». Он — жизненно необходимый воздух, движущийся во всем, что движется, мудрость мудрых и интеллект знающих. И тем не менее «того, кто пронизывает», в мире не больше, чем духа человека в его теле, скорее бог содержит мир внутри себя точно так же, как физическое тело человека подвешено наподобие плода в полости аурического яйца. «Веды» изобилуют упоминаниями о Вишну и его многочисленных атрибутах. Главным среди этих повествований является рассказ о десяти великих воплощениях. Бог, являющийся миру, «когда на земле иссякает добродетель», избавляет свое творение от козней зла и защищает его от преждевременного уничтожения.

Так как Пифагор был посвящен в брахманические Мистерии, то вполне вероятно, что его числовая философия была основана на тех же самых эзотерических истинах, что и рассказ о воплощениях Вишну. Десять точек, составляющие пифагорейский тетраксис, раскрывающие тайну Числа, получающего объективное существование посредством цифр, были предложены посвященными Италийской школы в качестве идеального ключа к Вселенской Тайне. Каббалисты безусловно были знакомы с доктринами Мастеров Восточной Мудрости. Десять сефиротов или драгоценных камней — как и аватара Вишну — были аспектами одного вечного жизненного начала. Эти аспекты, отразившись в субстанциях нескольких миров, стали планами, сферами, состояниями и в конечном счете Десятью Заповедями, или Законами.

Между обличьями, принимаемыми Вишну в процессе его воплощений, и развитием эмбриона и плода на протяжении девяти месяцев беременности существуют вполне определенные и в высшей степени интригующие соответствия. Каждая модификация и специализация[132] телесной формы и функций свидетельствуют об изменениях, происходящих в душе или сверхфизической структуре, стоящей за формой. Тела лишь кажутся растущими из самих себя, эта видимость развития является частью иллюзии, которая обманывает непросвещенных. То, что мы называем ростом, на самом деле есть жизнь, расширяющаяся и распространяющаяся по всей форме. Вишну, сила Духа, вечно строит более величественные дворцы. Это воистину храмы в его честь, и во всех частях мироздания возникают формы, каждая из которых является святыней, алтарем или памятником всепроникающей жизни.

При рассмотрении стадий, проходимых эмбрионом в его развитии, открывается панорамный вид рекапитуляции[133] состояния человека на протяжении всех эпох далекого прошлого. У человека нет никаких осознанных воспоминаний о тех ступенях развития, благодаря которым он стал самим собой или скорее жизнь через него стала человеком. Но в глубинах памяти каждой развивающейся клетки хранится история всего, что было раньше. Каждый раз, когда человеческое существо получает физическое воплощение, необходимо создать тело. Каждое тело — это вселенная, и устроено оно в соответствии с вселенскими законами. Из этого следует, что те, у кого есть ключ к разгадке тайны развития эмбриона, могут различить в ней туманные контуры всепроникающего бога, созидающего свой мир. Он осеняет форму, которой предстоит появиться, запечатлевает себя на ней в виде десяти состояний, проходит через эти состояния, фокусируя на них по очереди свои энергии и постепенно формируя из грубой массы органический инструмент для достижения своей цели.

Таким образом, Вишну следует рассматривать и как изготовителя, и как ткань мироздания. Он — божество, в котором люди живут, движутся и имеют свое бытие. Он является объективной силой, которая проявляет вечное субъективное состояние Брамы, первого лица Созидательной Триады. Он занимает промежуточное положение между высшими Небесами, имеющими природу Брамы, и низшим миром, имеющим природу Шивы. Следовательно, он — солнце, которое, согласно мистериям, занимает фокальную (зародышевую) точку между абстрактным и конкретным. Он как владыка солнца является покровителем всех созданий и форм, тем, кто дарует жизнь и обеспечивает изобилие. Его часто изображают с голубой кожей, цвет которой символизирует небо — его обитель, а также невидимые тонкие эфиры. В индийском искусстве Вишну часто представляют спящим на протяжении Ночи, когда Космос окутан Мраком, на свернувшемся кольцами огромном змее. В каком-то смысле Вишну — подобно греческому Кроносу — подрывает могущество своего отца и узурпирует его полномочия как Владыки мира. Создавая вселенную, Вишну впитывает в нее и великого Брахму, ибо в конечном счете он формирует вселенную из природы Брахмы, Вселенского Единого, составной частью которого он к тому же и является.

 

 

Из «Religious Ceremonials» Пикара

 

Рис. 29. Первое и второе воплощения Вишну

 

 

По этой причине в Азии десять воплощений Вишну встречают широкое признание как олицетворение творческих усилий богов (божественных сил жизни), прикладываемых ими для того, чтобы утвердиться в различных субстанциях этого мира. Эта восточная доктрина отнюдь не противоречит теориям эволюции, снискавшим расположение западного мира. Идя от общего к частностям, полезно задержаться на минутку, чтобы рассмотреть соответствия между воплощениями Вишну и происхождением жизни на этой планете. «По этой схеме аватаров, — пишет мадам Блаватская, — можно проследить постепенную эволюцию и превращение всех видов, вышедших из дарвиновского досилурийского[134] ила и ilus — ила Санхониафона и Бероза[135]. Начиная с азойских времен, соответствующих ilus — илу, в который Брама сажает способный к созиданию зародыш, пройдем по палеозойской и мезозойской эрам, на которые пришлись первое и второе воплощения в образе рыбы и черепахи, и кайнозойской, к которой относятся воплощения в животной и получеловеческой формах — в виде вепря и человеко-льва, и подойдем к пятой и главной геологической эпохе, определяемой как эра разума или эпоха человека, символом которой в индусской мифологии служит карлик — первая попытка природы создать людей....Начиная с рыбы, физическая форма в процессе такого двойного превращения последовательно становится черепахой, вепрем, человеко-львом, а затем, явившись в виде человека-карлика, она представляет Парашураму, физически совершенную, духовно неразвитую сущность, пока прогресс не приведет человечество, персонифицированное одним богоподобным человеком, к вершине физического и духовного совер шенства - богу на земле» (Е.П.Блаватская. «Разоблаченная Изида»).

С этого момента становятся очевидными аналогии между возникновением жизни на этой планете и развитием эмбриона в утробе матери. Мы уже выяснили, как начальная стадия формирования вселенной кратко воспроизводится в процессах оплодотворения и дробления клетки. Столь долгие века, что человеческий разум не в состоянии даже в малейшей степени мысленно вообразить их продолжительность, спрессованы в действиях, следующих сразу за слиянием мужской половой клетки и яйцеклетки. Как только появляется слабое подобие собственно эмбриона, из первого слизистого комочка материи в процессе более сокровенного развития начинает вырисовываться человек. Следовательно, именно в этот момент возникают аналогии между воплощениями Вишну и месяцами антенатального периода. Первый аватара Вишну называется Матсьей (Matsya), или воплощением в рыбу. Согласно легендам, еще на заре истории мира человеческий род оказался до такой степени развращенным, что боги решили уничтожить человечество всемирным потопом. Правивший в то время принц был благочестивым человеком; он и семь Риши, или мудрых людей, их жены, пары всех животных и остальные формы жизни взошли на судно. Затем владыка Вишну превратился в рыбу и привязал к своему телу судно использованным в качестве каната змеем. Когда вода спала, Вишну убил злое чудовище, укравшее «Веды», или священные книги закона. Книги были возвращены, и сформировалось новое человечество, которое бережно хранило священные писания и подчинялось им беспрекословно.

В священных писаниях индусов история первого аватары изложена в 14 000 стихов. Это воплощение соответствует первому месяцу антенатального периода. На этой стадии, протекающей под влиянием Сатурна, закладываются рудиментарные органы будущего организма. В течение первой недели быстро прогрессирует оплодотворение, но яйцеклетка увеличивается очень мало. В течение второй недели ее размеры быстро увеличиваются, и примерно на четырнадцатый день обнаруживаются первые признаки образования эмбриона. К концу третьей недели уже различима нервная система и головной мозг и появились конечности в виде коротких зачатков. В конце первого месяца сердце разделяется на правые и левые отделы, значительно удлиняется хвост, который выступает гораздо больше, чем нижние конечности, и даже появляются спинномозговые ганглии. В это время эмбрион во многих отношениях обнаруживает сходство с рыбой.

В человеческих знаниях нет более интересного раздела, чем тот, который можно было бы назвать наукой о рудиментарных органах, к которым относят почти все остатки структур, когда-то крайне необходимых для выживания, а теперь, по словам Геккеля, «бесполезных для своего организма, не представляющих никакой ценности с точки зрения целей жизни, не нужных для его функционирования». Эти так называемые бесполезные части тела определенно связывают нас с прошлым. Особенно много рудиментарных органов в эндокринной системе, потому что несколько более важных желез претерпели реадаптацию, первоначальная функция которых ныне утратила свое значение. Человека связывают с рыбой не только жаберные щели, но и маленькая серповидная кожная складка во внутреннем уголке глаза, называемая мигательной перепонкой, которая является остатком третьего внутреннего века, сильно развитого у наших двоюрод ных братьев — акул, но не выполняющего никакого назначения у человека.

Второй аватара Вишну называется Курмой, или воплощением в черепаху. Это воплощение тоже косвенно связано с потопом, ибо на этот раз Вишну превратился в черепаху, панцирь которой служил опорой священной горы Мандары. Использовав огромного змея в качестве веревки и священную гору в качестве оси, боги и демоны вспенили безбрежный океан, чтобы снова получить священную амриту — напиток богов. В процессе взбивания были обнаружены четырнадцать священных предметов. На рисунке они сгруппированы вокруг центральной горы и вложены в руки божеств.

Второй месяц антенатального периода протекает под властью Юпитера. В течение этого промежутка времени происходит быстрое увеличение эмбриона в объеме, который, согласно индусскому мифу, проходит через амфибионтное состояние[136], символизируемое черепахой. На пятой неделе появляются первые намеки на кисти рук и ступни ног. Это самый важный момент, поскольку именно у амфибий хрящевые лучи, образующие плавники рыб, развиваются в лапу пятипалой формы и от них человек унаследовал свои нынешние кисти рук и ступни ног. На шестой неделе кости достигают хрящевого состояния, на седьмой появляются мышцы, а к концу восьмой становится различим симпатический нерв. На протяжении всего этого промежутка времени органы создавались и постепенно развивались от простого к сложному. В конце второго месяца эмбрион человека уже отличим от эмбриона других млекопитающих, но еще пока не отличим от эмбриона обезьян. К числу отличительных признаков относятся сравнительно большие размеры, развитие сложного головного мозга и утрата значимости хвоста или хвостового придатка.

 

 

Из «Religious Ceremonials» Пикара

 

Рис. 30. Третье и четвертое воплощения Вишну

 

 

Третьего аватару Вишну называют Варахой, или воплощением в вепря. В этом воплощении Вишну обычно изображается поднимающим на своих клыках землю, уложенную на вогнутую поверхность лунного серпа. Согласно этой аллегории, некогда жил один Дайтья, или Титан, желавший стать правителем Земли. Наконец он обрел такое могущество, что похитил планету и утащил ее с собой в глубины океана. Вишну, принявший обличье вепря, нырнул в пучину и в течение тысячи лет сражался с этим чудовищем. Сразив в конце концов этого злодея, Вишну вернул Землю на прежнее надлежащее место, подняв ее на своих клыках.

Третий месяц антенатального периода протекает под контролем Марса. Он — огненно-красный Лохитанга индусов, и неудивительно, что в течение этого времени происходит дифференцировка половых органов. Вепрь является символом копытных млекопитающих, большую часть которых составляют травоядные животные, и в период эмбрионального развития не только знаменует собой рекапитуляцию человеком животного состояния, но и подводит черту под таинством разделения полов, которое в процессе эволюции человека произошло в третьей, или лемурийской, коренной расе нынешней Земли. Свидетельством его воплощения в вепря служит странным образом сохранившаяся мышца наружного уха. Очевидно, когда-то было такое время, что человек обладал способностью «ставить», или поднимать, уши, чтобы легче было улавливать звуки. Проходили века, и у человека обострялись определенные чувственные восприятия за счет снижения остроты и дальности действия других. Именно таким путем он лишился способности управлять мышцами ушей, и теперь они не выполняют никакого иного назначения, кроме как служат доказательством родства человека с животным миром. Стоит ли удивляться, что желчный пузырь возникает в царствование Марса и на третьем месяце, как утверждают Бони и Бушар, продолжается построение тела, сопровождающееся формированием рудиментов век, волос и ногтей?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.