Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Двигательная активность




Движение для ребенка — это универсальное проявление жиз­недеятельности, на различные раздражения он реагирует прежде всего движением (например, отдергивание руки при ожоге паль­ца, сосательные движения младенцев при раздражении губ и щек и т.д.). Вместе с тем от рецепторов мышц, сухожилий, суставов, лабиринтного (вестибулярного) аппарата постоянно поступают нервные импульсы, которые вызывают колебания тонического напряжения мышц и туловища, проявляющиеся непрерывными мелкими движениями, поддерживающими определенную позу и осанку. Особое место занимают более сложные движения, отра-


жающие деятельность, связанную с трудом и общением между людьми. К ним относятся обучение трудовым навыкам, овладение тончайшими координациями речи и письма, которые происходят под контролем двигательных зон коры большого мозга.

Двигательный аппарат состоит из сочлененных между собой костных рычагов, к которым прикладываются силы сокращенных мышц с их вспомогательным аппаратом. Мышечная система — это совокупность структур, которые в процессе эволюции специ­ализировались на функции движения тела, его частей и органов.

Скелет взрослого человека состоит более чем из 200 костей и выполняет защитную, опорную и локомоторную функции. На рис. 12 изображено строение скелета человека и обозначены основные суставы. Форма костей разнообразна. Различают: 1) длинные кос­ти, образующие скелет конечностей и играющие роль рычагов, приводимых в движение мышцами; 2) плоские кости, составля­ющие обычно стенки полостей и выполняющие защитную функ­цию, например кости крыши черепа, таза; 3) короткие кости, встречающиеся там, где при прочности соединения необходима известная гибкость (позвонки, мелкие кости стопы и кисти);

4) воздухоносные кости, внутри которых имеются воздухонос­
ные полости, например лобная и клиновидная кости черепа;

5) смешанные кости, например височные кости черепа.
Детский скелет существенно отличается от скелета взрослого

человека. Ко времени рождения ребенка развитие костей не за­канчивается. Имеются многочисленные хрящевые элементы, кос­ти запястья представлены хрящевыми моделями.

Череп новорожденного отличается большей величиной мозго­вой части по отношению к лицевой, глазницы шире, основание черепа отстает в развитии по сравнению с крышей. Кости крыши черепа связаны соединительнотканными прослойками, образуя лобный, коронарный и ламбдовидный швы, которые на границе лобных, теменных, затылочной и височных костей образуют род­нички: передний, задний, клиновидный и сосцевидный.

Обычно к моменту рождения ребенка два последних родничка закрываются, но могут быть выражены у недоношенных детей. Зад­ний родничок закрывается к 3 мес, передний — обычно к 1 году. Швы черепной крыши закрываются только в возрасте старше 20 лет (рис. 13).

Позвоночный столб служит гибкой осью туловища, поддержи­вает голову, принимает участие в образовании стенок грудной и брюшной полостей и таза. В канале позвоночника помещаются спин­ной мозг, его оболочки и сосуды. Позвоночник имеет физиологи­ческие искривления, выполняющие амортизационную функцию: лордозы — изгибы, обращенные выпуклостью вперед в шейном и поясничном отделах, кифозы — изгибы, направленные выпукло-



стью кзади в грудном и крестцовом отделах, сколиоз — незначи­тельное искривление позвоночника вбок. У рожденных описанные изгибы едва намечены, выражен только грудной кифоз.

Позднее под влиянием работы мышц, действия силы тяжести, после того как ребенок начинает держать голову, сидеть, стоять, прыгать и ходить, позвоночник приобретает характерную конфи­гурацию. Между телами позвонков располагаются межпозвоночные хрящи, которые смягчают толчки и сотрясения, но вместе с тем


достаточно эластичны, чтобы допускать движения позвоночника вокруг фронтальной (сгибание и разгибание), сагиттальной (сги­бание в сторону), вертикальной (повороты) осей, а также пру­жинящее движение, при котором величина физиологических ис­кривлений позвоночника изменяется. Большей подвижностью отличаются шейный и верхнепоясничный отделы. Своеобразные сочленения суставов между черепом и I шейным позвонком, а так­же между I и II шейными позвонками дает возможность двигать головой в трех плоскостях с достаточно обширными экскурсиями.

Грудную клетку образуют 12 грудных позвонков, 12 пар ребер с их хрящами, грудная кость и связочный аппарат. По форме груд­ная клетка похожа на усеченный конус, основание которого об­ращено книзу. У взрослого человека переднезадний размер значи­тельно меньше, чем поперечный, а у маленьких детей превалирует сагиттальный размер, а поперечный относительно мал. Форма и относительные размеры грудной клетки подвержены значитель­ным индивидуальным колебаниям, которые связаны как с типом конституции, так и с патологическими состояниями.

Плечевой пояс образуется подвижным соединением лопаток, ключиц, плечевыми костями. Из костей плечевого пояса только ключицы соединены своими медиальными концами со скелетом туловища, что способствует максимальной подвижности руки. По Н.А.Бернштейну, произвольная деятельность человека может быть обеспечена только максимальной степенью свободы движения в суставах, что и отражается на анатомии верхней конечности.

Рука (свободная верхняя конечность) подразделяется на пле­чо, предплечье и кисть. Кисть, начиная с запястья, делится на запястье, пясть и пальцы. Наиболее важной частью руки'является кисть (manus), которая претерпела эволюцию от части конечно­сти, являющейся опорой, до сложного органа, который с опре­деленной точностью может выполнять как самые грубые, так и самые тонкие произвольные движения, которые называются манипулированием. Скелет кисти формируется в основном к 7 годам. Связочный аппарат кисти вместе с костями образует слож­ные суставы, которые приводятся в движение мышцами, окутан­ными собственными синовиальными влагалищами и прикрепля­ющимися к различным отделам костей плечевого пояса.

Тонус мышц. Возрастающая роль коры головного мозга в регу­ляции движений, созревание мозжечка, полосатого тела и других структур ЦНС на первом году жизни способствуют уменьшению общего тонического напряжения мышц. На 2-м месяце распреде­ление тонуса между мышечными группами меняется, формирует­ся тонус мышц-разгибателей, у детей 3 — 6 мес — нормотония с равновесием тонуса мышц-антагонистов. Гипертония мышц в пер­вые месяцы жизни обусловлена незрелостью ЦНС, преобладани-


ем процессов возбуждения над торможением и влиянием импуль­сов, исходящих от красного ядра и бледного шара.

По мере онтогенетического созревания структур плаща голов­ного мозга, т.е. образований, филогенетически более новых и иерар­хически лежащих выше, происходит трансформация мышечного тонуса. Принцип иерархического функционирования сформули­ровал английский невролог Н.Джексон, который доказал, что более молодые структуры, надстраиваясь над филогенетически более древними (стадии развития в эволюционном ряду животно­го мира), подавляют активность структур, лежащих ниже.

В возрасте одного года тонус мышц вновь возрастает в связи с созреванием неокортекса префронтальных отделов лобных долей. Отделы коры большого мозга перед двигательным анализатором относятся к экстрапирамидной системе, обеспечивающей син­хронизацию мышечного тонуса и произвольных движений.

В возрасте 5—6 лет и в пубертатный период мышечный тонус вновь снижается, становится более зависимым от вегетативных влияний, состояния психики и тренированности.

Физиологический механизм регуляции мышечного тонуса за­ключается в возникновении потенциалов действия в мышечном веретене в ответ на растяжение мышц-антагонистов. По афферент­ным волокнам импульсы распространяются на тонические фазо­вые нейроны спинного мозга — сегментарный аппарат. Более тон­кая регуляция мышечного тонуса осуществляется структурами головного мозга на различных уровнях: в стволе, мозжечке, ба-зальных ганглиях и различных отделах коры головного мозга (руб-ро-спинальный, оливо-мосто-мозжечковый, ретикуло-спинальный и другие пути) (см. рис. 3).

Ряд рефлексов в грудном возрасте формируется вновь; они яв­ляются тоническими. К ним относятся следующие рефлексы: 1) туловищно-выпрямительный — при соприкосновении стоп ре­бенка с опорой наблюдается выпрямление головы; формируется с конца 1-го месяца; 2) рефлексы Ландау: а) верхний — ребенок в положении на животе поднимает голову и верхнюю часть туло­вища, опираясь на плоскость руками, удерживается в этой позе, формируется к 4-му месяцу; б) нижний — в положении на живо­те ребенок разгибает и поднимает ноги, формируется к 5-6-му месяцу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 885; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.