КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Двигательные навыки
Созревание ЦНС на первом году жизни способствует формированию активности мышц в определенную динамическую систему, начиная с первых хватательных движений руки по направле- Рис. 14. Этапы развития двигательных навыков у ребенка грудного возраста нию к видимому предмету и кончая сложными локомоторными движениями: ползанием, вставанием, ходьбой (рис. 14). Период развития двигательной активности грудного ребенка можно разделить на несколько четко очерченных этапов* каждый из которых занимает нескольких месяцев и ведет к появлению определенных двигательных навыков, характерных именно для этого возраста. Период от 2-го до 5-го месяца жизни. С 2-месячного возраста начинается развитие движений рук в направлении видимого предмета. При встрече руки с предметом происходит его захватывание. К концу 2-го месяца жизни ребенок, положенный на живот, приобретает способность к рефлекторному тоническому сокращению шейной мускулатуры и может удерживать головку. Окончательно формирование способности удерживать головку завершается к 3-му месяцу жизни. В дальнейшем в положении на животе ребенок все выше поднимает голову и верхнюю часть туловища, дольше сохраняя принятое положение. В возрасте 3 мес начинаются осваивание навыка ползания и использование его до начала ходьбы. В 4—5 мес развивается способность переворачиваться сначала со спины на живот, затем обратно. Все перечисленные двигатель- ные навыки продолжают совершенствоваться и в последующие месяцы грудного периода развития. Период от 5 до 9 мес. С 5-месячного возраста ребенок при поддержке взрослых учится переступать. Положение ног при пересту-пании отличается от такового при ходьбе. В 6—7 мес ребенок начинает садиться, встает на четвереньки — готовится к принятию вертикального положения. В возрасте 7—8 мес ребенок может вставать, стоять и опускаться, придерживаясь руками за предметы, но ходить еще не способен. Однако он перемещается довольно активно и в 8 мес свободно проползает большое расстояние, может спускаться или вползать по наклонной плоскости. Ползание развивает и укрепляет мускулатуру и способствует развитию координации движения. В период от 9 до 12 мес развитие двигательной активности характеризуется двумя главными событиями. Во-первых, координируется деятельность верхних конечностей. К 10-му месяцу движения рук становятся точными, плановыми. Отмечается предварительное приспособление пальцев руки к форме объекта, который ребенок намеревается схватить. Возможны хватательные движения вслепую за счет предварительного нацеливания на предмет. Появляются различия в действиях правой и левой руки, которые после первого года жизни приобретают устойчивый характер. Этому способствует корригирующее влияние взрослых (игры, обучение). В 11 мес дети пьют из чашки, удерживая ее обеими руками, делают попытки есть ложкой, ставят один предмет на другой, нанизывают кольца на стержень. Во-вторых, в этот период ребенок делает первые попытки самостоятельной ходьбы. К концу первого и началу второго года он начинает ходить при поддержке. Началом самостоятельной ходьбы считается день, когда ребенок без посторонней помощи прошел несколько шагов. Однако следует отметить, что у ребенка из-за относительно большой тяжести верхней части тела и особенно головы центр тяжести расположен выше, чем у взрослого, что является причиной нестабильности вертикального положения. Поддержание вертикальной позы требует сложной нервно-мышечной координации, которая у ребенка 1 года несовершенна. Сохранение вертикального положения теш есть непрерывная борьба с падением, т.е. перераспределение тонуса среди различных мышечных групп, способных сохранить тело в вертикальном положении. В основе физиологических механизмов произвольных движений лежат условно-рефлекторные связи моторной зоны коры больших полушарий. Образование новых двигательных навыков часто происходит методом проб и ошибок. Особое значение имеет приобретение новых двигательных навыков путем подражания. При формировании новых движений существенную роль играет взаи- модействие зрительного и двигательного анализаторов. Структура этого взаимодействия меняется в течение онтогенетического развития в процессе обучения. Итак, в начале второго года жизни совершается важнейшее событие в жизни ребенка: он научился ходить, наступил следующий возрастной период. Другие возрастные периоды (двигательные навыки). На первом году жизни совершенствуется процесс ходьбы. В раннем онтогенезе быстрые движения, в которых имеются элементы переключения (изменение скорости, направления движения с помощью включения в активность разных групп мышц), представляют большую сложность. Ребенок много времени уделяет овладению навыками смены быстрого движения на медленное при сокращении одной и той же мышцы. Простые быстрые движения он осваивает значительно быстрее. Быстрота двигательных реакций на ранних этапах онтогенеза находится в зависимости от степени функционального развития нервных центров и периферических нервов, что и обусловливает скорость проведения импульса. На втором году жизни у детей появляется способность к бегу, перешагиванию через предметы, самостоятельному подъему по лестнице. Именно в этом возрасте обнаруживаются элементы «полета» (прыжки в длину). Время «полета» постоянно наращивается, так как с возрастом во время бега увеличивается длина шагов. На третьем году жизни ребенок начинает подпрыгивать на месте. Однако в этом возрасте одновременный подъем двух ног при прыжках на месте отмечается в 50—60 %, а перепрыгивание через препятствие — лишь в 30—40 % случаев. Руки при прыжке вначале двигаются в противоположном перемещению тела направлении. В более старшем возрасте становятся стабилизаторами, перемещаются вверх, а позже используются для увеличения скорости движения. Ведущим становится теменно-премоторный уровень организации произвольных движений. Для новых движений он остается ведущим уровнем во все последующие периоды онтогенеза. В возрасте 3 — 5 лет появляется игровая деятельность, что способствует развитию высшей нервной деятельности, тренировке памяти. Ребенок учится рисовать, играть на музыкальных инструментах. В 4—5 лет ему доступны разнообразные и сложные движения: бег, прыжки, катание на коньках, гимнастические, акробатические упражнения. Кроме того, он осваивает и более точные Движения, связанные с развитием мелких мышц кисти. Большинство детей при ходьбе держат стопы параллельно (у взрослых людей они обычно развернуты кнаружи под углом 35°). В дошкольном возрасте они незначительно развернуты кнаружи примерно у 23% детей. Постепенно число детей, ставящих стопы Под углом, увеличивается. Следует отметить, что у маленьких детей значительно чаще, чем у взрослых, стопы повернуты внутрь. Развертывание стоп кнаружи с возрастом обеспечивает большую площадь опоры, что диктуется изменением соотношения Частей тела, а следовательно, и центра тяжести. В возрасте 6 лет завершается один из узловых этапов в развитии Двигательного анализатора: улучшается анализ тактильно-кинестетических сигналов и усиливается концентрация нервных процессов. Однако координационные способности растущего организма еще длительное время несовершенны. Так, значительная иррадиация возбуждения отмечается при исследовании феномена разведения пальцев рук и открывании рта. Содружественное движение пальцев рук при открывании рта в 6 —7 лет встречается в 70-80 %, в 9-10 лет - в 55-60 %, в 12-14 лет - в 40-48 % случаев. Характерно, что у детей с повышенной возбудимостью этот феномен встречается чаще, чем у спокойных. В последующие возрастные периоды заметно увеличиваются точность и меткость движений. Наиболее высокий темп динамики точности и частоты воспроизводимых движений наблюдается с 7 до 10 лет, что связано с двигательной активностью, интенсивным созреванием кинестетического анализатора, формированием систем корково-подкорковых и внутрикортикальных проводящих путей и функциональных связей между двигательными и ассоциативными областями коры больших полушарий головного Мозга. Скорость однократного движения (указательного пальца, кисти руки, предплечья, плеча, шеи, туловища, бедра, голени, стопы) значительно возрастает к 13 —14 годам, приближаясь к величинам у взрослых. В дальнейшем темп увеличения скорости Движения замедляется и к 16 — 17 годам даже несколько снижается. Затем в большинстве групп мышц скорость однократного движения вновь увеличивается и достигает наибольшей величины к 20-30 годам. Совершенство двигательной функции обусловлено объемом и силой произвольных движений, скоростью и точностью выполнения двигательных актов, их синхронностью и экономичностью. Это достигается, с одной стороны, темпом созревания центральных и периферических звеньев двигательного аппарата, а с другой — путем обучения и тренировки. Знание особенностей становления и развития двигательной функции позволяет педагогу рассчитывать нагрузки для ребенка и выдвигать определенные требования в зависимости от возрастной физиологии, а тренерам — строить и совершенствовать систему воспитания движений. Известно, что в определенных видах спорта (гимнастика, фигурное катание), а также в музыке и балете пе- дагоги стараются отобрать детей в более раннем возрасте, так как сложные по моторике упражнения сами приводят к усложнению систем нейронных связей мозга, когда на построение двигательной функции «привлекаются» как можно больше нейронов и их связей с увеличением и усложнением синаптического аппарата и нейронных сетей в целом. С другой стороны, нельзя требовать невозможного. Особенно это касается детей с несовершенным двигательным анализатором в силу его повреждения или недоразвития. Отмечено, что в популяции совершенно нормальных в интеллектуальном отношении детей имеются индивидуумы с несовершенной двигательной функцией. Такие дети неловки, у них нарушена тонкая координация движений или выносливость. Этот феномен обусловлен гетерохромией, неравномерностью созревания различных систем и отделов мозга. В таких случаях необходима упорная и терпеливая работа по воспитанию движений. В ряде случаев при повреждении двигательного аппарата упражнения по воспитанию движений, а также массаж и другие лечебные мероприятия неэффективны. Как же помочь детям с сохранным интеллектом, но с грубыми двигательными нарушениями? В данных случаях технический прогресс может значительно облегчить задачу педагога-дефектолога, позволяя решить ее иначе (например, с помощью компьютера).
Глава 3 ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА Вегетативная (автономная) нервная система представляет собой часть нервной системы, которая принимает участие в иннервации всех внутренних органов, кровеносных и лимфатических сосудов, желез, гладкой и отчасти поперечнополосатой мускулатуры. Эта система делится на центральный и периферический отделы. Центральным регулирующим звеном является гипоталамус — отдел мозга, лежащий по обеим сторонам III желудочка большого мозга. В нем находятся ядра, связанные многочисленными волокнами с корой полушарий большого мозга и нижележащими отделами среднего, продолговатого и спинного мозга. В целом структуры внутренних отделов височных и лобных долей, гипоталамус и ретикулярная формация ствола и спинного мозга образуют так называемую лимбическую систему (см. рис. 7). Она имеет большое значение для психики, обусловливая пищевое и половое поведение, а также регулирует эмоциональное состояние человека. Периферическое звено состоит из: 1) пограничного ствола с паравертебральными узлами; 2) ряда отходящих от пограничного ствола серых (безмякотных) и белых (мякотных) волокон; 3) нервных сплетений вне и внутри органов; 4) отдельных периферических клеток и их скоплений (превертебральных узлов), включенных в нервные стволы и сплетения. Аксоны клеток центрального звена с помощью медиаторов, синтезирующихся и накапливающихся в нервных окончаниях, контактируют с телами или дендритами периферических клеток, аксоны которых заканчиваются в синапсах того или иного органа. Особенностью синаптической связи является передача импульса только в одном направлении — от пресинаптических окончаний к постсинаптической структуре. Проходящий в синапсах сигнал может трансформироваться: тормозиться, суммироваться, изменять ритм импульса. Симпатическая часть нервной системы иннервирует все органы и ткани, имея общее эмбриональное происхождение с хро-маффинной тканью, составляет с ней единое функциональное целое — симпатико-адреналиновую систему. Парасимпатическая часть нервной системы иннервирует не все органы и ткани. Этой иннервации лишена большая часть крове- носных сосудов, матка, мозговой слой надпочечников, гипофиз, скелетные мышцы, рецепторы. В онтогенезе вегетативная нервная система претерпевает существенные структурные и функциональные изменения, меняется доля участия ее отделов в регуляции функций организма. Строение вегетативной нервной системы с указанием инневируемых органов представлено на рис. II (цветная вклейка). Структурно-функциональная характеристика Вегетативная нервная система новорожденных характеризуется своей незрелостью. Подтверждением служат небольшой мембранный потенциал нейронов вегетативных ганглиев — 20 мВ (у взрослых — 70—90 мВ), медленное проведение возбуждения, автоматия симпатических нейронов. Медиатором симпатических ганглиев является адреноподобное вещество (у взрослых — ацетил-холин). Отмечается поливалентная чувствительность нейронов вегетативных ганглиев (к ацетилхолину, норадреналину). Н-холи-нергические синапсы появляются на 2-й неделе жизни. Развитие холинергической передачи в ганглиях происходит одновременно с процессом миелинизации преганглионарных волокон. В онтогенезе число холинергических синапсов в структурах вегетативной нервной системы постепенно увеличивается. Специализация медиаторов в онтогенезе достигается как в результате формирования в клетках рецептивных структур, высокочувствительных к действию медиаторов, так и за счет более строгой локализации образования и выделения медиаторов. Автоматия клеток симпатических ганглиев и низкий мембранный потенциал симпатических нейронов новорожденных объясняются функциональными особенностями мембраны нейронов, обладающей высокой проницаемостью для ионов натрия, что приводит также к спонтанной активности этих нейронов. Важную роль в созревании и формировании функции периферических ганглиозных клеток играют биологически активные вещества и импульсы, поступающие из ЦНС. Об этом, в частности, свидетельствуют те изменения, которые развиваются после перерезки преганглионарных волокон в эксперименте у взрослых животных. Через 3—4 нед после перерезки ганглионарные клетки начинают проявлять свойства, подобные таковым ганглионарных клеток новорожденных: уменьшается мембранный потенциал, восстанавливается автоматия, появляется поливалентная чувствительность к медиаторам, т.е. периферические вегетативные ганглии вновь приобретают свойства симпатических ганглиев раннего онтогенетического периода. Характерной особенностью вегетативной нервной системы в первые годы жизни ребенка являются повышенная возбудимость, непостоянство вегетативных реакций, значительная их выраженность и легкая генерализация возбуждения. У детей, особенно грудного возраста, наблюдается неустойчивость показателей вегетативных функций, например частоты дыхания, пульса. Устойчивость их начинает развиваться на втором году жизни ребенка. Участие симпатической и парасимпатической нервной системы в регуляции функций В первые годы жизни главную роль в регуляции функций внутренних органов играет симпатический отдел вегетативной нервной системы. Парасимпатический отдел включается в рефлекторные реакции с 3-го месяца жизни. К 3 годам тонус блуждающего нерва становится более выраженным, о чем свидетельствует появление дыхательной аритмии. Однако преобладающее влияние симпатической нервной системы сохраняется до 7 лет. Несмотря на то что в период новорожденное™ тонус блуждающего нерва незначителен, может наблюдаться глазосердечный рефлекс Даньини — Ашнера (при надавливании на глазные яблоки пульс урежается). Рефлекторное влияние на сердце путем повышения тонуса блуждающего нерва может быть весьма выраженным. Описаны случаи прекращения деятельности сердца при введении носоглоточных тампонов недоношенным детям. Максимальное замедление пульса (от 150 до 30 в минуту) отмечено у них при надавливании на передний родничок. Брадикардия наблюдалась у недоношенных детей при кормлении с помощью зонда, икоте, зевании, дефекации. Парасимпатическая хронотропная реакция, слабо выраженная у 6-месячных детей, усиливается с возрастом, что расширяет возможности рефлекторного воздействия на деятельность сердца. У физиологически зрелых детей увеличение выраженности тонуса блуждающего нерва в начале его формирования сочетается с повышением тонического возбуждения сосудодвигательного центра. Следует отметить, что отделы вегетативной нервной системы не начинают функционировать по отношению к различным системам организма в упорядоченной однотипной последовательности. Так, в регуляцию функций желудочно-кишечного тракта сначала включается парасимпатическая нервная система, симпатическая же регуляция начинает действовать в период отнятия от груди. В регуляции деятельности сердца парасимпатическую нервную систему опережает симпатическая. Механизм формирования тонуса блуждающего нерва В формировании тонуса блуждающего нерва важную роль играет афферентная импульсация от различных рефлексогенных зон, в том числе и от проприорецепторов. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что недостаточная двигательная активность сопровождается недостаточной степенью выраженности тонуса блуждающего нерва. Большое значение в становлении тонуса блуждающего нерва имеет импульсация от хеморецепторов сосудов и внутренних органов по типу рефлекса. В связи с развитием скелетной мускулатуры меняющаяся про-приорецептивная афферентная импульсация обусловливает торможение дыхательного центра и тем самым уменьшение частоты дыхания в состоянии покоя, что сопровождается снижением парциального давления кислорода в альвеолах легких и в плазме крови. Если напряжение кислорода в плазме крови снижается до уровня, являющегося пороговым для созревающих хеморецепторов синокаротидной и аортальной зон, то возникает афферентный импульс, способствующий рефлекторному возникновению тонуса блуждающего нерва. Степень выраженности афферентной им-пульсации и соответственно тонуса блуждающего нерва тем значительнее, чем ниже частота дыхания и напряжение кислорода в плазме крови. Афферентация от периферических отделов слухового и зрительного анализаторов, прессорецепторов сосудистых рефлексогенных зон также способствует развитию тонуса центров блуждающего нерва. Для оценки степени выраженности тонуса отделов вегетативной нервной системы в детском возрасте используют такие рефлексы, как глазосердечный и дермографический. Глазосердечный рефлекс (давление на боковые поверхности глаз в течение 20—60 с) вызывает замедление пульса, падение артериального давления, замедление дыхания. Рефлекс проявляется быстро (через 3 — 5 с) или медленно (через 8 —10 с). Эффект считается положительным, если пульс замедляется на 4—12 в минуту, резко положительным — при замедлении пульса более чем на 12 в минуту. Дермографический рефлекс — раздражение кожи штрихами — вызывает через 5 —10 с появление белых или красных полос. Белые полосы исчезают через 5—12 с, красные — через 3 мин. Интенсивно выраженные и долго не исчезающие белые полосы указывают на преобладание симпатического отдела, а красные — парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Глава 4 ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ (НЕРВ - СИНАПС - МЫШЦА) Нерв Нервом называется анатомическое образование, состоящее из нервных волокон, имеющих общую оболочку. Различают двигательные, чувствительные, вегетативные и смешанные нервы. Двигательные нервы состоят из волокон клеток передних рогов спинного мозга или из ядер ствола мозга (глазодвигательный, подъязычный нервы и др.). Смешанные нервы содержат как двигательные, так и чувствительные Волокна (тройничный, лицевой, слуховой; блуждающий и языкоглоточный нервы; последние содержат и вегетативные волокна). Двигательные нервы иннервируют поперечнополосатые мышцы, а через ганглии автономной системы и гладкие мышцы внутренних органов и желез. Волокна корешков спинномозговых нервов выходят через межпозвоночные отверстия и образуют сегментарные (межреберные) нервы, сплетения (подмышечное или крестцовое), затем разделяются на крупные стволы с отходящими от них нервами, иннервирующими отдельные мышцы, надкостницу и кожу. Нервы очень эластичны, подвижны и устойчивы к повреждениям. Часто они проходят вместе с сосудами, образуя сосудисто-нервный пучок.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |