Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Двигательные навыки




Созревание ЦНС на первом году жизни способствует форми­рованию активности мышц в определенную динамическую систе­му, начиная с первых хватательных движений руки по направле-


Рис. 14. Этапы развития двигательных навыков у ребенка грудного возраста

нию к видимому предмету и кончая сложными локомоторными движениями: ползанием, вставанием, ходьбой (рис. 14).

Период развития двигательной активности грудного ребенка можно разделить на несколько четко очерченных этапов* каждый из которых занимает нескольких месяцев и ведет к появлению определенных двигательных навыков, характерных именно для этого возраста.

Период от 2-го до 5-го месяца жизни. С 2-месячного возраста начинается развитие движений рук в направлении видимого пред­мета. При встрече руки с предметом происходит его захватывание. К концу 2-го месяца жизни ребенок, положенный на живот, при­обретает способность к рефлекторному тоническому сокращению шейной мускулатуры и может удерживать головку. Окончательно формирование способности удерживать головку завершается к 3-му месяцу жизни. В дальнейшем в положении на животе ребенок все выше поднимает голову и верхнюю часть туловища, дольше сохраняя принятое положение.

В возрасте 3 мес начинаются осваивание навыка ползания и использование его до начала ходьбы.

В 4—5 мес развивается способность переворачиваться сначала со спины на живот, затем обратно. Все перечисленные двигатель-



ные навыки продолжают совершенствоваться и в последующие месяцы грудного периода развития.

Период от 5 до 9 мес. С 5-месячного возраста ребенок при под­держке взрослых учится переступать. Положение ног при пересту-пании отличается от такового при ходьбе.

В 6—7 мес ребенок начинает садиться, встает на четвереньки — готовится к принятию вертикального положения.

В возрасте 7—8 мес ребенок может вставать, стоять и опускать­ся, придерживаясь руками за предметы, но ходить еще не спосо­бен. Однако он перемещается довольно активно и в 8 мес свобод­но проползает большое расстояние, может спускаться или вползать по наклонной плоскости. Ползание развивает и укрепляет муску­латуру и способствует развитию координации движения.

В период от 9 до 12 мес развитие двигательной активности ха­рактеризуется двумя главными событиями.

Во-первых, координируется деятельность верхних конечностей. К 10-му месяцу движения рук становятся точными, плановыми. Отмечается предварительное приспособление пальцев руки к форме объекта, который ребенок намеревается схватить. Возможны хва­тательные движения вслепую за счет предварительного нацелива­ния на предмет. Появляются различия в действиях правой и левой руки, которые после первого года жизни приобретают устойчи­вый характер. Этому способствует корригирующее влияние взрос­лых (игры, обучение). В 11 мес дети пьют из чашки, удерживая ее обеими руками, делают попытки есть ложкой, ставят один пред­мет на другой, нанизывают кольца на стержень.

Во-вторых, в этот период ребенок делает первые попытки са­мостоятельной ходьбы. К концу первого и началу второго года он начинает ходить при поддержке. Началом самостоятельной ходь­бы считается день, когда ребенок без посторонней помощи про­шел несколько шагов. Однако следует отметить, что у ребенка из-за относительно большой тяжести верхней части тела и особенно головы центр тяжести расположен выше, чем у взрослого, что является причиной нестабильности вертикального положения. Поддержание вертикальной позы требует сложной нервно-мышеч­ной координации, которая у ребенка 1 года несовершенна. Сохра­нение вертикального положения теш есть непрерывная борьба с падением, т.е. перераспределение тонуса среди различных мышеч­ных групп, способных сохранить тело в вертикальном положении.

В основе физиологических механизмов произвольных движе­ний лежат условно-рефлекторные связи моторной зоны коры боль­ших полушарий. Образование новых двигательных навыков часто происходит методом проб и ошибок. Особое значение имеет при­обретение новых двигательных навыков путем подражания. При формировании новых движений существенную роль играет взаи-


модействие зрительного и двигательного анализаторов. Структура этого взаимодействия меняется в течение онтогенетического раз­вития в процессе обучения. Итак, в начале второго года жизни совершается важнейшее событие в жизни ребенка: он научился ходить, наступил следующий возрастной период.

Другие возрастные периоды (двигательные навыки). На первом году жизни совершенствуется процесс ходьбы. В раннем онтогене­зе быстрые движения, в которых имеются элементы переключе­ния (изменение скорости, направления движения с помощью включения в активность разных групп мышц), представляют боль­шую сложность. Ребенок много времени уделяет овладению навы­ками смены быстрого движения на медленное при сокращении одной и той же мышцы. Простые быстрые движения он осваивает значительно быстрее.

Быстрота двигательных реакций на ранних этапах онтогенеза находится в зависимости от степени функционального развития нервных центров и периферических нервов, что и обусловливает скорость проведения импульса.

На втором году жизни у детей появляется способность к бегу, перешагиванию через предметы, самостоятельному подъему по лестнице. Именно в этом возрасте обнаруживаются элементы «по­лета» (прыжки в длину). Время «полета» постоянно наращивает­ся, так как с возрастом во время бега увеличивается длина ша­гов.

На третьем году жизни ребенок начинает подпрыгивать на ме­сте. Однако в этом возрасте одновременный подъем двух ног при прыжках на месте отмечается в 50—60 %, а перепрыгивание через препятствие — лишь в 30—40 % случаев. Руки при прыжке внача­ле двигаются в противоположном перемещению тела направле­нии. В более старшем возрасте становятся стабилизаторами, пере­мещаются вверх, а позже используются для увеличения скорости движения. Ведущим становится теменно-премоторный уровень орга­низации произвольных движений. Для новых движений он остается ведущим уровнем во все последующие периоды онтогенеза.

В возрасте 3 — 5 лет появляется игровая деятельность, что спо­собствует развитию высшей нервной деятельности, тренировке памяти. Ребенок учится рисовать, играть на музыкальных инстру­ментах. В 4—5 лет ему доступны разнообразные и сложные движе­ния: бег, прыжки, катание на коньках, гимнастические, акроба­тические упражнения. Кроме того, он осваивает и более точные Движения, связанные с развитием мелких мышц кисти.

Большинство детей при ходьбе держат стопы параллельно (у взрослых людей они обычно развернуты кнаружи под углом 35°). В дошкольном возрасте они незначительно развернуты кнаружи примерно у 23% детей. Постепенно число детей, ставящих стопы


Под углом, увеличивается. Следует отметить, что у маленьких де­тей значительно чаще, чем у взрослых, стопы повернуты внутрь.

Развертывание стоп кнаружи с возрастом обеспечивает боль­шую площадь опоры, что диктуется изменением соотношения Частей тела, а следовательно, и центра тяжести.

В возрасте 6 лет завершается один из узловых этапов в развитии Двигательного анализатора: улучшается анализ тактильно-кине­стетических сигналов и усиливается концентрация нервных про­цессов. Однако координационные способности растущего организ­ма еще длительное время несовершенны. Так, значительная иррадиация возбуждения отмечается при исследовании феномена разведения пальцев рук и открывании рта. Содружественное дви­жение пальцев рук при открывании рта в 6 —7 лет встречается в 70-80 %, в 9-10 лет - в 55-60 %, в 12-14 лет - в 40-48 % случаев. Характерно, что у детей с повышенной возбудимостью этот феномен встречается чаще, чем у спокойных.

В последующие возрастные периоды заметно увеличиваются точ­ность и меткость движений. Наиболее высокий темп динамики точности и частоты воспроизводимых движений наблюдается с 7 до 10 лет, что связано с двигательной активностью, интенсив­ным созреванием кинестетического анализатора, формировани­ем систем корково-подкорковых и внутрикортикальных проводя­щих путей и функциональных связей между двигательными и ассоциативными областями коры больших полушарий головного Мозга.

Скорость однократного движения (указательного пальца, кис­ти руки, предплечья, плеча, шеи, туловища, бедра, голени, сто­пы) значительно возрастает к 13 —14 годам, приближаясь к вели­чинам у взрослых. В дальнейшем темп увеличения скорости Движения замедляется и к 16 — 17 годам даже несколько снижает­ся. Затем в большинстве групп мышц скорость однократного дви­жения вновь увеличивается и достигает наибольшей величины к 20-30 годам.

Совершенство двигательной функции обусловлено объемом и силой произвольных движений, скоростью и точностью выпол­нения двигательных актов, их синхронностью и экономичностью. Это достигается, с одной стороны, темпом созревания централь­ных и периферических звеньев двигательного аппарата, а с дру­гой — путем обучения и тренировки.

Знание особенностей становления и развития двигательной функции позволяет педагогу рассчитывать нагрузки для ребенка и выдвигать определенные требования в зависимости от возрастной физиологии, а тренерам — строить и совершенствовать систему воспитания движений. Известно, что в определенных видах спорта (гимнастика, фигурное катание), а также в музыке и балете пе-


дагоги стараются отобрать детей в более раннем возрасте, так как сложные по моторике упражнения сами приводят к услож­нению систем нейронных связей мозга, когда на построение дви­гательной функции «привлекаются» как можно больше нейро­нов и их связей с увеличением и усложнением синаптического аппарата и нейронных сетей в целом. С другой стороны, нельзя требовать невозможного. Особенно это касается детей с несовер­шенным двигательным анализатором в силу его повреждения или недоразвития.

Отмечено, что в популяции совершенно нормальных в интел­лектуальном отношении детей имеются индивидуумы с несовер­шенной двигательной функцией. Такие дети неловки, у них нару­шена тонкая координация движений или выносливость. Этот феномен обусловлен гетерохромией, неравномерностью созрева­ния различных систем и отделов мозга. В таких случаях необходима упорная и терпеливая работа по воспитанию движений.

В ряде случаев при повреждении двигательного аппарата уп­ражнения по воспитанию движений, а также массаж и другие лечебные мероприятия неэффективны. Как же помочь детям с сохранным интеллектом, но с грубыми двигательными наруше­ниями? В данных случаях технический прогресс может значитель­но облегчить задачу педагога-дефектолога, позволяя решить ее иначе (например, с помощью компьютера).

 


 

Глава 3 ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Вегетативная (автономная) нервная система представляет со­бой часть нервной системы, которая принимает участие в иннерва­ции всех внутренних органов, кровеносных и лимфатических сосу­дов, желез, гладкой и отчасти поперечнополосатой мускулатуры. Эта система делится на центральный и периферический отделы.

Центральным регулирующим звеном является гипоталамус — отдел мозга, лежащий по обеим сторонам III желудочка большо­го мозга. В нем находятся ядра, связанные многочисленными во­локнами с корой полушарий большого мозга и нижележащими отделами среднего, продолговатого и спинного мозга. В целом струк­туры внутренних отделов височных и лобных долей, гипоталамус и ретикулярная формация ствола и спинного мозга образуют так называемую лимбическую систему (см. рис. 7). Она имеет большое значение для психики, обусловливая пищевое и половое поведе­ние, а также регулирует эмоциональное состояние человека.

Периферическое звено состоит из: 1) пограничного ствола с паравертебральными узлами; 2) ряда отходящих от погранично­го ствола серых (безмякотных) и белых (мякотных) волокон; 3) нервных сплетений вне и внутри органов; 4) отдельных пери­ферических клеток и их скоплений (превертебральных узлов), включенных в нервные стволы и сплетения.

Аксоны клеток центрального звена с помощью медиаторов, синтезирующихся и накапливающихся в нервных окончаниях, контактируют с телами или дендритами периферических клеток, аксоны которых заканчиваются в синапсах того или иного органа. Особенностью синаптической связи является передача импульса только в одном направлении — от пресинаптических окончаний к постсинаптической структуре. Проходящий в синапсах сигнал может трансформироваться: тормозиться, суммироваться, изме­нять ритм импульса.

Симпатическая часть нервной системы иннервирует все орга­ны и ткани, имея общее эмбриональное происхождение с хро-маффинной тканью, составляет с ней единое функциональное целое — симпатико-адреналиновую систему.

Парасимпатическая часть нервной системы иннервирует не все органы и ткани. Этой иннервации лишена большая часть крове-


носных сосудов, матка, мозговой слой надпочечников, гипофиз, скелетные мышцы, рецепторы.

В онтогенезе вегетативная нервная система претерпевает суще­ственные структурные и функциональные изменения, меняется доля участия ее отделов в регуляции функций организма. Строе­ние вегетативной нервной системы с указанием инневируемых органов представлено на рис. II (цветная вклейка).

Структурно-функциональная характеристика

Вегетативная нервная система новорожденных характеризу­ется своей незрелостью. Подтверждением служат небольшой мем­бранный потенциал нейронов вегетативных ганглиев — 20 мВ (у взрослых — 70—90 мВ), медленное проведение возбуждения, автоматия симпатических нейронов. Медиатором симпатических ганглиев является адреноподобное вещество (у взрослых — ацетил-холин). Отмечается поливалентная чувствительность нейронов веге­тативных ганглиев (к ацетилхолину, норадреналину). Н-холи-нергические синапсы появляются на 2-й неделе жизни. Развитие холинергической передачи в ганглиях происходит одновременно с процессом миелинизации преганглионарных волокон. В онтоге­незе число холинергических синапсов в структурах вегетативной нервной системы постепенно увеличивается. Специализация ме­диаторов в онтогенезе достигается как в результате формирова­ния в клетках рецептивных структур, высокочувствительных к действию медиаторов, так и за счет более строгой локализации образования и выделения медиаторов.

Автоматия клеток симпатических ганглиев и низкий мембран­ный потенциал симпатических нейронов новорожденных объяс­няются функциональными особенностями мембраны нейронов, обладающей высокой проницаемостью для ионов натрия, что приводит также к спонтанной активности этих нейронов.

Важную роль в созревании и формировании функции перифе­рических ганглиозных клеток играют биологически активные ве­щества и импульсы, поступающие из ЦНС. Об этом, в частности, свидетельствуют те изменения, которые развиваются после пере­резки преганглионарных волокон в эксперименте у взрослых жи­вотных. Через 3—4 нед после перерезки ганглионарные клетки на­чинают проявлять свойства, подобные таковым ганглионарных клеток новорожденных: уменьшается мембранный потенциал, восстанавливается автоматия, появляется поливалентная чувстви­тельность к медиаторам, т.е. периферические вегетативные ганг­лии вновь приобретают свойства симпатических ганглиев раннего онтогенетического периода.


Характерной особенностью вегетативной нервной системы в первые годы жизни ребенка являются повышенная возбудимость, непостоянство вегетативных реакций, значительная их выражен­ность и легкая генерализация возбуждения. У детей, особенно груд­ного возраста, наблюдается неустойчивость показателей вегета­тивных функций, например частоты дыхания, пульса. Устойчивость их начинает развиваться на втором году жизни ребенка.

Участие симпатической и парасимпатической нервной системы в регуляции функций

В первые годы жизни главную роль в регуляции функций внут­ренних органов играет симпатический отдел вегетативной нервной системы. Парасимпатический отдел включается в рефлекторные реакции с 3-го месяца жизни. К 3 годам тонус блуждающего нерва становится более выраженным, о чем свидетельствует появление дыхательной аритмии. Однако преобладающее влияние симпати­ческой нервной системы сохраняется до 7 лет. Несмотря на то что в период новорожденное™ тонус блуждающего нерва незначите­лен, может наблюдаться глазосердечный рефлекс Даньини — Ашнера (при надавливании на глазные яблоки пульс урежается).

Рефлекторное влияние на сердце путем повышения тонуса блуж­дающего нерва может быть весьма выраженным. Описаны случаи прекращения деятельности сердца при введении носоглоточных тампонов недоношенным детям. Максимальное замедление пульса (от 150 до 30 в минуту) отмечено у них при надавливании на передний родничок. Брадикардия наблюдалась у недоношенных детей при кормлении с помощью зонда, икоте, зевании, дефе­кации.

Парасимпатическая хронотропная реакция, слабо выраженная у 6-месячных детей, усиливается с возрастом, что расширяет воз­можности рефлекторного воздействия на деятельность сердца.

У физиологически зрелых детей увеличение выраженности то­нуса блуждающего нерва в начале его формирования сочетается с повышением тонического возбуждения сосудодвигательного центра. Следует отметить, что отделы вегетативной нервной си­стемы не начинают функционировать по отношению к различ­ным системам организма в упорядоченной однотипной последо­вательности. Так, в регуляцию функций желудочно-кишечного тракта сначала включается парасимпатическая нервная система, симпатическая же регуляция начинает действовать в период отня­тия от груди. В регуляции деятельности сердца парасимпатическую нервную систему опережает симпатическая.


Механизм формирования тонуса блуждающего нерва

В формировании тонуса блуждающего нерва важную роль игра­ет афферентная импульсация от различных рефлексогенных зон, в том числе и от проприорецепторов. Об этом, в частности, сви­детельствует тот факт, что недостаточная двигательная активность сопровождается недостаточной степенью выраженности тонуса блуждающего нерва.

Большое значение в становлении тонуса блуждающего нерва имеет импульсация от хеморецепторов сосудов и внутренних ор­ганов по типу рефлекса.

В связи с развитием скелетной мускулатуры меняющаяся про-приорецептивная афферентная импульсация обусловливает тор­можение дыхательного центра и тем самым уменьшение частоты дыхания в состоянии покоя, что сопровождается снижением пар­циального давления кислорода в альвеолах легких и в плазме крови.

Если напряжение кислорода в плазме крови снижается до уров­ня, являющегося пороговым для созревающих хеморецепторов синокаротидной и аортальной зон, то возникает афферентный импульс, способствующий рефлекторному возникновению тону­са блуждающего нерва. Степень выраженности афферентной им-пульсации и соответственно тонуса блуждающего нерва тем зна­чительнее, чем ниже частота дыхания и напряжение кислорода в плазме крови. Афферентация от периферических отделов слухово­го и зрительного анализаторов, прессорецепторов сосудистых реф­лексогенных зон также способствует развитию тонуса центров блуждающего нерва.

Для оценки степени выраженности тонуса отделов вегетатив­ной нервной системы в детском возрасте используют такие реф­лексы, как глазосердечный и дермографический.

Глазосердечный рефлекс (давление на боковые поверхности глаз в течение 20—60 с) вызывает замедление пульса, падение артериального давления, замедление дыхания. Рефлекс проявля­ется быстро (через 3 — 5 с) или медленно (через 8 —10 с). Эффект считается положительным, если пульс замедляется на 4—12 в ми­нуту, резко положительным — при замедлении пульса более чем на 12 в минуту.

Дермографический рефлекс — раздражение кожи штрихами — вызывает через 5 —10 с появление белых или красных полос. Бе­лые полосы исчезают через 5—12 с, красные — через 3 мин. Ин­тенсивно выраженные и долго не исчезающие белые полосы ука­зывают на преобладание симпатического отдела, а красные — парасимпатического отдела вегетативной нервной системы.


Глава 4

ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ

(НЕРВ - СИНАПС - МЫШЦА)

Нерв

Нервом называется анатомическое образование, состоящее из нервных волокон, имеющих общую оболочку. Различают двигатель­ные, чувствительные, вегетативные и смешанные нервы. Двигатель­ные нервы состоят из волокон клеток передних рогов спинного мозга или из ядер ствола мозга (глазодвигательный, подъязычный нервы и др.). Смешанные нервы содержат как двигательные, так и чувствительные Волокна (тройничный, лицевой, слуховой; блуж­дающий и языкоглоточный нервы; последние содержат и вегета­тивные волокна).

Двигательные нервы иннервируют поперечнополосатые мыш­цы, а через ганглии автономной системы и гладкие мышцы внут­ренних органов и желез. Волокна корешков спинномозговых не­рвов выходят через межпозвоночные отверстия и образуют сегментарные (межреберные) нервы, сплетения (подмышечное или крестцовое), затем разделяются на крупные стволы с отходя­щими от них нервами, иннервирующими отдельные мышцы, над­костницу и кожу.

Нервы очень эластичны, подвижны и устойчивы к поврежде­ниям. Часто они проходят вместе с сосудами, образуя сосудисто-нервный пучок.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1156; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.