КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Изменение рефлексогенных зон некоторых рефлексов новорожденного
Параллельно с развитием установочных рефлексов в раннем постнатальном периоде происходит не только совершенствование ранее возникших рефлексов, но и появление новых рефлексов с кожной поверхности и глубоких тканей тела, носящих преимущественно защитный характер. Ряд рефлексов новорожденного постепенно исчезает. Однако ослабление или отсутствие на поздних этапах онтогенеза рефлексов новорожденного и ребенка грудного возраста не означает окончательного исчезновения их. Многие из рефлексов подвергаются лишь угнетению в результате развивающихся тормозных влияний со стороны вышележащих отделов мозга, в особенности коры больших полушарий, на нижележащие центры. Рефлексы новорожденного. Безусловные рефлексы новорожденного целесообразно разделить на следующие основные группы: пищевые, защитные, двигательные и тонические. Пищевые рефлексы (сосательный и глотательный) появляются при механическом, тепловом и вкусовом раздраже- нии рецепторов ротовой и околоротовой областей. Если, например, вложить ребенку в рот соску, то он начинает совершать активные сосательные движения. Сосательный рефлекс исчезает к концу первого года жизни. Защитные рефлексы: мигательный — возникает при освещении глаз светом или при раздражении поверхности носа, век, ресниц, роговой оболочки глаз; зрачковый — диаметр зрачка уменьшается при освещении; отдергивание конечности в ответ на болевое раздражение. Двигательные рефлексы: хватательный (рефлекс Робинсона) — схватывание и прочное удержание предмета (пальца, карандаша, игрушки) при прикосновении ладони. Иногда при этом удается приподнять ребенка над опорой. Исчезает на 2-4-м месяце; обхватывание (рефлекс Моро) — отведение рук в стороны и разгибание пальцев с последующим возвращением рук в исходное положение. Рефлекс вызывается различными приемами: ребенка, находящегося на руках у врача, резко опускают на 20 см и затем поднимают до исходного уровня; сотрясение (удар по поверхности, на которой лежит ребенок); быстрый подъем из положения на спине. Исчезает после 4 мес; подошвенный (рефлекс Бабинского) — изолированное тыльное разгибание большого пальца и подошвенное сгибание остальных, которые иногда веерообразно расходятся, при раздражении подошвы по наружному краю стопы в направлении от пятки к пальцам. Исчезает после 12 мес; коленный — сгибание (у взрослых — разгибание) коленного сустава при раздражении сухожилий четырехглавой мышцы ниже коленной чашечки. Сгибание связано с преобладанием Чгонуса мышц-сгибателей. На 2-м месяце рефлекс преобразуется в раз-гибательный; хоботковый — выпячивание губ хоботком в результате сокращения круговой мышцы рта при легком ударе пальцем по губам ребенка или поколачивания кожи вокруг рта на уровне десен. Исчезает к концу первого полугодия жизни; поисковый (поиск груди матери) — поглаживание кожи в области утла рта вызывает опускание губ, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Рефлекс более ярко выражен перед кормлением. Исчезает к концу первого года жизни; ползания (рефлекс Бауэра) — ребенка кладут на живот так, чтобы голова и туловище были расположены на одной линии. В таком положении ребенок на несколько мгновений поднимает голову и совершает движения, напоминающие ползание (спонтанное ползание). Если же подставить под подошвы ладонь, то эти движения оживятся: в «ползание» включатся руки, и ребенок 2-2779 начнет активно отталкиваться нога>^и от препятствия. Этот рефлекс исчезает к 4 мес. Тонические рефлексы' лабиринтный - вызывается рефлекс Кернига - у ребенка Учащего на спине' сгибают ногу в тазобедренном и коленном'сУ°Тавах' а затем пытаются Ра~ зогнуть ее в коленном суставе. Рефл^с считается положительным, если это сделать не удается. Исчезае^ Г1°сле 4 мес; ориентировочные - на Достаточна Сильные раздражения эксте-рорецепторов (вспышка света резки*1 Звук) у новорожденных возникает примитивный ориентировоч^ РеФлекс (старт-рефлекс). Он выражается во вздрагивании реб^Н1са с последующим «замиранием» (торможение двигательной а^ивности, если она была). Уже в конце 1-й и начале 2-й не?СШ после РожДения Ре&енок поворачивает глаза и голову в стор^НУ источника света и звука. Отмечается начальное несовершенна6 слежение за ярким перемещающимся в одной плоскости объе1^0м Раздражения. В более поздние сроки ориентировочный ре#Лекс Д°с™гает наибольшей выраженности, а также отмечаете тенденция к угасанию при многократном действии одного и т<?Г° же Раздражителя. У новорожденного ребенка ведуи^ УРовнем регуляции почти.всех движений является таламопалл^Р™' Более высокие уровни еще не функционируют. Структурно-функционал^ая характеристика центральной нервной <?и«™мы в другие возрастные 1*еРиоды Грудной возрцёт. Созревание ЦН^ й первые месяцы жизни ребенка быстро прогрессирует. Неско^ь^° отстает в морфологическом развитии полосатое тело. Окон^Гельно его морфологическое становление заканчивается к 6 мес £ ^тому же сроку завершается миелинизация полушарий мозжечК^ йаиболее интенсивно мие-линизация ЦНС происходит в кой^ пеРВ0Г0 ~ начале второго года после рождения, когда ребен<?* начинает ходить- В ЦСЛ0М миелинизация проводящих путей I#C' B том числе кортико-спи-нального (пирамидального) и олИ0°-спинального, завершается только к 3-5 годам постнатального Развития. В течение первого года жизни Ребенка происходит значительный рост клеток III и IV слое? 4^го и 6_го полей БР°лмана-
В V слое развиваются гигантские пирамидные клетки Беца. Окончательное морфологическое созревание коркового представительства двигательного анализатора наступает в 6 —7 лет (см. рис. I, цв. вкл.). Созревание центральной и периферической нервной системы, а также скелетной мускулатуры в грудном возрасте бурно прогрессирует, это ведет к увеличению двигательной активности ребенка. В свою очередь, увеличение движений стимулирует рост и развитие не только мускулатуры, но и ЦНС. Чем больше у ребенка возможности двигаться, тем быстрее происходит физическое и умственное развитие. В этот период особенно ярко проявляется результат взаимодействия и взаимовлияния структуры и функции. Эта закономерность взаимодействия структуры и функции у детей различного возраста имеет, как правило, хорошие возможности для ее проявления. Однако в грудном возрасте ребенок нередко ограничен в своих движениях, что пагубно сказывается на его росте и развитии. Поэтому одежда ребенка во все возрастные периоды должна быть свободной, позволяющей совершать любые движения. Развитие произвольных движений во втором квартале жизни связано с развитием пирамидно-стриарного уровня, который становится ведущим к концу "первого года. Питание мозга осуществляется из системы двух пар артерий — сонных и вертебральных. Кровоснабжение мозга у детей обильнее, чем у взрослых. Это объясняется богатством капиллярной сети, которая продолжает увеличиваться и после рождения. Составляя 1/6 массы тела, мозг потребляет 1/3 объема циркулирующей крови, что обеспечивает высокую (в 20 раз выше, чем у мышц) потребность в кислороде быстро растущей нервной ткани. На долю серого вещества приходится 3/4—4/5 кровоснабжения всего головного мозга.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1165; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |