Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изменение рефлексогенных зон некоторых рефлексов новорожденного




 

Название рефлекса Возраст ребенка, ДНИ Рефлексогенная зона
Сосательный Мигательный 1-5 6-10 15 1-5 6-10 Губы, кожа всего лица Губы, кожа вокруг рта Губы Веки, лоб, боковая по­верхность носа Веки, кожа вокруг глаза Веки

Параллельно с развитием установочных рефлексов в раннем постнатальном периоде происходит не только совершенствова­ние ранее возникших рефлексов, но и появление новых рефлек­сов с кожной поверхности и глубоких тканей тела, носящих пре­имущественно защитный характер. Ряд рефлексов новорожденного постепенно исчезает.

Однако ослабление или отсутствие на поздних этапах онтоге­неза рефлексов новорожденного и ребенка грудного возраста не означает окончательного исчезновения их. Многие из рефлексов подвергаются лишь угнетению в результате развивающихся тор­мозных влияний со стороны вышележащих отделов мозга, в осо­бенности коры больших полушарий, на нижележащие центры.

Рефлексы новорожденного. Безусловные рефлексы новорожден­ного целесообразно разделить на следующие основные группы: пищевые, защитные, двигательные и тонические.

Пищевые рефлексы (сосательный и глотательный) появляются при механическом, тепловом и вкусовом раздраже-


нии рецепторов ротовой и околоротовой областей. Если, напри­мер, вложить ребенку в рот соску, то он начинает совершать ак­тивные сосательные движения. Сосательный рефлекс исчезает к концу первого года жизни.

Защитные рефлексы: мигательный — возникает при освещении глаз светом или при раздражении поверхности носа, век, ресниц, роговой оболочки глаз;

зрачковый — диаметр зрачка уменьшается при освещении;

отдергивание конечности в ответ на болевое раздражение.

Двигательные рефлексы: хватательный (рефлекс Робинсона) — схватывание и прочное удержание предмета (паль­ца, карандаша, игрушки) при прикосновении ладони. Иногда при этом удается приподнять ребенка над опорой. Исчезает на 2-4-м месяце;

обхватывание (рефлекс Моро) — отведение рук в стороны и разгибание пальцев с последующим возвращением рук в исход­ное положение. Рефлекс вызывается различными приемами: ре­бенка, находящегося на руках у врача, резко опускают на 20 см и затем поднимают до исходного уровня;

сотрясение (удар по поверхности, на которой лежит ребенок);

быстрый подъем из положения на спине. Исчезает после 4 мес;

подошвенный (рефлекс Бабинского) — изолированное тыль­ное разгибание большого пальца и подошвенное сгибание осталь­ных, которые иногда веерообразно расходятся, при раздражении подошвы по наружному краю стопы в направлении от пятки к пальцам. Исчезает после 12 мес;

коленный — сгибание (у взрослых — разгибание) коленного сустава при раздражении сухожилий четырехглавой мышцы ниже коленной чашечки. Сгибание связано с преобладанием Чгонуса мышц-сгибателей. На 2-м месяце рефлекс преобразуется в раз-гибательный;

хоботковый — выпячивание губ хоботком в результате сокра­щения круговой мышцы рта при легком ударе пальцем по губам ребенка или поколачивания кожи вокруг рта на уровне десен. Ис­чезает к концу первого полугодия жизни;

поисковый (поиск груди матери) — поглаживание кожи в об­ласти утла рта вызывает опускание губ, отклонение языка и пово­рот головы в сторону раздражителя. Рефлекс более ярко выражен перед кормлением. Исчезает к концу первого года жизни;

ползания (рефлекс Бауэра) — ребенка кладут на живот так, чтобы голова и туловище были расположены на одной линии. В таком положении ребенок на несколько мгновений поднимает голову и совершает движения, напоминающие ползание (спон­танное ползание). Если же подставить под подошвы ладонь, то эти движения оживятся: в «ползание» включатся руки, и ребенок


2-2779



начнет активно отталкиваться нога>^и от препятствия. Этот реф­лекс исчезает к 4 мес.

Тонические рефлексы' лабиринтный - вызывается
изменением положения головы в Пг7ОСтРанстве. у ребенка, лежа­
щего на спине, повышен тонус ра^ГР1бателей шеи> спины, ног.
Если же его перевернуть на живот, Увеличивается тонус сгиба­
телей шеи, спины, конечностей' с

рефлекс Кернига - у ребенка Учащего на спине' сгибают ногу в тазобедренном и коленном'сУ°Тавах' а затем пытаются Ра~ зогнуть ее в коленном суставе. Рефл^с считается положительным, если это сделать не удается. Исчезае^ Г1°сле 4 мес;

ориентировочные - на Достаточна Сильные раздражения эксте-рорецепторов (вспышка света резки*1 Звук) у новорожденных воз­никает примитивный ориентировоч^ РеФлекс (старт-рефлекс). Он выражается во вздрагивании реб^Н1са с последующим «замира­нием» (торможение двигательной а^ивности, если она была).

Уже в конце 1-й и начале 2-й не?СШ после РожДения Ре&енок поворачивает глаза и голову в стор^НУ источника света и звука. Отмечается начальное несовершенна6 слежение за ярким переме­щающимся в одной плоскости объе1^ Раздражения. В более по­здние сроки ориентировочный ре#Лекс Д°с™гает наибольшей выраженности, а также отмечаете тенденция к угасанию при многократном действии одного и т<?Г° же Раздражителя.

У новорожденного ребенка ведуи^ УРовнем регуляции почти.всех движений является таламопалл^Р™' Более высокие уров­ни еще не функционируют.

Структурно-функционал^ая характеристика

центральной нервной <?и«™мы в другие

возрастные 1*еРиоды

Грудной возрцёт. Созревание ЦН^ й первые месяцы жизни ре­бенка быстро прогрессирует. Неско^ьотстает в морфологичес­ком развитии полосатое тело. Окон^Гельно его морфологическое становление заканчивается к 6 мес £ ^тому же сроку завершается миелинизация полушарий мозжечК^ йаиболее интенсивно мие-линизация ЦНС происходит в кой^ пеРВ0Г0 ~ начале второго года после рождения, когда ребен<?* начинает ходить- В ЦСЛ0М миелинизация проводящих путей I#C' B том числе кортико-спи-нального (пирамидального) и олИ0°-спинального, завершается только к 3-5 годам постнатального Развития.

В течение первого года жизни Ребенка происходит значи­тельный рост клеток III и IV слое? 4^го и 6_го полей БР°лмана-


 

В V слое развиваются гигантские пирамидные клетки Беца. Окон­чательное морфологическое созревание коркового представитель­ства двигательного анализатора наступает в 6 —7 лет (см. рис. I, цв. вкл.).

Созревание центральной и периферической нервной системы, а также скелетной мускулатуры в грудном возрасте бурно про­грессирует, это ведет к увеличению двигательной активности ре­бенка. В свою очередь, увеличение движений стимулирует рост и развитие не только мускулатуры, но и ЦНС. Чем больше у ребен­ка возможности двигаться, тем быстрее происходит физическое и умственное развитие. В этот период особенно ярко проявляется результат взаимодействия и взаимовлияния структуры и функции. Эта закономерность взаимодействия структуры и функции у де­тей различного возраста имеет, как правило, хорошие возможно­сти для ее проявления.

Однако в грудном возрасте ребенок нередко ограничен в своих движениях, что пагубно сказывается на его росте и развитии. По­этому одежда ребенка во все возрастные периоды должна быть свободной, позволяющей совершать любые движения. Развитие произвольных движений во втором квартале жизни связано с раз­витием пирамидно-стриарного уровня, который становится веду­щим к концу "первого года.

Питание мозга осуществляется из системы двух пар артерий — сонных и вертебральных. Кровоснабжение мозга у детей обиль­нее, чем у взрослых. Это объясняется богатством капиллярной сети, которая продолжает увеличиваться и после рождения. Составляя 1/6 массы тела, мозг потребляет 1/3 объема циркулирующей кро­ви, что обеспечивает высокую (в 20 раз выше, чем у мышц) по­требность в кислороде быстро растущей нервной ткани. На долю серого вещества приходится 3/4—4/5 кровоснабжения всего го­ловного мозга.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1125; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.