Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обреимова Н.И., Петрухин А.С




Федеральная целевая программа книгоиздания России

И ПОДРОСТКОВ

И ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ

ФИЗИОЛОГИИ

Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов РФ

по педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов

дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений

Москва

academ'a


УДК 617.9(075.8) ББК 57.31я73 О 24

Рецензенты:

доктор медицинских наук, профессор,

декан педиатрического факультета РГМУ Н. В. Полунина;

доктор медицинских наук, профессор,

руководитель курса неврологии ФУВ

педиатрического факультета РГМУ К. Ю. Мухин

Рукопись предоставлена литературно-педагогическим агентством «Кафедра-М»

О 24 Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и под­ростков: Учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 376 с, 4 л. ил.: ил.

ISBN 5-7695-0339-4

ISBN 5-7695-0489-7

В учебном пособии рассматриваются возрастные особенности детско­го организма в норме и патологии, приводятся сведения по возрастной эволюции органов и тканей (от периода эмбриогенеза до юношеского) и функциональной анатомии детей и подростков. Это принципиально от­личает данное учебное пособие от других подобных. На основании зако­нов генетики показано наследование отдельных признаков (группы кро­ви), а на примере некоторых заболеваний - механизмы генетической регуляции физиологических функций.

Особое внимание уделено той патологии детского возраста, которая приводит к нарушению поведения, способности к обучению и умствен­ной отсталости. Отражены вопросы регуляции и коррекции физиологи­ческих функций, основы гигиены в различные возрастные периоды.

УДК 617.9(075.8) ББК 57.31я73

ISBN 5-7695-0339-4 © Обреимова Н.И., Петрухин А.С., 2000

ISBN 5-7695-0489-7 © Издательский центр «Академия», 2000


ПРЕДИСЛОВИЕ

Цель педиатра — вырастить здорового ребенка, цель педагога — обучить и воспитать его. Предмет приложения усилий тех и других специалистов — растущий организм, который развивается по оп­ределенным биологическим законам индивидуального развития (онтогенез) в конкретной социальной ситуации. Как врач не мо­жет работать без определенных педагогических знаний, так и пе­дагог должен знать анатомо-физиологические особенности ребенка и основы гигиены.

Учебное пособие «Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков» состоит из трех разделов и содержит сведе­ния о генетике развития человека, его анатомии, физиологии ра­стущего организма в соответствии с возрастными этапами, отра­жающими эволюцию органов, тканей и систем.

Первый раздел посвящен анатомии и физиологии внутренних органов и систем, обмену веществ от периода новорожденности до подросткового возраста. Он начинается с главы о генетиче­ской регуляции деятельности организма человека, затем описана физиология возбудимых тканей, без знания которой невозможно понять общие принципы регуляции функций детского организ­ма, в частности интегральную деятельность мозга, что необходи­мо любому педагогу и дефектологу в особенности.

Во втором разделе обзорно представлена патология органов и систем, которая может приводить к нарушениям способности к обучению в детском возрасте; подробнее это рассматривается в специальном курсе.

В третьем разделе даются сведения о гигиене детей и подростков. Он включает главы, посвященные организации сна и питания де­тей, гигиене зрения, органов дыхания, пищеварения и основы фи­зического и духовного воспитания детей и подростков.

Пособие является теоретической базой для понимания законо­мерностей роста и развития функций систем органов во все пери­оды детства, от внутриутробного до окончания пубертатного воз­раста. Оно написано врачами-педиатрами, имеющими большой клинический и педагогический опыт. По мнению авторов, осно­вой воспитания должен быть индивидуальный подход к ребенку с Целью развития не только разносторонних личностных способно­стей, но и умения адаптироваться в современном мире.

Учебное пособие предназначено для студентов дефектологи­ческих факультетов педагогических вузов. Оно будет также полез­но студентам медицинских, спортивных вузов и может быть ис­пользовано в качестве справочника врачом любой специальности.

Авторы с благодарностью примут и учтут в дальнейшей работе все замечания и советы заинтересованных читателей.


ВВЕДЕНИЕ

Современная педагогика основана на знании закономерно­стей онтогенеза не только на общих условиях, благодаря кото­рым ребенок становится нормальным человеком, но и в особых обстоятельствах развития, складывающихся в отдельных случа­ях, именуемых индивидуальным развитием. К таким условиям относится комплекс природных свойств организма: строение и функционирование, уровень психического развития и его коор­динация с помощью воспитания, гигиенические нормы, необ­ходимые для развития и функционирования организма. В связи с этим данное руководство может являться той теоретической ба­зой, без овладения которой невозможны контроль и воспитание растущего организма ребенка и подростка, тем более что посо­бие охватывает широкий возрастной диапазон, начинающийся с закономерностей роста и развития морфологического субстра­та и функций отдельных систем органов с эмбриогенеза до по­ловой зрелости.

Описание органов и тканей представлено в цефалокаудальном направлении («от головы к хвосту» — в буквальном понимании этого выражения). У человека процессы созревания морфофунк-циональных систем (миелинизация, установочные рефлексы и развитие движений) в действительности происходят в направле­нии сверху вниз при вертикальном положении тела.

Анатомия (от греч. anatome — рассекаю) — наука о формах и строении тела человека и составляющих его органах и тканях во взаимоотношении с их функциями, в процессе происхождения и развития организма как целого.

Описание различных поверхностей дано в определенных плос­костях. Сагиттальная плоскость (sagitt — стрела) — плоскость, рас­секающая тело вертикально в переднезаднем направлении по сред­ней линии. Поверхности, обращенные к средней линии, носят название медиальных, кнаружи от средней линии — латеральных. Фронтальная плоскость (плоскость, параллельная лбу) делит тело человека на переднюю и заднюю половины. Горизонтальная плос­кость делит тело на верхнюю и нижнюю части. Схематичное изоб­ражение человека и описанные плоскости представлены на об­ложке этой книги.

Развитие всех систем органов и целого организма представле­но в динамике, в условиях взаимодействия всего организма в це­лом. Описательный материал, касающийся возрастных особенно­стей детей, привлекается в той мере, в какой он необходим для понимания процессов развития.

Во второй части книги приводятся основные виды патологии, которые вызывают школьную дезадаптацию и нарушают способ-


ность к обучению. Уместность подобного раздела в данном руко­водстве очевидна и продиктована важностью своевременного рас­познавания патологий, адекватного лечения и контроля за ними, поскольку патология нервной системы «обеспечивает» около 70% детской инвалидности.

Непременным условием физического здоровья ребенка явля­ется четкое соблюдение норм гигиены. Здорового ребенка легче воспитывать. Здоровье — важнейшая предпосылка правильного формирования характера. Раздел «Гигиена детей и подростков» органично вписывается в структуру книги. В нем даны рекоменда­ции по организации профилактических, гигиенических мер, не­обходимых для полноценного функционирования нервно-психи­ческих и физических процессов.

Основой воспитания должен быть индивидуальный подход к ребенку с целью развития разносторонних личностных способно­стей и умения адаптироваться в современном мире. Вопросы сек­суального развития рассматриваются именно в данной части кни­ги, так как наблюдающееся за последнее десятилетие более раннее половое влечение требует определенной коррекции.

Использование в работе большого количества иллюстраций способствует усвоению достаточно сложного материала некото­рых глав книги и делает его более популярным, усиливая при­кладное назначение данного пособия.

Деление систем организма достаточно условно, поскольку орга­низм функционирует как единое целое. Физиологические свой­ства организма не во все периоды роста существенно отличаются друг от друга, поэтому важны именно те периоды, когда, напри­мер, появляются или исчезают отдельные функции или/рефлек­сы, формируются двигательные навыки, а особенности высшей нервной деятельности четко соответствуют определенному возра­сту ребенка. Не зная этих особенностей, невозможно выработать эффективные педагогические приемы и построить правильную систему воспитания детей. В некоторых главах отсутствуют подраз­делы по возрастным периодам, хотя краткие сведения о них име­ются. В связи с более ранним половым влечением, наблюдавшим­ся за последнее десятилетие, впервые введены главы, в которых описано своеобразие (специфичность, характерность) полового и психосексуального развития детей и подростков.

В качестве классификации периодов онтогенеза приводится модифицированная классификация Н.П.Гундобина, разработан­ная на кафедре физиологии Российского государственного меди­цинского университета. В ее основе лежат гистоморфологические и Функциональные особенности организма.

А. Внутриутробный (антенатальный) онтогенез:

1) эмбриональный период (эмбрион, от 0 до 2 мес);


2) фетальный период (плод, от 2 до 9 мес). Б. Внеутробный (постнатальный) онтогенез:

1) период новорожденное™ (неонатальный период, до 1 мес);

2) период грудного возраста (от 1 до 12 мес);

3) ясельный период (от 1 года до 3 лет);

4) дошкольный период (от 3 до 7 лет);

5) младший школьный период (от 7 до 11 лет);

6) старший школьный (пубертатный) период (от 11 до 20 лет). В классификацию внесены некоторые уточнения. Во-первых,

восстановлены неучтенные годы жизни ребенка между отдельны­ми возрастными периодами. Например, дошкольный период за­канчивался в 6 лет, а младший школьный начинался в 7 лет, т.е. год жизни ребенка не был учтен, то же самое наблюдалось и в другие возрастные периоды. Во-вторых, изменены прежние на­звания: предшкольный период — на дошкольный, старший ясель­ный — на ясельный. Мы считаем эти названия более правильны­ми, так как дети до 1 года относятся к грудному возрасту, а названия «старший ясельный» и тем более «предшкольный» пе­риоды вносят ненужную путаницу.

Пубертатный период развития — это период жизни, в котором организм претерпевает ряд изменений, способствующих наступ­лению его половой и физической зрелости. В связи с резкими ней-роэндокринными изменениями в этот период стремительно ме­няются вегетативные функции, обмен, физическое и психическое развитие. Более того, у подростков хронические заболевания дет­ского возраста могут приобрести злокачественный характер. Фор­мирование половых органов приводит к появлению сексуально­сти и резко меняет поведение и психическое развитие. Необходимо иметь в виду, что пубертатный период не связан с календарным возрастом, наступление и окончание его индивидуальны.

В учебнике приведены морфофизиологические показатели и физиологические константы в соответствии с возрастом и полом. Знание их необходимо для оценки состояния здоровья и физио­логических возможностей организма ребенка и подростка.


Раздел первый




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 3112; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.