КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обреимова Н.И., Петрухин А.С
Федеральная целевая программа книгоиздания России И ПОДРОСТКОВ И ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ ФИЗИОЛОГИИ Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов РФ по педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений Москва academ'a УДК 617.9(075.8) ББК 57.31я73 О 24 Рецензенты: доктор медицинских наук, профессор, декан педиатрического факультета РГМУ Н. В. Полунина; доктор медицинских наук, профессор, руководитель курса неврологии ФУВ педиатрического факультета РГМУ К. Ю. Мухин Рукопись предоставлена литературно-педагогическим агентством «Кафедра-М» О 24 Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: Учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 376 с, 4 л. ил.: ил. ISBN 5-7695-0339-4 ISBN 5-7695-0489-7 В учебном пособии рассматриваются возрастные особенности детского организма в норме и патологии, приводятся сведения по возрастной эволюции органов и тканей (от периода эмбриогенеза до юношеского) и функциональной анатомии детей и подростков. Это принципиально отличает данное учебное пособие от других подобных. На основании законов генетики показано наследование отдельных признаков (группы крови), а на примере некоторых заболеваний - механизмы генетической регуляции физиологических функций. Особое внимание уделено той патологии детского возраста, которая приводит к нарушению поведения, способности к обучению и умственной отсталости. Отражены вопросы регуляции и коррекции физиологических функций, основы гигиены в различные возрастные периоды. УДК 617.9(075.8) ББК 57.31я73 ISBN 5-7695-0339-4 © Обреимова Н.И., Петрухин А.С., 2000 ISBN 5-7695-0489-7 © Издательский центр «Академия», 2000 ПРЕДИСЛОВИЕ Цель педиатра — вырастить здорового ребенка, цель педагога — обучить и воспитать его. Предмет приложения усилий тех и других специалистов — растущий организм, который развивается по определенным биологическим законам индивидуального развития (онтогенез) в конкретной социальной ситуации. Как врач не может работать без определенных педагогических знаний, так и педагог должен знать анатомо-физиологические особенности ребенка и основы гигиены. Учебное пособие «Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков» состоит из трех разделов и содержит сведения о генетике развития человека, его анатомии, физиологии растущего организма в соответствии с возрастными этапами, отражающими эволюцию органов, тканей и систем. Первый раздел посвящен анатомии и физиологии внутренних органов и систем, обмену веществ от периода новорожденности до подросткового возраста. Он начинается с главы о генетической регуляции деятельности организма человека, затем описана физиология возбудимых тканей, без знания которой невозможно понять общие принципы регуляции функций детского организма, в частности интегральную деятельность мозга, что необходимо любому педагогу и дефектологу в особенности. Во втором разделе обзорно представлена патология органов и систем, которая может приводить к нарушениям способности к обучению в детском возрасте; подробнее это рассматривается в специальном курсе. В третьем разделе даются сведения о гигиене детей и подростков. Он включает главы, посвященные организации сна и питания детей, гигиене зрения, органов дыхания, пищеварения и основы физического и духовного воспитания детей и подростков. Пособие является теоретической базой для понимания закономерностей роста и развития функций систем органов во все периоды детства, от внутриутробного до окончания пубертатного возраста. Оно написано врачами-педиатрами, имеющими большой клинический и педагогический опыт. По мнению авторов, основой воспитания должен быть индивидуальный подход к ребенку с Целью развития не только разносторонних личностных способностей, но и умения адаптироваться в современном мире. Учебное пособие предназначено для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов. Оно будет также полезно студентам медицинских, спортивных вузов и может быть использовано в качестве справочника врачом любой специальности. Авторы с благодарностью примут и учтут в дальнейшей работе все замечания и советы заинтересованных читателей. ВВЕДЕНИЕ Современная педагогика основана на знании закономерностей онтогенеза не только на общих условиях, благодаря которым ребенок становится нормальным человеком, но и в особых обстоятельствах развития, складывающихся в отдельных случаях, именуемых индивидуальным развитием. К таким условиям относится комплекс природных свойств организма: строение и функционирование, уровень психического развития и его координация с помощью воспитания, гигиенические нормы, необходимые для развития и функционирования организма. В связи с этим данное руководство может являться той теоретической базой, без овладения которой невозможны контроль и воспитание растущего организма ребенка и подростка, тем более что пособие охватывает широкий возрастной диапазон, начинающийся с закономерностей роста и развития морфологического субстрата и функций отдельных систем органов с эмбриогенеза до половой зрелости. Описание органов и тканей представлено в цефалокаудальном направлении («от головы к хвосту» — в буквальном понимании этого выражения). У человека процессы созревания морфофунк-циональных систем (миелинизация, установочные рефлексы и развитие движений) в действительности происходят в направлении сверху вниз при вертикальном положении тела. Анатомия (от греч. anatome — рассекаю) — наука о формах и строении тела человека и составляющих его органах и тканях во взаимоотношении с их функциями, в процессе происхождения и развития организма как целого. Описание различных поверхностей дано в определенных плоскостях. Сагиттальная плоскость (sagitt — стрела) — плоскость, рассекающая тело вертикально в переднезаднем направлении по средней линии. Поверхности, обращенные к средней линии, носят название медиальных, кнаружи от средней линии — латеральных. Фронтальная плоскость (плоскость, параллельная лбу) делит тело человека на переднюю и заднюю половины. Горизонтальная плоскость делит тело на верхнюю и нижнюю части. Схематичное изображение человека и описанные плоскости представлены на обложке этой книги. Развитие всех систем органов и целого организма представлено в динамике, в условиях взаимодействия всего организма в целом. Описательный материал, касающийся возрастных особенностей детей, привлекается в той мере, в какой он необходим для понимания процессов развития. Во второй части книги приводятся основные виды патологии, которые вызывают школьную дезадаптацию и нарушают способ- ность к обучению. Уместность подобного раздела в данном руководстве очевидна и продиктована важностью своевременного распознавания патологий, адекватного лечения и контроля за ними, поскольку патология нервной системы «обеспечивает» около 70% детской инвалидности. Непременным условием физического здоровья ребенка является четкое соблюдение норм гигиены. Здорового ребенка легче воспитывать. Здоровье — важнейшая предпосылка правильного формирования характера. Раздел «Гигиена детей и подростков» органично вписывается в структуру книги. В нем даны рекомендации по организации профилактических, гигиенических мер, необходимых для полноценного функционирования нервно-психических и физических процессов. Основой воспитания должен быть индивидуальный подход к ребенку с целью развития разносторонних личностных способностей и умения адаптироваться в современном мире. Вопросы сексуального развития рассматриваются именно в данной части книги, так как наблюдающееся за последнее десятилетие более раннее половое влечение требует определенной коррекции. Использование в работе большого количества иллюстраций способствует усвоению достаточно сложного материала некоторых глав книги и делает его более популярным, усиливая прикладное назначение данного пособия. Деление систем организма достаточно условно, поскольку организм функционирует как единое целое. Физиологические свойства организма не во все периоды роста существенно отличаются друг от друга, поэтому важны именно те периоды, когда, например, появляются или исчезают отдельные функции или/рефлексы, формируются двигательные навыки, а особенности высшей нервной деятельности четко соответствуют определенному возрасту ребенка. Не зная этих особенностей, невозможно выработать эффективные педагогические приемы и построить правильную систему воспитания детей. В некоторых главах отсутствуют подразделы по возрастным периодам, хотя краткие сведения о них имеются. В связи с более ранним половым влечением, наблюдавшимся за последнее десятилетие, впервые введены главы, в которых описано своеобразие (специфичность, характерность) полового и психосексуального развития детей и подростков. В качестве классификации периодов онтогенеза приводится модифицированная классификация Н.П.Гундобина, разработанная на кафедре физиологии Российского государственного медицинского университета. В ее основе лежат гистоморфологические и Функциональные особенности организма. А. Внутриутробный (антенатальный) онтогенез: 1) эмбриональный период (эмбрион, от 0 до 2 мес); 2) фетальный период (плод, от 2 до 9 мес). Б. Внеутробный (постнатальный) онтогенез: 1) период новорожденное™ (неонатальный период, до 1 мес); 2) период грудного возраста (от 1 до 12 мес); 3) ясельный период (от 1 года до 3 лет); 4) дошкольный период (от 3 до 7 лет); 5) младший школьный период (от 7 до 11 лет); 6) старший школьный (пубертатный) период (от 11 до 20 лет). В классификацию внесены некоторые уточнения. Во-первых, восстановлены неучтенные годы жизни ребенка между отдельными возрастными периодами. Например, дошкольный период заканчивался в 6 лет, а младший школьный начинался в 7 лет, т.е. год жизни ребенка не был учтен, то же самое наблюдалось и в другие возрастные периоды. Во-вторых, изменены прежние названия: предшкольный период — на дошкольный, старший ясельный — на ясельный. Мы считаем эти названия более правильными, так как дети до 1 года относятся к грудному возрасту, а названия «старший ясельный» и тем более «предшкольный» периоды вносят ненужную путаницу. Пубертатный период развития — это период жизни, в котором организм претерпевает ряд изменений, способствующих наступлению его половой и физической зрелости. В связи с резкими ней-роэндокринными изменениями в этот период стремительно меняются вегетативные функции, обмен, физическое и психическое развитие. Более того, у подростков хронические заболевания детского возраста могут приобрести злокачественный характер. Формирование половых органов приводит к появлению сексуальности и резко меняет поведение и психическое развитие. Необходимо иметь в виду, что пубертатный период не связан с календарным возрастом, наступление и окончание его индивидуальны. В учебнике приведены морфофизиологические показатели и физиологические константы в соответствии с возрастом и полом. Знание их необходимо для оценки состояния здоровья и физиологических возможностей организма ребенка и подростка. Раздел первый
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 3189; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |