Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарии 7 страница. 7 как прекрасны на горах




7 Как прекрасны на горах. См. Пс. 124,2.

ноги благовестника. В образе вестника, бегущего через горы с поля битвы к ожидающему Сиону (2 Цар. 18,26) с благой вестью о победе Божиего воинства, предугадываются образы евангелистов, проповедующих завет Иисуса Христа (Рим. 10,15; Еф. 6,15).

воцарился Бог твой! Исайя высказывает главную мысль Ветхого и Нового Заветов (6,5; 24,23; 33,20-22; 40,10; 41,21; 43,16.21; 44,6;60,17;Пс. 46,9; 92,1; 96,1; 98,1; Откр. 19,6). С этого момента начинается обновление заветных уз милости, связывающих Бога и Его народ.

8 сторожей. Речь идет о людях, стремящихся к Божией праведности (51,1; ср. 62,6).

11 выходите оттуда. Из Вавилона; в духовном смысле - из среды идолопоклонства.

носящие сосуды. Во времена исхода из Египта иудеи несли с собой только слитки золота и серебра для изготовления священной утвари; ныне же в руках народа сами священные сосуды (4 Цар. 25,14.15; Езд. 1,7-11; 5,14.15), унесенные из храма Навуходоносором и возвращенные Дарием. Под "носящими сосуды" следует понимать всех верующих в Господа.

12 неторопливо. Т.е. не как во время исхода из Египта (ср. Исх. 12,11; Втор. 16,3).

впереди вас... стражем позади. Эти слова являются напоминанием об исходе из Египта, когда Господь в образе облачного и пламенного столпа пребывал со Своим народом на протяжении всего пути (42,16; 49,10; 58,8; Исх. 13,21.22; 14,19.20). Присутствие Божие направляет людей к полноте и великолепию вечного Царства (4,5.6; 42,16; 49,10; 58,8; ср. Исх. 13,21.22; 14,19.20).

13 - 53,12 Рассматриваемые стихи представляют собой четвертую песнь о Слуге (42,1-4; 49,1-7; 50,4-11; 52,13 - 53,12). Из книг НЗ однозначно следует, что страдающий Слуга Божий, о Котором говорит Исайя, есть никто иной, как Сам Иисус Христос (Мф. 8,17; 26,63.67; 27,14; Мк. 9,12; 14,60; 15,4.5; Лк. 22,37; 23,33; 24,27.46; Ин. 1,29; 12,38; Деян. 3,13; 8,32.33; Рим. 4,25; 5,19; 10,16; 15,21; 1 Кор. 5,7; 15,3; Евр. 9,28; 1 Пет. 1,11; 2,22-25; Откр. 5,6.12; 13,8). Ст. 52,13 - 53,12 являются чаще всего цитируемым в НЗ ветхозаветным фрагментом. В них Исайя повествует о жертве страдания, которую принес Христос, даровав всем верующим в Него надежду на будущую жизнь.

13-15 Господь защищает и прославляет Своего Слугу.

13 раб Мой. Букв.: "Слуга Мой" (см. ком. к 41,8; 42,1).

будет благоуспешен. Ср. Иер. 23,5.

возвысится... возвеличится. Из древнееврейского текста ясно, что речь идет соответственно о воскресении, вознесении и славном пришествии Божиего Слуги.

возвысится. Возвысится над смертью (53,8-10).

Глава 53

1-3 В этих стихах говорится о страданиях Божиего Слуги.

1 кто... кому? Этот риторический вопрос подразумевает отрицательный ответ (Ин. 12,38; Рим. 10,16), ибо язычники, за небольшим исключением (52,15), так и остались в неверии.

слышанному от нас. Эти слова звучат как бы из уст избранного остатка верных Израиля (см. 52,15).

открылась. Господь открыл Себя людям в Иисусе Христе.

2 отпрыск. В привычной системе религиозных и общественных ценностей иудеев не было места для Иисуса Христа, и всю Свою земную жизнь Он оставался чуждым народу Израиля, подобно дикому побегу на древе ветхозаветной веры.

ни вида, ни величия. См. Мф. 21,1-11; 27,29.

3 презрен и умален. См. 49,7; Пс. 21,7; Плач 1,1-3; 2,15.16.

4-6 Эти стихи раскрывают искупительный смысл страданий Божиего Раба.

4 немощи... болезни. Христос принес Себя в жертву за грехи человечества (ст. 5) и избавил людей от их мучительных последствий (ст. 6,11,12).

поражаем... Богом. Христос был поражен Богом за грехи людей.

наказуем и уничижен. Люди взирали на страдания Христа (ст. 3) как на заслуженное наказание, не сознавая, что Господь приносит Себя в жертву, чтобы искупить их (Мф. 8,17; ср. Рим. 4,25; 2 Пет. 2,24).

5 изъязвлен. См. Пс. 21,17; 3ах. 12,10; Ин. 19,34.

ранами Его мы исцелились. Эти слова представляют собой исповедание веры в искупительную силу страданий и смерти Божиего Слуги, в Чьей власти находите духовное и физическое преображение избранных (1 Пет. 2,24). Будучи исцелены духовно, святые умерли для греха, и отныне ничто не препятствует их служению праведности (Рим. 6,6; 1 Пет. 2,24).

6 Все мы... всех нас. Несмотря на то, что Исайя говорит здесь об избранном остатке Израиля, Христос страдал и умер за "всех нас" именно потому, что "все мы" греховны, и, следовательно, каждый человек причастен к тайне Его крестных мук. См. статьи: "Первородный грех и всеобщая греховность"; "Предопределенное искупление".

блуждали... совратились. См. 1 Пет. 2,25.

возложил. Господь возложил на Своего Слугу грехи всего мира и принес Его в жертву за всех людей (Лев. 16,21; 1 Пет. 2,24).

7 как овца... как агнец. Христос подобен Агнцу Божиему (Ин. 1,29; 1 Кор. 5,7; Откр. 5,6.12; 13,8) в Своем послушании воле Господа и в Своей молчаливой покорности (ср. Мф. 26,63; 27,12.14; 1 Пет. 2,23) так же, как и в венце небесной славы (Откр. 5,12; 13,8).

8 От уз и суда. Это может указывать одновременно и на неправедный суд синедриона и на то, что умерев на кресте, Христос не предстал перед судом Божиим и не подвергся вечным узам смерти, а, как невинная и святая Жертва, воскрес из мертвых. См. статью "Искупление".

за преступления народа Моего. Как уверовавших из числа народа израильского, так и всех верующих, которые также являются народом Божиим.

9 гроб со злодеями... у богатого. Благочестивый Иосиф Аримафейский - богатый человек, который, будучи верным учеником Христа (Мф. 27,57-60), употребил свое состояние на достойное погребение Учителя. Приблизившись к распятому Иисусу и увидев Его уже мертвым, воины не перебили у Него голеней (Ин. 19,31-37), и сбылось сказанное в Писании.

не сделал греха, и не было лжи. См. 1 Пет. 2,22.

10 Господу угодно было. В словах этого пророчества открывается смысл служения и смерти Христа, совершившихся "по определенному совету и предведению Божию" (Деян. 2,23).

жертву умилостивления. Подобная жертва приносится, дабы искупить злодеяние, совершенное против Бога (Лев. 5,14 - 6,7; 7,1-7; 14,12; 19,21).

потомство. Речь идет о духовном потомстве Сына Божиего, обретенном Им после смерти (ст. 8; Гал. 3,26-29).

11 Праведник. См. Рим. 5,19; статью "Оправдание и заслуги".

оправдает. См. ст. 4-6 и ком.

многих. См. ком. к ст. 8.

грехи... понесет. Исайя подчеркивает искупительный характер служения Слуги Божия (ст. 12).

12 Посему Я. Как могущественный Царь, Господь разделит славу победы со Своим торжествующим Рабом (41,8; 52,13).

великими... сильными. Посмертное торжество Слуги Божия контрастирует с унижениями, которые Он испытал накануне казни.

предал душу Свою на смерть. См. 53,4; Лк. 22,37; Евр. 9,28; Флп. 2,7.8; 1 Пет. 2,24.

к злодеям. См. Мф. 27,38; Лк. 22,37; 23,33.

ходатаем. Страдая на кресте, Христос молился за грешника (Лк. 23,34; Евр. 7,25).

Глава 54

1 - 55,13 В рассматриваемых главах Исайя предсказывает обновление завета.

1 неплодная... у оставленной. Во время пленения Господь оставил Иудею и Израиль, лишив их Своего благословения.

гораздо более. НЗ относит этот стих к "небесному Иерусалиму" (ср. Евр. 12,2) - "матери всем нам" (Гал. 4,26.27).

детей. См. 49,21; 53,10.

2 Распространи... утверди. Исайя призывает народ расширить свой шатер в преддверии необычайного умножения числа живущих в нем (ср. 26,15; 33,20).

3 распространишься... населит. Пророчество об умножении народа Божиего; дети Божий - верующие во Христа - появятся в тех городах (странах), где прежде было духовное опустошение.

4 посрамление юности твоей. Египетское рабство и сорокалетнее блуждание по пустыне.

о бесславии вдовства твоего. Вавилонское пленение.

5 Господь Саваоф. См. ком. к 1,9.

Искупитель... Святый Израилев. См. ком. к 41,14.

Богом всей земли. См. ком. к 50,1-3.

скорбящую... отвержена. Подразумевается ассирийское и вавилонское пленение.

9 воды Ноя. Во дни потопа Господь обновил Свой завет с сотворенной Им вселенной (Быт. 9,1-17).

не гневаться... не укорять. Подчеркнутое отрицание выражает безграничную верность Бога народу завета.

10 Горы... холмы. Обязательства Бога перед Своим заветом милости превосходят Его обязательства перед заветом творения (51,6; ср. Пс. 45,3.4; 113,4.6).

милость... завет мира. Этот вечный завет предвещает служение Иисуса Христа (42,6; 53,5).

11 Бедная, бросаемая бурею, безутешная! Эти слова относятся как к верному остатку народа Божия ("дочери Сиона"), так и к новозаветной Церкви.

на рубине... из сапфиров. В этих метафорах Исайя изображает несравненную красоту и славу Сиона, избранного Богом Своим городом (ср. Откр. 21,19).

17 наследие. Обетования завета.

Глава 55

1 Жаждущие... у которых нет серебра. Речь идет о людях, ищущих и жаждущих правды Божией, т.е. мира с Богом (Втор. 8,3; Пс. 41,3; 62,2; Притч. 9,5.6; Мф. 5,6; Ин. 4,10.11;7,37.38;0ткр.21,6; 22,17).

все. Это обращение, в котором отражается всеобъемлющий смысл рассматриваемых пророчеств, непосредственно связано с содержанием предыдущей главы (ст. 13,17).

к водам. Говоря о новом веке спасения и царстве милости Божией, Исайя нередко прибегает к метафоре живительной влаги (см. ком. к 1,30).

нет серебра... покупайте. Смысл этого парадокса в том, что для верующих, которые жаждут спасения, оно является свободным даром (52,3; Втор. 8,3; Рим. 6,23).

вино и молоко. Символы изобилия и довольства.

3 завет вечный. Заключая завет с Давидом, Господь обещал ему, что его потомки и царство пребудут вовеки (2 Цар. 7,12-16; 3 Цар. 8,23-26; Пс. 88,28-38; Иер. 31,21.22), а Владыка из дома Давидова будет править всем миром (ср. 54,10). Христос пришел, дабы положить начало исполнению этих обетовании, которые ныне осуществляются в Его Церкви (см. ком. к 4,2; 7,14; 9,6; 11,1 -3).

вам. Обетования завета, заключенного с Давидом, данный стих распространяет на всех приходящих к Богу. Христос Своим воскресением подтвердил действенность этих обетовании (Деян. 13,34).

4 Я дал Его свидетелем. Самое большое свидетельство заключалось в том, что Иисус Христос, Который был "из дома Давида", воскрес из мертвых (43,10.12; 44,8; Деян. 13,34).

вождем и наставником. См. 42,6; 59,16; Дан. 9,25; Евр. 2,10; 12,2.

7 нечестивый... беззаконник. Господь требует от людей видимых проявлений веры и, в частности, раскаяния.

к Богу нашему. См. ком. к 25,9.

помилует... многомилостив. Заключая новый союз с людьми, Господь открывает им путь к милостям и благословениям завета (Иер. 31,34).

8 Мои мысли - не ваши мысли. Смысл этих слов, в частности, в том, что милости, о которых помышляет Господь, непостижимы для человеческого ума (64,4; 1 Кор. 2,9; Еф. 3,20; Рим. 11,33). См. статью "Бог видит и знает: Божественное всеведение".

12 выйдете. Освобождение иудеев из вавилонского плена является прообразом духовного спасения всех избранных (48,20.21; 52,11.12).

с миром. См. ком. к 26,3.

горы... дерева. Все мироздание.

13 Вместо. Языком метафор Исайя говорит о смене наказания спасением (5,6;32,13;41,19).

знамение вечное. См. Быт. 9,8-17.

Глава 56

1 - 57,21 Пророк призывает Израиль к послушанию и вновь говорит о том, что Господь, верный данному обету, пребывает со Своим народом.

1 близко. См. 50,8; 51,5; Флп. 4,5.

2 Блажен. См. Пс. 1,1.

субботу. Соблюдение всех условий завета (Исх. 31,13-17) означает верность Богу и Его закону (58,13; Иез. 20,20).

3 иноплеменника. Т.е. не иудея.

евнух. Закон Моисея не допускал этих людей в сообщество завета (Втор. 23,1).

4.5 Это пророчество сбылось по отношению к евнуху-ефиоплянину (Деян. 8,26-39).

5 вечное имя. Т.е. вечную жизнь во Христе (ст. 7; 2,2; Деян. 8,27.38.40).

7 в Моем доме молитвы. См. Мф. 21,13.

8 Господь Бог. См. ком. к 25,8.

собирающий. Не только иудеи, а все без исключения люди составят сообщество нового завета (11,11.12; ср. Ин. 10,16).

9 звери полевые. Эта метафора относится к враждебным Израилю народам (18,6; Иер. 12,8.9; Иез. 34,5.8.25; 1 Кор. 15,32). Ветхому Завету свойственно изображение сил зла в животном обличье (ср. Быт. 3,1).

10 Стражи. Образ стражей, оповещающих жителей города о близкой опасности, означает пророков Божиих (21,6; 57,11; Иер. 6,17; Иез. 3,17; 33,2-7), ставших пастырями народа (ст. 11).

слепы. См. ком. к 29,18.

псы. Для Исайи и его современников грязные, питающиеся падалью псы были воплощением нечистоты и ассоциировались с языческими народами.

бредящие лежа, любящие спать. В древнееврейском языке слово "спать" созвучно слову "проповедовать" (см. 29,9.10), таким образом это выражение можно истолковать как "любящие проповедовать, но проповедующие бред".

11 пастыри. Т.е. правители.

12 приходите... напьемся сикеры. См. 22,13.

Глава 57

3 сыновья. См. 1,4; Иез. 16,3.45.

чародейки. См. 2,6; Втор. 18,10.

прелюбодея и блудницы. По-видимому, эти слова содержат намек на ханаанские обряды плодородия (ср. Иез. 16,3.45). Под блудом и прелюбодеянием в Писании часто подразумевается идолопоклонство - хождение вслед чужих богов.

5 под каждым ветвистым деревом. Ср. Втор. 12,2; Иез. 6,13; см. ком. к 1,29.

детей. Поклонение Молоху, божеству аммонитян, сопровождалось приношением в жертву детей (ст. 9; ср. 4 Цар. 23,10; Пс. 105,37.38; Иер. 7,31; Иез. 20,28.31; Мих. 6,7).

6 доля... жребий. Народ завета забыл о Боге - своем уделе и жребии (Втор. 4,19.20; 9,26; Пс. 15,5; 141,5; Иер. 10,16) - и променял завет с Ним на поклонение идолам.

7 На высокой и выдающейся горе... ложе. Речь идет о бесстыдной практике язычников, поклонявшихся своим богам в святых местах (Ос. 4,13).

9 посылала... унижалась. Исайя говорит об особом рвении к прославлению языческих божеств.

до преисподней. Букв.: "до могилы". Возможно, это слово является гиперболой, призванной выразить глубину падения израильского народа. Вместе с тем, речь может идти и об общении с умершими.

10 находила живость. Они находили суррогат истинной жизни в аморальности и идолопоклонстве: и то, и другое, на самом деле вело к смерти.

11 испугалась... перестала помнить. См. 51,12.13.

Я молчал. См. 42,14; 2 Пет. 3,9.

12 правду. См. 58,2.3; 64,6.

13 наследует землю. См. Мф. 5,5.

владеть святою горою. Эти слова означают заключение нерушимого союза с Богом (33,16).

14 преграду. Т.е. идолопоклонничество и распущенность (ст. 3-13).

народа Моего. См. ком. к 40,1.

15 Высокий и Превознесенный. Т.е. Бог.

Святый. См. ком. к 4,3.

на высоте... во святилище. Господь царит над всем Своим творением.

с сокрушенными и смиренными духом. Т.е. с теми, кто встречает Божий суд с покорностью и раскаянием (Пс. 33,18; 50,18; 1 Пет. 5,6). Господь всегда с теми, кто со смирением приходит к Нему (Мих. 6,8).

16 не вечно буду Я вести тяжбу. Безграничная милость Божия дарует людям спасение (54,9; 57,18.19; Быт. 8,21.22; Пс. 129,4.5).

18 исцелю... утешать. Здесь Господь предстает как Утешитель (12,1 и ком.; 40,1 и ком.), Исцелитель (30,26 и ком.) и Наставник (49,10 и ком.).

19 дальнему и ближнему. Т.е. каждому человеку (Деян. 2,39; Еф. 2,13.17; ком. к 33,13; 56,8).

20 нечестивые. Те, о ком говорится в 56,10-12.

Глава 58

3 исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Здесь речь идет о лицемерах, для которых пост является гарантией их самоправедности. Ср. Мф. 23,3-7.

4 для ссор и распрей. Т.е. для проявлений гордыни и ненависти.

5 пост, который Я избрал. См. ком. к 1,10-15; Ам. 5,21-23; Мих. 6,7.

томит человек душу. Господь ждет от человека сокровенных проявлений истинного смирения, а не внешней религиозности (ср. Мф. 6,16).

гнет... подстилает. Внешними проявлениями пост напоминал траурные обряды (2 Цар. 12,16; Иоил. 1,13.14).

6 пост, который Я избрал. Господь дает людям новую заповедь поста, высшим проявлением которого предстает спасение угнетенного и помощь нуждающемуся (ср. Иов 31,17-20; Мф. 25,35.36).

7 от единокровного. См. 1 Тим. 5,8.

8-12 В этом фрагменте изложены принципы праведности в том ее понимании, которое угодно Богу.

13 ради субботы... во святый день. Суббота (в новозаветной Церкви - воскресенье) - день полного посвящения себя Господу. Соблюдение дня субботнего является знамением завета (см. ком. к 56,2).

Глава 59

1 рука. См. ком. к 40,10.

ухо. Господь слышит обращенные к Нему молитвы людей (30,19).

3 кровью... беззаконием. Делами рук своих люди навлекают на себя проклятие.

ложь...неправду. Ср. Мк. 7,21-23; Рим. 3,10-18; Гал. 5,19-21; 1 Пет. 2,10-19.

4 за правду... за истину. См. ком. к 1,21.

5 змеиные яйца... паутину. Эти сравнения относятся к тем, кто ради собственной выгоды нарушает законы Божиего Царства.

6 Паутины. Все усилия нечестивых в конечном счете оказываются напрасными (Иов 8,14.15).

7 бегут... спешат. Из-за развращенности своих сердец нечестивые, не задумываясь (Притч. 1,16), нарушают Божий закон и в результате несут миру вражду и хаос (Рим. 3,15-17).

8 Пути мира. См. ком. к 26,3.

суда. См. ком. к 1,21.

9 Потому-то. Плачевное положение Израиля подтверждает упреки, которые Исайя обращает к своему народу.

10 слепые. См. ком. к 29,18.

11 ревем... стонем. Ср. 38,14; Нав. 2,7.

суда. См. ком. к 1,21.

спасения. См. ком. к 12,2.

12 преступления... беззакония. Исповедание грехов.

16 нет человека. См. Иез. 22,30. Человек не в силах спастись без помощи Божией.

мышца. См. ком. к 40,10.

правда. Здесь это слово относится к спасительной победе, которую Господь одержит над злом (46,13; 51,6.8; 56,1; см. ком. к 1,21).

17 возложил на Себя... покрыл Себя. В образе Небесного Воина Господь приходит совершить то, что оказалось не по силам людям (42,13; 49,25; 52,10; Исх. 15,3).

броню... шлем. См. Еф. 6,14-17.

20 Искупитель. Пророчество Исайи о пришествии Искупителя - Иисуса Христа - приводит в своем послании апостол Павел (Рим. 11,26.27).

21 завет. Господь заключает с людьми Свой новый завет (см. ком. к 42,6).

с ними. Т.е. с теми обратившимися, о которых говорит ст. 20.

Дух. Новый завет будет иметь силу благодаря действию Духа Божиего (4,4; 32,15-20; 44,3.4; Иер. 31,31-34; Иез. 37,1-14; Зах. 12,10) и, скрепленный словом Божиим и силой Его Духа, пребудет со всеми поколениями людей.

Глава 60

1-22 Пророчества Исайи о Божественном спасении получают дальнейшее развитие в рассматриваемой главе. Удивительные слова пророка о славном будущем Иерусалима в наши дни воплотились в образе Иерусалима небесного, а окончательно сбудутся в новом небе и новой земле.

1 Восстань. Слова, с которыми прежде пророк обращался к иудеям, томящимся в плену (51,17; 52,1), теперь адресованы участникам нового завета.

светись. Лучи Божественного света пронизывают и наполняют Сион (ср. Лк. 1,78.79; Еф. 5,14; Откр. 21,11).

2 тьма покроет... воссияет Господь. Как и во времена исхода из Египта, Господь дарует Свой свет избранным, в то время как над всей землей простираете тьма (Исх. 10,23).

слава Его. См. 4,5; 40,5; Ин. 1,14; Откр. 21,11.

3 придут народы. В 2,3 пророк говорил о народах, приходящих научиться путям Господним; ныне они восходят на Сион поклониться свету Божественной славы. Это пророчество продолжает исполняться в наши дни в каждом человеке, открывшем для себя Бога (2,2-4 и ком.).

к восходящему над тобою сиянию. Т.е. ко Христу (42,6; 49,6).

4 Возведи. Эти слова обращены к спасенным верным сынам Израиля, перед которыми открывается величественная картина наступления века Мессии.

5 богатство... придет к тебе. См. Агг. 2,7; Зах. 14,14. Это пророчество начало осуществляться, когда Дарий повелел возвратить иудеям захваченные вавилонянами сосуды иерусалимского храма (1 Езд. 6,8.9). Окончательное исполнение этих слов наступит, когда новый Иерусалим восстанет над вечностью и в нем воцарится Христос (Евр. 11,39.40; 13,14.15).

6 из Мадиама. Населявшие эту пустынную местность племена были известны как торговцы и проводники караванов (Быт. 37,28.38; Суд. 6,5).

Ефы. Местность в непосредственной близости от Мадиама (Быт. 25,4).

из Савы. Страна в юго-западной Аравии. Царица Савская нанесла визит царю Соломону (3 Цар. 10).

7 Кидарские. См. ком. к 21,16.17.

Неваиофские. Так называлось одно из измаильтянских племен (Быт. 25,14), известное также под именем Нават.

9 Меня ждут острова. Народы земли.

корабли Фарсисские. См. ком. к 23,6.

серебро... золото. См. Агг. 2,7-9.

Святаго Израилева. См. ком. к 1,4.

10 иноземцев. Подобно тому, как царь Тира Хирам помогал Соломону в постройке первого храма (3 Цар. 5,1-18), а Кир и Дарий, правившие Персией, участвовали в строительстве второго храма (Езд., гл. 6), в наши дни те, кого апостол называет язычниками по плоти, возводят здание Церкви Божией (Еф. 2,1).

цари их - служить тебе. Прежде Господь обещал пленникам, что иноземные цари уйдут из пределов земли иудейской (49,17); данный стих не только подтверждает это обетование, но углубляет его смысл: цари-иноземцы будут служить Сиону (Деян. 2,29-36; Евр. 12,22) и поклоняться восседающему на его вершине Христу (52,13-15 и ком.).

11 врата... ни днем ни ночью. Народы будут приходить на поклонение Сиону неиссякающей чередою (Откр. 21,25.26).

13 Ливана. См. ком. к 35,2.

кипарис... певг... кедр. Ценные породы дерева ("слава Ливана"), которые были доставлены из Ливана для отделки возводимого Соломоном храма ("место святилища").

подножие ног Моих. Первоначально это выражение употреблялось по отношению к ковчегу (1 Пар. 28,2), впоследствии - к храму (Иез. 43,7) и, наконец, - ко всему мирозданию (66,1).

14 городом Господа. Господь прославит народ Сиона, основав Свое Царство на его земле.

Сионом. См. ком. к 1,8.

Святаго Израилева. См. ком. к 1,4.

17 меди... железо. Наряду с серебром и золотом, медь и железо считались в ветхозаветные времена ценными металлами. Замена ими дерева и камня означает, что в своем величии новый храм славы Божией превзойдет храм Соломона.

18 стены. См. ком. к 26,1. Божественное спасение и прославление Израиля знаменуют нерушимость духовного храма Христа и Его Церкви (ср. Зах. 2,4.5).

спасением. См. ком. к 12,2.

19 вечным светом. Речь идет о пребывании Бога со Своим народом (ст. 1; Откр. 21,11.23; 22,5).

Глава 61

1-11 Пророк возвещает начало "благоприятного лета Господнего".

1 помазал. Исполнением рассматриваемого пророчества стало служение Иисуса Христа (Лк. 4,17-21). Вполне возможно, речь в данном стихе идет о самом Исайи (ср. 62,1), однако следует помнить, что пророк был лишь прообразом истинного Слуги - Иисуса Христа, о Котором говорится в 42,1; 49,1; 50,4; 52,13. Именно Он обращается к Богу как к Господину (ст. 1; 50,4), получает дары Духа Святого (ст. 1; 42,1), приносит людям исцеление и свободу (ст. 1-3; 42,7; 49,9; 50,4; 53,4), провозглашает наступление "лета Господнего" (ст. 2; 49,8) и заключение вечного завета (ст. 8; 42,6; 49,8). В древнем Израиле обряд помазания совершался лишь над царями и священниками (45,1).

нищим. Т.е. людям, у которых не осталось иной надежды, кроме Бога.

проповедывать... освобождение. В юбилейный год в Израиле освобождали всех узников (Лев. 25,10).

узникам. В Септуагинте (греческом переводе ВЗ) это слово переводится как "слепым", и на этом переводе основывается евангелист Лука (4,18).

2 лето Господне благоприятное. Время, благодатное для покаяния и обращения к Господу. Весть о лете Господней милости есть главное содержание проповеди Исайи, а впоследствии и главная цель служения Христа (Мф. 11,5; Лк. 4,18; 7,22; Деян. 10,38; 26,18).

день мщения. Как передает евангелист Лука, Иисус прочитал пророчество Исайи до этих слов и закрыл книгу (Лк. 4,18). День мщения, о котором говорит пророк, относится к Его Второму пришествию (1 Фес. 1,7-10).

Бога нашего. См. ком. к 25,9.

утешить. См. ком. к 12,1; 40,1; ср. Мф. 5,4.

3 елей радости. Имеется в виду обычай, по которому хозяин помазывает елеем голову гостя (Пс. 22,5; 42,7; Лк. 7,46).

4 Слова этого стиха относятся и к иудеям (58,12), и к язычникам (60,10).

6 священниками... служителями. И иудеи, и язычники получат преимущества священнослужителей (66,21; ср. 1 Пет. 2,5.9; Откр. 1,6; 5,10).

Бога нашего. См. ком. к 25,9.

достоянием народов. См. ком. к 60,5.

7 посрамление... поношение. Невзгоды, перенесенные в изгнании.

вдвое. См. 40,2 и ком.

8 завет вечный. См. ком. к 42,6; 55,3.

9 семя их. См. ком. к 59,21. Поколения, в которых будет проповедана Благая Весть.

благословенное. Исайя вспоминает об обетованиях, данных Богом Аврааму (41,8; 51,2; Быт. 12,3).

10 Слова данного стиха звучат как бы от имени персонифицированного Сиона и, по сути, являются ответом на сказанное в ст. 3.

облек. Смена одежд символизирует в данном стихе изменение статуса Сиона (47,2; 52,1; 59,17).

Глава 62

1 Сиона. См. ком. к 1,8.

Не умолкну... не успокоюсь. См. ст. 6; 42,14; 57,11; 64,12; 65,6.

правда. См. ком. к 1,21.

спасение. См. ком. к 12,2.

горящий светильник. См. 58,8; 60,1-3.

2 новым именем. Подобно новым одеждам (61,10), новое имя, данное народу Сиона, означает перемену во всей его судьбе (ст. 4, 12; ср. 1,26; 56,5; 58,12; 60,14.18; ср. Быт. 17,5.15; Ос.2,22.23; Откр.2,17; 3,12; ком. к 43,1).

3 венцом славы. Господь разделяет славу со Своим народом (см. ком. к 4,2).

4 оставленным. См. ст. 12; ср. 54,6; 60,15.

пустынею. См. 49,8.19; 54,1.

5 сыновья. Вариант перевода "строители", предлагаемый в примечании NIV, является более предпочтительным (49,17; Пс. 146,2).

6 сторожей. Т.е. пророков (56,10).

не умолкайте. В основе этого призыва лежат слова ст. 1.

8 десницею... и крепкою мышцею Своею. Т.е. Самим Собой (ср. 40,10; 41,10; 51,9; 52,10; 53,1; ср. Исх 6,6; Втор. 5,15).

10 в ворота. В этой поэтической картине пророк создает образ восстановленного Иерусалима как центра обновленного Сиона с широко распахнутыми воротами для свободного входа всех желающих.

приготовляйте путь. См. ком. к 40,3.

11 Спаситель. См. 40,9; Зах. 9,9; Мф. 21,5.

награда. См. ком. к 40,10.

12 их. Все народы, собравшиеся воедино в Царстве Божием (ст. 2).

народом святым. См. гл. 43; Исх. 19,6; 1 Пет. 2,9.10.

искупленным. См. ком. к 35,9.

Глава 63

1 Кто это идет..? Идущий несет спасение Своему народу (62,11).

от Едома. Едомитяне выступают в ВЗ как воплощение нечестивого и надменного народа (21,11.12; 25,10 и ком.; 34,1-17; Пс. 136,7; Ам. 1,6.11.12; Авд. 14,15; Иер. 49,7-22; Плач 4,21.22; Иез. 25,2-14; Иоил. 3,19; Мал. 1,2-5).

от Восора. См. ком. к 34,6.

2 См. Откр. 19,15.

3 топтал точило... запятнал. Развернутая метафора Дня Господнего (Плач 1,15; Иоил. 3,13; Откр. 14,17-20; 19,15).

4 день мщения. В день мщения гнев Божий обрушится на головы нечестивых (49,8; 59,17.18; 61,2).

год Моих искупленных настал. Эти слова ассоциируются с предписаниями закона Моисеева, регламентирующими обращение с рабами (Лев. 25). Искупление является сквозной темой книги пророка, однако подробнее всего Исайя говорит о нем в 61,1 - 63,6.

настал. Силою веры будущее исполняется в настоящем.

7 - 64,12 Исайя молит Бога даровать людям спасение.

7 Воспомяну. Исайя приступает к повествованию о прошлых деяниях Божиих (Пс. 50,15.17;88,2; 144,7).

славу Господню. Т.е. достойные хвалы деяния Божий (см. 60,6; Пс. 76; 77; 134; 135).

все, что Господь даровал. См. Пс. 12,6; 15,7.

великую благость. См. Пс. 22,6.

8 народ Мой. См. ком. к 40,1.

дети... не солгут. См. Исх. 4,22; Втор. 14,1.

Спасителем. Искупителем (см. ком. к 35,9).

9 скорби. Исайя подразумевает невзгоды, перенесенные иудеями в Египте (Исх. 2,25).

Ангел лица Его. См. Исх. 14,19; 23,20.23.

носил. Ср. Исх.19,4; Втор.1,31;32,10-12.

10 они возмутились и огорчили Святаго Духа. Противодействие людей слову Божиему надолго, но не навсегда, омрачило Его Дух (ср. Пс. 105,33; ср. Деян. 7,51; Еф. 4,30).

11 древние дни. Речь идет о временах исхода народа Божиего из Египта и сорокалетнего странствования его по Аравийской пустыне.

из моря. Имеется в виду Чермное море (Исх. 14,21-15,21).

с пастырем овец Своих. Этим пастырем был Моисей; сегодня наш Пастырь - Иисус Христос (Евр. 13,20).

Святаго Духа Своего. Аллюзия к Чис. 11,17.25.

12 величественною мышцею. См. Исх. 15,6 (51,9).

разделил. См. Исх. 14,16.21; Пс. 76,17.

13 бездны. См. Исх. 15,5.8; Пс. 105,9.

16 Отец наш. Господь всегда был Отцом Своему народу (64,8; Втор. 32,6; Иер. 3,4.19), который Он Сам избрал (Исх. 4,22.23; ср. Ин. 8,41).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.