КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 44. Причины конфликтов и способы преодоления конфликтов
Основные причины возникновения конфликтов. Причины конфликтных ситуаций классифицируются в менеджменте на внешние, внутренние, функциональные, вытекающие из неправильной критики во время споров и дискуссий, и как последствия ошибок менеджера в межличностном общении. 1) Внешние причины имеют источник за пределами системы, в которую включены участники конфликта. • недостатки социально-экономического и бытового характера • нечеткие указания руководителя, неритмичность получения информации • ослабление контроля исполнения (в первый раз прощают, а во второй, неожиданно наказывают); • новости дня (всевозможные споры и эмоциональная форма их развития); • плохая организация выдачи заработной платы и др. 2) Внутренние причины вытекают из особенностей межличностных отношений их участников: • внутригрупповая несовместимость в виде антипатии, отчужденности и т.п.; • ослабление взаимного контроля внутри группы, • личные особенности членов группы 3) Функциональные причины связаны с разным подходом к решению задач управления: • распределение ограниченных ресурсов, когда всем дать нельзя и надо выбрать одного получателя; • взаимозависимость задач, т.е. наличие последовательности операций, которую нельзя нарушить; • различие в целях деятельности формальных групп; • различие в ценностных ориентациях; • неудовлетворительные коммуникации. 4) Причины, вытекающие из неправильной критики, связаны с неправильным поведением участников споров и дискуссий: • излишняя эмоциональность выступления в целях усиления конструктивности предложений, что часто вызывает у людей бессознательное сопротивление даже во вред себе; • критика оппонента с целью показать свою эрудицию; • критика с целью под благовидным предлогом свести личные счеты с оппонентом; • критические выступления с целью повышения или сохранения своего статуса в рабочей группе; • критика оппонентов для перестраховки • критика с целью эмоциональной разрядки. 5) Основными причинами конфликта, вытекающими из ошибок ме неджера в межличностном общении, являются: • резонерство, когда менеджер не знает, как решить проблему, и выходит из положения с помощью звучных фраз морализирования (... мы должны отдать все силы для решения этого вопроса... и т.п.); • повышенный уровень притязаний менеджера • скептицизм как нежелание менеджера принимать чужие идеи • заострение внимания на мелочах • отказ от серьезной аргументации • натиск
1) структурные - воздействие оказывается на содержание конфликта (более характерны для продуктивных конфликтов); 2) межличностные — воздействие оказывается на участников конфликтов (чаще применяют для решения неконструктивных конфликтов). Пять основных структурных способов устранения конфликтов: 1) на основе четкого описания рабочих мест можно создать ситуацию, когда персоналу будет просто нечего делить между собой, так как их интересы не будут пересекаться; 2) путем введение жесткой системы единоначалия, когда решение принимает только один человек; 3) на основе установления общих оценочных показателей, когда стимулирование труда осуществляется не путем учета индивидуальных показателей, а по итогам работы организации в целом; 4) на базе использования системы поощрения бесконфликтной работы — при наличии конфликтных ситуаций для их участников снижается объем материальных выплат по итогам труда; 5) разрешение с учетом целей конфликтов — определяется истинная причина конфликта.
2) сглаживание — формирование путем тренинга персонала мнения, что любой конфликт для него невыгоден, и это абсолютная истина; 3) принуждение, т.е. силовое подавление одной из сторон в конфликте; 4) решение проблемы 5) эмоциональный взрыв — сознательная провокация менеджером эмоционального возмущения персонала против участников конфликта 6) удаление одной из сторон 7) использование компромисса
1) когда причина конфликта носит временный характер и надо на какой-то период погасить эмоции его участников; 2) если менеджер не знает способов решения проблемы или пока не готов ее решить, и ему надо обеспечить себе резерв времени для окончательных действий. В менеджменте выделяют пять основных структурных способов устранения конфликтов: Структурные методы управления конфликтами оказывают воздействие на содержание конфликта, наиболее применимы для конструктивных конфликтов, используются, как правило, для регулирования отношений в группах. Они включают в себя: а) разъяснение требований к работе - четкое описание рабочих мест, прав, обязанностей, функций, разъяснение результатов, ожидаемых от работника или рабочей группы, порядка предоставления информации, системы полномочий и ответственности, четкое определение политики, процедур и правил организационного поведения: б) введение жесткой системы единоначалия - установление четкой иерархии для определения порядка подчиненности и ответственности в целях исключения двойственности подчинения и дублирования управления; в) использование координационных и интеграционных механизмов - упорядочение взаимодействия между исполнителями, установление эффективных взаимосвязей, оптимизация процесса принятия решений и коммуникаций; г) постановка общеорганизационных комплексных целей - -ориентация усилий персонала на достижение общих целей, объединение индивидов, групп и отделов организации для совместного комплексного решения проблем организации; д) совершенствование системы вознаграждений - установление общих оценочных показателей, стимулирование труда не на основе индивидуальных достижений, а по результатам работы группы или организации в целом; е) поощрение бесконфликтной работы - использование материальных и нематериальных форм поощрения персонала за отсутствие конфликтов и уменьшение (лишение) поощрения при наличии конфликтов; ж) разрешение с учетом целей конфликтов - выяснение сути конфликта, определение истинных целей его участников, конструктивное обсуждение проблемы для устранения противоречий и нахождения оптимального (взаимоприемлемого) решения. Межличностные методы управления конфликтами оказывают воздействие на участников конфликта и применяются, как правило, для устранения неконструктивных противоречий. Они включают в себя: а) уклонение - уход от конфликта, игнорирование спорных вопросов; б) сглаживание - примирение, конформизм, призывы к солидарности; в) принуждение - силовое подавление одной из сторон, применение властных полномочий; г) компромисс - частичное удовлетворение интересов сторон на основе взаимных уступок; д) рациональное решение проблемы - открытое признание противоречий, нахождение оптимальных решений по их устранению путем открытого обсуждения и проведения переговоров. Для анализа конфликта и выбора оптимальной стратегии поведения в зависимости от конкретной ситуации может быть использована разработка, предложенная К. Томасом и Р. Килменном в 1972 г. Стратегия поведения индивида в конфликте определяется в зависимости от двух составляющих: 1) напористости - стремления удовлетворить собственные интересы, достичь индивидуальных целей (действуя активно или пассивно); 2) партнерства - готовности учитывать интересы и потребности другой стороны (действуя совместно или индивидуально). В зависимости от соотношения этих параметров выделяются пять основных тактик поведения в конфликте. Характеристика типов конфликтного поведения следующая: 1) соперничество (стиль "выигрыш - проигрыш") - конфронтация, конкуренция, открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции. Способ реализации - применение власти, использование односторонней зависимости партнера и других средств оказания давления; 2) сотрудничество (ситуация "выигрыш - выигрыш") - совместная выработка решения, удовлетворяющего интересы всех сторон. Способ реализации - открытый диалог, аргументация, готовность оценить ситуацию со стороны, взаимное желание выслушать и понять друг друга; 3) приспособление (отношения "проигрыш - выигрыш") - уступка, изменение своей позиции, сглаживание разногласий и перестройка поведения. Способ реализации - подчеркивание общих интересов одновременно с замалчиванием противоречий, демонстрация согласия в сочетании с требованиями, претензиями другой стороны; 4) уклонение (ситуация "проигрыш - проигрыш") - избежание, стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее. Способ реализации - например, перевод разговора на другую тему; 5) компромисс (стиль "непроигрыш - невыигрыш") - урегулирование разногласий через взаимные уступки конфликтующих сторон. Способ реализации - выработка "среднего решения", при котором никто особенно не выигрывает, но и не проигрывает.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |