КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной
Оценка результатов. По каждой из представленных выше шкал в отдельности определяется сумма баллов, полученных испытуемым. Для этого пользуются ключом и переводными оценочными шкалами, представленными ниже. Ключ к шкале «стремление к людям»: +1, +2, -3, -4, +5, -6, +7, -8, -9, -10, -11,+12, -13, +14, +15, -16, +17, -18, -19, +20, -21, +22, -23,-24, -25, +26, -27,-28,-29,+30. Ключ к шкале «боязнь быть отвергнутым»: +1, +2, +3, +4, -5, -6, +7, +8, +9, +10, -11,+12, -1З, +14, +15, -16, +17,+18, +19, -20,-21, +22, +23,-24, +25, -26, +27, +28, -29, +30, -31, +32. Пунктам опросника, помеченным в ключе знаками «+», приписываются баллы в соответствии со следующей переводной шкалой, где в числителе представлены оценки, данные испытуемыми соответствующим суждениям, а в знаменателе – те баллы, которые в конечном счете должны получить эти пункты шкалы, и которые суммируются: «+» -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 1 2.3 4 5 6 7 Пунктам опросника, помеченным в ключе знаком «-», точно так же приписываются баллы, но всоответствии с другим соотношением: «-» -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 7 6 5 4 3 2 1 Для каждого из испытуемых отдельно устанавливаются уровень развития мотива «стремление к людям» и уровень развития мотива «боязнь быть отвергнутым». При этом пользуются следующей суммарной шкалой: 32 – 80 баллов – низкий уровень развития данного мотива. 81-176 баллов – средний уровень развития мотива 177 – 224 балла – высокий уровень развития мотива.
Возможны следующие типичные сочетания двух мотивов: 1. Высокий уровень развития мотива «стремление к людям», сочетаемый с высоким уровнем развития мотива «боязнь быть отвергнутым». Индивид характеризуется сильно выраженным внутренним конфликтом между стремлением к людям и их избеганием, который возникает каждый раз, когда ему приходится встречаться с незнакомыми людьми. 2. Высокий уровень развития мотива «стремление к людям», сочетаемый с низким уровнем развития мотива «боязнь быть отвергнутым». Такой человек активно ищет контактов и общения с людьми, испытывая от этого в основном только положительные эмоции. 3. Высокий уровень развития мотива «боязнь быть отвергнутым» в совокупности с низким уровнем развития мотива «стремление к людям». Индивид активно избегает контактов с людьми, ищет одиночества. 4. Низкий уровень развития обоих мотивов. Человек, живя среди людей, общаясь с ними, не испытывает от этого ни положительных, ни отрицательных эмоций и хорошо себя чувствует как среди людей, так и без них. Методика выявления социально-психологических установок, направленных на «альтруизм—эгоизм», «процесс—результат» Цель методики: выявить степень выраженности социально-психологических установок. Процедура проведения: для использования методики можно вносить ответы на вопросы в нижеприведенный протокол (см. образец). Отвечая на вопросы, необходимо придерживаться следующей инструкции: «Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них двумя способами: «ДА», если ваш ответ утвердителен, и «НЕТ», если вы отвечаете отрицательно, а ваше поведение не соответствует утвердительному ответу на вопрос». Вопросы: 1. Сам процесс выполняемой работы увлекает вас больше, чем этап ее завершения? 2. Для достижения цели вы обычно не жалеете сил? 3. Вам часто говорят, что вы больше думаете о других, чем о себе? 4. Вы обычно много времени уделяете своей особе? 5. Вы обычно долго не решаетесь начать делать то, что вам не интересно, даже если это необходимо? 6. Вы уверены, что настойчивости в вас больше, чем способностей? 7. Вам легче просить за других, чем за себя? 8. Вы считаете, что человек сначала должен думать о себе, а потом уже о других? 9. Заканчивая интересное дело, вы часто сожалеете о том, что интересная работа уже завершена, а с ней жаль расставаться? 10. Вам больше нравятся деятельные люди, способные достигать результата, чем просто добрые и отзывчивые? 11. Вам трудно отказать людям, когда они вас о чем-либо просят? 12. Для себя вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других? 13. Вы испытываете удовольствие от игры, в которой не нужно думать о выигрыше? 14. Вы считаете, что успехов в вашей жизни больше, чем неудач? 15. Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятности? 16. Вы убеждены, что не нужно для кого-либо сильно напрягаться? 17. Вы более всего уважаете людей, способных увлечься делом по-настоящему? 18. Вы часто завершаете работу вопреки неблагоприятной обстановке, нехватке времени, помехам со стороны? 19. Для себя у вас обычно не хватает ни времени, ни сил? 20.Вам трудно заставить себя сделать что-то для других? 21. Вы часто начинаете одновременно много дел и не успеваете закончить их до конца? 22.Вы считаете, что имеете достаточно сил, чтобы рассчитывать на успех в жизни? 23. Вы стремитесь как можно больше сделать для других людей? 24. Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе? 25.Можете ли вы увлечься делом настолько, что забываете о времени и о себе? 26. Вам часто удается довести начатое дело до конца? 27.Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни — жить интересами других людей? 28. Вы можете назвать себя эгоистом? 29.Бывает, что вы, увлекаясь деталями, углубляясь в них, не можете закончить начатое дело? 30. Вы избегаете встреч с людьми, не обладающими деловыми качествами? 31. Ваша отличительная черта — бескорыстие? 32. Свободное время вы используете для своих увлечений? 33. Вы часто загружаете свой отпуск или выходные дни работой из-за того, что кому-то обещали что-либо сделать? 34. Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботиться о себе? 35. Вам трудно решиться использовать усилия человека в своих интересах? 36. Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных побуждений? 37. Соглашаясь на какое-либо дело, вы больше думаете о том, насколько оно вам интересно? 38.Стремление к результату в любом деле — ваша отличительная черта? 39. Ваша отличительная черта — умение помочь другим людям? 40. Вы способны сделать максимальные усилия лишь за хорошее вознаграждение? Методика выявления социально-психологических установок, направленных на «свободу — власть», «труд — деньги» Цель методики и процедура проведения та же, что и в предыдущей. Вопросы: 1. Вы согласны, что самое главное в жизни — быть мастером своего дела? 2. Вы более всего дорожите возможностью самостоятельного выбора решения? 3. Ваши знакомые считают вас властным человеком? 4. Вы согласны, что люди, которые не умеют заработать деньги не стоят уважения? 5. Творческий труд для вас является главным наслаждением в жизни? 6. Основное стремление в вашей жизни — свобода, а не власть и деньги? 7. Вы согласны, что иметь власть над людьми — наиболее важная ценность? 8. Ваши друзья состоятельные в материальном отношении люди? 9. Вы стремитесь, чтобы все вокруг вас были заняты увлекательным делом? 10. Вам всегда удается следовать своим убеждениям вопреки требованиям со стороны? 11.Считаете ли вы, что самое важное качество для власти — 12. Вы уверены, что все можно купить за деньги? 13. Вы выбираете друзей по деловым качествам? 14. Вы стараетесь не связывать себя различными обязательствами перед другими людьми? 15. Вы испытываете чувство негодования, если кто-либо не подчиняется вашим требованиям? 16. Деньги куда надежнее, чем власть и свобода? 17. Вам бывает невыносимо скучно без любимой работы? 18. Вы убеждены, что каждый должен обладать свободой в рамках закона? 19. Вам легко заставить людей делать то, что вы хотите? 20. Вы согласны, что лучше иметь высокую зарплату, чем высокий интеллект? 21.В жизни вас радует только отличный результат работы? 22. Самое главное стремление в вашей жизни — быть свободным? 23. Вы считаете себя способным руководить большим коллективом? 24.Является ли для вас заработок главным стремлением в жизни? 25.Любимое дело для вас ценнее, чем власти и деньги? 26. Вам обычно удается отвоевать свое право на свободу? 27.Испытываете ли вы жажду власти, стремление руководить? 28.Вы согласны, что деньги «не пахнут» и неважно, как они заработаны? 29.Даже бывая на отдыхе, вы не можете не работать? 30. Вы готовы многим жертвовать, чтобы быть свободным? 31.Вы чувствуете себя хозяином в своей семье? 32.Вам трудно ограничить себя в денежных средствах? 33.Ваши друзья и знакомые ценят вас как специалиста? 34.Люди, ущемляющие вашу свободу, вызывают у вас наибольшее негодование? 35.Власть может заменить вам многие другие ценности? 36. Вам обычно удается накопить нужную сумму денег? 37.Труд — наибольшая ценность для вас? 38. Вы уверенно и непринужденно чувствуете себя среди незнакомых людей? 39. Вы согласны ущемить свободу, чтобы обладать властью? 40. Наиболее сильное потрясение для вас — отсутствие денег? Образец протокола: 1.5. 9. 13. 17. 21. 25. 29. 33. 37. 2.6. 10. 14. 18. 22. 26. 30. 34. 38. 3.7.11.15.19.23.27.31.35.39. 4. 8. 12. 16. 20. 24. 28. 32. 36. 40. Обработка и интерпретация данных: Обработка данных производится по горизонтальным строкам протокола (см. образец). Ключи к методике выявления установок на «альтруизм - эгоизм», «процесс - результат»: 1. Сумма «плюсов» первой строки—вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37 — «ориентация на процесс». Обычно люди более ориентированы на процесс, менее задумываются над достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими 2. Сумма «плюсов» второй строки—вопросы: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38 — «ориентация на результат». Люди, ориентирующиеся на результат, — одни из самых надежных. Они могут достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам.
3. Сумма «плюсов» третьей строки — вопросы: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39 — «ориентация на альтруизм». Люди, ориентирующиеся на альтруистические ценности, часто в ущерб себе, заслуживают всяческого уважения. Это люди, о которых стоит
1. Сумма «плюсов» — «ориентация на эгоизм». Люди с чрезмерно выраженным эгоизмом встречаются довольно редко. Известная доля «разумного эгоизма» не может навредить человеку. Скорее более вредит его отсутствие, причем это среди людей «интеллигентных профессий» встречается довольно часто. Вопросы: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40. Ключи к методике выявления установок «свобода - власть», «труд - деньги»: Подсчет данных осуществляется так же, как и в предыдущей методике—подсчитывается количество плюсов (ответов «ДА» по горизонтальной строке протокола). 1. Сумма первой строки — «ориентация на труд» — обычно люди, ориентирующиеся на труд, все время используют для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т. д. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия.
2. Сумма второй строки — «ориентация на свободу» — главная ценность для этих людей — это свобода. Очень часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, реже это сочетание «свободы» и «деньги».
3. Сумма третьей строки — «ориентация на власть» — эта ориентация больше свойственна представителям сильного пола. Очень часто — это производственники, хотя среди них бывают и исключения.
4. Сумма четвертой строки — «ориентация на деньги» — обычно бывает в двух случаях, когда деньги есть и когда их нет. В наших выборках, в которых в основном учителя руководители — эта ориентация выражена слабее, чем другие.
В настоящее время, когда происходит ломка многих устоявшихся взглядов на жизнь, исследование изменений ориентации имеет чрезвычайное значение. Особенно ценностные ориентации интересны при профессиональном отборе, профориентации, индивидуально-психологических, а также групповых консультациях. А могут быть интересны и в самых неожиданных ситуациях, например при консультировании по вопросам семьи и брака. Как показал наш опыт, разногласия в социально-психологических установках вносят часто разлад в брачно-семейные отношения. Целесообразнее, если разногласия в установках будут выявлены заранее и предприняты попытки их преодоления. Результаты, полученные с помощью данных методик, целесообразно представить графически. Для этого необходимо начертить две вертикальные пересекающиеся прямые и отложить на каждой из четырех прямых от центра (точка О) количество баллов согласно ключам опросника. Далее следует эти точки соединить. В результате получится плоскость, отражающая особенности социально-психологических установок. Следует отметить, что можно, на основании результатов использования методик, выявить несколько групп испытуемых: 1. Группа высокомотивированных испытуемых с гармоничными ориентациями. Все ориентации выражены сильно и равной степени. 2. Группа низкомотивированных испытуемых, у которых все ориентации выражены чрезвычайно слабо. 3. Группа с дисгармоничными ориентациями, у которых некоторые ориентации выражены сильно, а другие могут даже отсутствовать. В процессе индивидуального консультирования целесообразно уточнить, в частности, причины дисгармоничности ориентации или низкую мотивацию. Эти причины могут быть временными и не нуждаться в коррекции.
9. Методика «Ценностные ориентации» (М.Рокич) М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования состоит в том, чтобы к ней стремиться; инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Инструкция: Сейчас вам будет предъявлен список с обозначением ценностей. Ваша задача - сгруппировать их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в жизни. Внимательно изучите списки и, выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв ценности местами. Конечный результат должен отражать вашу истинную позицию. Стимульиый материал:
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 955; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |