КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дембо - Рубинштейн
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ ДИАГНОСТИКА САМООТНОШЕНИЯ, САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ Методика Дембо - Рубинштейн отличается от общепринятых введением дополнительного параметра уровня притязаний. Описание задания. Каждому испытуемому предлагается бланк Инструкция. Каждый человек оценивает свои способности возможности, характер и т.п. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее. Бланк методики состоит из семи линий. Они обозначают: 1) здоровье, 2) ум, способности, 3) характер, 4) авторитет у сверстников, 5) умение многое делать своими рунами, умелые руки, 6) внешность, 7) уверенность в себе. Под каждой линией написано, что она обозначает. На каждой линии черточкой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (х) отметьте, при, каком уровне развития этих - качеств, сторон, вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя. Итак: "-" - уровень развития у вас качества, стороны личности в настоящий момент; "х" - такой уровень развития качества, стороны, к которому вы стремитесь, достигнув которого, вы будете удовлетворены собой. Вертикальная линия условно обозначает развитие определенного качества, стороны человеческой личности от низшего уровня ("нижняя" точка) до наивысшего ("верхняя" точка). Например, в линии "здоровье" нижняя точка указывает на совершенно больного человека, а верхняя - абсолютно здорового. Задание. Далее изображено семь линий, длина каждой – 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этой верхняя и нижняя точка отмечаются заметными черточками, середина едва заметной точкой. 2. Порядок проведения. Методика может проводиться как фронтально – с группой, так и индивидуально. При фронтальной работе надо проверить, как каждый из испытуемых заполнил первую шкалу: пройдя по группе, посмотреть, правильно ли используются предложенные значки, ответить на вопросы испытуемых. После этого испытуемые работают самостоятельно и экспериментатор ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции длится обычно 10-12 мин. 3. Обработка результатов. Обработке подлежат ответы на шести линиях (шкалах). Шкала "здоровье" рассматривается как тренировочная и не учитывается или, в случае необходимости, анализируется отдельно. Как уже отмечалось, размеры каждой шкалы равны 100 мм, в соответствии о этим ответы испытуемых получают количественную характеристику, для удобства выражаемую в баллах (например, 54 мм = 54 балла). Обработка включает следующие этапы: 1. По каждой из шести шкал ("ум, способности", "характер", "авторитет у сверстников", "умелые руки", "внешность", "уверенность в себе") определяются: а) уровень притязаний в отношении данного качества - по расстоянии в миллиметрах (мм) от нижней точки шкалы ("О") до знака "х"; б) высота самооценки - от "О" до знака "-"; в) величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой - разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от "знака "х" до "-"; в тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом. Записывается значение каждого из трех показателей (уровня притязаний, самооценки и величины расхождения между ними) в баллах по каждой шкале. 2. Определяется средняя мера каждого из показателей у испытуемого. Ее характеризует медиана каждого из показателей по всем шести шкалам. 3. Определяется степень дифференцированности уровня притязаний и самооценки. Их получают, соединяя на бланке испытуемого все значки "'х" (для определения дифференцированности самооценки). Следует отметить, что чем выше дифференцированность показателя, тем более условной оказывается средняя мера и соответственно тем меньшее значение она имеет. При очень сильной дифференцнрованности, когда некоторые стороны своей личности испытуемый оценивает очень высоко, а другие - очень низко, анализ средней меры, 4. Особое внимание обращается на такие случаи, когда притязания оказываются ниже самооценки, некоторые шкалы пропускаются или заполнятся неполностью (указывается только самооценка или только уровень притязаний), ответы выходят за пределы шкалы (знак ставится выше верхней точки или ниже нижней), используются знаки, не предусмотренные инструкцией, ответы комментируются и т. п.
Оценка и интерпретация отдельных параметров. Для оценки средние данные испытуемого и его результаты по каждой шкале сравниваются со стандартными значениями, приведенными далее. Отметим, что различий между юношами и девушками по этой методике не обнаружено.
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 2146; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |