Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Протокол исследования




 

Номер ранга эталона d1 Свойства личности n Номер ранга субъекта d2 Разность рангов d Квадрат разности рангов d2
         
  n = 20     Σ d2

 

Из отобранных Вами ранее свойств личности построй­те субъективный ряд d2, в котором расположите данные свойства по мере убывания их выраженности у Вас лично (20-й ранг — качество, присущее Вам в наибольшей степе­ни, 19-й — качество, характерное для Вас несколько мень­ше, чем первое, и т. д.). Результат занесите в протокол ис­следования.

Обработка результатов: Цель обработки результатов — определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими в пред­оставления «Я идеальное» и «Я реальное». Мера связи уста­навливается с помощью коэффициента ранговой корреля­ции. Чтобы высчитать коэффициент, необходимо вначале найти разность рангов d1 — d2 по каждому качеству и занести полученный результат в колонку d в протокол исследования. Затем каждое полученное значение разности рангов d возве­сти в квадрат (d1 — d2)2 и записать результат в колонке d2. Подсчитайте общую сумму квадратов разности рангов å d2 и внесите ее в формулу

6 å d2

r=1- n (n2-1) (1)

 

где r — коэффициент корреляции (показатель уровня само­оценки личности);

n— количество отобранных свойств личности.

Если количество качеств равно 20, то формула (1) имеет упрощенный вид

r=1 - 0,00075 х å d2. (2)

Интерпретация результатов: Коэффициент ранговой корреляции r может находиться в интервале от -1 до +1. Если полученный коэффициент со­ставляет не менее -0,37 и не более +0,37 (при уровне достоверности, равном 0,05), то это указывает на слабую незначи­тельную связь (или ее отсутствие) между представлениями человека о качествах своего идеала и о реальных качествах. Такой показатель может быть обусловлен и несоблюдением испытуемым инструкции, но если она выполнялась, то низ­кие показатели означают нечеткое и недифференцирован­ное представление человека о своем идеальном Я и Я реаль­ном.

Значение коэффициента корреляции от +0,38 до +1 — свидетельство наличия значимой положительной связи между Я идеальным и Я реальным. Это можно трактовать как проявление адекватной самооценки или при rот +0,39до+0,89 как тенденцию к завышению. Значения же от +0,9 до +1 часто выражают неадекватно завышенное самооценивание. Значение коэффициента корреляции в интервале от -0,38 до -1 говорит о наличии значимой от­рицательной связи между Я идеальным и Я реальным (от­ражает несоответствие или расхождение представлений человека о том, каким он хочет быть, и том, какой он в ре­альности). Это несоответствие предлагается интерпрети­ровать как заниженную самооценку. Чем ближе коэффи­циент к -1, тем больше степень несоответствия.

В предложенной методике исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между Я идеальным и Я реальным. Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедитель­ными независимо от того, основываются ли они на объек­тивном знании или на субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Качества, которые че­ловек приписывает самому себе, далеко не всегда адек­ватны. Процесс самооценивания может происходить дву­мя путями:

1) путем сопоставления уровня своих притязаний с
объективными результатами своей деятельности;

2) путем сравнения себя с другими людьми.

Однако независимо от того, лежат ли в основе самооцен­ки собственные суждения человека о себе или интерпрета­ции суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно-заданные стандарты, самооценка всегда носит субъективный характер; при этом ее показателями могут вы­ступать адекватность и уровень.

Адекватность самооценивания выражает степень соответ­ствия представлений человека о себе объективным основа­ниям этих представлений. Уровень самооценки выражает степень реальных и идеальных, или желаемых, представлений о себе. Адекватную самооценку (с тенденцией к завышению) можно приравнять к позитивному отношению к себе, к са­моуважению, принятию себя, ощущению собственной неполноценности. Низкая самооценка (с тенденцией к заниже­нию), наоборот, может быть связана с негативным отношением к себе, неприятием себя, ощущением собственной неполноценности.

В процессе формирования самооценки важную роль иг­рает сопоставление образов Я реального и Я идеального. Поэтому тот, кто достигает в реальности характеристик, со­ответствующих идеалу, будет иметь высокую самооценку. Если же человек «эффективно» рефлексирует разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Самооценка и отношение человека к себе тесно связаны с уровнем притязаний, мотиваций и эмоциональными осо­бенностями личности. От самооценки зависит интерпрета­ция приобретенного опыта и ожидания человека относи­тельно самого себя и других людей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 1835; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.