КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Контрольной работы. Методические рекомендации для выполнения
Методические рекомендации для выполнения Тема «Элементы линейной алгебры» Знакомство с использованием определителей начните с простейшего случая решения и исследования системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными. Изучите свойства определителя второго, а затем третьего порядка. Особое внимание обратите на то, что вычисление определителей упрощается, если умело пользоваться свойствами определителей. При изучении вопросов, связанных с исследованием систем линейных алгебраических уравнений, не упустите из виду случай, когда главный определитель системы равен нулю. В этой ситуации формулы Крамера теряют смысл и соответствующие системы уравнений либо несовместны, либо имеют бесчисленное множество решений. Пример №1: Используя формулы Крамера, решить систему и сделать проверку. x – 2y + z = 4, 2x + y + 3z = 5 3x + 4y+ z = –2. Подсчитаем главный определитель системы D, используя правило вычисления определителей третьего порядка. Имеем: 1 –2 1 D = 2 1 3 = 1* (1–12) + 2 * (2 – 9) +1 * (8 – 3) = – 20. 3 4 1
Так как D ≠ 0, то система имеет единственное решение. Для его отыскания вычислим вспомогательные определители: Dх, Dу, Dz. 4 –2 1 Dx = 5 1 3 = 4 * (1 -12) – (–2) * (5+6) +1 * (20+2) = 0; –2 4 1
1 4 1 Dy = 2 5 3 = 1*(5 + б) – 4*(2 – 9) + 1*(– 4 – 15) = 20; 3 -2 1
1 -2 4 Dz = 2 1 5 = 1*(−2 – 20) – (– 2) *(–4 –15) + 4*(8 – 3) = – 40. 3 4 –2
Найдем неизвестные по формуле Крамера: x = = 0; y = = – 1; z = = 2. Проверка осуществляется путем подставления полученного решения в каждое уравнение системы: 0 – 2 *(–1) + 2 = 4 2*0 + (–1) + 3*2 = 5 3*0 + 4*(–1) +2 = -2 Все три равенства верные, следовательно, ответ имеет вид(0; –1; 2).
Тема «Элементы аналитической геометрии» При изучении этой темы, прежде всего, следует усвоить понятие уравнения линии. Подобно тому, как точка в аналитической геометрии определяется координатами, линия определяется уравнением, связывающим координаты любой точки этой линии. Прямая линия является простейшей из линий на плоскости. Изучите различные способы нахождения уравнения прямой, а также плоскости. Успех решения задач во многом зависит от умелого выбора соответствующего вида уравнения прямой и плоскости. Пример №1: Даны координаты вершин треугольника ABC: A(-1;2), В(5;-1), С(-4;-5). 1) Расстояние l между точками M1 (х1;у1) и М2 (х2;у2) находим по формуле: l = |М1 М2| = (x2 – х1)2 + (у2 – у1)2. По этой формуле находим длину стороны АВ: AB| = = = 3 . 2) Уравнение прямой, проходящей через две точки плоскости M1 (x1; y1) и М2 (х2; у2) имеет вид (1) Подставляя в это уравнение координаты точек А и В, получаем уравнение стороны АВ: Угловой коэффициент kАB прямой АВ найдем, преобразовав полученное уравнение к виду уравнения прямой с угловым коэффициентом у = kx + b. Получим: 2у = -х+3 => y= – . Следовательно, kAB = – . Аналогично находим: kBC = . 3) Для нахождения внутреннего угла треугольника ABC воспользуемся формулой: tgB = . Отметим, что порядок разности угловых коэффициентов, стоящей в числителе дроби, зависит от взаимного расположения прямых АВ и ВС. Подумайте, как бы вы стали искать внутренние углы А и С треугольника ABC? Подставим значения kАВ и kвс в формулу. Находим: tgB = По таблицам В.М. Брадиса или на инженерном микрокалькуляторе получаем B 50°. XM = yM = Теперь подставим в (1) координаты точек А и М, получаем уравнение медианы:
5) Для составления уравнения высоты CD, воспользуемся уравнением прямой, проходящей через точку M0 (x0; y0) с заданным угловым коэффициентом k, которое имеет вид y − yo= k*(x - xo) (2) и условием перпендикулярности АВ и CD, которое выражается соотношением . Подставим в (2) получим уравнение высоты СD: (CD). Используя полученные результаты, начертим треугольник АВС на координатной плоскости: Тема «Вычисление пределов»
При изучении этой темы следует обратить внимание на понятие функции и изучить ее свойства. Познакомиться со всеми элементарными функциями (линейными, степенными, показательными, логарифмическими, тригонометрическими). Особое внимание уделить пределу функции в точке и на бесконечность и понятию непрерывной функции. После подробного изучения свойств пределов, I и II замечательных пределов, следует приступить к непосредственному вычислению пределов элементарных функций и их композиций, учитывая, что под знаком предела можно производить тождественные преобразования выражения. Пример №1. Вычислить предел: Пример №2. Вычислить предел: Решение: т.к. , то Следовательно, = Пример №3. Вычислить предел: =
Тема «Дифференциальное исчисление функций одной переменной» В основе этой темы лежит понятие производной. Особое внимание следует обратить на геометрическое и механическое истолкование производной. Особую роль при решении задач играет правило вычисления производной сложной функции. При дифференцировании некоторых функций нередко значительно упрощает вычисление прием, состоящий в том, что перед вычислением производной функцию предварительно логарифмируют. При решении всех последующих примеров, кроме таблицы производных, используются правила дифференцирования суммы, разности, произведения, частного и теорема о производной сложной функции: a) б) ; в) ; г)
Пример№1. Дана функция: y = . Вычислить производную функции. Решение: y´= = = .
Пример№2. Дана функция: Вычислить производную функции. Решение:
Пример №3. Дана функция: . Вычислить производную функции. Решение:
Тема «Исследование функции одной переменной» Изучение этой темы следует начать с усвоения понятий возрастания и убывания функции, максимума и минимума функции, выпуклости и вогнутости кривой. Пример: 1) Исследовать функцию у = (х3 + 9х2 +15х - 9) и построить график. Решение: 1) D (x) = (-∞;+∞), т.е. функция непрерывна на всей числовой прямой. 2)Для исследования функции на экстремумы и монотонность необходимо найти производную и приравнять ее к нулю. Имеем: y´ = (3x2+9*2x + 15 − 0) у' = 0 => 3х2+18х + 15= 0 х2+6х + 5 = 0 х1 = -5; х2 = -1
у max (-5)= ((-5)3+9*(-5)2 +15*(-5) − 9) =4
у min (-1) = ((-1)3 +9*(-1)2+15*(−1)−9) =−4
3) Для определения точек перегиба и интервалов вогнутости и выпуклости найдем вторую производную и приравняем ее к нулю. Имеем: y ´´ = (3 * 2 *x + 18+0) 6х + 18 = 0 х + 3 = 0 х = -3
у(-3) = ((-3)3 + 9(-3)2 + 15(−3) − 9) = 0. Точка (-3,0) - точка перегиба. Используя полученные результаты исследования, построим график функции.
Тема «Интегралы» Прежде чем приступить к интегрированию функций, тщательно изучите таблицу интегралов, свойства определенного интеграла и два простейших метода интегрирования: метод замены переменной и способ подстановки. Успех интегрирования в значительной степени зависит от того, сумеем ли мы подобрать удачную замену переменной, упрощающую данный интеграл. При использовании метода интегрирования по частям очень важно правильно выбрать множители U и dv. Хотя общих правил разбиения нет, тем не менее, можно руководствоваться некоторыми частными правилами. Например, если подынтегральная функция представляет собой произведение показательной или тригонометрической функции и многочлена, то в качестве множителя U следует выбирать многочлен. Если же подынтегральная функция является произведением логарифмической или обратной тригонометрической функций и многочлена, то в качестве множителя U следует выбрать логарифмическую или обратную тригонометрическую функцию. При интегрировании выражения, содержащего в знаменателе квадратный трехчлен, целесообразно привести этот трехчлен к виду с выделенным полным квадратом. Пример№1. Найти интеграл: ∫(5 − +2 )dх. Решение: Воспользуемся таблицей интегралов и основными свойствами первообразной: ∫(5 − +2 )dх = 5∫dх − 3∫ dх+2∫ dх = = 5х − 3tgх + 2 +с = 5х −3tgх + +с.
Пример №2. Найти интеграл: ∫ Решение: Воспользуемся определением степени с дробным показателем ( = , а > 0), правилами действий со степенями с одинаковыми основаниями (аn am = an+m, = ), правилом деления суммы на число и найдем интеграл от каждого слагаемого отдельно. ∫ dх = ∫ dх= ∫ dх − ∫ dх = = 5∫х dх − ∫х dх = 5 − +с = 3 − +с = = 3* − +с.
Пример №3. Найти интеграл: ∫ . Решение: Применим подстановку: t = Тогда dt = . Имеем: ∫ ( = ∫ dt = ( + c.
Пример №4. Найти интеграл: ∫ dх. Решение: Преобразуем знаменатель дроби, стоящей под знаком интеграла следующим образом: х2 − 4х + 8 = х2 + 4 +7 = (х − 2)2 + 22. Тогда после подстановки t= х−2 получаем: ∫ dх = ∫ dх =∫ dt = ∫ dt = = ∫ dt +∫ dt = (t2+4) + actg +c = (х − 2 +4) + actg +c = = (х2 − 4х +8) + actg + с. При этом при вычислении интеграла ∫ dt мы воспользовались заменой переменной z = t2 +4. Тогда dz = 2tdt, откуда ∫ dt = ∫ = ∫ = c = ( +4) +c.
Пример №5. Найти интеграл: ∫(2х + 8)* Решение: Применим формулу интегрирования по частям: ∫udv=uv − ∫vdu. Положим: u = 2х +8, dv = Тогда: du = 2dх, v = ∫ = Следовательно: ∫(2х + 8) − +
Пример №6. Найти интеграл: ∫actg3х*dх. Решение: Положим u = actg3х, dv = dх, тогда du = , v = х. Отсюда: ∫actg3хdх = х* actg3х −3∫ Применим в последнем интеграле подстановку t = 1+9 , получим dt=18хdх, следовательно: 3∫ = ∫ = (1+9 )+с. Отсюда: ∫actg3хdх = х* actg3х − (1+9 )+с. Критерий оценивания знаний студента на экзамене 1. Оценка «отлично» ставится за полный ответ на теоретические вопросы и за правильное решение упражнения в приложении. 2. Оценка «хорошо» ставится в том случае, если при ответе на теоретические вопросы имелись неточности, которые не указывают на непонимание студентом сути вопроса, или, в случае ответа на теоретические вопросы, в упражнениях были сделаны ошибки, которые привели к неверному результату, но способ решения был выбран верно. 3. Оценка «удовлетворительно» ставится тогда, когда есть ответ на один теоретический вопрос и решение упражнения, при этом студент не отвечает на наводящие вопросы по неподготовленному теоретическому вопросу. Возможно выставление оценки «удовлетворительно» и в том случае, когда оба ответа на теоретические вопросы содержат существенные погрешности, которые студент с помощью преподавателя может устранить, демонстрируя при этом умение решать типовые примеры, студент должен знать основные понятия. 4. Оценка «неудовлетворительно» ставится при отсутствии ответов на оба теоретических вопроса или у студента отсутствуют практические навыки.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |