Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура и трудоемкость дисциплины




Пояснительная записка

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Центр оздоровительной физической культуры

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов
1-3 курсов очной формы обучения всех направлений подготовки Тюменского государственного университета

 

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»

Автор работы_______________ Манжелей И.В.

 

«15» мая 2013 г.

 

Рассмотрено на заседании ЦОФК 27.05.2013 г. протокол № 8

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»

Объем 58 стр.

Руководитель ЦОФК ____________ Манжелей И.В.

«27» мая 2013 г.

 

Рассмотрено на заседании УМК Института физической культуры

«10» июня 2013 г. протокол № 10

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»

Председатель УМК _____________ Колунин Е.Т.

«24» июня 2013 г.

 

«СОГЛАСОВАНО»

Директор ИБЦ ______________ Еманов А.Г.

«25» июня 2013 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Начальник УМУ____________ Воронова О.Г.

«27» августа 2013 г.

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт физической культуры

 

Манжелей И.В.

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов 1-3 курсов очной формы обучения

всех направлений подготовки

Тюменского государственного университета

 

Тюменский государственный университет


1.1. Цели и задачи дисциплины

Целью освоения раздела «Физическая культура» является формирование физической культуры студентов и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:

- формирование у студентов мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

- освоение системы знаний о социально-биологических, психолого-педагогических основах физической культуры и здорового образа жизни;

- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

- достижение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к условиям профессиональной деятельности;

- приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Учебно-методический комплекс составлен на основании ФГОС ВПО и Примерной программы по «Физической культуре», рекомендованной научно-методическим советом по физической культуре при Минобразовании России для учреждений ВПО (2010 г).

1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Физическая культура является компонентом общекультурной подготовки бакалавров и входит в число обязательных разделов основных образовательных программ всех направлений подготовки.

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента по физической культуре:

знать/ понимать:

- влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;

- способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;

- правила и способы планирования индивидуальных занятий различной целевой направленности.

уметь:

- выполнять индивидуально подобные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;

- выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;

- преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;

- выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;

- осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;

- подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;

- организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха и при участии в массовых спортивных соревнованиях;

- активной творческой деятельности по формированию здорового образа жизни.

В сочетании с другими предметами учебного плана (история, концепция современного естествознания, безопасность жизнедеятельности и др.) дисциплина «Физическая культура» содействует более разнообразной профессиональной подготовке специалистов.

1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данного раздела ООП ВПО

Процесс изучения раздела «Физическая культура» направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) предметных компетенций:

ОК-1. Оздоровительно-адаптивная: владеет знаниями и навыками здорового образа жизни, способами сохранения и укрепления здоровья. Способен следовать социально-значимым представлениям о здоровом образе жизни, придерживаться здорового образа жизни.

 

ОК-2. Оздоровительно-коррекционная: владеет средствами и методами оздоровительной физической культуры. Осознанно относится к здоровью, использует различные системы физических упражнений для коррекции функциональных возможностей организма и телосложения.

 

ОК-3. Двигательно-кондиционная: владеет средствами освоения основных двигательных действий. Способен самостоятельно совершенствовать основные физические качества, формировать психические качества в процессе физического воспитания.

ОК-4. Двигательно-прикладная: владеет основами профессионально - прикладной физической культуры и методикой самостоятельных занятий, может контролировать психофизическую готовность к условиям профессиональной деятельности, осуществлять профилактику профессиональных деформаций здоровья средствами физической культуры и массового спорта.

ОК-5. Спортивно-рекреативная: владеет основами общей физической и специальной подготовка в системе физического воспитания и спортивной тренировки. Способен самостоятельно выбирать виды спорта или систему физических упражнений для укрепления здоровья, поддержания оптимального режима двигательной активности и активного отдыха.

В результате изучения раздела (дисциплины) студент должен:

Знать:

- научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни;

- эстетические, нравственные и духовные ценности физической культуры и спорта;

- анатомо-физиологические, гигиенические и психолого-педагогические основы физического воспитания и спорта;

- о взаимосвязи физических нагрузок и функциональных возможностей организма;

- способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности.

Уметь:

- творчески использовать средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа и стиля жизни;

- осуществлять медико-биологический и психолого-педагогический контроль состояния организма в процессе проведения физкультурно-спортивных занятий;

- обеспечить психофизическую готовность к успешному выполнению социально-профессиональных ролей и функций.

Владеть:

- системой практических умений использования средств, методов и способов физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, физического развития и подготовленности, регулирования индивидуальной двигательной активности;

- методами и способами самопознания, диагностики развития индивидуальных физических, психических и функциональных возможностей человека;

- опытом использования физкультурно-спортивной деятельности для повышения своих функциональных и двигательных возможностей, достижения жизненных и профессиональных целей.

Содержание программы по разделу «Физическая культура» разработано на основе культурологического подхода с выделением базового (30%) и вариативного (70%) компонентов. Базовый компонент учебного материала, ориентирован на формирование основ физической культуры личности, и включает следующие укрупненные дидактические единицы или модули учебного материала:

· Физическая культура в общекультурной подготовке бакалавра.

· Социально-биологические и гигиенические основы физической культуры и здорового образа жизни.

· Общефизическая подготовка бакалавра.

Вариативный компонент опирается на базовый, дополняет его, учитывая физкультурно-спортивные интересы студентов, а также региональные условия и традиции развития физической культуры, и включает следующие укрупненные дидактические единицы (модули):

· Особенности занятий избранным видом спорта.

· Оздоровительные системы.

· Профессионально-прикладная физическая подготовка.

Свои образовательные и развивающие функции раздел «Физическая культура» наиболее полно реализует в процессе физического воспитания с опорой на основные дидактические принципы: сознательности и активности, наглядности и доступности, систематичности и динамичности, дифференциации и индивидуализации.

Раздел «Физическая культура» предусмотрен учебным планом ООП ВПО у бакалавров с 1- го по 6-й семестр обучения.

Общая трудоемкость раздела составляет 2 зачетные единицы (400 академических часов).

На 1-ом и 2-ом курсах учебный процесс по разделу «Физическая культура» у студентов ТюмГУ организован на основе учета их физкультурно-спортивных интересов к различным видам физкультурно-спортивной деятельности и предоставления права свободного выбора элективных курсов. У студентов 3-го курса учебный процесс организован с акцентом на общефизическую и теоретико-методическую подготовку.

Учебный материал дисциплины «Физическая культура» состоит из взаимосвязанных разделов (блоков):

- теоретический, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к здоровью и физической культуре;

- практический, состоящий из двух подразделов: методико-практического, обеспечивающего владение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности, для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности, и учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самодеятельности в выборе средств и методов физической культуры в целях укрепления здоровья и достижения физического совершенства, повышение уровня функциональных и двигательных способностей, направленного формирования качеств и свойств личности.

Виды учебной работы представлены в таблицах 1-2.

Таблица 1

Вид учебной работы Всего часов Семестры
           
Аудиторные занятия (всего)              
В том числе: -            
Лекции         -    
Методико-практические занятия (МПЗ)              
Учебно-тренировочные занятия (УТЗ)              
Самостоятельная работа (всего)              
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет            
Общая трудоемкость час зач. ед.              
  0,4 0,3 0,4 0,3 0,3 0,3

Аттестация студентов по дисциплине «Физическая культура» проводится в форме зачета в каждом семестре обучения (с первого по шестой).


Таблица 2

Распределение учебных часов на освоение модулей и разделов учебного материала

 

Название учебного модуля Семестр/ формы занятий/часы
           
Теоретические Методико-практические Учебно-тренировочные Из них в интер-активной форме Сам. работа Теоретические Методико-практические Учебно-тренировочные Из них в интер-активной форме Сам. работа Теоретические Методико-практические Учебно-тренировочные Из них в интер-активной форме Сам. работа Теоретические Методико-практические Учебно-тренировочные Из них в интер-активной форме Сам. работа Теоретические Методико-практические Учебно-тренировочные Из них в интер-активной форме Сам. работа Теоретические Методико-практические Учебно-тренировочные Из них в интер-активной форме Сам. работа
1.Оздоровительные системы -   -   4     -   6 -   -   4 -       3 -       4 -       4
2.Общефизическая подготовка бакалавра -       4 -       3 -       4 - -     5 - -     5 - -     5
3.Особенности занятий избранным видом спорта   -     4 - -     3   -     4 - -     4 - - - - - - - - - -
4. Социально-биологические основы физической культуры и здорового образа жизни                                           - -   3 - - - - -
5. Физическая культура в подготовке бакалавра                                         - - - - -   - -   3
Итого:         12         12         12 -       12         12         12
Всего:   12   12   12   12   12   12

 


Для получения зачета по элективному курсу «Баскетбол» студенты 1-го и 2-го курсов должны набрать не менее 61 балла по специальной рейтинговой оценочной шкале. Для этого им необходимо посещать академические занятия (в случае пропуска по болезни необходима справка из медсанчасти ТюмГУ), успешно сдать контрольные нормативы (тесты) в зависимости от направленности учебного материала, принять участие в Днях здорового образа жизни, выполнить контрольную работу или контрольное задание (практико-ориентированный проект), принять участие в спортивно-массовых мероприятиях университета.

Шкала оценки успеваемости студентов:

- от 0 до 60 баллов – «незачет»,

- от 61 до 100 баллов – «зачет».

В каждом семестре обучения студент должен пройти промежуточную аттестацию в виде трех контрольных недель (см. табл.3).

Таблица 3

Шкала рейтинговых баллов для промежуточной и итоговой аттестации

Семестры Контрольные недели (баллы) Итого баллов
К1 К2 К3
I-VI 15-25 20-35 26-40  

 

Для получения зачета студентам 3-го курса необходимо посещать академические занятия (в случае пропуска по болезни необходима справка из медсанчасти ТюмГУ), успешно сдать контрольные нормативы (тесы) по физической подготовленности и письменно (контрольная работа) ответить на вопросы или решить задания по разделам теоретического и методического материала.

Студенты, отнесенные к специальной медицинской группе по состоянию здоровья, проходят аттестацию на основе написания и защиты реферативной работы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1193; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.