КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
К встроенным стабилизаторам относится изменение налоговых поступлений без изменения налоговых ставок
0 20 30 100 TR В бюджет Поступления Ставка налога, %
Кривая Лаффера показывает, что налоговые поступления в бюджет растут до определенного момента (Rv max), пока ставка налога не превысит определенной величины. Затем они быстро уменьшаются. При стопроцентной ставке налога поступления в бюджет оказываются равными нулю. Согласно Лафферу, рост налоговых ставок (tR) на доходы корпораций лишает их заинтересованности в инвестициях, научно-техническому прогрессу и экономическому росту, что в конечном счете сокращает доходы государства "Rv". Поэтому нужно в каждый данный момент, посредством регулирования налогов, находить их оптимальную величину. Предельной ставкой налогового изъятия Лаффер считал 30% суммы доходов, а 40 -50% являются критическим уровнем, ведущим к негативным последствиям.
Налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые платятся субъектами налога непосредственно (подоходный налог, налог на прибыль), а косвенные - это налоги на товары и услуги, которые включаются в цену товара. В зависимости от адресности использования налоговых средств налоги в РФ подразделяются на федеральные, республиканские (краевые, областные) и местные. К числу прямых налогов относятся подоходный (в США и странах Европы и в Японии он составляет от 7 до 19 % ВВП), налоги на прибыль (от 2 до 6 %). В целом налоги составляли в 1992 г. в США 29 % ВНП, Японии – 27, ФРГ – 39, Англии – 39, Франции – 45 %, Швеции – 52%.Обращает на себя внимание как сравнительно небольшая доля налогов в ВВП наиболее развитых стран (США и Япония), так и принцип налогообложения, согласно которому налоги взимаются преимущественно с потребителей, а не производителей.
В России существует около 30 различных видов налогов. Главными из них являлись в 2006 году (по доле в доходной части федерального бюджета): налоги на прибыль (6,8%), налог на добавленную стоимость (32,4%), акцизы (5,7%), таможенные пошлины (ввозные и вывозные) – (31,8%), единый социальный налог (6%).
В этой связи в каждой стране проводится определенная фискальная политика. Это политика правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета. Она является важнейшей частью финансовой политики и составной частью экономической политики государства. Современная экономическая наука выделяет 2 основных вида фискальной политики – расширительную и ограничительную. Первая связана с увеличением расходов и снижением налогов, чтобы стимулировать экономический рост. Платой за такую политику является рост бюджетного дефицита, государственного долга и инфляции. Ограничительная фискальная политика состоит в сокращении государственных расходов и увеличении налогов. Такая политика может увеличить спад, но может помочь сбить волну инфляции. Фискальная политика является одним из важных инструментов государственного регулирования, направленных на стабилизацию экономического развития. Государственные расходы и налоги оказывают прямое воздействие на уровень совокупных расходов, следовательно на объем национального производства и занятость населения. Они играют важную роль в борьбе с негативными последствиями циклического развития. Их главная задача – сгладить недостатки рыночной стихии.
В вопросах фискальной политики правительств Запада используются 2 подхода. Так, в одних случаях используется дискреционная фискальная политика, соответствующая взглядам кейнсианцев. Она состоит в сознательном манипулировании налогами и правительственными расходами со стороны государства. Политика автоматических встроенных стабилизаторов соответствует взглядам неоклассиков.
Кейнсианцы исходят из того, что спрос создает собственное предложение, а совокупные расходы равны ЧНП. Они полагают, что снижение налогов и рост государственных расходов ведет к увеличению спроса, росту ВВП, уровня цен и инфляции. При этом срабатывает " эффект мультипликатора " – множится результативность государственных расходов. Мультипликатор показывает, насколько возрастает ВВП в результате роста государственных расходов: МР = ∆ВВП/∆G; следовательно, ∆ВВП = ∆G х MРG, где МР – мультипликатор, G – государственные расходы. Эффект мультипликатора возникает и при манипулировании налогами. Так, с введением нового налога уменьшится сумма располагаемого дохода (дохода после уплаты налога) налогоплательщиков, следовательно сократятся потребительские расходы, что вызовет уменьшение ВВП.
E С+in+G Совокупные расходы С1+in+G
E1
QВВП
Размер уменьшения зависит от предельной склонности к потреблению (MRC) и предельной склонности к сбережению (MRS). Они определяются следующим образом: чтобы получить величину сокращения потребления нужно умножить сумму налогового приращения ∆Т на MRC: ∆C= ∆T x MRC, где ∆C - прирост потребления, ∆Т - прирост налоговых поступлений, а MRC - предельная склонность к потреблению. Но мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора инвестиций и государственных расходов. Объясняется это тем, что при сокращении налогов лишь часть сэкономленной суммы идет на потребление, а другая часть – на сбережения, тогда как каждая единица прироста государственных расходов оказывает воздействие на ВВП. Налоговый мультипликатор равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на МРС – предельную склонность к потреблению (МРT = МРG x MРC). Неоклассики – сторонники теории "экономики предложения " ориентируются на предложение, полагая, что оно создает собственный спрос. Они считают, что сокращение налоговых ставок приводит к увеличению доходов: 1) у населения, что ведет к росту сбережений; 2) у предпринимателей, вследствие чего увеличивается норма накопления капитала. В результате масса налоговых поступлений не только не сокращается, но и растет. Воздействие налогов на спрос происходит в более короткий временной отрезок, чем на предложение. В практике применение той или иной концепции зависит от конкретной ситуации в стране, цели и задач, стоящих перед национальной экономикой, но более осторожным является отношение к "экономике предложения", рассчитанной на длительный период и затрагивающей большую цепочку зависимостей. Фискальная политика обычно учитывает оба эти направления и складывается из дискреционной фискальной политики и автоматической.
Дискреционная фискальная политика в период спада сводится: 1) к увеличению государственных расходов; 2) к снижению налогов; 3) к сочетанию того и другого. Такая фискальная политика приводит к дефицитному финансированию, но обеспечивает сокращение падения производства. В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом (инфляционный рост), дискреционная политика складывается из: 1) уменьшения государственных расходов; 2) увеличения налогов; 3) сочетания того и другого, учитывая, что мультипликационный эффект в этом случае при повышении налогов выше, чем при уменьшении госрасходов. Такая политика ориентируется на положительное сальдо бюджета.
В фискальной политике, как уже отмечалось, существует и другое направление – автоматических (встроенных) стабилизаторов. Под автоматическим (встроенным) стабилизатором понимают экономический механизм, который автоматически реагирует на изменения в экономике, без необходимости принятия правительственных решений. Ход рассуждений: налоговые поступления зависят от доходов. Поэтому с активным ростом ВВП (в период процветания) налоговые поступления автоматически возрастают, что ведет к снижению покупательной способности и сдерживает экономический рост. И наоборот – в период спада налоговые поступления сокращаются, сумма изъятия доходов уменьшается, вследствие чего происходит постепенное повышение покупательной способности, что сдерживает экономический спад. И то, и другое ведет к установлению равновесия, как встроенный стабилизатор, причем без вмешательства государства.
В период экономического подъема автоматический рост налоговых поступлений формирует тенденцию к ликвидации бюджетного дефицита, что уменьшает возможность инфляции. В период спада автоматическое сокращение налоговых поступлений вызывает бюджетный дефицит, стимулирующий преодоление спада. К встроенным стабилизаторам относят и систему пособий по безработице, социальные выплаты нуждающимся (транспортные платежи) которые препятствуют резкому сокращению совокупного спроса в период спада. С другой стороны, в период подъема число безработных и бедных сокращается, уменьшаются выплаты, а это сдерживает совокупный спрос. Таковы подходы к вопросам финансовой политики в современной экономической теории и практике, призванные содействовать смягчению нестабильности и поддержанию макроэкономического равновесия при активной роли государства. Раздел IV. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 964; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |