Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и механизм сметно-бюджетного финансирования




Процедура бюджетного финансирования заключается в расхо­довании бюджетных средств. Исполнение бюджета по расходам осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых этапов санкционирования и финансирования.

Первый этап. Составление и утверждение бюджетной роспи­си — документа о поквартальном распределении доходов и рас­ходов бюджета и поступлений из источников финансирова­ния дефицита бюджета, устанавливающего распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемого в соответствии с бюджетной класси­фикацией РФ. Бюджетная роспись составляется главным рас­порядителем бюджетных средств по распорядителям и получа­телям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классифика­циями расходов бюджетов РФ с поквартальной разбивкой и представляется в орган исполнительной власти, ответственный за составление бюджета, в течение 10 дней со дня утверждения бюджета.

На основании бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств орган, ответственный за составление про­екта соответствующего бюджета, составляет сводную бюджет­ную роспись в течение 15 дней после утверждения бюджета. Сводная бюджетная роспись утверждается руководителем ука­занного органа в установленном порядке и не позднее 17 дней после утверждения бюджета направляется в орган, исполняю­щий бюджет. Одновременно сводная бюджетная роспись на­правляется для сведения в соответствующие представительный и контрольные органы.

Второй этап. Утверждение и доведение уведомлений о бюд­жетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюд­жетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям. Действующее бюджетное законодательство предусматривает, что в течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит показатели ука­занной росписи до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств. Доведение показателей сводной бюджетной росписи осуществляется в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета. Изменение объемов бюджетных ассигнований, дове­денных в уведомлениях о бюджетных ассигнованиях, возможно лишь в случаях и пределах, которые установлены Бюджетным кодексом РФ.

Основной категорией получателей бюджетных средств явля­ются бюджетные учреждения. В соответствии со ст. 161 БК бюджетным учреждением признается организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, ор­ганами государственной власти субъектов РФ, органами мест­ного самоуправления для осуществления управленческих, со­циально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансиру­ется из соответствующего бюджета или бюджета государствен­ного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и рас­ходов.

В ст. 70 БК определен исчерпывающий перечень возможных направлений расходования бюджетных средств бюджетными учреждениями:

оплата труда в соответствии с заключенными трудовыми до­говорами и правовыми актами, регулирующими размер зара­ботной платы соответствующих категорий работников;

перечисление страховых взносов в государственные внебюд­жетные фонды;

трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления;

командировочные и иные компенсационные выплаты ра­ботникам в соответствии с законодательством РФ;

оплата товаров, работ и услуг по заключенным государст­венным или муниципальным контрактам;

оплата товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденны­ми сметами без заключения государственных или муниципаль­ных контрактов. Следует отметить, что все закупки товаров, ра­бот и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государствен­ных или муниципальных контрактов.

В течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджет­ных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя бюд­жетных средств смету доходов и расходов по установленной форме.

Смета доходов и расходов представляет собой финансовый план бюджетополучателя, в котором должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюдже­та и государственных внебюджетных фондов, так и от осущест­вления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от ис­пользования государственной или муниципальной собственно­сти, закрепленной за бюджетным учреждением на праве опера­тивного управления, и иной деятельности.

В течение пяти дней со дня представления указанной сметы распорядитель бюджетных средств утверждает эту смету. Смета доходов и расходов бюджетного учреждения, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, утверждается ру­ководителем главного распорядителя бюджетных средств. Сме­та доходов и расходов бюджетного учреждения в течение одно­го рабочего дня со дня ее утверждения передается бюджетным учреждением в орган, исполняющий бюджет.

Третий этап. Утверждение и доведение уведомлений о лими­тах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств. Лимит бюджетных обязательств — это объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет.

По общему правилу изменение лимитов бюджетных обяза­тельств возможно в случае изменения бюджетных ассигнований либо в случае блокировки расходов. Однако Бюджетный ко­декс РФ предусматривает возможность изменения лимитов бюджетных обязательств и без изменения бюджетных ассигно­ваний, в том случае если орган, исполняющий бюджет, отсро­чил исполнение предоставленных лимитов бюджетных обяза­тельств. Орган, исполняющий бюджет, вправе отсрочить пре­доставление лимита бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств на период до трех месяцев. При этом отсроченные бюджетные обязательства не могут пре­вышать 10% бюджетных ассигнований, установленных на квар­тал, в котором производится отсрочка бюджетных обязательств.

Четвертый этап. Принятие денежных обязательств получа­телями бюджетных средств. Получатели бюджетных средств имеют право принятия денежных обязательств по осуществле­нию расходов и платежей путем составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и плате­жей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обяза­тельств и сметы доходов и расходов.

Получатели бюджетных средств принимают на себя денеж­ные обязательства путем составления платежных и иных доку­ментов, необходимых для совершения расходов и платежей. Обязательства бюджетополучателей возникают из заключенных с поставщиками продукции, исполнителями работ и услуг дого­воров. Общая сумма принятых денежных обязательств не долж­на превышать доведенных до них лимитов бюджетных обяза­тельств и должна соответствовать смете доходов и расходов1.

Пятый этап. Подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств. Орган, исполняющий бюджет, совершает расхо­дование бюджетных средств после проверки соответствия со­ставленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов, требованиям бюджетного законодатель­ства, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных уч­реждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств. Ор­ган, исполняющий бюджет, осуществляет процедуру подтвер­ждения исполнения денежных обязательств и не позднее трех дней с момента представления платежных документов соверша­ет разрешительную надпись. Объемы принятых и исполненных денежных обязательств не могут превышать лимиты бюджет­ных обязательств.

Важным моментом во взаимоотношениях бюджетных учре­ждений и контрагентов по гражданско-правовым договорам яв­ляются положения ст. 161 БК. Так, при уменьшении уполномо­ченными органами государственной власти в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных целе­вым назначением для финансирования договоров, заключае­мых бюджетным учреждением, бюджетное учреждение и другая сторона подобного договора должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия договора. При этом сторо­на договора вправе потребовать от бюджетного учреждения только возмещения реального ущерба, причиненного измене­нием условий договора.

Принятые бюджетным учреждением бюджетные обязатель­ства могут быть не подтверждены органом, исполняющим бюд­жет, в случаях если данные обязательства не соответствуют тре­бованиям бюджетного законодательства, доведенным бюджет­ным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств, а также утвержденной смете доходов и расходов бюджетного уч­реждения. Кроме того, основанием отказа в подтверждении бюджетных обязательств является блокировка расходов.

Бюджетное законодательство предусматривает возможность для бюджетного учреждения самостоятельно определять на­правление кассового расхода со своих счетов в органах Феде­рального казначейства в пределах доведенных вышестоящим распорядителем бюджетных средств лимитов бюджетных обяза­тельств и объемов финансирования в случае задержки финан­сирования из бюджета более чем на два месяца или при финан­сировании не более 75% объема бюджетных ассигнований, ус­тановленного уведомлением о бюджетных ассигнованиях за квартал.

В том случае, если в течение нормативного срока лимит бюджетных обязательств не финансируется в полном объеме (за исключением случаев, допускаемых бюджетным законода­тельством), получатель бюджетных средств имеет право на ком­пенсацию в размере недофинансирования.

 

ТЕМА: 12.ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Важнейшим вопросом при рассмотрении режима правового регулирования денежного обращения является определение по­нятия «деньги». Необходимо отметить, что содержание данного понятия с экономической и правовой точек зрения неравно­значно.

Экономическая наука оперирует понятием «деньги», являю­щимся производным от выполняемых ими функций. Весьма примечательно высказывание К. Р. Макконнелла и С. Л. Брю: «Что такое деньги? Деньги — это то, что деньги делают. Все, что выполняет функции денег, и есть деньги»1. Отечественные экономисты критикуют зарубежных коллег за тавтологию, справедливо отмечая, что сущность денег проявляется в их функциях, а не наоборот, и предлагают понимать деньги как «товар, обладающий наибольшей способностью к обмену и вы­полняющий в связи с этим роль всеобщего эквивалента»2.

Широко используемое понятие денег как совокупности раз­личных видов имущества, финансовых активов, которые могут использоваться в качестве общепризнанного средства обраще­ния и платежа, смешивается с понятием денежной массы.

В структуре денежной массы на основании различной степе­ни ликвидности (возможности непосредственного использова­ния для осуществления расчетов и платежей) выделяются де­нежные агрегаты, включающие такие виды финансовых акти­вов, как монеты и банкноты (наличные деньги), остатки на расчетных, текущих банковских счетах, вклады до востребова­ния (безналичные денежные средства), срочные вклады и депо­зиты, депозитные и сберегательные сертификаты, отдельные виды краткосрочных ценных бумаг (чеки, векселя, государст­венные облигации и т. д.).

С юридической точки зрения отдельные компоненты денеж­ной массы являются отличными от денег объектами правоотно­шений; на первое место при этом выступает вопрос о соотно­шении правового режима наличных денег и безналичных де­нежных средств.

Проблема определения природы наличных денег и безна­личных денежных средств не входит в область интересов науки финансового права в отличие от гражданского права. При изу­чении вопросов правового регулирования денежного обраще­ния специалисты в области финансового права традиционно акцентируют внимание на денежном обращении как движении денег в наличной и безналичной формах и на различиях право­вого режима регулирования обращения наличных денег, безна­личного денежного обращения и расчетов: «При наличном де­нежном обращении средством платежа выступают передавае­мые одним субъектом расчетов другому наличные денежные знаки (монеты, банкноты)... при безналичном денежном обра­щении происходит списание определенных денежных сумм со счета одного субъекта... и зачисление их на банковский счет другому субъекту, т. е. совершаются денежные операции, при которых наличные денежные знаки отсутствуют»1.

Среди специалистов гражданского права при полном едино­душии по вопросу признания правовой природы наличных де­нег — монет и банкнот — как вещной нет единства при опреде­лении правовой природы безналичных денежных средств — ос­татков на банковских счетах и вкладов до востребования.

В гражданском законодательстве согласно российской пра­вовой доктрине деньги традиционно рассматриваются как ве­щи, определяемые родовыми признаками, платежная сила ко­торых определяется количеством денежных единиц, заключен­ных в соответствующих купюрах (монетах). Согласно ст. 128 ГК деньги рассматриваются как разновидность вещей, в соответст­вии с п. 2 ст. 130 ГК признаются движимым имуществом.

В настоящее время в юридической литературе наметились две основные теории, которые по-разному объясняют правовую природу безналичных денежных средств. Одни ученые призна­ют за ними вещно-правовое начало1, другие считают, что без­наличные денежные средства есть не что иное, как право тре­бования клиента к банку, и носит это право обязательственный характер2.

Деньги, образно выражаясь, — кровь экономики и так же, как и их биологический аналог, находятся в постоянном дви­жении, циркуляции, связанных с движением товарных потоков, выполнением работ, оказанием услуг, осуществлением плате­жей, формированием накоплений и сбережений. Процесс не­прерывного движения денег представляет собой денежное об­ращение, а установленная государством форма денежного обра­щения — денежную систему.

Правовая основа функционирования денежной системы Рос­сии установлена Конституцией РФ, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

В России денежная система включает следующие элементы:

официальную денежную единицу;

порядок эмиссии наличных денег;

организацию и регулирование денежного обращения.

К числу элементов денежной системы также можно отнести масштаб цен, виды денежных знаков, орган государственной власти, осуществляющий регулирование денежного обращения.

Статьей 27 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлено, что офи­циальной денежной единицей (валютой) Российской Федера­ции является рубль, состоящий из 100 коп. Законом запрещено введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов.

Весьма примечательно, что в Федеральном законе «О валют­ном регулировании и валютном контроле» понятие «валюта Российской Федерации» трактуется более широко и включает денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, нахо­дящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; средства на банковских счетах и в банковских вкладах (ст. 1).

Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается, исклю­чительное право выпуска наличных денег, организации и изъя­тия их из обращения на территории РФ принадлежит Банку России.

Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России яв­ляются единственным законным средством наличного платежа на территории РФ, они обязательны к приему по их нарица­тельной стоимости при осуществлении всех видов платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории РФ. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону.

Денежное обращение происходит в форме движения налич­ных денег, а также в форме безналичных расчетов. Органом го­сударственной власти РФ, осуществляющим регулирование де­нежного обращения, является Банк России, который моно­польно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение, а также безналичные расчеты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.