Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности правового регулирования отношений в области государственного и муниципального кредита




Отношения, складывающиеся в области государственного и муниципального кредита, носят сложный характер и регулируют­ся нормами преимущественно финансового и гражданского права.

При непосредственном оформлении отношений займа меж­ду Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями как должниками и их кредиторами применя­ются договоры гражданско-правового характера. Нормы граж­данского законодательства предусматривают, что по договору государственного займа заемщиком выступает Российская Фе­дерация либо субъект РФ, а заимодавцем — гражданин или юридическое лицо (ст. 817 ГК). В Гражданском кодексе РФ фиксируется важнейший принцип государственных займов — отказ государства от принуждения при осуществлении заимст­вований (государственные займы являются добровольными). Также предусматривается, что договор государственного займа заключается путем приобретения заимодавцем государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг, удостове­ряющих право заимодавца на получение от заемщика предос­тавленных ему взаймы денежных средств, или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов или иных имущественных прав в сроки, предусмотренные ус­ловиями выпуска займа в обращение.

Правила о договоре государственного займа распространяют­ся и на займы, выпускаемые муниципальными образованиями.

Правоотношения, возникающие в сфере государственного кредита, в значительной мере строятся на властных началах. Государство, будучи должником, в одностороннем порядке ус­танавливает условия займов. Содержание договоров граждан­ско-правового характера, используемых при непосредственном оформлении отношений займа между государством-заемщиком и кредиторами, включает элементы публично-правового харак­тера (предмет, сроки, субъектный состав, процедурные вопросы и проч.). В этой связи большое значение приобретают нормы права, обеспечивающие защиту прав кредиторов. Так, положе­ниями ст. 817 ГК, ст. 98 БК закреплено, что не допускается из­менение условий выпущенного в обращение займа. Хотя Рос­сийская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образова­ния обладают правом на реструктуризацию долга — правом прекращения долговых обязательств, составляющих государст­венный или муниципальный долг, с заменой указанных долго­вых обязательств иными долговыми обязательствами, преду­сматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств, однако такие прекращение и замена должны быть основаны в соответствии со ст. 105 БК на соглашении.

Финансовые отношения, возникающие в области государст­венного и муниципального кредита, складываются «по поводу формирования, функционирования и погашения государствен­ного и муниципального внутреннего долга. На федеральном уровне эти отношения формируются и по поводу внешнего долга...»1 и регулируются нормами финансового права. Государ­ственно-властный характер данных правоотношений обуслов­лен следующими принципиальными моментами. С одной сто­роны, средства, поступающие в процессе осуществления заим­ствований в распоряжение органов власти, являются составной частью финансовых ресурсов государства, а с другой стороны, управление государственным долгом представляет собой важ­ное направление политики бюджетного и денежно-кредитного регулирования, проводимой государством. Наконец, отноше­ния, связанные с государственными заимствованиями, включа­ют в себя взаимодействие между органами государственной власти, осуществляемое по поводу государственного долга.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.