КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: 7. Основы налогового права
Налоги выступают основным средством аккумулирования денежных ресурсов в государственные и муниципальные фонды, предназначенные для финансирования расходов публичных образований. Налоги и сборы — сложный экономический, социальный, юридический институт, имеющий длительную историю. Налоги пришли к нам из далекого прошлого, они, как говорится, «были всегда», по крайней мере, с момента появления государственных образований. Ведь для выполнения функций и задач любого государства (оборона, поддержание общественного порядка, создание системы коммуникаций, социальное обеспечение населения и т. д.) нужны немалые средства. Одним из основных источников поступления доходов в казну государства издавна служили налоги. История налогообложения исследует формы закрепления налоговых изъятий в процессе становления и развития государства государства: состав налоговых платежей, их количественное и качественное изменение, порядок установления и закрепления налоговых норм в нормативных правовых актах, способы взимания налогов, организацию процесса налогового контроля и т. д. В этом случае можно говорить о том, что история налогообложения насчитывает тысячелетия и неразрывно связана с возникновением и эволюцией государства. Конечно, формы и методы налоговых изъятий различались между собой в такой степени, «что часто трудно решить, идет ли речь о налоге, аренде, участии в доходе или же просто о дани, штрафе или вымога- тельстве»1. Следствием данного обстоятельства является наличие большого количества различных концепций относительно природы возникновения налогов. На ранних этапах развития общества налог взимался в форме дани, военной добычи с побежденных народов. В древних земледельческих государствах Ближнего Востока с развитой системой административного и идеологического управления, где храмы выступали в качестве религиозной, организационно-хозяйственной, распределительной и информационной системы, налог взимался в форме жертвоприношения храму, богу. В Древнем Египте прообразом налога выступала поступавшая от подданных арендная плата за землю, которая принадлежала фараону, главе государства. В феодальных обществах налоги трансформировались в систему даров, которые вассалы приносили своему суверену при наступлении определенных событий (выкуп из плена, участие в военном походе, свадьба дочери господина и т. д.). Начиная с XVII—XVIII вв. возникают самые различные научные концепции2, которые с точки зрения закона обосновывали бесспорное право государства устанавливать и взимать налоги с населения: теория обмена, которая рассматривала налог как плату граждан за услуги государства по охране от нападения, поддержанию порядка, осуществлению правосудия; теория наслаждения, где налогом выступала плата граждан за получаемое от общества наслаждение от общественного порядка, обеспечения личной безопасности, охраны собственности и т. д.; теория налога как страховой премии, где государство рассматривалось в качестве страховой компании, в которой каждый подданный должен платить страховой взнос, потому что издержки охраны и защиты должны распределяться по сумме охраняемой собственности; классическая теория, предложенная А. Смитом, рассматривала налог в качестве вида государственного дохода, который должен был покрывать непроизводственные затраты по содержанию правительства; теория жертвы, в которой налог рассматривается в качестве пожертвования на общую пользу ради осуществления высших целей государственного общежития; теория коллективных потребностей, согласно которой налоги позволяют государству возместить затраты на оказываемые им неделимые общественные услуги (внутреннее спокойствие, внешняя безопасность, правосудие). Современные научные концепции рассматривают налог не только как фискальный платеж, формирующий денежные фонды публично-правовых образований, но и как способ регулирования экономических отношений в государстве. Ведь высокое налогообложение отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционную активность, что в конечном счете приводит к уменьшению налоговых платежей. Кроме того, усиливается акцент на принципе возвратности уплаченных обществом налогов в макроэкономическом масштабе. Принцип возвратности предполагает эффективное использование правительством налоговых поступлений, а также наличие механизма общественного контроля за расходованием денежных средств государства через институты представительной демократии. Традиционно ученые выделяют несколько периодов развития налогообложения1: налоговые системы Древнего мира и Средневековья; налоговые системы нового времени (конец XVII — первая половина XIX в.); становление и развитие современных налоговых систем (вторая половина XIX—XX в.). Первый период отличается отсутствием единой системы налоговых платежей. Они носят скорее случайный характер, используются в основном для финансирования военных действий, часто выражаются в натуральной форме. Величина необходимых налоговых изъятий определяется общей суммой средств, которую желает получить правитель. Так, в финансовой системе периода древнерусских княжеств (IX—XII вв.) средства, поступающие от сбора дани, пошлин, являются личным доходом князя. Распределение финансовых средств между частными нуждами князей и общественными потребностями ничем не регламентируется1. Размер налога, подлежащий взносу, устанавливается путем расклада полученной суммы на число податных лиц. В этот период еще не создано специализированного аппарата чиновников, действующих на постоянной основе, в функции которых бы входили полномочия по взысканию налогов, учету плательщиков, контролю за правильностью и своевременностью уплаты налогов. Сбор налогов часто осуществляется через систему откупщиков, которые «выкупают» установленные платежи у государства путем внесения необходимой суммы в казну, а взамен получают право собирать налоги с населения с учетом своей прибыли в виде процентной надбавки. Постепенное развитие государственных институтов, вытеснение натурального хозяйства товарным способом производства приводит к тому, что потребности государства возрастают, и в течение второго периода налоги становятся основным доходом бюджета. В это время появляются сложные системы государственных доходов, включающие достаточно большое количество платежей, которые поступают в казну на регулярной основе. Налоговые платежи группируются в единую взаимосвязанную систему, которая, как правило, имеет экономическое обоснование. Налог получает исключительно денежное выражение. Налоговые платежи этого периода подразделяются на несколько категорий, в том числе на прямые (подушные, поимущественные) и косвенные (акцизы) налоги. Одним из результатов европейских буржуазных революций стало то, что право устанавливать налоги постепенно сосредоточивается в руках органов представительной власти. Появляются первые финансовые ведомства, специализирующиеся на учете и прогнозировании поступлений доходов в бюджет, взимании налоговых платежей Третий период характеризуется уменьшением количества налоговых платежей, повышением внимания к обоснованности их юридической формы. Процесс установления, введения, взимания налогов становится более открытым (прозрачным) и регламентированным. В это время возникает интерес к научно-теоретическим исследованиям природы и сущности налогов, правилам их администрирования, практической реализации разработанных концепций. Современные налоговые системы в ведущих мировых державах складываются после Первой мировой войны. Однако непрекращающиеся реформы и по сей день свидетельствуют о постоянном изменении и развитии налогового законодательства. История налогового права затрагивает процесс его формирования как самостоятельной структурной единицы в системе финансового права. Как показывают исследования, до XVIII в. в глазах ученых и политиков налог выступал в основном как явление экономическое. Лишь в конце XVIII — начале XIX в. появляются научные работы, обосновывающие налог как юридическую категорию1. В России первые серьезные исследования в данной области принадлежат ученым дореволюционного периода. Уже тогда в юридической литературе разрабатываются научные концепции, посвященные исследованию как общей теории и принципов налогового права, так и отдельных налоговых категорий, высказываются точки зрения о необходимости юридического обоснования процесса собирания государственных доходов. Однако исследования проводятся в большой зависимости от политической экономии, государственно-правовой науки. Трудности исследования налоговых явлений заключаются в том, что две науки: экономическая и правовая, занимаются налогами, при этом каждая не считает данный институт полностью «своим». Среди ученых, проводивших исследования в области налогового права, следует назвать Э. Н. Берендтса, И. Я. Горлова, С. И. Иловайского, А. А. Исаева, В. А. Лебедева, И. X. Озерова, Н. И. Тургенева, И. И. Янжула2. В советский период налоговое право рассматривалось как один из институтов в рамках отрасли финансового права. Тогда идея о существовании налогового права в форме самостоятельного института полностью соответствовала потребностям общественного развития. В условиях тотального огосударствления экономики не было необходимости создавать сложную систему налоговых правоотношений, детальную регламентацию прав и обязанностей их участников, самостоятельную систему налогового контроля. Высказывались даже точки зрения о необходимости отмены налогов с населения, ограничения бюджетных платежей только налогами с предприятий и организаций. Однотипность экономических условий, жесткая регламентация уровня заработной платы позволяла заранее определить сумму налога и предусмотреть его как элемент оплаты труда1. Самостоятельной научной концепции налоговых правоотношений в этот период не сформировалось. Вопросы налогового права в указанный период исследовались в работах М. А. Гурвича, Е. А. Ровинского, Н. И. Химичевой, С. Д. Цыпкина и других ученых. В настоящее время налоговое право составляет крупное подразделение (подотрасль) финансового права, которое наряду с институтом «Неналоговые доходы» функционально включается в раздел Особенной части финансового права «Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов». Но дискуссию о месте налогового права в системе российского права нельзя считать завершенной. Современная наука финансового права содержит множество концепций, посвященных данной проблеме, которые условно можно разделить на три группы. 1. Первая базируется на идее о том, что налоговое право есть самостоятельный институт финансового права. Данная концепция была разработана и обоснована в советский период такими учеными, как Е. А. Ровинский2, Р. О. Халфина3. К этой концепции тесно примыкали идеи о том, что налоговое право не является самостоятельным структурным образованием и включается в состав иных институтов финансового права. Например, М. И. Пискотин1 включал налоги в подраздел «Доходы государственного бюджета» в разделе «Государственные доходы». Т. С. Ермакова2 налоговые отношения рассматривала как часть бюджетного права, которое в качестве отдельного института включалось в состав подотрасли «Общегосударственные финансы». 2. Вторая точка зрения состоит в том, что налоговое право — это отдельная подотрасль финансового права, наряду с бюджетным правом. Эта концепция сформировалась в 1990-х гг., когда роль налоговых платежей в экономике страны принципиально изменилась. Налоги, в отличие от советского периода, стали основным источником формирования доходной части бюджета. Кроме того, с развитием частной формы собственности, в том числе на средства и орудия производства в результате массовой приватизации государственных предприятий, государство утратило возможность напрямую, через административное принуждение, управлять экономическими процессами в стране. В результате налоги стали основным инструментом реализации государственной политики в сфере общественного производства, с помощью которого можно воздействовать и управлять экономическим сектором: создавать условия для ускорения накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, поддерживать малорентабельные, но социально необходимые сферы производства. Такое изменение приоритетов дало мощный толчок к формированию обширного налогового законодательства, к усложнению взаимоотношений государства и частных субъектов в сфере исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Эти факторы привели к количественным и качественным изменениям налогового права, в тот момент уже «перешагнувшего» границы института права. Идеи формирования налогового права в отдельную подотрасль финансового права поддерживаются такими учеными, как Е. Ю. Грачева1, В. В. Гриценко2, С. А. Кудреватых3, М. В. Кустова4, И. И. Кучеров5, С. Г. Пепеляев6, Г. В. Петрова7, Э. Д. Соколова, Н. И. Хи-мичева. 3. Некоторые ученые8 предлагают рассматривать налоговое право как отдельную отрасль права, полагая, что у него имеется самостоятельный предмет, специфический метод регулирования отношений, есть сложившаяся система принципов, система законодательства, в том числе и отдельный кодифицированный акт — Налоговый кодекс. На наш взгляд, более обоснованна вторая концепция, согласно которой налоговое право следует рассматривать в качестве подотрасли финансового права. Точка зрения, в соответствии с которой налоговому праву отводилась роль финансово-правового института, в настоящий момент утратила актуальность. Ведь если проанализировать внутреннюю структуру налогового права, то становится ясным, что его нельзя свести к одному-единственному институту. Различные группы правоотношений, возникающих на основе налоговых норм, многообразны и сами формируются в отдельные правовые институты: институт субъектов налогообложения, налоговое производство, налоговый контроль, ответственность за нарушение налогового законодательства и т. д. С другой стороны, «...выделение налогового права в самостоятельную отрасль права... неправомерно, так как сущность налоговых отношений неизменна, налоги всегда будут представлять собой категорию финансов. Таким образом, предмет регулирования налогового права не может перешагнуть за рамки предмета регулирования отрасли финансового права»1. Итак, качественное преобразование, реформирование и кодификация налогового законодательства неизбежно приводят к тому, что налоговое право становится самостоятельным правовым образованием, которое формируется в подотрасль финансового права, т. е. сложное объединение норм, институтов по предметному признаку. 2. При классификации отраслей права теория традиционно опирается на предмет и метод правового регулирования, т. е. круг общественных отношений, регулируемых нормами того или иного правового образования, и способ воздействия на эти отношения. Законодательство о налогах и сборах регулирует совокупность властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений (ст. 2 НК). Итак, предметом регулирования налогового права является комплекс отношений, стержень которых составляют отношения между плательщиками налогов и сборов, с одной стороны, и государством и муниципальными образованиями — с другой, по поводу взимания налогов и сборов. Этим отношениям свойственно неравенство сторон, наличие субординации, соподчинения между их участниками, преобладания воли и действий одного из участников над волей и действиями другого1. Вторая группа отношений в сфере налогообложения обозначена как отношения, возникающие в процессе налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Эти отношения также принято называть отношениями по налоговому администрированию. К ним тесно примыкают отношения, складывающиеся в процессе обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц. Законодательство о налогах и сборах регулирует также отношения между носителями публичной власти — между органами государственной власти Федерации, субъектов Федерации и органами местного самоуправления по установлению и введению налогов и сборов, основываясь на конституционных нормах о разграничении предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов и о правомочиях органов местного самоуправления в области налогообложения. Поскольку налоговое право рассматривается как структурная составляющая финансового права, то и методы правового регулирования должны использоваться соответствующие. При регулировании налоговых отношений метод финансового права приобретает свою специфику, заключающуюся в конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия. Так, характерной чертой метода налогового права выступает то обстоятельство, что властные предписания касаются круга плательщиков налогов, порядка, условий и размеров налоговых платежей в государственную бюджетную систему или внебюджетные фонды, целей использования денежных средств и т. д. Круг государственных органов, уполномоченных давать предписания участникам налоговых отношений, составляют налоговые органы, относящиеся к финансово-кредитным органам государства. 3. Категория налоговых платежей включает в себя две разновидности: непосредственно налоги; сборы, в том числе пошлины. Бюджетный кодекс РФ в ст. 41 к налоговым доходам относит предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. К налоговым платежам (в отличие от неналоговых доходов бюджета) законодатель предъявляет более жесткие требования: они устанавливаются и вводятся в действие исключительно органами представительной власти нормативным правовым актом в форме закона (за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления); законодательством установлена особая процедура рассмотрения, утверждения, вступления в силу нормативных правовых актов по вопросам установления и введения налоговых платежей (например, ст. 189 БК устанавливает, что законы о внесении изменений в налоговое законодательство РФ вносятся субъектом права законодательной инициативы на рассмотрение и утверждение законодательным (представительным) органом до принятия закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год); требования к структуре (элементам) налоговых платежей носят более жесткий характер (отсутствие регламентации в законе хотя бы одного элемента ведет к невозможности применения данного налога на территории России). Принципиальным отличием налоговых платежей от иных доходов бюджета является их обязательный характер. Налоги уплачиваются в силу предписания закона. Субъект налога не вправе отказаться от выполнения возложенной на него обязанности по внесению суммы налога в бюджет государства. На налоговые платежи распространяется комплексный режим регулирования, установленный нормами Налогового кодекса РФ: порядок установления и введения налоговых платежей, порядок взыскания налоговых платежей (в том числе и бесспорный в отношении налогоплательщиков — организаций и индивидуальных предпринимателей), порядок осуществления мероприятий финансового контроля, привлечения к ответственности, порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков и иных лиц и т. д. Неналоговые платежи в этом аспекте регламентируются различными нормами отраслевого законодательства, которое носит разрозненный характер. Соответственно, можно утверждать, что одним из основных юридических критериев отличия налога от иных неналоговых платежей выступает признак специального нормативно-отраслевого регулирования1. Категория «налог» имеет экономическое, социальное и правовое содержание. В юридическом смысле определение налога должно указывать на существенные признаки данного платежа и тем самым отграничивать его от всех иных видов государственных доходов. Налоговый кодекс РФ содержит следующее определение налога: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» (п. 1 ст. 8). Приведенное определение базируется на двух основных признаках данного вида платежа: обязательность и индивидуальная безвозмездность с учетом формы изъятия — отчуждение принадлежащих лицам денежных средств — и указанием цели — финансовое обеспечение деятельности государства или муниципальных образований1. Таким образом, можно выделить следующие юридические признаки налога: это общеобязательный платеж, который взимается независимо от воли отдельного лица. Возможность изъятия, в случае отказа от добровольной уплаты, обеспечена силой государственного принуждения; это безвозмездный платеж, так как его уплата не порождает у государства никаких четко определенных обязательств перед плательщиком; это платеж, имеющий социально-публичную направленность: он предназначен обеспечивать и финансировать деятельность государства в целом. Поступления от всех налогов обезличиваются в казне государства в единые денежные фонды. Доходы от уплаты конкретных налогов не привязаны к необходимости обеспечить какой-либо определенный вид расхода. В противном случае сбор налоговых платежей в меньшем объеме по сравнению с запланированным в ежегодном законе о бюджете автоматически приводил бы к недофинансированию какой-либо расходной статьи, соответственно, — к невыполнению государством своих обязательств в различных сферах общественной жизни; это исключительно денежный, безвозвратный платеж, предполагающий полное прекращение прав лица в отношении уплаченных денежных средств (в отличие от государственных займов). В этом смысле налог является одним из оснований возникновения права собственности у государства. Использованное законодателем определение налога позволяет отделить налоги от сборов и пошлин (п. 2 ст. 8 ПК). Основным признаком сбора является то обстоятельство, что его уплата — это одно из условий совершения государственными органами, органами местного самоуправления или иными уполномочен ными органами и должностными лицами в отношении плательщиков сборов юридически значимых действий, предоставление определенных прав или выдача разрешений. Таким образом, сбор — это платеж возмездный. Еще одно отличие — это разовый, нерегулярный характер сборов. Их уплата связана с возникновением краткосрочных обязательств в строго определенных ситуациях (например, обращение в суд, как правило, предполагает уплату государственной пошлины), тогда как для уплаты налога основанием служат длительные правоотношения (например, владение какой-либо вещью, осуществление той или иной деятельности). Кроме того, можно говорить о различных целях взимания налога и сбора. Первый, как следует из определения, содержащегося в п. 1 ст. 8 ПК, устанавливается для финансирования деятельности публичной власти в целом, т. е. для удовлетворения социально-полезных потребностей. Сборы же взимаются для покрытия издержек государственной власти, связанных с предоставлением в пользу плательщика определенного встречного исполнения. Налоговый кодекс РФ в систему налоговых платежей включает следующие сборы: сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, а также государственную пошлину. Различия между понятиями «сбор» и «пошлина» в законодательстве не отражены. Некоторые авторы предлагают разграничить их следующим образом: сбором считать платеж за обладание специальным правом (пользование объектами водных биологических ресурсов), пошлиной — плату за совершение в пользу плательщика юридически значимых действий (регистрация в реестре, выдача документов и т. д.) 4. Чтобы нормы налогового права стали известными, доступными для изучения и применения всеми участниками налоговых правоотношений, они должны получить внешнее выражение в одном из источников налогового права. Система источников налогового права складывается следующим образом. Во-первых, они делятся на две большие группы: национальные и международные источники права. В составе национальных источников основополагающее значение принадлежит нормативным правовым актам, которые, в свою очередь, можно разделить на налоговое законодательство и подзаконные нормативные правовые акты. Система налогового законодательства складывается в следующем порядке. Конституционные основы налогового права образуют те нормы Конституции РФ, которые в той или иной степени соотносятся с налогообложением (ст. 57 — установление обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы; ст. 106 — порядок рассмотрения федеральных законов о налогах в Совете Федерации; ст. 132 — установление местных налогов и сборов и т. д.). Второй уровень в регулировании налоговых отношений занимают законы о налогах и сборах в Российской Федерации. Система (иерархия) нормативных актов, объединенных термином «законодательство о налогах и сборах», складывается следующим образом: 1) федеральное налоговое законодательство — Налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах; 2) региональное налоговое законодательство — законы, принятые законодательными органами субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ; 3) местное налоговое законодательство — нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ. Акты налогового законодательства (федерального, регионального и местного уровней) в соответствии со ст. 5 НК вступают в силу по истечении месяца после их официального опубликования, но не ранее чем с первого числа очередного налогового периода. Такой срок предоставляет субъектам налоговых отношений возможность заблаговременно изучить новый нормативный акт, планировать финансово-хозяйственные операции с учетом его положений. По особому правилу вводятся в действие законодательные акты, устанавливающие новые налоги (как федеральные, так и региональные и местные): взимать новые налоги согласно Налоговому кодексу РФ можно лишь с 1 января года, следующего за годом, в котором были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ (но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования). Налоговый кодекс РФ определил, что акты законодательства о налогах и сборах: 1) устанавливающие новые налоги и сборы, 2) повышающие налоговые ставки, 3) устанавливающие или отягчающие ответственность за на 4) устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют (п. 2 ст. 5). Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Налоговый кодекс РФ устанавливает два режима обратной силы актов, улучшающих положение налогоплательщиков. Так, если акт законодательства о налогах и сборах устраняет или смягчает ответственность за налоговые правонарушения, а также устанавливает дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и иных обязанных лиц, то такой акт всегда имеет обратную силу. Второй режим установлен в отношении актов, отменяющих налоги и сборы, снижающих размеры ставок положение. Данные акты могут иметь обратную силу, если об этом есть специальное указание в акте, т. е. обратная сила им придается по усмотрению законодателя. Следующей ступенью налогов и сборов, устраняющих обязанности налогоплательщиков или иным образом улучшающих их в системе источников налогового права являются подзаконные нормативные правовые акты. Статьей 4 НК установлено, что органы исполнительной власти в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции могут издавать нормативные правовые акты, связанные с налогообложением и со сборами. Эти акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Вторую группу источников налогового права составляют акты, имеющие международно-правовую природу. Статья 7 НК1 содержит правило, согласно которому общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, и если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Указанное правило распространяется и на международные договоры Союза ССР, правопреемницей которого стала Российская Федерация. Правовые нормы, касающиеся налогообложения и сборов, содержатся в различных международных договорах РФ. Прежде всего это специальные налоговые соглашения, такие как двусторонние соглашения (конвенции) об устранении двойного налогообложения доходов и имущества, соглашения, направленные на устранение двойного налогообложения в области морского судоходства, воздушного и автомобильного транспорта. Большую группу составляют также международные договоры по иным вопросам, в которых затрагиваются и вопросы налогового характера, например, соглашения об установлении дипломатических и консульских отношений, договоры, определяющие принципы взаимоотношений международных организаций с Россией как страной их базирования, и т. д. 5. Под правовыми принципами понимаются руководящие положения права, исходные направления, определяющие сущность всей системы, отрасли или института. К основным принципам налогового права можно отнести следующие: 1. Принцип законодательной формы установления налоговых платежей. Он означает, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы, т. е. принятые законодательным органом в форме федерального (регионального) закона, с соблюдением установленной Конституцией РФ законодательной процедуры. Пункт 5 ст. 3 ПК установил, что федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом РФ. Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются, отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ либо установленные в ином по рядке, чем это определено Кодексом. 2. Принцип определенности налогов и сборов предусматривает, что налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Действующее российское 3. Принцип единства налоговой системы следует из конституционного принципа единства экономического пространства, закрепленного в ч. 1 ст. 8 Конституции РФ. В п. 4 ст. 3 НК он конкретизируется путем запрета устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории России товаров, работ, услуг или финансовых 4. Принцип налогового федерализма. В соответствии с данным принципом определяется разграничение полномочий и предметов ведения в сфере налогообложения между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями. Конституция РФ (п. «и» ч. 1 ст. 72) гласит, что установление общих принципов налогообложения находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с ч. 3 ст. 75 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, общие принципы налогообложения устанавливаются федеральным законом. Непосредственное распределение 5. Принцип однократности налогообложения заключается в том, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения. В настоящее время в Налоговом кодексе РФ этот принцип имеет лишь косвенное закрепление в абз. 2 п. 1 ст. 38, согласно которому каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. 6. Принцип справедливости налогообложения, который основывается на реализации трех составляющих элементов: всеобщности, соразмерности налогообложения, а также равного для всех налогоплательщиков налогового бремени1. Всеобщность означает, что налоги должны платить все физические лица, пользующиеся достаточными выгодами от участия в государственной жизни. Это положение закреплено законодательно в 7. Принцип соразмерности находит отражение в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, устанавливающей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Изъятие части средств налогоплательщиков в виде налогов представляет ограничение их права собственности 8. Принцип равного налогового бремени следует из ч. 2 ст. 8 Конституции РФ, гласящей, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности; из ст. 19 Конституции РФ, закрепляющей равенство всех перед законом и судом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии. Дальнейшее развитие данный элемент принципа справедливости получил в Налоговом кодексе РФ, в соответствии с п. 2 ст. 3 которого налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. 9. Презумпция невиновности налогоплательщика. Данный принцип трансформируется в ст. 3 НК следующим образом: все неустранимые сомнения, противоречия, неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Применительно к процедуре привлечения к ответственности за налоговые правонарушения указанный принцип закрепляется в п. 6 ст. 108 НК: лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке; все неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу этого лица. Кроме того, налогоплательщик не обязан доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения (в соответствии с законодательством данная обязанность возложена на налоговые органы). Единая налоговая система России должна строиться на вышеперечисленных базовых принципах, а нарушение хотя бы одного из них актами законодательства о налогах и сборах не зависимо от их уровня (федерального, регионального, местного) должно служить основанием для опротестования в установленном порядке самого акта либо отдельных его положений и признания такого акта неправомерным.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 754; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |