КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Бюджетный процесс, его принципы и стадии
Бюджетный процесс представляет собой регламентированную нормами финансового права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджетов, в том числе бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по осуществлению контроля за исполнением указанных бюджетов. Финансовое законодательство определяет состав участников бюджетного процесса, реализующих свои бюджетные полномочия на различных стадиях бюджетного процесса. К их числу относятся следующие. Президент РФ, осуществляющий функции гаранта Конституции РФ, обеспечивающий согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Как глава государства Президент РФ определяет основные направления национальной финансовой политики, в частности, в ежегодном бюджетном послании, адресованном Федеральному Собранию РФ. Президент является активным участником законодательного процесса, а также вправе использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, в том числе и в сфере финансовых отношений. Органы законодательной (представительной) власти, представительные органы местного самоуправления, рассматривающие и утверждающие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляющие последующий контроль за исполнением бюджетов, формирующие и определяющие правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы). В число указанных органов входят Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство и др. Помимо этих органов некоторыми полномочиями в области бюджетного процесса обладает Контрольное управление Президента РФ1. Определенными бюджетными полномочиями обладают и органы исполнительной власти субъектов РФ, муниципальные финансовые органы. В соответствии с действующим бюджетным законодательством указанные государственные органы и органы местного самоуправления участвуют в составлении проекта бюджета, вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления, исполняют бюджет, в том числе осуществляют сбор доходов, управление государственным, муниципальным долгом, производят ведомственный контроль за исполнением бюджета, представляют отчет об исполнении бюджета соответствующим законодательным (представительным) органам. Органы денежно-кредитного регулирования, к которым относятся Центральный банк РФ (Банк России) и его территориальные отделения. К бюджетным полномочиям Банка России относятся: разработка совместно с Правительством РФ и представление на рассмотрение Государственной Думы основных направлений денежно-кредитной политики; кассовое обслуживание счетов бюджетополучателей; осуществление функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации. Органы государственного, муниципального финансового контроля могут быть созданы законодательными (представительными) или исполнительными органами Российской Федерации, субъектов РФ, органами местного самоуправления. Особое место в системе финансово-контрольных органов занимает Счетная палата РФ, осуществляющая контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивающие единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования и др. Денежные средства, аккумулируемые в государственных внебюджетных фондах, не включаются в состав государственного бюджета. Доходы указанных фондов формируются за счет обязательных платежей, добровольных взносов физических и юридических лиц, а также иных средств, предусмотренных действующим финансовым законодательством. Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, связанные с реализацией конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей, охрану здоровья, получение бесплатной медицинской помощи и другие цели, предусмотренные действующим законодательством. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств — органы государственной власти и местного самоуправления, наделенные правом непосредственного распределения средств бюджета по подведомственным распорядителям и получателям. Полномочия главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств в области исполнения бюджета определены Бюджетным кодексом РФ. В соответствии со ст. 160 БК на главных распорядителей и распорядителей возлагается ответственность за целевое использование выделенных в их распоряжение бюджетных средств; достоверность и своевременное представление установленной отчетности и другой информации, связанной с исполнением бюджета; своевременное составление и представление бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям и распорядителям бюджетных средств в орган, исполняющий бюджет; утверждение смет доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений; соответствие бюджетной росписи показателям, утвержденным законом (решением) о бюджете; соблюдение нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг при утверждении смет доходов и расходов; эффективное использование бюджетных средств. Бюджетные учреждения, автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов. Финансирование деятельности указанных организации осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. Бюджетный процесс состоит из нескольких стадий. Первая стадия посвящена составлению проекта бюджета. Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Работа по составлению проекта бюджета предваряется бюджетным посланием Президента РФ, адресованным Федеральному Собранию РФ. В этом документе содержатся основные направления бюджетной политики Российской Федерации на очередной финансовый год. Публичное оглашение данного послания осуществляется ежегодно, не позднее марта года, предшествующего следующему финансовому году. Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют непосредственное составление проектов соответствующих бюджетов на основании бюджетного послания Президента РФ; прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год; основных направлений бюджетной и налоговой политики; прогноза сводного финансового баланса РФ; плана развития государственного или муниципального сектора экономики РФ. В проекте закона о бюджете обязательно должны найти отражение следующие данные: прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов; нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передаваемых бюджетам других уровней бюджетной системы РФ; расходы бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации; общий объем капитальных и текущих расходов бюджета; расходы и доходы целевых бюджетных фондов; объемы финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, предоставляемой в форме дотаций, субвенций и субсидий, по бюджетам, получающим указанную помощь; лимиты предоставления налоговых кредитов на срок, превышающий пределы очередного финансового года; основные характеристики государственного внутреннего и внешнего долга. Кроме того, в проекте федерального закона о федеральном бюджете должны быть также определены соотношения между величиной прожиточного минимума и минимальным размером пенсии по старости, минимальными размерами стипендий, пособий и других социальных выплат. Перечисленные параметры должны содержаться и в проектах законов (решений) о бюджете субъектов РФ (муниципальных образований). Вторая стадия бюджетного процесса — рассмотрение проекта бюджета. На данной стадии органы исполнительной власти (органы местного самоуправления) вносят проект закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение законодательного (представительного) органа (представительного органа местного самоуправления). Срок внесения проекта федерального закона о бюджете на рассмотрение Государственной Думы РФ определен Бюджетным кодексом РФ и не может быть позднее 26 августа. Одновременно с проектом закона о бюджете на очередной финансовый год в представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления передаются документы, содержащие общие направления развития экономики, налоговой, инвестиционной, кредитной, социальной политики, а также основные направления взаимодействия органов власти и органов местного самоуправления в рамках межбюджетных отношений. Перечень необходимых документов и материалов содержится в ст. 192—193 БК. В течение трех дней после внесения проекта закона о федеральном бюджете в Государственную Думу экземпляры данного проекта направляются в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ для подготовки заключения. В Государственной Думе проект закона о федеральном бюджете рассматривается в четырех чтениях. При этом предмет каждого чтения строго определен действующим бюджетным законодательством. Так, в первом чтении обсуждается общая концепция бюджета на следующий финансовый год, прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы государственных внешних заимствований Российской Федерации в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета (в частности, доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ; распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ; дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета на очередной финансовый год и источники покрытия дефицита федерального бюджета; общий объем расходов федерального бюджета на очередной финансовый год). В период второго чтения проекта федерального закона о бюджете, которое должно состояться в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении, Государственная Дума утверждает расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Третье чтение проекта федерального бюджета осуществляется в течение 25 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении. На данном этапе происходит детальное рассмотрение и уточнение показателей бюджетных расходов, а также программ государственных внешних и внутренних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год. Важным моментом является то, что в период третьего чтения определяется перечень законодательных актов (статей, отдельных пунктов статей, подпунктов, абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию. Четвертое чтение завершает процесс рассмотрения законопроекта о федеральном бюджете и должно быть проведено в течение 15 дней со дня принятия данного проекта в третьем чтении. В указанный срок депутаты Государственной Думы принимают решение об одобрении законопроекта в целом, без внесения в него каких-либо поправок. В процессе работы над законопроектом неизбежно возникают противоречия между различными группами политических сил. Для выбора оптимальной модели федерального бюджета и разрешения конфликтных ситуаций законодательно предусмотрено использование согласительных процедур. Так, положения Бюджетного кодекса РФ предусматривают возможность создания согласительной комиссии по уточнению основных характеристик федерального бюджета, состоящей из представителей Государственной Думы, представителей Совета Федерации и представителей Правительства РФ. Целью работы данной комиссии является выработка согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год в соответствии с предложениями и рекомендациями, изложенными в заключениях комитетов, ответственных за рассмотрение предмета первого чтения, и заключении комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение бюджета. Решение согласительной комиссии принимается раздельным голосованием членов согласительной комиссии от каждой стороны — Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ. Результаты голосования каждой стороны принимаются за один голос. Решение считается согласованным, если его поддержали три стороны. Решение, против которого возражает хотя бы одна сторона, считается несогласованным. Позиции, по которым стороны не выработали согласованного решения, вносятся на рассмотрение Государственной Думы. Если Государственная Дума не принимает решения по основным характеристикам федерального бюджета по итогам работы согласительной комиссии, проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается повторно отклоненным в первом чтении. При повторном отклонении в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Государственная Дума не имеет права повторно направить указанный законопроект в согласительную комиссию или вернуть его в Правительство РФ. Повторное отклонение проекта федерального закона о федеральном бюджете возможно лишь в случае, если Государственная Дума ставит вопрос о доверии Правительству РФ. Возможность разрешения разногласий посредством согласительных процедур предусмотрена на стадии второго чтения законопроекта в Государственной Думе, а также в случае отклонения федерального закона о федеральном бюджете Советом Федерации или Президентом РФ. После принятия федерального закона о бюджете Государственной Думой РФ данный документ передается на рассмотрение в Совет Федерации. Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой. Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Федеральный закон о федеральном бюджете должен быть принят в установленном законом порядке до начала очередного финансового года, в противном случае Государственная Дума может принять федеральный закон о финансировании расходов из федерального бюджета в I квартале очередного финансового года либо Правительство РФ вводит режим временного управления бюджетом. Согласно положениям ст. 190 БК, если закон (решение) о бюджете не вступил в силу с начала финансового года, то орган, исполняющий этот бюджет, правомочен осуществлять расходование бюджетных средств на цели, определенные законодательством, на продолжение финансирования инвестиционных объектов, государственных контрактов, оказание финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы РФ при условии, что из бюджета на предыдущий финансовый год на эти цели уже выделялись средства, но не более 1/4 ассигнований предыдущего года в расчете на квартал (не более 1/12 — в расчете на месяц) по соответствующим разделам функциональной и ведомственной классификаций расходов бюджетов РФ. Расходы, не предусмотренные проектом закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год, могут быть профинансированы по решению органа, исполняющего бюджет. Начало стадии исполнения бюджета совпадает с началом финансового года — 1 января и завершается 31 декабря. Процесс исполнения бюджета предусматривает аккумуляцию и распределение доходов посредством перечисления и зачисления доходов на единый счет бюджета; распределения в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов; возврата излишне уплаченных в бюджет сумм доходов; учета доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета. Одновременно происходит исполнение бюджета по расходам, т. е. финансирование предусмотренных законом (решением) о бюджете направлений. В соответствии со ст. 219 БК бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования. Основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджетов являются: составление и утверждение бюджетной росписи; утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям; утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств; принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств; подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств. В настоящее время в Российской Федерации действует казначейская система исполнения бюджета, предполагающая централизованное управление бюджетными средствами, аккумуляцию денежных поступлений на счетах Федерального казначейства (территориальных отделений), открытых в учреждениях ЦБ РФ. Соблюдение принципа единства кассы позволяет зачислять все поступающие доходы бюджета, а также осуществлять все расходные операции с единого счета бюджета. Завершающей стадией бюджетного процесса является составление и утверждение отчета об исполнении бюджета. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ на федеральном уровне данную стадию инициирует министр финансов, издающий в конце каждого финансового года распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности. На основании указанного распоряжения все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам, в которых отражаются степень выполнения задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг, данные о доходах, полученных в результате оказания платных услуг, об использовании государственного или муниципального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления. Обобщение и систематизацию отчетов бюджетных учреждений осуществляют главные распорядители бюджетных средств, после чего передают отчеты в исполнительные органы власти для проверки и контроля. Ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Одновременно с отчетом в Государственную Думу передаются следующие документы: отчет о расходовании средств резервного фонда Правительства РФ и резервного фонда Президента РФ; отчет Министерства финансов РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд, бюджетных кредитов и о предоставленных государственных гарантиях; отчет о внутренних и внешних заимствованиях Российской Федерации по видам заимствований; сводные отчетные сметы доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств; отчет о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного финансового года; отчет Федеральной службы финансово-бюджетного надзора о выявленных нарушениях бюджетного законодательства. Внешний аудит отчета об исполнении федерального бюджета проводит Счетная палата РФ. Заключение Счетной палаты должно быть составлено в течение 4,5 месяца после представления Правительством РФ указанного отчета в Государственную Думу. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяца после получения заключения Счетной палаты РФ. При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума заслушивает: доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета; доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства; заключение Председателя Счетной палаты РФ. По предложению Председателя Государственной Думы либо по собственной инициативе Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ могут выступить или представить доклады с анализом рассмотренных в течение отчетного финансового года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства. По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает одно из следующих решений: об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета; об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета. Принятие указанных решений осуществляется в форме законодательных актов.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |