КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды финансового контроля
В зависимости от правовой природы контрольных органов финансовый контроль подразделяется на государственный, муниципальный, общественный и независимый (аудиторский). Финансовый контроль, осуществляемый органами государственной власти общей и специальной компетенции, выступает как общегосударственный финансовый контроль. Контроль финансово-хозяйственной деятельности, проводимый специальными контрольными подразделениями министерств и иных исполнительных органов за подведомственными им предприятиями, учреждениями и организациями, а также в самих аппаратах этих органов, является ведомственным (внутриведомственным) государственным финансовым контролем. Муниципальный финансовый контроль осуществляют представительные и исполнительные органы местного самоуправления. Объектом муниципального финансового контроля выступают финансовые ресурсы муниципальных образований. Аналогично государственному контролю муниципальный финансовый контроль можно подразделить на общемуниципальный и ведомственный. Общественный финансовый контроль представляет собой негосударственный контроль общественных объединений, трудовых коллективов и отдельных граждан. Значительным шагом в развитии этого вида контроля явилось создание Общественной палаты Российской Федерации1. Аудиторский финансовый контроль, который характеризуется как независимый вневедомственный контроль, осуществляют особые субъекты предпринимательской деятельности — аудиторские организации и индивидуальные аудиторы. По времени проведения выделяют предварительный, текущий и последующий финансовый контроль. Предварительный финансовый контроль, предшествующий проведению финансовых операций, представляет собой проверку различных финансовых планов, смет, проектов образования и расходования фондов денежных средств и т. п. Он позволяет предупредить возможные нарушения финансового законодательства, нерациональное использование финансовых и иных ресурсов. В соответствии со ст. 265 БК предварительный контроль проводится на стадии обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иным бюджетно-финансовым вопросам. Текущий (оперативный) финансовый контроль проводится в процессе образования и расходования финансовых ресурсов, выполнения обязательств перед бюджетом, осуществления денежных расчетов и т. д. В рамках бюджетного процесса в соответствии со ст. 265 БК текущий контроль реализуется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами. Последующий контроль направлен на проверку финансовой деятельности за истекший период, ее оценку с точки зрения законности и целевого использования финансовых ресурсов, полного и своевременного выполнения обязательств перед бюджетом и т. д. На основании ст. 265 БК в бюджетных правоотношениях он осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Финансовый контроль может быть обязательным и инициативным. Обязательный финансовый контроль проводится на основании требований законодательства (например, обязательный контроль соблюдения налогового законодательства, обязательный ежегодный аудиторский контроль открытых акционерных обществ) или по решению уполномоченных на то государственных органов (финансовых, налоговых, правоохранительных). Инициативный контроль может проводиться по решению администрации предприятия, учреждения, организации собственными экономическими службами (бухгалтериями, финансовыми и плановыми отделами). В этом случае финансовый контроль выступает как внутрихозяйственный, т. е. инициируемый и проводимый без внешнего вмешательства. Объектами внутрихозяйственного финансового контроля выступают финансовые, материальные ресурсы хозяйствующего субъекта, в процессе контроля оценивается эффективность хозяйственной деятельности, выявляются внутренние резервы увеличения прибыли, рентабельности и т. д. Кроме того, инициативный контроль может проводиться с привлечением сторонних специалистов (например, аудиторов). Многообразие финансовых отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства, обусловливает выделение следующих видов финансового контроля: бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, банковский, контроль за страховой деятельностью, контроль в сфере рынка ценных бумаг и т. д. На основе провозглашенного Конституцией РФ принципа разделения государственной власти на три самостоятельные ветви (ст. 10) различают следующие виды государственного финансового контроля: президентский контроль, контроль органов законодательной (представительной) власти, контроль органов исполнительной власти, судебный контроль.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |