КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: 4. Финансовый контроль в РФ
Финансовый контроль является одним из направлений финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Его основным содержанием является проверка законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и органов местного самоуправления. Финансовый контроль выступает формой реализации контрольной функции финансов, т. е. присущего финансам свойства служить средством контроля за производством, распределением и использованием совокупного общественного продукта и национального дохода1. Законность в финансовой сфере выступает как основа финансовой дисциплины. Финансовая дисциплина предполагает точное и неуклонное соблюдение и исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих финансовую деятельность, государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами. Финансовый контроль представляет собой способ обеспечения законности и дисциплины финансовой деятельности всех хозяйствующих субъектов. Направлениями контрольной деятельности в финансовой сфере являются: 1) проверка соблюдения действующего законодательства в сфере формирования, распределения и использования финансовых ресурсов; 2) проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления физическими и юридическими лицами; 3) проверка законности и целесообразности использования средств бюджета и внебюджетных фондов, собственных и заемных ресурсов предприятиями, учреждениями и организациями; 4) проверка правильности соблюдения расчетов наличными и безналичными денежными средствами, хранения денежных средств юридическими лицами и гражданами-предпринимателями; 5) проверка соблюдения бюджетного, налогового, таможенного и валютного законодательства, законодательства в сфере страхования, рынка ценных бумаг, банковской деятельности; 6) оценка рациональности использования финансовых ресурсов, рентабельности и других финансовых показателей эффективности хозяйственной деятельности и выявление резервов ее повышения; 7) предупреждение и пресечение правонарушений в финансовой сфере, применение мер ответственности к нарушителям. В процессе осуществления финансового контроля в соответствии с нормами действующего законодательства между субъектами финансового контроля возникают финансово-контрольные правоотношения, которые являются особым видом финансовых правоотношений. Структура контрольного правоотношения в финансовой сфере включает в себя традиционные для любого правоотношения элементы: субъект, объект и содержание. К субъектам финансово-контрольных правоотношений относятся: 1) органы, обладающие контрольными полномочиями в финансовой сфере (контролирующие субъекты); 2) субъекты, на которые распространяются контрольные полномочия контролирующих (контролируемые, или подконтрольные, субъекты). Объектом финансово-контрольного правоотношения является то, по поводу чего складывается данное правоотношение (финансовые и иные ресурсы). Теория финансово-контрольного правоотношения выделяет также непосредственный объект — правовое воздействие контролирующего субъекта на подконтрольного1. Содержание контрольного правоотношения формируют контрольные полномочия контролирующего субъекта и корреспондирующие им контрольно-процессуальные права, обязанности и ответственность подконтрольных субъектов. Правовую основу финансового контроля в Российской Федерации составляют Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ (часть первая), федеральные законы от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»2, от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»3, от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»4, «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»5, «О валютном регулировании и валютном контроле», «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»6 и др., указы Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации»7, от 12 мая 1997 г. № 477 «О мерах по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета»8, постановления Правительства РФ и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные акты законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Традиционно в финансово-правовой науке финансовый контроль относят к институтам финансового права1. При этом помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих его организацию и порядок проведения, которые содержатся в Общей части финансового права, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово-правовых институтах Особенной части2. В настоящее время правовой институт финансового контроля развивается посредством правовой регламентации его различных видов — бюджетного, налогового, валютного и др. Стержневой проблемой государственного финансового контроля в России остается отсутствие концептуальных основ его функционирования.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |