КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности метода финансового права
Специфика метода финансового права в большей степени обусловлена особенностями предмета правового регулирования данной отрасли права. Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления занимает важнейший сегмент в структуре управления общественными процессами. Правовое регулирование мероприятий по собиранию, распределению и использованию публичных денежных фондов базируется на оригинальном методе, используемом исключительно для данной категории правоотношений. При помощи метода финансового права осуществляется возникновение и движение финансовых правоотношений, определяются особенности правового положения и способов защиты прав и интересов участников указанных отношений. Как правило, основными инструментами, с помощью которых реализуются любые направления государственной политики, являются правовые механизмы и способы. Осуществление государственной финансовой политики подпадает под действие норм финансового права и, соответственно, подчинено финансово-правовому методу. Учитывая тесную, неразрывную связь метода финансового права и социально-экономических процессов, происходящих в обществе, можно констатировать, что одним из сущностных признаков финансово -правового метода является его обусловленность финансовой политикой государства. Способы, которые используются для регулирования отношений в сфере осуществления финансовой деятельности государства, отражают общие тенденции финансовой политики государства. Гибкость метода обусловлена спецификой сферы правового регулирования. Государственная финансовая деятельность осуществляется в различных формах и представляет собой достаточно подвижную, изменчивую сферу общественных отношений, что, безусловно, оказывает влияние на метод правового регулирования. Характерной чертой финансово -правового метода, на наш взгляд, является его тесная связь с макроэкономической политикой государства. На данное обстоятельство обращал внимание Е. А. Ровинский, выделивший в качестве одного из специфических признаков финансово-правового метода его экономическую направленность1. Наличие непосредственной связи метода правового регулирования финансовых отношений с основными направлениями государственной финансовой политики, а также возможность законодателя использовать различные правовые способы для достижения эффективности финансово-правового регулирования принципиально отличают указанный метод от смежных отраслевых методов, в частности от административно -правового. Имущественный аспект метода правового регулирования финансовых отношений проявляется в его содержании. Метод финансового права всегда направлен на поддержание стабильных отношений в сфере собирания, распределения и использования денежных фондов государства и местных (муниципальных) образований. Такая направленность проявляется на всех стадиях правового регулирования — от момента выбора юридических фактов, являющихся основанием динамики финансовых отношений, до определения специфики правового положения субъектов финансовых правоотношений. Выбор нормы права для регулирования последствий возникших юридических фактов обусловлен методом, задающим определенную правовую направленность. Совершая какой-либо юридически значимый поступок (действие) или переживая юридически значимое событие, субъект подвергается воздействию правовых норм, в которых уже заложен метод правового регулирования. Метод финансового права реагирует, т. е. начинает работать (проявляться), при наличии тех юридических фактов, которые являются предпосылками развития отношений в рамках реализации публичной финансовой деятельности. Регулируя характер связи участников финансового правоотношения, правовой метод создает условия для реализации финансовых полномочий властвующих субъектов. Имущественный аспект метода финансового права проявляется также в том, что с его помощью происходит регулирование и защита одного из стратегически важных интересов любого государства — обеспечения финансовой стабильности и платежеспособности. Другими словами, метод нацелен на обеспечение публичного имущественного интереса государства и общества. Учитывая то, что финансовое право регламентирует один из основных публично-правовых интересов — финансовую деятельность государства и местных (муниципальных) образований, неотъемлемым признаком метода правового регулирования является его преимущественная императивность. Властный характер предписаний, выдаваемых органами государственной власти (органами местного самоуправления), позволяет осуществлять управление публичными финансами, обеспечивая социально-экономические интересы общества в целом и отдельных лиц в частности. Повинуясь властным предписаниям, подчиненные субъекты финансовых правоотношений вписываются в систему государственных требований о необходимости эффективного осуществления функций по собиранию, распределению и использованию публичных денежных средств. Отказ от исполнения финансово-правовой обязанности, возложенной на субъекта (уплата налога, возврат кредита, перечисление страхового взноса, целевое использование бюджетных средств и т. д.), влечет за собой негативные последствия в виде мер государственного принуждения. Властность как сущностный признак метода финансового права нетождественна императивности административно-правового метода. Метод финансового права допускает менее жесткие властно-подчиненные связи между субъектами по сравнению с административно -правовым методом. Соподчиненность субъектов финансовых отношений возникает исключительно в рамках правовых связей, складывающихся в сфере собирания, распределения и использования публичных денежных средств, и носит гибкий, функциональный характер. Гибкость властно-подчиненной связи проявляется в том, что в сложных финансовых правоотношениях (бюджетных, межбюджетных и некоторых других) одна и та же группа участников одновременно может занимать как властвующее, так и подчиненное положение. Специфика подобных правовых связей обусловлена тем, что финансовая деятельность государства и местных (муниципальных) образований осуществляется через многоуровневую финансовую систему федеративного государства, предполагающую наличие различных финансово-правовых отношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Определяя границы реализации властных полномочий субъектами финансовых отношений, метод правового регулирования допускает определенную самостоятельность субъектов в выборе форм и вариантов осуществления возложенных на них финансово-правовых обязанностей. При этом обеспеченная методом финансового права «свобода усмотрения» при реализации властных полномочий обусловлена требованиями финансовой политики государства, направленной на реализацию принципов сбалансированного и эффективного управления публичными финансовыми ресурсами. Кроме того, метод финансового права в отличие от иных методов правового регулирования, используемых в публично -правовых отраслях, допускает возможность наделения некоторыми властными полномочиями юридических лиц (коммерческие организации), а в отдельных случаях и физических лиц. Подобные либеральные тенденции в развитии метода финансового права объясняются общим направлением государственной финансовой политики. Сочетание управляющего государственного вмешательства в процесс функционирования финансовой системы с элементами саморегулирования отдельных ее сег ментов позволяет осуществлять более эффективный контроль за выполнением финансово-правовых обязанностей подчиненными субъектами, а также значительно упрощает механизм взаимодействия подчиненных субъектов с представителями фискалитета. Передача части властно-финансовых полномочий негосударственным (немуниципальным) организациям и физическим лицам допускается в рамках налоговых, валютных, денежно-кредитных и некоторых других отношений. Следует согласиться с мнением О. Н. Горбуновой о том, что государство в лице его органов как организация публичной власти должно регулировать финансовую деятельность в полном объеме, обеспечивая правом правовые коридоры для бесперебойного прохождения сигналов прямой и обратной связи таким образом, чтобы вся система развивалась самонастраиваясь и саморегулируясь. Такое положение может быть достигнуто, если финансово-правовые институты будут взаимно связаны и взаимно обусловлены, причем связь эта должна укрепляться на общих принципах1. Структура метода финансового права представляет собой уникальное сочетание способов правового регулирования, принципиально отличающее рассматриваемый метод от иных отраслевых методов, в частности от административно-правового. Разнообразие правовых способов, используемых при регулировании финансовых отношений, обусловлено целями и задачами государственной финансовой политики. Для достижения баланса внутригосударственных экономических интересов в арсенале властвующих субъектов имеются различные правовые способы, имеющие преимущественно императивную направленность. Отличительной чертой метода правового регулирования административных отношений является то, что он направлен на регулирование отношений, возникающих при организации исполнительно-распорядительных органов и в процессе их административной деятельности, при осуществлении внутриорганизационной деятельности руководителями других государственных и муниципальных органов, а также в ходе реализации административной власти судьями и общественными организациями. Административно-правовой метод использует различные правовые способы, в том числе императивное предписание, запрет, дозволение, административный договор. Однако в рамках административно-правовых отношений названные способы имеют особое сочетание, обеспечивающее организацию и функционирование государственного управления, процесса управления, различных форм управленческих действий, судебной защиты прав и свобод человека, а также административно-юрисдикционного процесса. Метод финансового права обладает своеобразным набором правовых способов, при помощи которых осуществляется регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Финансовая сфера государства как никакой другой сегмент общественной жизни нуждается в эффективном сочетании различных способов правового регулирования, эластичных подходах к решению поставленных задач. Важной проблемой является определение правильного соотношения правовых способов, регулирующих определенную группу общественных отношений. Поиск оптимального сочетания способов дозволений, обязываний, запрещений, рекомендаций, согласований и др., используемых для регулирования финансовых отношений, становится одной из приоритетных задач в области науки и правоприменения. Это объясняется возрастающей значимостью социальных, экономических, политических вопросов, стоящих перед финансовым законодательством на современном этапе. Вопросы взаимодействия различных правовых способов, регулирующих финансовые отношения, учеными описываются достаточно лаконично. В частности, Р. Саватье отмечал, что экономический публичный порядок должен быть гибким, для того чтобы учитывать все разнообразие условий, связанных со временем и местом, постоянно колеблющимися потребностями экономической политики1. По мнению М. И. Пискотина, в состав экономического метода государственного управления должны включаться элементы гражданско-правовых способов2. М. Ю. Челышев в качестве одной из главных задач законодателя в настоящее время видит обеспечение оптимального сочетания публично-правовых и частноправовых начал в экономике. Оптимальность предполагает, что экономика служит интересам человека, а права граждан и экономических субъектов надлежащим образом защищены3. По мнению М. В. Карасевой, метод властных предписаний в качестве метода финансово-правового регулирования становится все более «лояльным» и в него все чаще встраиваются гражданско-правовые «вкрапления»4. Анализируя метод финансового права, М. Ф. Ивлиева подчеркивает, что в последнее время он существенно модифицировался. Государство в процессе финансовой деятельности все активнее использует методы рекомендации и согласования. В финансовом праве нашли место конструкции, традиционно присущие другим отраслям права, в частности договорные5. По мнению О. Н. Горбуновой, одной из особенностей метода финансового права является наличие в нем экономических методов руководства6. По нашему мнению, структура финансово-правового метода может иметь следующую характеристику.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 2626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |