КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: 2. Понятие, предмет, метод, система и принципы финансового права
Финансовое право в своем развитии прошло путь от элементарного обособления правовых норм в рамках публично-правовых отраслей до провозглашения суперотраслью, способной генерировать и отпочковывать иные отрасли права. Тем не менее научные дискуссии о месте и роли финансового права, о его предмете и методе, о системе и принципах не прекращаются и сегодня. Финансовое право достаточно чутко реагирует на происходящие политические, экономические, социальные и иные преобразования в обществе, что, несомненно, сказывается на характере внутренних взаимосвязей финансово-правовых норм. Материя финансового права представляет собой живой организм, требующий постоянного внимания со стороны ученых, специалистов-практиков, представителей законодательных и правоприменительных органов, поскольку только всестороннее изучение происходящих в финансовом праве процессов позволит объективно оценить состояние данной отрасли. Особая значимость финансового права в системе других отраслей права объясняется тем, какого рода общественные отношения попадают в сферу его регулирования. Финансовое право упорядочивает имущественно-властные отношения по сбору, распределению и использованию денежных средств государства (муниципальных образований). Реализация функций государства и решение любых социальных, экономических и иных вопросов, стоящих перед ним, требуют финансирования, а также предшествующих ему планирования и учета денежных средств, находящихся в распоряжении казны. От того, насколько эффективно будут проведены указанные мероприятия, зависит не только качество решения проблем, стоящих перед государством, но нередко и само его существование. Правовое регулирование финансовых отношений, складывающихся между государством и входящими в его состав публично-правовыми образованиями, между государством и физическими или юридическими лицами, занимает важное место в системе регулирования общественных отношений. Именно поэтому круг вопросов, входящих в предмет финансового права, постоянно привлекает внимание ученых-юристов. Традиционно считается, что финансовое право относится к числу отраслей публичного права, для которого характерны следующие признаки: а) ориентация на удовлетворение публичных интересов; б) одностороннее волеизъявление субъектов права; в) широкая сфера усмотрения; г) иерархические отношения субъектов и соответствующая субординация правовых актов и норм; д) преобладание директивно-обязательных норм; е) нормативно-ориентирующее воздействие; ж) прямое применение санкций, связанных с ограничения ми использования ресурсов и т.д. На различных этапах развития человеческого общества отношение к регулированию финансовых проблем государства или государственного образования было неодинаковым. Соответственно этому развитие финансового законодательства, становление науки финансового права и, наконец, оформление отрасли финансового права в самостоятельную ветвь системы права связаны с постоянными научными дискуссиями, борьбой противоположных взглядов, противостоянием так называемых административистов и финансистов и прочими атрибутами, свидетельствующими об остроте предмета спора. Одной из первых отечественных работ в русле финансовой науки считается трактат И. Т. Посошкова «Книга о скудости и богатстве», написанный в 1724 г. Однако всерьез о науке финансового права в России заговорили в первой половине XIX в. К этому периоду относятся работы М. М. Сперанского, Н. И. Тургенева, М. Ф. Орлова, Е. Г. Осокина. Описывая этапы становления финансового законодательства в России, И. Ю. Патлаевский отмечал, что «наше финансовое законодательство, как и в западной Европе, развивалось исторически; оно изменялось и дополнялось в отдельных частях, сообразно требованиям времени и обстоятельств. До Петра Великого оно имело совершенно частноправный характер: доходы поступали в казну государя и составляли в существе его частную собственность; потребности же собственно государственные, потребности земские, удовлетворялись местным населением, преимущественно в форме натуральных повинностей. Несмотря на деятельность Петра Великого и Екатерины II и впоследствии Павла I, все-таки государственное хозяйство не могло получить коренных изменений, так как народное хозяйство с крепостным трудом и политическое состояние сословий, разделявшихся строго на податные и неподатные (только Екатерина II отменила название «подлых людей»), не представляли для этого благоприятных условий. Только с 19 февраля 1861 года для нашего государственного хозяйства, также как и для всего политического строя государства, наступает новая эпоха. Благодаря графу Сперанскому, наше финансовое законодательство получило должное место в системе свода законов». Расцвет финансово-правовых идей, создание научных школ и направлений, изучающих вопросы финансового права, публикации многочисленных исследований российских финансоведов приходятся на конец XIX — начало XX в. В это время приобрели известность труды Ф. Б. Мильгаузена, И.Ю. Патлаевского, И.И. Янжула, В.А. Лебедева, А.А. Исаева, И.X. Озерова и др. Рассуждая о связи науки и финансового законодательства, И. Т. Тарасов подчеркивал, что наука финансового права, как теория, должна представлять собой нечто постоянное, твердо установившееся, хотя и не лишенное тех элементов развития, которые необходимы каждой науке. «Финансовое же право данного государства есть только отражение действительности, реального применения начал науки финансового права в данное время. Как наука финансового права, так и финансовое законодательство подчиняются в своем развитии законам постоянства и движения, вследствие чего они представляются как бы постоянно стремящимися к идеалу, которого, впрочем, никогда не достигнут». В числе зарубежных исследователей конца XVIII — начала XX в., внесших серьезный вклад в развитие финансовой и финансово-правовой науки, следует назвать А. Смита, К. Pay, Л. Штейна, Г. Еллинека, Г. Жеза и др. Одним из основных вопросов, занимавших умы ученых-финансоведов на рубеже XIX—XX вв., был вопрос о месте финансового права в системе сложившихся отраслей права, а также о возможности обособления финансового права как правовой отрасли. В. А. Лебедев определил финансовое право как юридико-догматическое изучение финансовых законодательств, показывающее, какие правила существуют в данном государстве относительно строя его финансов. С. И. Иловайский признавал финансовое право «самостоятельною отраслью знаний, имеющей свою особую область исследований» и вступал в полемику с теми, кто пытался отождествить предмет финансового права с предметом политической экономии. И. И. Янжул отмечал, что предметом финансового права является финансовое хозяйство, а главной задачей — юридическо-догматическое изучение финансовых законодательств в их историческом развитии или современном состоянии. А. Н. Зак задавался вопросом о том, не является ли и, соответственно, не явится ли финансовое право самостоятельной юридической дисциплиной постольку, поскольку в ней группируются своеобразные типические для финансового именно права уклонения от общих норм права гражданского, административного, международного и т. п. как его — финансового права — источников. «Не есть ли финансовое право, может быть только в своей части, как самостоятельная юридическая дисциплина — дело будущего, обусловливающего дальнейшую дифференциацию юридических норм, меняющих свое существо в зависимости от свойств того оборота, в котором они применяются?» Виднейший специалист в области публичного права А. И. Елистратов отмечал тесную связь между финансовым и административным правом. Он указывал, что административное и финансовое право в своем догматическом изложении имеют общий предмет: правоотношения, возникающие между людьми в области государственного управления. «Какое отношение догма финансового права должна занять к административному праву, вопрос об этом едва еще только начинает ставиться. Во всяком случае, теснейшая связь между этими дисциплинами, как бы они ни размежевались, не может подлежать никакому сомнению»1. В начале XX в. отдельные аспекты финансового права изучались в составе административного, но затем все увереннее и громче стали раздаваться голоса об обособлении положительного финансового права. Поставленные в этой плоскости вопросы стали впоследствии краеугольным камнем в теории финансового права, так как поиски ответов на них разделили ученых на два «лагеря» — приверженцев идеи самостоятельности финансового права (так называемых финансистов) и сторонников теории о том, что финансовое право является структурной единицей отрасли административного права (административистов). Г. Ф. Шершеневич, разделявший точку зрения административистов, в 1912 г. утверждал, что из области внутреннего управления выделяется по своему практическому значению финансовое право как совокупность норм права, определяющих способы приобретения и расходования государством материальных средств, необходимых для осуществления им своих задач. Сюда же относятся и нормы права, определяющие финансовое хозяйство союзов публичного характера, подчиненных государству, как города, земства и др. По существу, финансовое право есть часть административного права2. На протяжении последующих десятилетий вопрос о месте финансового права в системе отраслей права оставался открытым, и время от времени интенсивность научных споров по данному поводу достигала наивысшей отметки. В работах Б. А. Крынской, Р. О. Халфиной, М. А. Гурвича, изданных в 1940—1950-х гг., была озвучена четкая позиция авторов о самостоятельности отрасли финансового права. Б. А. Крынская различие между финансовым и административным правом видела в различных предметах правового регулирования. По ее мнению, и советское бюджетно-финансовое, и административное право занимаются вопросами исполнения финансовых законов, но они занимаются этими вопросами с разных сторон. Административное право рассматривает эти вопросы главным образом под углом зрения организации аппарата государственного управления в области государственных финансов и принципов деятельности этого аппарата. Бюджетно-финансовое право имеет своим предметом регулирование общественных отношений в связи с выполнением учреждениями, хозяйственными органами и гражданами их государственных финансовых обязательств и исполнением плана государственного финансирования социалистического строительства. Р. О. Халфина писала о том, что советское финансовое право является частью советского государственного права и советского административного права, выделившейся в самостоятельную отрасль права в связи со спецификой объекта правового регулирования и его общественным значением. По мнению автора, критерием для отграничения финансового права от государственного и административного является предмет регулирования советского финансового права — деятельность государства в области аккумуляции и распределения денежных средств. М. А. Гурвич при отграничении финансового права от административного исходил из того, что административно-правовые нормы, регулирующие исполнительную и распорядительную деятельность органов государственного управления, распространяются и на деятельность органов финансового управления. В соответствии с позицией автора отношения между отдельными финансово-кредитными органами в рамках единой системы финансово-кредитных органов, непосредственно не связанные с выполнением ими своих функций по мобилизации денежных средств, финансированию, кредитованию и осуществлению контроля за целевым и экономным расходованием государственных денежных средств, строятся на основе общих принципов государственного управления и регулируются административным правом. В тех случаях, когда финансово-кредитные органы выступают в качестве органов, осуществляющих финансовую деятельность, уполномоченных собирать денежные средства, финансировать, кредитовать утвержденные соответствующим органом власти мероприятия по развитию народного хозяйства, просвещения, здравоохранения и т. д., их деятельность и возникающие в связи с ней отношения регулируются финансовым правом. В числе оппонентов финансистов можно назвать С. С. Студеникина, который предлагал следующую градацию специальной (особенной) части административного права: 1) управление в области обороны; 2) управление в области административно-политической; 3) управление народным хозяйством; 4) управление в области социально-культурного строительства; 5) управление в области финансов и кредита. Следующий этап принципиального спора о месте финансового права в системе отраслей права связан с периодом конца 1950-х — середины 1980-х гг. С. И. Вильнянский, Е. А. Ровин-ский, Б.Н. Иванов, М.И. Пискотин, С.Д. Цыпкин, В.В. Бесчеревных, Н.И. Химичева, Л.К. Воронова высказали убедительные доводы в пользу выделения финансового права в самостоятельную отрасль права, обладающую специфическим предметом, а также обозначили тенденции к обособлению метода правового регулирования. С. Д. Цыпкин и В. В. Бесчеревных отмечали, что обособление финансового права определяется основным содержанием, качественным единством общественных отношений, регулируемых финансовым правом. Все они направлены на плановую мобилизацию и распределение, перераспределение денежных средств и этим отличаются от других групп общественных отношений. Их совокупность нуждается в отдельном правовом регулировании в силу важнейшего политического и экономического значения финансов для решения задач, стоящих перед государством. Е. А. Ровинский, подчеркивая различие в предметах правового регулирования, наглядно проиллюстрировал особенности взаимодействия административно-правовых и финансовых правоотношений. На его взгляд, разграничение финансового и административного права по предмету правового регулирования не исключает того, что в зависимости от характера регулируемых ими отношений в сфере финансовой деятельности государства эти отрасли права могут находиться по отношению друг к другу в известном подчинении. Административное право обеспечивает законные действия должностных лиц финансовой администрации и вместе с тем создает необходимые условия для правильного осуществления финансовых правоотношений. В других случаях финансово-правовые нормы имеют подчиненное значение по отношению к административному праву. Например, жалоба или заявление гражданина на неправильные действия финансового органа по взиманию налогов и других платежей подлежит рассмотрению в административном порядке в сроки, установленные законом. Исследуя особенности института бюджетного права, Н. И. Химичева отметила, что бюджетные отношения, как и все отношения, охватываемые предметом этой отрасли права, не только характеризуются общими, присущими всем им признаками, но и обладают спецификой, которая не свойственна другим финансовым отношениям. По мнению Л. К. Вороновой, критерием отграничения финансово-правовых отношений от других отношений, имеющих денежный характер, является функция мобилизации, распределения либо использования централизованных или децентрализованных фондов денежных средств. Дополнительным признаком отграничения финансового права от других отраслей является метод правового регулирования отношений, т. е. субъективная сторона воздействия государства. В финансовом праве властный метод воздействия имеет свою специфику. Среди зарубежных ученых идею самостоятельности финансового права разделяли П. Стайнов, А. Ангелов, П.-М. Годме. По мнению болгарских ученых, если строго придерживаться критерия предмета правового регулирования, становится ясным, что финансовые правоотношения известным образом обособлены и имеют свою специфику. Финансовые правоотношения возникают в процессе осуществления государством специфической деятельности в области финансовой системы с ее особыми задачами и целями. Задавшись вопросом о том, какое место занимает финансовое право в публичном праве, П.-М. Годме отвечал на него следующим образом: «Публичное право традиционно делится на две отрасли: конституционное, которое содержит нормы, регулирующие деятельность государственных органов, принимающих политические решения; административное право, которое включает правовые нормы, регулирующие деятельность органов исполнительной власти в сфере управления. Что касается финансового права, то оно дополняет эти две отрасли». При этом автор подчеркивал, что финансовое право выделилось из административного права и составило самостоятельную отрасль уже в конце XIX в. Обобщив существующие научные взгляды на вопрос о месте финансового права в системе отраслей отечественного права, можно выделить основные теоретические позиции ученых. 1. Теория отрицания самостоятельности финансового права, предлагающая включение вопросов финансово-правового регулирования в предмет административного или государственного права. Данная научная позиция была достаточно распространена в начале XX в. Представители указанной концепции — А. И. Елистратов, Г. Ф. Шершеневич, Э. Н. Берендтс, С. С. Студеникин; в числе современных ученых — Ю. Н. Белошапко1, Е. А. Киримова2, В. П. Мозолин3. 2. Теория самостоятельности отрасли финансового права, которое позиционируется в числе других отраслей посредством специфики предмета и метода правового регулирования. Сторонники данной концепции достаточно многочисленны, однако среди них также существуют некоторые разногласия. В частности, предметом научного спора остается вопрос об особенностях возникновения и обособления финансового права. По этому поводу в финансово-правовой науке четко прослеживается два направления. Первое условно можно назвать теорией производной самостоятельности финансового права, выделившегося в правовую отрасль из права административного и государственного. В числе сторонников данной концепции следует назвать П.-М. Годме, Б. Н. Иванова, М. В. Карасеву, М. И. Пискотина, Ю. П. Соловей, Р. О. Халфину, С. Д. Цыпкина. Второе научное направление строится на тезисе органической самостоятельности финансового права, возникшего и сформировавшегося под воздействием объективных социальных, экономических и юридических причин параллельно с другими правовыми отраслями. Представителями указанного направления являются В. П. Безобразов, В. В. Бесчеревных, С. И. Вильнянский, Л. К. Воронова, О. Н. Горбунова, М. А. Гурвич, А. Н. Зак, С. В. Запольский, С. И. Иловайский, Б. А. Крынская, В. А. Лебедев, П. С. Пацуркивский, Е. А. Ро-винский, И. Т. Тарасов, Н. И. Химичева, И. И. Янжул и др. По нашему мнению, спор о генезисе финансового права может быть перенесен в сугубо теоретическую область научных интересов, поскольку принципиальным моментом (по которому, кстати, большинство ученых-финансоведов высказывается практически единодушно) является все-таки выявление специфики двух основных критериев рассматриваемой отрасли права — предмета и метода правового регулирования. 3. Теория комплексного характера финансового права и необходимости выделения из его состава новых отраслей права — налогового и бюджетного. Наиболее последовательно в настоящее время данную научную концепцию поддерживает Д. В. Винницкий. Отдельные направления указанной теории находят отражение в работах Н. А. Шевелевой, Т. В. Конюховой, А. Н. Козырина. Отдавая предпочтение теории органической самостоятельности финансового права, мы придерживаемся мнения об уникальности его предмета и метода.
Понятие и состав предмета финансового права изменялись одновременно с правовым и политическим режимами в обществе и государстве. На ранних этапах развития отрасли финансового права ее предмет состоял из нескольких видов правовых отношений, не умещавшихся в рамки административного и государственного права. В основном это были правоотношения по поводу собирания доходов в казну, включая государственный кредит, и государственных расходов. В. А. Лебедев включал в состав финансового права «государственные потребности и организацию их удовлетворения; понятие финансового хозяйства и финансовых учреждений; государственные доходы; устройство земского и общинного финансового хозяйства; способы покрытия чрезвычайных потребностей, т. е. учение о государственном кредите». В начале XX в. рамки предмета финансового права значительно расширяются. Теперь ученые рассматривают в качестве финансово-правовых институтов не только расходы и доходы государства, но и порядок образования законов, относящихся к финансам, организацию верховной законодательной и административной власти в области финансов, порядок приостановления и установления бюджета, организацию верховного финансового контроля, порядок заключения и конверсии займов, порядок отчуждения и обременения долгами недвижимого имущества, разграничение компетенции в области финансового законодательства органов народного представительства и местного самоуправления, кассовое устройство, счетоводство, отчетность и устройство подчиненного контроля. При этом финансовое право делится на две части: право, изучающее финансовое устройство, и право, изучающее финансовое управление. Финансовое право советского периода подверглось серьезным испытаниям. Закрытие ряда ведущих кафедр финансового права и гонения на ученых-финансоведов не могли не отразиться на развитии науки и качестве финансового законодательства. Научные исследования первой половины XX в. ограничены в основном проблемами бюджетного устройства и бюджетного права. Значительную роль в формировании научных подходов к составу предмета финансового права сыграли и те нормативные акты, которые были призваны регулировать финансовые отношения «первого государства диктатуры пролетариата». Важные положения и принципы бюджетного устройства были заложены в гл. 16 Конституции (Основного закона) РСФСР 1918 г. В частности, в Конституции отмечалось, что финансовая политика государства отражает суть переходного момента и способствует цели экспроприации буржуазии и подготовления условий для всеобщего равенства граждан в области производ ства и распределения богатств. Вопросы формирования доходной и расходной частей государственного бюджета, вопросы кредитования и налогообложения были отнесены к компетенции Всероссийского съезда Советов или Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) Советов. Местные Советы, Советы городов и сельские (поселковые) Советы наделялись правом устанавливать собственные источники доходов и направлять полученные доходы на неотложные нужды. Кроме того, в Конституции указывалось на систему пособий или ссуд из средств государственного казначейства при недостаточности местных доходов. В условиях тяжелейшего финансового кризиса, когда Россия фактически находилась в состоянии войны (одновременно велись Гражданская война и военные действия против внешних интервентов), центральная власть прикладывала все силы для увеличения государственных доходов. С этой целью был издан печально знаменитый Декрет СНК РСФСР от 11 января 1919 г. «О разверстке зерновых хлебов и фуража, подлежащих отчуждению в распоряжение государства, между производящими губерниями»1. Данным документом введенный ранее натуральный налог фактически заменялся продовольственной разверсткой, которая приобретала обязательный характер налогового платежа. Через два года, 21 марта 1921 г., был издан Декрет ВЦИК РСФСР «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом», формулировавший основные принципы налогообложения продовольственным налогом, льготы по налогу и ответственность за нарушение порядка его уплаты. Вторая советская конституция — Конституция СССР 1924 г.2 не содержала специального раздела, посвященного финансовой системе государства, ограничиваясь лишь упоминанием о том, что утверждение единого государственного бюджета СССР, в состав которого входят бюджеты союзных республик, установление общесоюзных налогов и доходов, а также отчислений от них и надбавок к ним, разрешение дополнительных налогов и сборов, поступающих на образование бюджетов союзных республик, находится в ведении верховных органов власти СССР. Эти же положения с некоторыми изменениями перешли в Конституцию СССР 1936 г.1 Важной вехой в истории законодательства о кредитно-денежной системе явились постановления ЦИК и СНК СССР от 30 января 1930 г. «О кредитной реформе»2 и СНК СССР от 20 марта 1931 г. «Об изменении в системе кредитования, укреплении кредитной работы и обеспечении хозяйственного расчета во всех хозяйственных органах»3. Данные нормативные акты заложили прочную основу системы государственного кредитования хозяйствующих субъектов. И хотя отношения между Госбанком и товаропроизводителем должны были строиться на основе двусторонних договоров, основные условия выдачи, использования и возврата кредитных средств были четко регламентированы, а изменение существенных принципов займов у государства не допускалось. Другими словами, реорганизация банковской системы и укрупнение сети государственных банков, выдача ссуд сельхозтоваропроизводителям, порядок использования кредитных ресурсов регулировались с использованием императивного начала, что в свою очередь позволило включить положения о целевом банковском кредите в предмет изучения и регулирования отрасли финансового права. Например, М. А. Гурвич отмечал, что в числе прочих финансовое право регулирует отношения, связанные с привлечением государством в добровольном порядке денежных средств социалистических предприятий, организаций и граждан; с установлением объектов, источников, сроков, порядка краткосрочного и долгосрочного кредитования хозорганов, кооперативных организаций, колхозов, долгосрочного кредитования индивидуального жилищного строительства граждан и порядка погашения и взыскания банками просроченных ссуд4. В этот период была выстроена основа предмета правового регулирования отрасли финансового права — финансовая деятельность государства, направленная на собирание доходов и планомерное распределение полученных средств на нужды общества. Р. О. Халфина определяла предмет советского финансового права как отношения, возникающие в процессе плановой аккумуляции и распределения денежных средств государством с целью создания материальных условий для выполнения его основных функций, направленных на построение коммунизма. В. В. Бесчеревных и С. Д. Цыпкин под предметом финансового права подразумевали общественные отношения, возникающие в процессе планового собирания, распределения и использования государством необходимых денежных средств. Е. А. Ровинский уточнил, что предметом финансового права является не сама финансовая деятельность, а те отношения, которые возникают в процессе ее осуществления. Эти отношения, по мнению указанного автора, имеют свои особенности: 1) они связаны с организационной ролью государства по распределению общественного продукта и его основной части — национального дохода в целях образования необходимых обществу фондов потребления и фондов пополнения; 2) они возникают по поводу мобилизации, распределения и использования государством денежных средств; 3) их объектом служат деньги и денежные обязательства, связанные с образованием и использованием фондов денежных средств. Другими словами, в предмет финансового права включаются отношения, имеющие целью создание государственных денежных фондов и способствующие их планомерному распределению и использованию. Основными институтами финансового права признавались: бюджетное право, налоговое право, государственный кредит, финансовый контроль, государственное страхование, банковское кредитование, денежное обращение, валютное право1. Следует отметить, что расцвет науки финансового права и соответственно правовой отрасли пришелся на период 1960— 1980-х гг. В этот период предмет финансового права включал в себя широкий спектр правовых институтов, а финансово-правовая наука обогатилась серьезными фундаментальными трудами, посвященными различным видам финансовых правоотношений. В трудах советских финансистов были решены важные теоретические вопросы финансового права, сформулированы приоритетные направления развития финансово-правовой науки, заложены основы для последующих научных исследований. В числе научных работ, ставших классикой российского финансового права, следует назвать монографии Е. А. Ровинского «Основные вопросы теории финансового права» (1960), М. И. Пискотина «Советское бюджетное право» (1971), Н. И. Химичевой «Субъекты советского бюджетного права» (1979), Л. К. Вороновой «Правовые основы расходов государственного бюджета» (1981), С. Д. Цыпкина «Финансово-правовые институты, их роль в совершенствовании финансовой деятельности советского государства» (1983). Среди учебников и учебных пособий по финансовому праву, имеющих важное теоретическое значение, — учебники финансового права под редакцией В. В. Бесчеревных и С. Д. Цыпкина (1967), под редакцией Е. А. Ровинского (1971); учебные пособия В. И. Лисовского «Международное торговое и финансовое право» (1974), О. Н. Горбуновой «Совершенствование финансово-правовых институтов в современных условиях перестройки управления народным хозяйством» (1988) и др. Принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР и распад СССР стали эпохальными событиями в истории России, по значимости и последствиям не уступающими социалистической революции 1917 г. Из истории известно, что каждое эпохальное событие в жизни человечества не только влечет за собой перемены в политической, социальной, культурной сферах, но и существенным образом затрагивает сложившуюся систему правовых норм. Переориентация российской экономической политики на основные ценности капиталистического способа хозяйствования поставила законодателя перед неизбежностью реформирования всей системы законодательства. Радикальные изменения в экономическом базисе российского общества привели к возрождению частной собственности, развитию предпринимательства, в том числе в сфере финансовых услуг, прежде являвшихся прерогативой государства, возникновению у населения первичного капитала, инвестируемого в различные финансовые инструменты — корпоративные ценные бумаги, депозиты коммерческих банков, долговые ценные бумаги государства и частных лиц. В русле развития частного рынка финансовых услуг возникли частные страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, кредитные организации, отбирающие часть денежных средств, ранее поступавших в государственный бюджет. Государственная монополия на оказание финансовых услуг была устранена. Это, в свою очередь, означает, что некоторые группы правоотношений, входившие ранее в предмет регулирования отрасли финансового права, перестали отвечать главному признаку, отличающему их от других1. А именно: указанные правоотношения не достигают цели создания государственных денежных фондов и не вписываются в понятие финансовой деятельности государства. В связи с этим одним из актуальных вопросов современного финансового права является ревизия его предмета. Определение границ современного финансового права, выявление институтов, входящих в состав его предмета, является важной теоретической проблемой, правильное решение которой окажет существенное влияние на практику правового регулирования финансовых отношений. Н. И. Химичева включает в состав предмета финансового права общественные отношения, имеющие общее основное содержание — направленность на образование, распределение и использование государственных и муниципальных денежных фондов (финансовых ресурсов). В числе таковых автор выделяет отношения в области: бюджетной системы, внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов, финансов государственных и муниципальных предприятий, государственных и муниципальных доходов, государственного и муниципального кредита, организации страхового дела, государственных и муниципальных расходов, банковского кредитования, организации денежного обращения и расчетов, валютного регулирования, государственного регулирования финансового рынка (рынка финансовых услуг)1. Главная особенность общественных отношений, являющихся предметом финансового права, по мнению Е. Ю. Грачевой и Э. Д. Соколовой, состоит в том, что они возникают в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Отсюда и другая их особенность — они представляют собой разновидность имущественных отношений, так как возникают по поводу финансовых ресурсов, денежных средств2. О. Н. Горбунова отмечает, что нормы финансового права всегда связаны с регулированием отношений по поводу выполняемых в процессе финансовой деятельности государства распределительной, контрольной и стимулирующей функции при распределении общественного продукта и национального дохода в денежной форме3. Правовые нормы, входящие в состав финансового права, группируются в зависимости от специфики регулируемых общественных отношений в рамках правовых институтов. В свою очередь правовые институты входят составной частью в более крупные подразделения — подотрасли, разделы, части. Традиционно система финансового права делится на общую и особенную части. Общая часть финансового права включает в себя правовые нормы, устанавливающие понятия, категории, определения, используемые в финансовом законодательстве; общие принципы и формы финансовой деятельности государства и входящих в его состав публично-правовых образований; финансово-правовой статус иных участников финансовых отношений; принципы, формы и методы государственного (муниципального) финансового контроля, а также иные положения, имеющие характер общих принципов и установлений для эффективного осуществления финансовой деятельности государства (муниципальных образований). Особенная часть финансового права содержит целый ряд правовых институтов, каждый из которых, посредством входящих в него правовых норм, регулирует группу однородных финансовых отношений. В частности, к институтам особенной части относятся: бюджетное право, институт государственных (муниципальных) внебюджетных фондов, институт государственных доходов (в том числе налоговое право), институт государственного кредита, институт страхования, институт государственных расходов (включая бюджетное финансирование), институт организации банковского кредитования, институт денежного обращения и расчетов, институт валютного регулирования и контроля, институт организации и контроля на рынке ценных бумаг. Исследование состава предмета отрасли финансового права и изучение существующих научных взглядов по этому вопросу позволяют достаточно условно разделить все институты, составляющие общую и особенную части финансового права, на три группы: во-первых, традиционные институты, местонахождение которых научно обосновано и признается подавляющим большинством финансоведов; во-вторых, институты, отнесение которых к финансово-правовым вызывает определенные споры среди ученых; в-третьих, институты, которые наряду с финансово-правовым регулированием подвергаются воздействию норм других отраслей права. К числу традиционных институтов, составляющих основу (сердцевину) финансового права, относятся: бюджетное право, институт формирования государственных доходов, налоговое право (за исключением правоотношений, возникающих в сфере налоговых правонарушений), институт государственных расходов (включая бюджетное финансирование), институт финансового контроля за правильным собиранием доходов, распределением и использованием государственных расходов. Кроме традиционных институтов финансового права существуют отдельные группы правоотношений, имеющие нечетко выраженную отраслевую принадлежность. Место нахождения таких правоотношений в системе права становится предметом спора между представителями различных отраслей юридической науки. В частности, вопрос о принадлежности институтов контроля за совершением физическими и юридическими лицами кассовых операций с наличными денежными средствами, контроля за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, организации денежной эмиссии, валютного права обсуждается представителями научного течения «самостоятельности отрасли банковского права» и финансоведами. Так, Г. А. Тосунян, А. Ю. Викулин, А. М. Экмалян включают названные правовые институты в состав банковского права, предметом которого, по их мнению, являются общественные отношения, возникающие в процессе построения, функционирования и развития банковской системы Российской Федерации, в частности в процессе осуществления Банком России и кредитными организациями банковской деятельности, а также общественные отношения, возникающие в процессе регулирования банковской системы России со стороны государственных органов в интересах граждан, организаций и государства1. О. М. Олейник полагает, что банковское право есть находящаяся в стадии становления комплексная отрасль права, которую можно исследовать как самостоятельную, выделяя в ней гражданско-правовые, хозяйственно-правовые, финансовые аспекты2. По нашему мнению, выделение банковского права в качестве отрасли российского права представляется преждевременным и теоретически недостаточно обоснованным, а обособление законодательного и научно-практического материала, посвященного деятельности кредитных организаций и Банка России, целесообразно только с точки зрения формирования учебной дисциплины. Предпочтительной, на наш взгляд, является позиция тех ученых, которые считают, что общественные отношения с участием кредитных организаций, в том числе и при банковском кредитовании, регулируются нормами различных отраслей права, главным образом нормами административного, финансового и гражданского права. Следует согласиться с критикой позиции М. В. Карасевой, предлагающей рассматривать «отношения ЦБ РФ с коммерческими банками по поводу: а) установления обязательных нормативов; б) надзора Банка России за деятельностью коммерческих банков; в) образования и использования фонда обязательных резервов ЦБ РФ за границами финансово-правового регулирования, в частности, в качестве административно-правовых»2. По мнению Е. Ю. Грачевой и Э. Д. Соколовой, между Банком России и кредитными организациями отсутствуют отношения субординации, характерной для административных отношений. Кредитные организации, в своем большинстве функционирующие на праве частной собственности, являются независимыми юридическими лицами, не входят в систему Банка России и не подотчетны ему по вертикали. И только в области финансовой деятельности кредитные организации обязаны выполнять предписания Центрального банка РФ3. Нормальное функционирование банков служит основой функционирования всей финансовой системы государства. Банковская система — это важный объект финансово-правового регулирования, поскольку банки являются участниками правоотношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства. Именно они обеспечивают создание реальной финансовой основы бесперебойного осуществления задач и функций государства, так как основная физическая масса денег проходит через корреспондентские счета Банка России и кредитных организаций1. Кроме того, кредитные организации наделяются специальными полномочиями, позволяющими им осуществлять контроль за кассовыми операциями своих клиентов; операциями, опосредующими движение иностранной валюты; операциями, подпадающими под действие Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»2. Указанные полномочия кредитных организаций относятся к числу финансово-контрольных, поскольку имеют своей целью защиту порядка денежно-валютного обращения и обеспечение безопасности денежной системы, опосредующей функционирование всей финансовой системы государства. Государство делегирует кредитным организациям отдельные финансово-контрольные полномочия, исходя из того, что кредитные организации являются главным движущим элементом в системе денежного обращения, а также в силу специфики их деятельности единственным субъектом, имеющим реальную возможность осуществлять оперативный контроль за правильностью оформления, а в отдельных случаях и за содержанием денежно-валютных операций клиентов. Достаточно часто предметом научных споров об определении отраслевой принадлежности выступает институт ответственности за совершение налоговых правонарушений. Институт ответственности за совершение налоговых правонарушений приобрел черты относительно самостоятельного элемента системы права сравнительно недавно. Отчасти это можно объяснить возникновением повышенного интереса законодателя к налоговым правоотношениям, принятием Налогового кодекса РФ, увеличением числа правонарушений в сфере налогообложения граждан и юридических лиц. Исследователи данной проблематики ввели в научный оборот новый термин «налоговая ответственность». Использование данного термина первоначально не базировалось на законодательных нормах, а призвано было упростить длинное словосочетание «ответственность на совершение налоговых правонарушений» и оттенить существующую достаточно серьезную проблему роста числа противоправных деяний в этой сфере. Позднее термин «налоговая ответственность» из учебной и научной литературы перекочевал в нормативные акты и получил легальный статус. В частности, ряд статей Налогового кодекса РФ использует указанный термин наряду (практически синонимично) со словосочетанием «ответственность за совершение налоговых правонарушений»1. Словосочетание «налоговая ответственность» употребляется и в актах судебной власти. В частности, в п. 34 постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»2 указано, что при решении вопросов о разграничении налоговой и иной ответственности физических лиц судам следует исходить из того, что одно и то же правонарушение не может одновременно квалифицироваться как налоговое и иное, не являющееся налоговым, в связи с чем налогоплательщик — физическое лицо за совершенное им деяние не может быть одновременно привлечен к налоговой и иной ответственности. Под «иной ответственностью», вероятно, понимается ответственность, предусмотренная нормами административного и уголовного законодательства, т. е. административная и уголовная ответственность. Косвенно выделяя налоговую ответственность в самостоятельный вид юридической ответственности, специалисты ВАС РФ, очевидно, желали подчеркнуть ее независимость от административной. Но более корректно в данном случае было бы применить термин «финансово-правовая ответственность», который хорошо изучен и широко используется в научной литературе.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 979; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |