Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: 1. Финансы и финансовая деятельность государства и муниципальных образований. История возникновения науки финансового права




Современная финансовая наука определяет категорию фи­нансы как совокупность объективно обусловленных экономиче­ских отношений, имеющих распределительный характер, де­нежную форму выражения и материализуемых в денежных до­ходах и накоплениях, формируемых в распоряжении субъектов хозяйствования и государства для целей расширенного воспро­изводства, материального стимулирования работающих, удов­летворения социальных и других потребностей общества.

Материальным выражением финансов являются финансо­вые ресурсы.

Сущность финансов проявляется в специфических функци­ях, т. е. формах выражения значения данной экономической категории в системе общественных отношений.

По вопросу определения основных функций финансов в науке единого мнения не сложилось. Большинство ученых в качестве основных функций финансов называют две: распреде­лительную и контрольную.

В процессе распределения и перераспределения националь­ного дохода необходимыми финансовыми ресурсами обеспечи­ваются потребности государства и общества. В числе важней­ших потребностей любого современного государства следует назвать поступательное экономическое развитие территорий (в том числе активную инвестиционную и инновационную по­литику), социальное обеспечение и развитие научно-культур­ного потенциала населения, экологическую безопасность, обес­печение обороны.

Контрольная функция финансов обеспечивает постоянный процесс наблюдения и проверки за правильным распределени­ем и перераспределением финансовых ресурсов. «Поскольку финансы «пронизывают» все общественное производство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают универсальным орудием контроля со стороны обще­ства за производством, распределением и обращением совокуп­ного общественного продукта».

Некоторые ученые (например, Э. Д. Соколова, О. Н. Горбу­нова) в качестве самостоятельной выделяют регулирующую функцию финансов2. По мнению О. Н. Горбуновой, финансы как инструмент управления обществом являются основным ис­точником информации о всех без исключения процессах в жиз­недеятельности общества и государства, они служат инструмен­том формирования и функционирования системы прямых и обратных связей. Через финансовую систему осуществляется система мониторинга — слежения рублем за успешным (или менее успешным) развитием государства и общества в целом, и, что самое важное, осуществляется государственное влияние и прямое воздействие на их развитие.

В процессе распределения и перераспределения финансовых ресурсов происходит постоянное прямое и косвенное воздействне на развитие различных рыночных институтов, стимуляция общества к производству прибавочного продукта, увеличению нормы прибыли, равномерному распределению капитала между экономически значимыми отраслями. Другими словами, по­средством финансов осуществляется регулирование экономики страны в целом и отдельных ее сегментов в частности.

В работах финансоведов и ученых-экономистов выделяются также аккумулирующая1 и стабилизирующая функции финансов.

Финансы объединяют разнообразные экономические отно­шения, связанные общими признаками и функциональным на­значением. Однородные экономические отношения, входящие в категорию финансов, составляют институты или звенья, со­вокупность которых образует финансовую систему.

Структурированность финансов может быть произведена по различным основаниям.

В зависимости от субъекта, осуществляющего формирова­ние денежных фондов, финансы подразделяются на: государст­венные (муниципальные) финансы; финансы коммерческих организаций; финансы некоммерческих организаций и общест­венных объединений.

С учетом целей формирования денежных фондов различают: финансы бюджетной системы; финансы внебюджетных целе­вых государственных (муниципальных) фондов; финансы пред­приятий, организаций, учреждений всех форм собственности; финансы страхования; кредитные финансы.

По способу формирования денежных фондов выделяют цен­трализованные финансы, к которым относятся государствен­ный бюджет, внебюджетные фонды, государственное страхова­ние, государственный кредит; а также децентрализованные фи­нансы: финансы предприятий материального производства и финансы учреждений и организаций непроизводственной сфе­ры, финансы государственных предприятий и предприятий другой формы собственности.

С учетом применяющихся в экономической науке основа­ний структурирования финансов можно выделить основные их институты (звенья).

Основным звеном финансовой системы является бюджет­ная система государства, включающая в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюд­жеты городских округов, бюджеты внутригородских муници­пальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, бюджеты городских и сельских поселе­ний. Через бюджетную систему государства распределяется до 40% национального дохода. Денежные средства, поступающие в виде доходов в бюджет в результате перераспределения на ос­новании утвержденных финансовых планов, направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства и мест­ного самоуправления.

Система внебюджетных государственных и муниципальных фондов представляет собой следующее звено финансовой систе­мы государства. Статья 6 БК РФ определяет государственный внебюджетный фонд как форму образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. К числу государственных внебюджет­ных фондов относятся: Пенсионный фонд РФ; Фонд социаль­ного страхования РФ; Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования; Федеральный вне­бюджетный фонд противодействия незаконному обороту нар­котических средств, психотропных веществ и злоупотреблению ими; и др.

Доходная база внебюджетных фондов складывается из обя­зательных отчислений физических и юридических лиц, добро­вольных взносов и благотворительных пожертвований, а также других доходов, предусмотренных законодательством РФ. Так, в бюджеты Пенсионного фонда РФ, Фонда социального стра­хования, Федерального и территориальных фондов обязатель­ного медицинского страхования подлежат зачислению суммы в виде налоговых отчислений от единого социального налога; единого налога, взимаемого в связи с применением упрощен­ной системы налогообложения; минимального налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; единого сельскохозяйственного налога.

Как правило, расходование средств, которые аккумулируют­ся во внебюджетных фондах, осуществляется на строго опреде­ленные цели, установленные в нормативном порядке.

Финансы предприятий (организаций, учреждений) включают финансы коммерческих организаций, финансы некоммерче­ских организаций и общественных объединений.

В структуре финансовых взаимосвязей указанная группа фи­нансов «занимает исходное, определяющее положение, так как обслуживает основное звено общественного производства, где создаются материальные и нематериальные блага и формирует­ся преобладающая масса финансовых ресурсов страны»1.

Финансовые ресурсы, создаваемые в процессе деятельности предприятий (организаций, учреждений), направляются на фор­мирование различных фондов, используемых для целей воспро­изводства, экономического развития, социальной поддержки работников. Через налогообложение, страхование, государст­венный и банковский кредит, фондовый рынок и другие меха­низмы финансы предприятий встраиваются в общую финансо­вую систему и участвуют в процессах аккумуляции, распределе­ния и перераспределения денежных фондов.

В составе финансовой системы в качестве самостоятельного звена выделяются финансы страхования. С точки зрения финан­совой науки страхование представляет собой группу экономи­ческих отношений, складывающихся по поводу формирования за счет страховых взносов целевых денежных фондов, расходуе­мых на погашение страховой суммы при наступлении страхо­вых случаев.

По формам осуществления различают обязательное и добро­вольное страхование. В зависимости от цели выделяют страхо­вание имущественное и личное; социальное, пенсионное, ме­дицинское.

Кредитная система, как звено финансовой системы, состоит из государственного (муниципального) кредита и банковского кредита.

В экономической литературе преобладает мнение о включе­нии в финансовую систему только института государственного кредита. Однако среди правоведов достаточно распространен­ной является позиция, согласно которой в структуре финансо­вой системы можно выделить как государственный (муници­пальный), так и банковский кредит.

В рамках отношений по государственному (муниципально­му) кредиту заемщик (государство или муниципальное образова­ние) на условиях возмездности, возвратности и срочности при­влекает временно свободные денежные ресурсы населения и юридических лиц для покрытия необходимых расходных на­правлений. Действующее бюджетное законодательство устанав­ливает допустимые формы государственного кредита: кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Фе­дерации как заемщика с кредитными организациями, иностран­ными государствами и международными финансовыми органи­зациями; государственные займы, осуществленные путем вы­пуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; договоры и соглашения о получении Россией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы России; договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных га­рантий; соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств России прошлых лет.

Муниципальный кредит может быть привлечен в форме: кредитных соглашений и договоров; займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг; договоров и со­глашений о получении муниципальным образованием бюджет­ных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной систе­мы России; договоров о предоставлении муниципальных га­рантий.

Важное значение для экономики государства играет банков­ское кредитование, в процессе которого у хозяйствующих субъ­ектов формируются дополнительные финансовые ресурсы, на­правляемые ими на воспроизводственные и инвестиционные цели. «С помощью банков происходит аккумуляция временно неиспользуемых свободных денежных средств, их перераспределение, «обмен веществ», использование «энергии» окружающей среды в интересах общего блага. Банк является реальной произ­водительной силой, его деятельность напрямую связана с эко­номикой, обеспечением непрерывности и ускорением произ­водства, приумножением богатства общества»1. Кредитные фи­нансы содействуют процессу перераспределения национального дохода и увеличению инвестиционного потенциала страны.

Перечисленные звенья финансовой системы находятся в теснейшей взаимосвязи, сохраняя при этом относительную обособленность, выражающуюся в наличии специального нор­мативно-правового регулирования, соответствующих органов управления и контроля.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.