Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Участники финансовых правоотношений




В науке финансового права принято традиционное деление участников рассматриваемой категории отношений в зависимо­сти от особенностей их правового статуса. Участниками финан­совых отношений могут быть физические и юридические лица; организации, не имеющие статуса юридического лица; государ­ство; субъекты, входящие в его состав; местные (муниципаль­ные) образования; органы государственной власти и местного самоуправления.

Н. И. Химичева подразделяет субъекты финансового права на три основные группы: 1) общественно-территориальные об­разования; 2) коллективные субъекты; 3) индивидуальные субъ­екты, отмечая при этом, что возможно подразделение субъек­тов и на две группы: 1) организации, куда входят две первые из названных выше групп, и 2) граждане в качестве индивидуаль­ных субъектов1.

К числу общественно-территориальных образований относят­ся: Российская Федерация, субъекты РФ, местные (муници­пальные) образования, административно-территориальные еди­ницы, входящие в состав муниципального образования, закры­тые административно-территориальные образования.

Функции государства как субъекта финансового права уче­ные подразделяют на несколько видов.

Во-первых, осуществление функций по установлению пра­вовых основ осуществления финансовой деятельности в госу­дарстве, разработка и утверждение законодательных и подза­конных нормативных правовых актов, в соответствии с которы­ми могут возникать, изменяться и прекращаться финансовые правоотношения. Данная категория получила наименование функций государства-суверена. Суверенитет является неотъем­лемым признаком любого государства и означает верховенство и независимость власти. Применительно к финансовым право­отношениям функции государства-суверена могут быть объяс­нены как исключительные, властные, свойственные только оп­ределенному кругу субъектов права.

Е. А. Ровинский отмечал, что в финансовых правоотноше­ниях государство выступает не только как субъект власти, но и как хозяйствующий субъект и выразитель материальных и куль­турных потребностей всего общества. В связи с этим в финан­совых правоотношениях отчетливо выступают два правовых элемента: 1) государственно-властный и 2) имущественный. Это определяет природу финансовых правоотношений как вла­стно-имущественных отношений1.

Во-вторых, государство выступает в качестве собственника определенной части имущества и денежных средств, поступаю­щих в бюджет. В данном случае государство выполняет функ­цию казны.

В-третьих, важным направлением финансовой деятельности государства является осуществление финансового контроля «за за­конностью действий в процессе собирания, распределения и ис­пользования денежных фондов государства и муниципальных об­разований в целях осуществления эффективной финансовой поли­тики в обществе для обеспечения прав и свобод граждан»2. Функции финансового контроля производны от функций государ­ства-суверена, поскольку осуществляются преимущественно госу­дарственными органами на основании законодательных предписа­ний. Однако определенные особенности финансово-контрольной функции позволяют придать ей самостоятельный характер.

Таким образом, говоря о правовом статусе государства в сфере финансов, можно выделить три основные модели его функционирования — государство-суверен, государство-собст­венник и государство-контролер.

Российская Федерация как государство с входящими в его состав публично-правовыми образованиями является непосред­ственным субъектом финансовых отношений, возникающих в сфере бюджетного регулирования и бюджетного процесса, ус­тановления налогов и сборов, а также принципов налогообло­жения, валютного регулирования, установления порядка внеш­них и внутренних заимствований, денежной эмиссии. Указан­ные правомочия определены в ст. 71, 75 Конституции РФ, а также в ст. 7 БК, ст. 12 НК.

Субъекты РФ и муниципальные образования выступают персонифицированными субъектами в финансовых отношени­ях, связанных с формированием соответствующих бюджетов, осуществлением бюджетных процедур, установлением регио­нальных и местных налогов и сборов, размещением долговых обязательств. Данные правомочия определены в ст. 73 Консти­туции РФ, ст. 8—9 БК, ст. 12 НК.

Реализация финансовой правосубъектности государства и входящих в его состав публично-правовых образований может происходить только через уполномоченные органы. Но в то же время при включении в число субъектов финансовых правоот­ношений государственных органов и органов местного само­управления необходимо учитывать неразрывную связь, сущест­вующую между ними и общественно-территориальными обра­зованиями, от имени и в интересах которых они действуют.

Коллективными субъектами финансового права являются ор­ганы государственной власти и управления; органы местного самоуправления; Банк России; негосударственные организа­ции, наделенные властными полномочиями в сфере государст­венной и муниципальной финансовой деятельности; юридиче­ские лица различной организационно-правовой формы; квази­организации.

Осуществляя властные полномочия в сфере финансов, госу­дарство наделяет государственные органы специальной компе­тенцией. Различаются две группы государственных органов.

К первой группе относятся государственные представитель­ные и исполнительные органы, а также органы местного само­управления, в компетенцию которых входит осуществление от­дельных мероприятий, связанных с финансовой деятельностью публично-правовых образований. Другими словами, финансо­вая компетенция данных государственных органов не является исключительной и единственно возможной. В частности, фи­нансовую деятельность государства реализуют высшие законо­дательные органы, Президент РФ, Правительство РФ, судебные органы и другие государственные органы общей компетенции.

В то же время специфика финансовой деятельности требует более профессионального подхода к решению задач, стоящих перед государством. Именно поэтому в любом государстве су­ществуют системы органов, реализующих исключительно фи­нансово-правовые полномочия (вторая группа). В числе таких органов в России следующие: Министерство финансов РФ (Минфин России), Банк России, Счетная палата РФ, а также органы, подведомственные Минфину России: Федеральная на­логовая служба (ФНС России), Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор), Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), Федеральное казначейство (Казначейство России)1.

Государственные органы могут выступать в финансовых правоотношениях от собственного имени как налогоплатель­щики, получатели бюджетных средств, кредитов, субъекты страховых правоотношений, в остальных случаях государствен­ные органы реализуют предоставленную им государством вла­стную правоспособность.

Вступая в финансовые правоотношения от имени и в инте­ресах государства, государственные органы, наделенные соот­ветствующей компетенцией, всегда реализуют властные полно­мочия. Это означает, что субъекты в таких правоотношениях занимают неравное положение.

По мнению Е. Ю. Грачевой, неравное положение субъектов в финансовом правоотношении обусловлено лишь тем, что од­ной из сторон в данном правоотношении выступает государст­во в лице своих уполномоченных органов.

Характер правовой связи подчиняющего и подчиненного субъектов в финансовом правоотношении специалисты харак­теризуют как функциональную подчиненность, отличную от административно-правовой.

По мнению Н. И. Химичевой, участники финансовых отно­шений, которым адресованы властные предписания, находятся во взаимосвязи с этими органами и в зависимости от них лишь по линии функций финансовой деятельности. У них нет под­чинения по всем направлениям, как при отраслевом управле­нии «по вертикали» (министерство — «вверху» и подведомст­венные ему организации — «внизу»). Однако это не означает, что финансово-правовое регулирование методом властных предписаний не распространяется на отношения «вертикаль­ного» подчинения. Властные предписания, касающиеся фи­нансовой деятельности предприятий, организаций и учрежде­ний, направляются и со стороны их вышестоящих органов. Но для финансово-правового регулирования наиболее характерно использование этого метода именно в функциональных взаи­мосвязях с финансово-кредитными органами.

К числу коллективных субъектов финансовых отношений относятся также юридические лица всех организационно-пра­вовых форм (в том числе иностранные). Названные субъекты становятся участниками финансовых отношений в связи с уп­латой в бюджет налогов, сборов, страховых платежей; получе­нием из бюджета денежных средств в виде трансфертов или кредитов; резервированием обязательных фондов (фондов спе­циального назначения); совершением кассовых операций и т. д.

Участниками финансовых отношений (преимущественно налоговых) признаются организации, не имеющие статуса юри­дического лица, в частности, крестьянские (фермерские) хозяй­ства. В соответствии с положениями Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хо­зяйстве»2 к предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического ли­ца, применяются правила гражданского законодательства, ко­торые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Действующее налоговое зако­нодательство предусматривает правила обложения единым сельскохозяйственным налогом и единым социальным налогом (по истечении пяти лет после государственной регистрации) крестьянских (фермерских) хозяйств в качестве самостоятель­ных налогоплательщиков.

Важной особенностью финансово-правового статуса некото­рых коллективных субъектов является то, что государство наде­ляет их отдельными финансово-контрольными полномочиями.

В частности, полномочия в сфере валютного контроля, осу­ществляемого преимущественно уполномоченными государст­венными органами, могут быть распределены между указанны­ми органами и хозяйствующими субъектами — агентами валют­ного контроля. Пункт 3 ст. 22 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» содержит указание на то, что агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России, а также не являющиеся упол­номоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

Поскольку к осуществлению отдельных видов профессио­нальной деятельности на рынке ценных бумаг допускаются гра­ждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных пред­принимателей, то можно говорить о передаче части властных полномочий физическим лицам.

Поскольку основные валютные операции осуществляются че­рез уполномоченные банки, именно банки обладают всей полно­той информации о проводимых сделках. Однако агенты валют­ного контроля не обладают юрисдикционными полномочиями по привлечению к ответственности и наложению взысканий. Агенты валютного контроля вправе осуществлять оперативные действия, направленные на пресечение правонарушений. Агенты валютного контроля, не являясь государственными органами, тем не менее находятся в неравном положении по отношению к иным участникам валютных правоотношений (резидентам и не­резидентам). Положение агентов валютного контроля в правоот­ношении можно оценить как главенствующее (подчиняющее).

К категории индивидуальных субъектов финансового права от­носятся физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства), в том числе имеющие статус гражда­нина-предпринимателя. Как правило, индивидуальные субъек­ты становятся участниками финансовых отношений в связи с уплатой налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюд­жет, обязательным государственным страхованием, участием в государственных (муниципальных) кредитных отношениях, со­вершением сделок с иностранной валютой и т. д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.