КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: 8. Система налогов и сборов в РФ. 1 страница
Виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, регламентируются Налоговым кодексом РФ и объединяются в систему налогов, построенную с учетом установленных законодателем критериев. Другими словами, система налогов — это действующая в том или ином государстве совокупность налоговых платежей, сгруппированная по отдельным видам и категориям и обладающая организационным единством. Понятие «система налогов» следует отличать от понятия «налоговая система», которое означает совокупность установленных в данном государстве существенных условий налогообложения. Данные категории соотносятся как общее и частное, «система налогов» является одним из обязательных элементов «налоговой системы». В научной литературе не сложилось единого мнения относительно элементов, составляющих налоговую систему. На наш взгляд, к элементам налоговой системы следует отнести: налоговое законодательство; принципы налогообложения; систему налоговых платежей; состав участников налоговых отношений, их правовой статус; систему органов налогового администрирования; формы и методы налогового контроля; ответственность за нарушения налогового законодательства; способы защиты прав и интересов участников налоговых отношений. Налоговая система характеризуется определенными экономическими и политическими показателями. К экономическим критериям относят: величину налоговой нагрузки, структуру налоговых платежей, соотношение прямых и косвенных налогов, величину поступлений от отдельных налогов в структуре доходов государства. Основной политико-правовой характеристикой налоговой системы государства является принцип разграничения полномочий федеральных, региональных и местных органов власти в регулировании вопросов налогообложения — в праве устанавливать и вводить налоги и сборы на подведомственной территории. В теории налогового права выделяют следующие модели разграничения компетенции властей в налоговой сфере1: разные налоги: в этом случае каждый уровень власти наделен правом самостоятельно устанавливать и вводить налоговые платежи на подведомственной территории. В зависимости от политико-правового устройства государства это право может быть абсолютным (неограниченным) либо ограниченным со стороны федерального центра. Более жесткая форма предполагает, что исчерпывающий перечень налоговых платежей, которые могут взиматься на территории государства, устанавливается центральной властью, а местным органам предоставлено право выбора относительно возможности введения местных налогов на соответствующей территории; разные доходы: суммы налоговых платежей в полном объеме поступают на единые счета государственной казны, а затем по установленным нормативам распределяются между центральными и местными властями. Нормативы распределения денежных средств устанавливаются в бюджетном законодательстве; разные ставки: центральным властям принадлежит право устанавливать и вводить налоги, действующие на всей территории государства, а местные власти могут регулировать величину налоговой ставки по отдельным налогам путем установления «надбавки», зачисляемой в местный бюджет. В Российской Федерации при разграничении компетенции между Федерацией, регионами и муниципальными образованиями используются все три формы распределения полномочий. Например, при взимании налога на прибыль организаций ставка налога в части налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Федерации, законами субъектов Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5% (ст. 284 НК). Здесь используется модель «разные ставки». В соответствии со ст. 12 НК местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. В этом случае реализуется модель «разные налоги» и т. д. Система налогов — плод исторического национального развития. В мировой практике выделяют четыре базисные модели системы налогов в зависимости от преобладания того или иного вида налоговых платежей в формировании доходной части бюджета страны 1. Англосаксонская модель ориентирована на прямые налоги с физических лиц, доля косвенных налогов незначительна. Платежи с населения превышают налоги с предприятий. Эта модель применяется в Австралии, Великобритании, Канаде и других странах. 2. Евроконтиненталъная модель отличается высокой долей отчислений на социальное страхование, а также значительной долей косвенных налогов: поступления от прямых налогов в 3. Латиноамериканская модель рассчитана на сбор налогов в условиях инфляционной экономики. Косвенные налоги наиболее чутко реагируют на изменение цен, лучше защищают бюджет от инфляции, поэтому они и составляют основу системы налогов. По механизму взимания и контроля косвенные налоги более просты, чем прямые. Они не требуют развитого аппарата 4. Смешанная модель, сочетающая черты других моделей, применяется во многих странах. Государства выбирают ее для того, чтобы диверсифицировать структуру доходов, избежать 2. Действующая в настоящее время система налогов в России регламентирована гл. 2 НК. Все налоги разделяются на три вида, соответствующие трем уровням государственного устройства. Соответственно, в России установлена трехуровневая система налогов, в которой выделяются федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Отнесение налогов и сборов к тому или иному виду осуществляется на основании территориального (географического) признака — по сфере их единообразного применения — и полномочий властей различного уровня по регулированию налоговых правоотношений на подведомственной территории1 Налог признается федеральным, если он устанавливается непосредственно Налоговым кодексом РФ и одинаково действует на всей территории России. Но последнее не означает, что все поступления от федеральных налогов приходятся исключительно на федеральный бюджет. Федеральные налоги могут выступать в качестве доходов региональных (местных) бюджетов. Вопрос о том, какие налоги или какие доли этих налогов передаются на региональный и местный уровень, решаются в рамках бюджетного законодательства (ст. 52, 58, 61, 63 БК и принимаемый ежегодно закон о федеральном бюджете). Федеральным налогам принадлежит ведущая роль в формировании государственных ресурсов. Региональный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ, вводится специальным законом представительного органа власти субъекта Федерации и одинаково действует на всей территории соответствующего региона. Местный налог (сбор) также устанавливается Налоговым кодексом РФ, а специальные нормативные правовые акты представительного органа местного самоуправления конкретизируют отдельные его элементы. Местные налоги действует на всей подведомственной данному органу территории. Законодатель ограничивает полномочия региональных и местных властей, предусматривая, что на местах по региональным и местным налогам могут устанавливаться лишь налоговые ставки (в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ), порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные элементы налогообложения, за исключением отдельных налоговых льгот, устанавливаются непосредственно Налоговым кодексом РФ. Пункт 5 ст. 12 НК запрещает на региональном и местном уровнях вводить какие-либо налоги или сборы, прямо не предусмотренные в Кодексе, в ст. 14 и 15 НК. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются исключительно Налоговым кодексом РФ. Следует обратить внимание, что Налоговый кодекс РФ разделяет понятия «установление налога» и «введение налога». Установление налога — это действие представительного органа власти, заключающееся в принятии нормативного акта, регламентирующего вопросы, связанные с присвоением наименования налоговому платежу, установлением его места в системе налогов государства, определением всех его обязательных элементов. Федеральные налоги устанавливаются исключительно Налоговым кодексом РФ. Региональные и местные налоги устанавливаются в два этапа: на федеральном и, соответственно, региональном (местном) уровне власти, так как определение некоторых элементов данного вида налогов отнесено к компетенции региона (муниципального образования). Введение налога — это действие представительного органа власти, заключающееся в принятии нормативного акта, который регламентирует порядок определения момента начала взимания платежа на соответствующей территории. Федеральные налоги вводятся Налоговым кодексом РФ, региональные и местные — соответственно региональными (местными) органами власти. Общий порядок введения налоговых платежей на территории России закреплен в ст. 5 НК. Налоговый кодекс РФ внес существенные изменения в состав налоговых платежей. Закон РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации», регламентировавший виды налогов, взимаемых на территории России до принятия Налогового кодекса РФ, содержал более 50 видов платежей. Большинство из них не отличалось эффективностью поступлений в бюджет, требовало значительных затрат на содержание штата налоговых органов, контролирующих порядок и сроки их уплаты. Поэтому одним из важнейших направлений налоговой реформы было провозглашено упрощение налоговой системы, сокращение количества налогов, в том числе путем отмены неэффективных платежей. С 2006 г. система налогов и сборов в Российской Федерации состоит из 14 платежей и 4 специальных налоговых режимов (ст. 13-15, 18 НК). Специальный налоговый режим (ст. 18 НК) — особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени либо особый порядок определения элементов налогообложения. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в ст. 13—15 НК. Налоговый кодекс РФ содержит также закрытый перечень специальных налоговых режимов. Система налогов и сборов, действующая в Российской Федерации, представлена в табл. 1 Система налогов и сборов в Российской Федерации
В настоящее время на территории России взимаются несколько имущественных налогов, в том числе земельный налог, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц. В процессе реформирования системы имущественных налогов предлагается заменить несколько налоговых платежей и постепенно перейти на единый налог на недвижимость, объектом обложения которым будут земельные участки и имущественные объекты, связанные с землей. Проект главы о налоге на недвижимость был принят Государственной Думой в составе законопроектов по формированию рынка доступного жилья. Кроме того, в течение 1997—2005 гг. проводился эксперимент по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери1. Несмотря на это, налог на недвижимость в перечень налогов не включен. В преобразованную систему налогов не вошли таможенные пошлины и сборы, платежи за пользование лесным фондом, сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции. Порядок установления, исчисления и уплаты данных платежей регулируется специальными законами2. Доходы от вышеуказанных платежей теперь включаются в группу неналоговых доходов бюджетной системы России (ст. 51, 57 БК). Все вопросы установления и взимания таможенных пошлин в настоящий момент исключены из Налогового кодекса РФ. Его положения распространяются исключительно на налоги, взимаемые при перемещении товаров через таможенную границу (например, налог на добавленную стоимость, акцизы). 3. Специальный налоговый режим (ст. 18 НК) — особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени. Налоговый кодекс РФ содержит также закрытый перечень специальных налоговых режимов: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); упрощенная система налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Единый сельскохозяйственный налог. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) устанавливается гл. 261 НК и применяется наряду с общим режимом налогообложения. Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями в добровольном порядке. Особенностью данного специального налогового режима является освобождение налогоплательщиков, перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога, от большинства налоговых платежей, действующих на территории государства. Так, налогоплательщики-организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию России), налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого сельскохозяйственного налога. Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию России), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога уплатой единого сельскохозяйственного налога. Иные налоговые платежи (земельный налог, государственная пошлина и т. д.) уплачиваются в общем порядке. Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН). Правом перейти на уплату ЕСХН обладают сельскохозяйственные товаропроизводители — лица, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70%. Порядок отнесения продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы, устанавливается Правительством РФ. Не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога: организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров; организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; организации, имеющие филиалы и (или) представительства; бюджетные учреждения. Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Порядок определения и признания доходов и расходов устанавливается ст. 3465 ПК. Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Налоговым периодом признается календарный год. Отчетным периодом признается полугодие. Налоговая ставка устанавливается в размере 6%. Единый сельскохозяйственный налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налогоплательщики по итогам отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по единому сельскохозяйственному налогу, исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия. Уплаченные авансовые платежи по единому сельскохозяйственному налогу засчитываются в счет уплаты единого сельскохозяйственного налога по итогам налогового периода. Уплата единого сельскохозяйственного налога и авансового платежа по единому сельскохозяйственному налогу производится по местонахождению организации (месту жительства индивидуального предпринимателя). Организации по истечении налогового (отчетного) периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по своему местонахождению. Индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства. Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода, по итогам налогового периода — не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Упрощенная система налогообложения. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации не превысил 11 млн руб. (без учета налога на добавленную стоимость). Не вправе применять упрощенную систему налогообложения: организации, имеющие филиалы и (или) представительства; банки; страховщики; негосударственные пенсионные фонды; инвестиционные фонды; профессиональные участники рынка ценных бумаг; ломбарды; организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых; организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом; нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований; организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции; организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей; организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%; организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек; организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превышает 100 млн руб.; бюджетные учреждения; представительства и иные обособленные подразделения на территории РФ. Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года. Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн руб. или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превысит 100 млн руб., такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение. Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором его доход превысил ограничения. Объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов. Порядок определения доходов и расходов для целей налогообложения устанавливается в ст. 34615, 34616 ПК. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения. Налоговая база: 1) в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя; 2) в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Налоговая ставка: 1) в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%; 2) в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%. Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя). Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период. Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Налогоплательщики-организации представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего нахождения: по итогам налогового периода — не позднее 31 марта года, следующего за истекшим на- логовым периодом; по итогам отчетного периода — не позднее 25 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по итогам отчетного периода — не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается гл. 263 НК, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться в отношении следующих видов предпринимательской деятельности: оказания бытовых услуг; оказания ветеринарных услуг; оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; оказания услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках; оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг; розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли. Розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |