КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика политики 2 страница
Отсюда выражения — «экономические законы», «социальное законодательство», «налоговое право» и т.д. Иначе говоря, правовая поли-ТИКа тесно взаимосвязана со всеми иными видами политики. Тем не 1е^ее я^Ред нами все же самостоятельное явление со своей специфи-Ли' целями, задачами, отличительными чертами. Понятие правовой литики богатое и многомерное, в известной степени конгломератив-от1! вполне автономное.
Подробнее об этом см.: Дрейшев В.В. Нравов,я//п—эведение. 1998. № 2. Тема 30. Правовая политика 2. Сущность и основные принципы правовой политики
Раньше такому виду политики уделялось крайне незначительное С тех пор многое изменилось и прежде всего изменилась роль самого права. В наше время реальная жизнь потребовала по-новому взглянуть на проблему, продиктовала необходимость более полного обоснования и оценки правовой деятельности как обобщенной, специфической политики государства, особой ее ветви и сферы проявления. В современной литературе справедливо отмечается, что «по своим признакам правовая политика явно входит в круг явлений, подлежащих исследованию в общей теории государства и права, однако анализ источников показывает, что на общетеоретическом уровне данный феномен почти не рассматривается»2. В этой связи следует всячески приветствовать инициативу журнала «Правоведение», организовавшего «круглый стол» по данной проблематике (Саратов, май 1997). Содержание правовой политики обширно и богато, включает в себя множество компонентов: это и стратегия законодательства, и принципы правового регулирования, и конституционное строительство, и судебно-правовая реформа, и защита прав человека, и совершенствование избирательного права, основ федерализма, государственности, и упрочение законности, правопорядка, дисциплины и многое другое. Среди разновидностей правовой политики обычно выделяют законодательную, уголовную, исправительную, судебную, следственную, надзорную, правоохранительную и др. Четких и застывших границ правовой политики не существует. При 1 См.: Крылов К.Д. Правовая политика в условиях развитого социализма. Социаль 2 Коробова АЛ. К вопросу о понятии правовой политики // Атриум. Вестник ме 1994 г., находившийся в противоречии с рядом статей Конституции, Надо j заметить, что в принципе любая разумная политика должна Сегодня эта мысль постепенно начинает овладевать умами российских политиков, она сформулирована в одном из президентских документов'в качестве руководящего ориентира: «Россия знает, что такое право силы. Что такое сила права еще предстоит познать....Необходимо понять, что уважение к праву в обществе укоренится только тогда, когда1 право будет уважаться властью. Нет важнее задачи, чем утверждение, jb стране авторитета права. Десятилетиями, даже столетиями, в России существовало неуважение к закону не только со стороны граждан, но и власти. И сейчас ее представители нередко переступают через закон/'Именно поэтому пришла пора начать всемерное укрепление механизма, властвования в рамках права... Переступить грань, за которой произвол становится системой, — значит открыть прямую дорогу к установлению в России полицейского режима»2. Таким образом, правовая политика — это политика, основанная на праве. С:другой стороны, само право во все времена использовалось в качестве важного инструмента политики, средства властвования, управления. При этом им нередко и злоупотребляли, ставили на службу эгоистическим интересам, И.А. Ильин писал: «По своему объективному назначению право есть орудие порядка, мира и братства; в осуществлении же оно слишком часто прикрывало собой ложь и насилие, тяга-ние и раздор, бунт и войну»3. Р. Иеринг также подчеркивал: «Ужасное °еззаконие может вершиться под видом права над самим правом»4. 1звестна кантовская мысль о том, что «право может служить как сред- , Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия // Собр. соч.: В 2 т. М., ' ^;Т. i;c.24. : Президентское Послание Федеральному Собранию 1995 г. // Российская газета.
17февр. ' ' ' Тема 30. Правовая политика ством ограничения произвола, так и средством попрания свободы че_ ловека»'. Это значит, что идеи права и законности при определенных обстоятельствах могут быть использованы властью отнюдь не для благих целей. Практика последнего времени подтверждает данную истину-жестокая война в Чечне ради «конституционного порядка»; кровавые события осени 1993 г. во имя торжества «неписаного права», понимаемого как некий свод общих (абстрактных) принципов справедливости в трактовке самих инициаторов этих действий. В последнем случае законы были отодвинуты в сторону, а на их место поставлены аморфные, не наполненные конкретным содержанием и воспринимаемые различными политическими субъектами по-разному идеи новой демократии. Накануне этих событий в прессе всячески развенчивалась «формальная конституционная законность» (неправильная, плохая, чужая и не обязательная для соблюдения). Мелькали выражения — «демократическое насилие», «демократура». Президента усиленно выталкивали из правового поля. Доходило до призывов: «Раздавите гадину!», «Бейте непокорных нардепов канделябрами!» Публиковались коллективные обращения с требованием: «Хватит говорить, надо действовать!» Создавался нужный фон2. В конце концов, как пишет С. Кара-Мурза, «некрофильские желания и страсти были удовлетворены путем расстрела Дома Советов»3. А после падения парламента обществу представили объяснения. «Да, были нарушены некоторые статьи Конституции, но тем не менее нельзя говорить о выходе власти из правового пространства, о правонарушении (??), ибо действовавшая Конституция не соответствовала элементарным демократическим нормам»4. Такая логика сильно напоминает историю с роспуском большевиками Учредительного Собрания в 1918 г. И вряд ли случившееся можно признать «приоритетным направлением» в российской правовой политике. При этом «народ безмолвствовал», хотя такое молчание, как говорил Цицерон, подобно ' ИКу.,; ;, Услужливые советники вложили в уста Президента слова, вошедшие затем и в его первое Послание Федеральному Собранию: критерием правовой оценки любого политика, любрй организации, государе1" венного института должны стать «демократические ценности». К2" видим, не закон и даже не право (пусть и «неписаное»), а вообще $ 1 Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 2. М, 1965. С. 140. 2 См.: Москва. Осень 93: хроника противостояния. М., 1994. С. 495—498. 3 Кара-Мурза С. Интеллигенция на пепелище России. М., 1997. С. 39. 4 См.: Опять фикции принимаем за истины? // Известия. 1993. 20 марта; Не г*" 2. Сущность и основные принципы правовой политики 655 критерий. Однако демократия, свобода, гуманизм, спра-едливость — это хотя и высокие, но тем не менее весьма абстрактные зыбкие понятия, которые различные политические субъекты наполняют «своим» содержанием, придают им «нужное» значение. Вооруженный тезисом о «демократических ценностях», заручив-сь поддержкой радикально настроенной элиты, Президент и пошел на штурм «нехорошего» парламента. А ведь на референдуме 25 апреля 1993 г, большинство населения высказалось против досрочного прекращения деятельности Съезда народных депутатов и Верховного Совета рСФСР. Воля народа была выражена ясно. Однако возобладали прямо противоположные идеи, призванные оправдать переворот. Правда, когда «пыль улеглась», появилось немало прямо противоположных оценок — и у нас, и за рубежом. В.Н. Кудрявцев: «Деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета была прекращена вопреки тексту Конституции. И здесь сразу возник острый политический вопрос о расхождении закона и права. Можно ли юридически оправдать действия Президента и Правительства? Новая теория быстро нашла выход: Конституция — это «плохой закон» и есть некое хорошее, подлинное право, которое стоит выше всяких законов. Понятно, что политическая ситуация в сентябре — октябре 1993 г. была экстремальной, обе стороны прибегли к силе... Но вопрос не в этом, а в том, допустимо ли в такой ситуации ссылаться на «интуитивное», «высшее», «справедливое» право, которое не выражено и не закреплено нигде, и к тому же противопоставлять его имевшимся законам. Думается, что такие ссылки недопустимы....Если сегодня можно отложить в сторону Конституцию, то завтра — Уголовный кодекс»1. Аналогично мнение Ю.А. Тихомирова: «В период пика конституционного кризиса оправданием указа о поэтапной конституционной ре-Форме стали аргументы типа — «ответа на юридический произвол». Появились утверждения, что идея правового государства становится опасной, когда соблюдается только его формальная сторона. Народ — высший, источник права, и законы не должны ему противоречить. Но Т0гда как определить меру соответствия? Не путем же «исторического с°крушения»! Есть юридические инструменты признания актов и дей-ствий незаконными, есть процедуры разрешения коллизий. Указ от сентября 1993 г. еще раз продемонстрировал, какова реальная точка счета предпринимаемых действий — конституционная законность ^^Целесообразность....Оценка законов, всех юридических актов ста- .V.-J „Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 1994. '-"•^. 4-5. Тема 30. Правовая политика новится произвольно-субъективным делом. Законодательству нац0 сится тяжелый удар, разрушается единая база общеобязательности Всем дается легальный повод игнорировать законы, у граждан вновь формируются мотивы правового нигилизма»1. Известна позиция Конституционного Суда в его прежнем составе-он признал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе» от 21 сентября 1993 г. неконституционным. Опасность противопоставления права и закона в том и состоит, что с помощью этой теории можно оправдать любые противозаконные действия, объявив закон «неправовым». И потом («после драки») несогласные с этим могут сколько угодно доказывать, что это не так. Кто бы мог подумать, что безобидная, на первый взгляд, концепция об '«упречных» законах и «непогрешимом», «подлинном» праве («де. мократических ценностях») будет использована в острейшей политической схватке для обоснования одной из конфликтующих сторон своей «правоты». Выдвинутая как вполне корректная научная конструкция, указанная идея постепенно приспосабливалась к политическим веяниям, трансформировалась в слишком жесткое и неоправданное противопоставление права и закона, что объективно дало в руки облеченных высокой властью лиц такой желанный и необходимый теоретический «козырь». В нашей истории уже были периоды, когда определенные теоретико-идеологические постулаты при их проведении в жизнь оборачивались недобрыми делами и огромными нравственными потерями. Это не должно повториться. Право нельзя трактовать слишком вольно. В противном случае оно, как пишет известный французский юрист П. Сандевуар, «становится совокупностью «норм доброй воли», которые можно соблюдать или игнорировать в соответствии с личным желанием»2. В абстрактно-академическом плане различение права и закона без-! обидно, тем более, что эти понятия действительно не совпадают. Нона практике их излишнее отдаление друг от друга, разрыв, возвеличивание одного и умаление другого неизбежно порождают негативные последствия. «Все рассуждения, — пишет С.В. Поленина, — связанные0 противопоставлением закона, «писаного права» естественному, свободе, справедливости, ведут лишь к дестабилизации обстановки. К со*" лению, немалую лепту в подрыв законности внесли и отдельные пр6'1 ставители юридической науки, пытавшиеся с позиций различен" 1 Тихомиров ЮЛ. Юридическая коллизия: класть и правопорядок // Госуда1 право. 1994. № 1.С. 3-6. 2 Сандевуар II. Введение в право / Пер. с фр. М, 1994. С. 306. 2. Сущность и основные принципы правовой политики 657 Оава и закона обосновать легитимность не имевшего опоры в Консти-Указа Президента РФ от 21 сентября 1993 г. При этом само собой разумеется, что массовые нарушения закон-ости, произвол властей, коррупцию, рост преступности и другие по-10бные; аномалии нельзя напрямую связывать с той общей и в целом -онструктивной дискуссией о праве, которая длительное время ведется в отечественной и зарубежной литературе. Речь в данном случае идет о другом — об объективных последствиях одного из контекстов этой дискуссии. О попытках политиков использовать некоторые выводы и позиции ученых для достижения собственных целей, извлечь из опре-^еленных теоретических трактовок свою выгоду в борьбе между собой. Аргументы в пользу более высокой миссии права по сравнению с «Нет сомнения, — считает А.И. Экимов, — что взятая сама по себе идея правового закона заслуживает положительной оценки, ибо воплощает наивысшие моральные требования к нему. Но есть одна внешне «незначительная» деталь, которая ломает всю эту конструкцию. Она касается вопроса о том, кто вправе судить: является ли тот или иной закон правовым или неправовым. Убедительный ответ на этот вопрос науке так и не удалось найти. Отсутствие такого ответа и есть та сторона данной теории, которая делает ее утопической»2. Добавим — не просто утопической, а практически рискованной, ' f/оленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996. С. 10.. ЭкшювА.И. Политические интересы и юридическая наука// Государство и право.;';."••№!2. С. 7;см. также: МатузовН.М. Личность, политика, право//Теория политики ! ""'ji'e вопросы). Саратов, 1994. С. 15. ^|0 Кудрявцев В.Н. О правопонимании и.законности // Государство и право. 1994.! ""• С. 6. •• Тема 30. Правовая политика
. 2. Сущность и основные принципы правовой политики
Это лишний раз подтвердила Чечня, где пришлось с помощью сидь, (пример заразителен!) восстанавливать ту самую «формальную коа. ституционную законность», которая еще недавно отрицалась. Тогда она мешала, сковывала, была неудобной и ненужной, а теперь срочц0 понадобилась. В возникшей ситуации уже не соблюдались и новые законы, новая Конституция. Предпринимались усилия по наведению порядка на иной основе. Но тщетно. Джинн беспредела неосторожно был выпущен из бутылки и загнать его обратно сейчас весьма трудно если вообще возможно. В Указе № 1400 так и говорилось: «Существует более высокая цен-ность, нежели формальное следование противоречивым нормам, изданным законодательной властью». В этом и заключался выпуск джинна..Однако известно, что в законодательных нормах как раз и закрепляются высшие ценности и идеалы. Не может быть «надзаконной» или «внезаконной» демократии. Как видим, искушение пойти против закона стоит очень дорого. Сегодня для всех очевидно, что коллизию надо было разрешать в рамках права, через право, посредством права, не противополагаемому закону, гуманизму, нравственности, справедливости, Конституции. Плюр — искусство компромисса, диалога, взаимоуступок, учета интересов страны, поиск общего знаменателя. Пути и механизмы снятия любых конфликтов, даже самых острых, должны быть правовыми, а не силовыми. Это единственно возможная и продуктивная в наше время правовая политика. Альтернативы ей нет. Жизнь показала —. «демократическая целесообразность» ничуть не лучше всякой иной, а действия вне правового поля рискованны, как и действия на минном поле. Характерны в этом отношении высказывания одного из конституционных судей: «Россия должна развиваться по праву, то есть в рамках «флажков», за которыми следит судья. Иначе с каждым приходом нового правителя — «флажки» прочь, игра смазывается, устанавливаются свои правила по принципу «я так хочу». Разве общество пойдет за своими вождями, тем более трудной дорогой, если вожди создают для себя иные правила, чем для остальных?»1 Подгонка права под политическую ситуацию недопустима и опасна. Позже В.Д. Зорькин признавался: «От меня требовали «широкого» понимания права, подразумевая под этим признание действий Ельцина соответствующими «духу», а не букве Конституции». На что глав3 высшей судебной власти еще в разгар конституционного кризиса в декабре 1992 г., когда шли пока словесные баталии между Президенте»1 1 Зорькин В. Жить по праву // Советская Россия. 1996. 15 окт. руководством Верховного Совета, заявил: «Не умеете эту Конститу-1Йю соблюдать, вам и новая не поможет»1. Так оно и произошло, исто-ия все расставляет по своим местам. Б-Н. Ельцин в своей книге «Записки президента» сам пишет о том, ЧТО Указ № 1400 он издал «вопреки уговорам многих». Значит, были все-таки в окружении Президента люди, которые понимали опасность! неправомерность замышляемой акции. Автор «Записок» откровенно признается, что еще в июне во время конституционного совещания «у меня возникло непреодолимое желание разогнать всю эту компанию». Как видим, столь ответственное и рискованное решение принималось в значительной мере под влиянием эмоций и личных мотивов, стремления «проучить» оппонентов, преподать им урок. Однако ломка «через колено» — не всегда самый верный способ улаживания конфликтов. Тем более что речь шла о депутатах, которые поддерживали своего лидера (Б.Н. Ельцина) во всех его начинаниях (принятие Декларации о суверенитете России, одобрение Беловежских соглашений, запрет КПСС и т.д.). Поэтому по большому счету обществу все же до сих пор неясно, во имя чего, ради какой высокой цели надо было прибегать к силовым приемам с далеко идущими нравственными, правовыми и иными последствиями. У же; в наши дни, на закате «эры» Ельцина, пресса отмечает: «Временами мятущийся, он (Ельцин. — Н.М.) принимал страшные решения, не' разбирая грани между президентским долгом, ошибкой и преступлением»2. При всем разнообразии оценок сентябрьско-октябрь-ских событий 1993 г. антиконституционность указов и действий Президента очевидна. Забвение принципов правового государства — тяжелая расплата за неумение и нежелание предотвращать юридические конфликты и конституционные кризисы. Среди причин роспуска парламента выдвигалось то, что он якобы мешал проведению необходимых преобразований, однако эта причина, по существу, отпала, ибо многое из того, за что выступал бывший Верховный Совет, нашло затем отражение в первом президентском Послании Федеральному Собранию (корректировка реформ,! придание им °ольшей социальной направленности, соизмерение скорости происхо-• ящего в экономике с реальной платой за это, усиление государствен-"°г° Регулирования, борьба с коррупцией и т.д.)- В наши дни такая Рректировка стала еще более очевидной, и она практически прово- Д1'тся. t'•••••.:• ^ > •.....,.,; : 1 Г о ! га 1е.,"•' Вишневский Б. Экс-председатель Конституционного Суда // Независимая 2 19Э8.31 марта. ••. \ Тема 30. Правовая политика 2. Сущность и основные принципы правовой политики
Таким образом, как бы исчезло самое главное основание, ради кото рого осуществлялась вся акция. А неэтичность и антипрезидентскце выпады со стороны отдельных депутатов и руководителей Верховного Совета все же недостаточный повод для разгона последнего. Этот пере. ворот, по мнению многих, не только не способствовал продвижению реформ, а существенно затормозил их. Основной причиной роспус^ парламента было нежелание Президента делиться властью, стремление стать единоличным и бесконтрольным «хозяином». Попытки утвердить демократию вне права, законности и норматив Предельной правовой напряженностью характеризуются отношения между властью и населением. Страна находится в состоянии внутренней гражданской войны, конфронтации, междоусобиц, противостояния. Накал страстей достиг предела. В президентском Послания Федеральному Собранию 1998 г. указывается, что «сейчас Россия похожа на пружину, сжатую до отказа и готовую распрямиться с ог ной силой»1. Российская газета. 1998. 24 февр.: По данным директора Института социологии и парламентаризма и Бетанели, «многие решения президента и правительства вызывают сегодня личный протест у 44% граждан РФ. И хотя терпения россий-скому; народу не занимать, общество постепенно подходит к onaqnoft черте социально-психологического взрыва. Каждый шестой россиянин /17%') предрасположен к участию в различных акциях протес-та...Опасный симптом заключается в том, что у части сограждан сфор-ллровалась психологическая установка на незаконные, противоправные действия — захват предприятий, организаций, учреждений, перекрытие автомобильных и железных дорог, стихийные бунты»1. В этих условиях правовая политика должна быть особенно взвешенной, продуманной и дальновидной. Однако многие меры и действия властей основаны не на праве, а на политической или прагматической целесообразности, сиюминутной выгоде, диктуются складывающейся обстановкой. Как и раньше, «если закон мешает политике, его откладывают в сторону». Генеральный прокурор РФ констатирует: «По ряду позиций в России политика идет впереди права. Иными словами, политическая целесообразность подменяет законность»2. Противопоставление законности и целесообразности — застарелая болезнь; советской, а затем российской власти. Если нужно, находятся оправдания неправовым формам реагирования на ситуацию, лукавым доводам и аргументам. Очень часто политическая сторона вопроса не совпадает, с правовой и тогда предпочтение безоговорочно отдается первой,„;а не второй. •,.••' К сожалению, тенденция, о которой идет речь, не обошла стороной даже Конституционный Суд. Особенно это проявилось в «чеченском деле», По мнению, например, упоминавшегося выше Ю.Х. Калмыкова, бывшегочминистра юстиции, депутата Госдумы, выступавшего в процессе в, качестве представителя парламентской стороны, «Суд при рассмотрении данного дела решал не столько вопросы права, сколько политической целесообразности. С самого начала был виден односторонний подход....Надо было спасать Президента. Выработанная,в. течение многих десятилетий в условиях партийной диктатуры психология непогрешимости первого лица оказалась очень живучей»3.
В конечном счете итоговое постановление КС относительно правомерности президентских указов и правительственных достановлений, положивших начало чеченской войне,;оказалось прежде всего полити-не юридическим. Впрочем, оно не было единогласным — Тема 30. Правовая политика 2. Сущность и основные принципы правовой политики
шесть высоких судей заявили о своем особом мнении, особой позит» (Н.В. Витрук, Г.А. Гаджиев, В.Д. Зорькин, В.О. Лучин, Т.Г. Морщакова Б.С. Эбзеев). К слову сказать, Конституционный Суд мог бы играть более актив ную роль в формировании и проведении российской правовой политики, в совершенствовании юридической системы, служить образцом неукоснительной приверженности праву, законности. Но, к сожалению его статус под предлогом «невмешательства в политику» сильно принижен, он не может по собственной инициативе рассмотреть ни один вопрос, если даже этот вопрос касается вопиющего и массового нарушения прав человека. Заметна его ангажированность президентской властью. Об этом лишний раз говорит решение Конституционного Суда о праве Президента три раза подряд представлять одну и ту асе кандидатуру на пост Председателя Правительства. Из смысла статьи 111 Конституции, которую толковал высокий Суд, этого не вытекает. Такой вывод Суда справедливо был назван в прессе «осечкой»1.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |