КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика политики 1 страница
Политика в наиболее абстрактной форме обычно интерпретируется ак область взаимодействия между классами, партиями, нациями, на-одами, государствами, социальными группами, властью и населением, аусданами и их объединениями. Это — важнейший и сложнейший пчаст1 общественной жизни, «самостоятельный мир политических ценностей'и интересов»1. Политика существует наряду с другими, такими же широкими сферами отношений — идеологической, моральной, культурной, духовной, правовой,!религиозной, тесно переплетаясь с ними. Однако особенность, политических отношений в том, что они в гораздо большей степени 'характеризуются организационно-регулятивными и властными началами, связаны с волей правящего (элитного) слоя. Аристотель определял политику как искусство управления государством. Демокрит считал такое искусство наивысшим из всех искусств* В XIX столетии эти идеи были развиты Вебером, Гумбольдтом, Марксом, Энгельсом и другими учеными. Современные политологи, опираясь на мыслителей прошлого (Ж.Ж. Руссо, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье и др.), подчеркивают, что политика — это также искусство возможного, искусство компромиссов, искусство согласования желаемого и объективно достижимого, умение считаться с реальностью. За пределами возможного начинается волюнтаризм, субъективизм, а нередко^и-авантюризм. В наш ядерный и сверхвооруженный век политика означает умение добиваться целей мирными средствами, а не путем применения силы. Это касается как межгосударственных взаимоотношений крупных держав, так'и разрешения региональных, внутренних, локальных конфликтов. Если бы, к примеру, в 1994 г. российские лидеры, усмирив свои амбиции и проявив больше гибкости и дальновидности, сели за стол переговоров с руководителями Чечни, войны бы не было, а следовательно, и не было бы ее ужасных последствий — физических, моральных, материальных. Политика есть умело сбалансированная система интересов и приоритетов, это прежде всего борьба интеллектов, государственных умов, идей. Расхожее слово «политика» постоянно у всех на слуху. Однако, как отмечаемся в литературе, «понимание политики остается и поныне < Весьма разноречивым и неоднозначным, что объясняется сложностью 11 многообразностыо самой политической реальности»2. Жизнь прони- 2 Демидов А.И. Мир политических ценностей // Правоведение. 1997. № 4. 1()| ЗеркинДЛ. Основы политологии. Ростов н/Д, 1996. С. 4; См. также: Белов ГА. Полито-11^ я М., 1994; Демидов А.И., Федосеев АА. Основы политологии. М., 1995; Гаджиев К.С. •""'ическая наука. М., 1995; Козлихин И.Ю. Современная политическая наука. СПб., 1995. Тема 30. Правовая политика
1. Общая характеристика политики
зана политикой, но уровни, глубина осознания данного явления далек не одинаковы в разных слоях общества. В то же время важность ц практическую значимость политики понимают все. Эффективная, мудрая, реалистическая политика — залог процве. тания и благосостояния нации, стабильности общества. Главное в по-литике (сердцевина, ядро) — государственная власть: ее завоевание удержание и использование. Все основные общественные силы, партии, движения обычно стремятся к власти, борются за власть или контроль над нею, за смену курса, удовлетворение своих программных требований. Власть — наиболее ценная и желанная «добыча» в различных революциях и переворотах. При этом борьба за удержание государственной власти бывает не менее острой, а иногда и более жестокой и яростной, чем борьба за ее завоевание. Поэтому теория политики -это в значительной мере теория государственности. Вокруг данного стержня вращается все остальное. Государство — ядро, нервный узел всей политики. В буквальном переводе с греческого политика означает «то, что относится к государству, его устройству, сущности, форме, содержанию, развитию». Наиболее полное, системное изложение основных черт, свойств, атрибутов государственности (наряду с Платоном) дал Аристотель в знаменитом трактате из восьми книг под общим названием «Политика». Именно Аристотель заложил первоначальные основы политики как искусства ведения государственных дел. При этом заметим, что государство в то время мыслилось в основном как государство-город (полис), а не в его современном виде. Однако общие положения учения Аристотеля применимы и сейчас. Политика — объект изучения многих взаимосвязанных наук (политологии, истории, социологии, философии, юриспруденции и др.). Практически все науки об обществе, человеческой деятельности в той или иной мере интересуются феноменом политики, но каждая — под своим углом зрения. В результате политика одновременно исследуется с различных сторон, в разных ракурсах и аспектах, на разных уровнях и в различных направлениях (предмет, задачи, природа, функции, эволюция, механизм действия, выработка тактики и стратегии, формы выражения). Элементы политики обнаруживаются во всем, что окру жает человека. Люди вовлекаются в политику даже помимо их воли. Политика — сложное, многоплановое и многоаспектное явлений емкая категория. Есть множество видов и разновидностей политик11' внутренняя и внешняя, социальная, национальная, экономическая, наЦ4 но-техническая, культурная, финансовая, военная, кадровая, эколо& ческая и т.д. В повседневной жизни говорят о «большой» и а 0литике, публичной и закулисной («подковерной», аппаратной). Су- ествует «теневая» политика, кланово-мафиозная. Многое в политике вершится за кулисами. В содержательном плане она может быть прогрессивной и регрес- ивной,, объективно обусловленной и волюнтаристской, отвечающей яазревшим потребностям общественного развития и противоречащей j История знает немало примеров глубоко ошибочной политики — произвольной, реакционной, авантюрной, антинародной, приводящей к человеческим жертвам и страданиям людей. Давно было сказано, что ошибка в долитике хуже преступления, ибо последствия такой ошибки могут быть огромными и необратимыми, причем для миллионов людей.. Политика имеет множество измерений и характеристик, свойств и Более1 того, подлинно демократический, открытый и продуктивный Степень политизации общества зависит от многих обстоятельств, [ю наибольшего накала она достигает в переломные периоды, когда "роисходит переустройство коренных устоев жизни — смена социаль-"ого строя, типов власти, форм собственности, характера произведет-Венных отношений; когда трансформируется, преобразуется духовная сфсра. Именно такой этап и переживает сейчас Россия. Все политичес-КИе субъекты развили невиданную ранее активность, стремясь лично - час'пвовать в решении своей судьбы и судьбы страны. Сам человек, как ' i.Iciri еще Аристотель, есть существо политическое. И вместе с тем ^ественное. Подробнее об этом см.: Рыбаков О.1О. Человек в политике. Саратов, 1995. 4-1934 Тема 30. Правовая политика 1. Общая характеристика политики
Суть политики во многом характеризуют методы ее проведения арсенал и природа которых весьма разнообразны. Помимо общепринят тых (нормальных, традиционных, свойственных «высокому искусству»), в ней издавна использовались и такие приемы, как хитрость лесть, обман, ложь, вероломство, двуличие, интриги, устранение соперников, применение силы — вплоть до развязывания войн. Давно сказано: «Война есть продолжение политики, только иными средствами». Широко известны макиавеллинские постулаты: «для достижения целей все средства хороши»; «цель оправдывает средства»-или более поздние — «победителей не судят», «пусть совесть мучает тех, у кого она есть», «кто не с нами, тот против нас», «враг моего врага — мой друг»; «власть не отдают, ее берут» и др. В повседневном обиходе мы часто слышим: «политика — грязное дело», «политика безнравственна», «политика портит людей». К сожалению, все это имеет под собой основания, о чем нередко говорят и сами политики. Это значит, что наряду с политикой существует политиканство, цинизм, измена, «двойные стандарты». М.С. Горбачев как-то изрек: «Большая политика — большая грязь». Жизнь показывает: война за власть — самая беспощадная из всех войн. Крайне негативной чертой современной российской политики является война компроматов, принявшая в последнее время непристойный, безнравственный характер. Сведение счетов, дискредитация оппонентов, удаление их с политической арены, расчистка путей для нужных и угодных людей, склоки, «подножки», распространение слухов, фальшивок, борьба за рейтинги, имиджи, харизмы, очки — все это стало обычным явлением политической жизни наших дней. Компроматами торгуют на политическом рынке, они стали товаром, предметом политического «бизнеса», ими шантажируют противников, на них стремятся нажить политический капитал, дивиденды. В средствах массовой информации публикуются заказные статьи, разоблачения, тиражиру-ются разного рода подробности «интимной жизни» ответственных чиновников, организуется публичная «стирка грязного белья». Немаловажную роль в политических отношениях (подчас зловещую и крайне отрицательную по своим последствиям) играют личные качества лидеров, «вождей», «первых лиц»: болезненное тщеславие, амбиции, зависть, властолюбие, гордыня, упрямство, нетерпимость, мания величия, желание прослыть великим реформатором, авторитаР^' ность, стремление добиваться удовлетворения своих притязания любой ценой. Среди правителей встречаются настоящие ничтожеств^ посредственности, самовлюбленные невежды, авантюристы. Из-*1 многих этих черт нередко перекраиваются карты мира, разваливают^ империи, создаются карликовые государства, возникают конфликты, проливается кровь. Думается, именно указанные «достоинства» многих ныне здравствующих и всем хорошо известных политиков сыграли решающую роль в развале СССР. События носили не столько объективный характер (воляЭДарода), сколько субъективный, рукотворный (столкновение политических амбиций, борьба за власть, за лидерство; безволие одних и самоуверенный авантюризм других). Кроме того, роспуск сверхмощной державы был непросчитанным с точки зрения последствий и заговорщическим.. Даже многие видные фигуры из демократического лагеря сегодня признают, что отказ от союзного государства был исторической ошибкой. Цри этом, по мнению некоторых не только российских, но и западных деятелей, в частности лидера республиканской партии США Доула, центральную роль в роспуске Советского Союза сыграл. Ельцин..Словом, развал «империи» не был неизбежным, а тем более необходимым1. В нашей прессе приводятся высказывания зарубежных политологов о том, что «СССР, хотя и встретил трудности, вовсе не был обречен на коллапс и, более того, не находился даже в состоянии кризиса. Иначе, чем объяснить крах государства, в котором рабочие не бастовали, армий демонстрировала предельную покорность, союзные республики (доноры) думали, максимум, о «региональном хозрасчете», село трудилось, интеллигенция писала и учила»2. Неутоленные амбиции, «самоопьяняющее стремление к бесконтрольной власти» (М. Вебер), жажда славы, лавров победителя, неуемные желания видеть соперника «коленопреклоненным» обладают колоссальной разрушительной силой. Свидетель тому — история. Широко известнь! слова Талейрана:- «Целые народы пришли бы в ужас, узнав, какие мелкие люди управляют ими». И когда правитель, достигнув Цели, осознает, что он на вершине, что над ним больше никого нет, в том числе и закона, — неизбежно приходит беда. Давно подмечено: власть— это наркотик, а жажда власти — самый сильный. «Кайф» от власти'кружит голову, толкает на необдуманные поступки. Кстати, на этой «слабости» российских лидеров умело играли и ИгРают; западные аналитические центры и спецслужбы. Они поняли, власти тот или иной лидер пойдет на все, и эти страсти Кто развалил Советский Союз: история, Запад, Ельцин, Горбачев? «Круг-и столона тему: «Пять лет Беловежья: итоги и перспективы» //НГ— Сценарии. 1997. |, См.: Уткин А. Почему исчез Советский Союз // Независимая газета. 1997 3 1 дек; '««eBj.fi. Расчлененка. М., 1998. Тема 30. Правовая политика 1. Общая характеристика политики
всячески подогревались и использовались. Снедаемые желанием ствовать и повелевать, «вожди», «бонапартики» идут напролом, чиняя боль и страдания людям. Или же, добившись «трона», тически рассуждают: «Покупаюсь во власти, поцарствую, поблажец. ствую, а там будь что будет, после меня хоть потоп». Упоение властью лестью, роскошью, удовлетворение личных желаний и прихотей, воз-можность проявлять свою ничем не связанную волю по отношений к другим, «казнить и миловать» является главным смыслом их суще. ствования. Поэтому одной из вечных проблем политики является злоупотреб-ление властью, допускаемое в тех или иных целях или в силу опреде-ленных пороков и слабостей личности. Еще Ш. Монтескье писал: «Исторический опыт показывает, что каждый человек, наделенный властью, склонен злоупотреблять ею и удерживать в своих руках до последней возможности»1. Но особенно актуально звучат сегодня слова выдающегося философа и правоведа И.А. Ильина: «История знает множество авантюристов, честолюбцев, хищников и преступников, овладевших государственной властью и злоупотребляющих ею. Нужно быть совсем слепым, наивным, чтобы сопричислять эти разбойничьи дела к тому, что мы называем Политикой... Политика дает человеку власть, но не для злоупотребления и не для произвола; грязный человек, злоупотребляющий своей властью, произво-ляющий — является преступником перед народом. Нет ничего более жалкого, как бессовестный и безответственный политик... Это трус по призванию, который не может иметь политического успеха. И нет ничего более опасного и вредного, как политик, лишенный сердца. Вокруг его имени может подняться шум, который глупцы и злодеи будут принимать за «славу». Вокруг него могут пролиться потоки крови; от него могут произойти катастрофические бедствия и страдания; но исторических путей1 он не найдет для своего народа»2. Но, конечно, встречаются на политической арене и выдающиеся лидеры, обладающие такими качествами, как мудрость, скромность, государственный ум, дальновидность, бескорыстие, взвешенность при принятии решений, самоотверженное служение общему благу, народа отечеству. Такие личности способны оказывать мощное позитивна воздействие на ход истории. «Настоящий политик, в отличие от политикана, борется за власть не для того, чтобы насладиться ею, а для тог"1 чтобы с ее помощью решить общественно важные задачи»3. 1 Монтескье Ш. О духе законов. М., 1956. С. 34. 2 Ильин И.А. Аксиомы власти // Новый мир. 1990. № 10. С. 47. 3 Бурлацкий Ф. Политическая наука в России //Независимая газета. 1998. ' Моральные аспекты политики приобретают в наше время первостепенное значение, активно обсуждаются в прессе, научной литературе. псе чаще ставится вопрос: а совместимы ли вообще понятия нравственности и: политики, не являются ли эти категории взаимоисключающи-у(й? В идеале они, конечно, не должны расходиться, но на практике мы наблюдаем иное. «Грязные методы» в политической деятельности стали обычным делом (в избирательных кампаниях; в борьбе за власть, постыв должности, влияние; в противоборстве с противниками). Возникают острейшие коллизии между этикой и политикой. Это — теневая сторона политики, ее «изнанка». Политическая мораль некоторых ку-миров не выдерживает никакой критики, они действуют по принципу: «дави нижнего, толкай ближнего, а сам пробирайся наверх». | В наше время роль политики, как и субъективного фактора в целом, резко возросла. Она оказывает мощное воздействие на все стороны жизни5 общества, в том числе на экономику, не всегда, впрочем, позитивное, нередко разрушительное и далеко идущее по своим последствиям. Пример тому — новейшая отечественная история, опыт других государств, где неудачно были определены стратегия и тактика реформ. К сожалению, российская постсоветская политика становится все более закрытой, «теневой», кулуарной. Для нее характерны также спонтанность, импульсивность и злополучная непредсказуемость. Происходят немотивированные отставки и назначения высших должностных лиц, многие из которых узнают о своих смещениях с постов из теленовостей.: Делаются неожиданные, а порой ошеломляющие заявления и экспромты, которые затем долгое время «разъясняются». Позиции отдельных ведомств по тем или иным вопросам, в том числе внешнеполитическим, зачастую не стыкуются. Отсутствует четкий и прозрачный механизм принятия ответственных решений. Многие из этих решений, мер, шагов, актов обусловлены интригами, личными мотивами, приближенностью определенных деятелей к Президенту, влиянием на него, что вызывает порой недоумение в обществе. Например, реакцию общественного мнения на отставку правительства B.C. Черномырдина в марте 1998 г. очень точно выразил известный политический обозреватель и дипломат А. Бовин: «В демократическом государстве президент, избавляясь от своего собственного правительства, обязан вразумительно и обстоятельно, внятно и четко объяснить гражданам мотивы своих действий. Не делая этого, не считаясь с нормами политической демократии, проявляя в очередной раз неуважение к людям, Ельцин продолжает расширять пропасть между своей ласть'ю и народом. Для серьезного политика, главы великой державы предсказуемость — это не плюс, а несомненный минус....Сказанное носится к форме президентского экспромта. Что же касается содер- Тема 30. Правовая политика 2. Сущность и основные принципы правовой политики
весьма остро. Это значит, что соответствующие общественные отноще. ния остаются неурегулированными, пущены на самотек и стихию. Та(ц, вольготно себя чувствуют мафиозные структуры, которые пытаются сами их «регулировать» своими правилами и в своих интересах. Наряду с «теневой экономикой», которая была и раньше, возникли «теневая политика», «теневая власть», «теневое регулирование», «Те_ невая юстиция», ведущие в конечном счете к «теневому государству» Между тем каждая развитая страна Запада имеет порядка 15—20 обязательных экономических законов, без которых невозможен ни рынок., ни нормальное функционирование общества. И здесь особую роль должна играть именно тщательно продуманная правовая политика как форма выражения публичных интересов государства. В настоящее время пока не осознаны адекватно основные параметры, назначение и возможности юридической формы в новых условиях. Как известно, экономика, в том числе рыночная, есть определенная система производства, распределения и потребления материальных благ. И весь этот процесс так или иначе облачается в «правовые одежды», вводится в разумные рамки с целью придать ему устойчивое и беспрепятственное развитие. Он не может успешно функционировать без «руля и ветрил», i Рынком управляет не только невидимая рука экономических интересов (Адам Смит), но и вполне осязаемые законодательные акты, устанавливающие общие «правила игры». А это и есть правовая политика. Рынок не должен быть «диким», криминальным, он призван быть нормальным, цивилизованным, с корректной, здоровой конкуренцией. Такой рынок существует в наиболее развитых странах Запада. Конечно, современная российская правовая политика — это политика переходного периода. В этом ее специфика и именно данной особенностью объясняются многие ее изъяны, зигзаги, непоследовательность. На ней лежит печать поспешности, «шоковости», нетерпимости или, напротив, пробельности, отставания. Впрочем, иногда она и забегает вперед, стремясь бежать «впереди паровоза». Переходный период, ;как правило/нестабилен, изменчив, противоречив. А это определяет весь ритм жизни общества. Важнейшее свойство правовой политики — ее государственно-волевой характер, властно-императивное содержание. Правовая политика потому и называется правовой, что она: в о - п е р в ы х, основывается на праве и связана правом; во-вторых, осуществляется правовыми методами; в-третьих, охватывает главным образом правовую сферУ деятельности; в-четвертых, опирается, когда это необходимо, на принуждение; в-пятых, является публичной, официальной; в - ш е с' т ы х, отличается нормативно-организационными началами, boj всех случаях право выступает базовым и цементирующим эле В правовом государстве вообще призван править закон, а не олигархические ^группы и кланы. Или, как пишет И.Ю. Козлихин, должно быть «правление права»2. «Юстиция вместо Левиафана» — так считает известный немецкий правовед Отфрид Хёффе3. Стране нужна сильная, дееспособная власть. Но не менее, а может быть, более ей нужны сильные, эффективные законы, которые бы все соблюдали и которые бы связывали, «держали в границах порядка» саму власть, если вести речь о правовой государственности, гражданском обществе. В действительности!этого пока нет. В данном контексте весьма актуально звучит мысль'о!том, что «вся власть должна принадлежать закону»4. Российская правовая политика как органическая часть общегосударственной политики вырабатывается Президентом РФ, Госдумой, Советом Федерации, Правительством, Конституционным Судом, депутатским корпусом, парламентскими комитетами, научными учреждениями, законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов Федерации, всеми, кто обладает правом законодательной инициативы. В формировании этой политики принимают участие политические партии, общественные организации, движения, объединения, ученые, а также граждане, но не непосредственно, а через официальные каналы и институты, через прессу. Большую роль в данном процессе играют судебные, прокурорские, следственные и иные юрисдикционные органы с их богатой правоохранительной, правоприменительной и правоисполнительной практикой. Они нередко существенно корректируют реализуемую ими правовую политику, как бы проверяют ее на жизненность и эффективность, выявляют в ней слабые и сильные стороны, вносят необходимые предложения и рекомендации по ее совершенствованию. Возможности для олее динамичного проведения правовой политики намного возросли 2 Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М., 1978. С. 163,166 3 Козлихин И.Ю. Право и политика. СПб., 1996. С. 135-180. 4 Хёффе О. Политика. Право. Справедливость / Пер. с нем. М., 1994. С. 3—6. Тема 30. Правовая политика 2. Сущность и основные принципы правовой политики
в связи с прямым действием Конституции, хотя здесь могут быть се рьезные издержки и даже злоупотребления. Все перечисленные выше субъекты формирования правовой поли-тики выступают также и субъектами ее осуществления. Иначе и бьт. не может, ибо здесь деятельность самих разработчиков и исполнителей совпадает, представляя собой единое целое. Она неразделима ни во времени, ни в пространстве, ни по кругу лиц, ни по существу. Но главным проводником правовой политики, ее организатором и координатором является все же государство с его мощным управленческим аппаратом и властными функциями. В этой связи представляется ненормальным явно приниженное положение Министерства юстиции РФ, которое долгое время существовало лишь формально, находилось где-то на втором или третьем плане не располагало реальными властными полномочиями. Между тем именно эта структура призвана быть основным генератором и координатором правовой политики государства, ее катализатором. Так оно и есть во всех демократических обществах. У нас же только сейчас начинается реформирование этого органа, расширение его функций и сферы деятельности. Надо полагать, что новый (преобразованный) Минюст сможет четко сформулировать свое видение проблем, накопившихся в данной области. В президентском Послании Федеральному Собранию 1998 г. подчеркивается, что «в правовом цивилизованном обществе именно Министерство юстиции является ведущим звеном в проведении правовой политики государства»1. А пока можно выделить следующие стержневые принципы правовой политики: 1) социальная обусловленность; 2) научная обоснованность; 3) устойчивость и предсказуемость; 4) легитимность, демократический характер; 5) гуманность и нравственные начала; 6) справедливость; 7) гласность; 8) сочетание интересов личности и государств 9) приоритетность прав человеками) соответствие международны» стандартам. Разумеется, все эти принципы тесно взаимосвязаны. Методами проведения правовой.политики являются убеждение я принуждение в различных их формах, проявлениях и сочетаниях. Оба эти метода охватывают широкий арсенал средств воздействия на созИ' ние и поведение людей: воспитание, наказание, ответственность (позй' тивная и негативная), санкции (поощрительные и отрицательные)' превенция, юридическое просвещение, внедрение правовой культур1' повышение правосознания и т.д. Формы реализации права (соблюД8' ние, исполнение, использование и применение) представляют собой1" своей сути и формы осуществления правовой политики. 1 Российская газета. 1998. 24 февр. Правовая политика всегда обслуживала и обслуживает лрежде сего интересы государства, а через государство — интересы всего об- иества,' его. граждан. И укрепление государственности, о чем сегодня того говорят и пишут, предполагает в первую очередь упрочение ее правовых основ. В противном случае она обречена на слабость, рых- ocTbi и недееспособность. Попытки проводить ту или иную политику без правового обеспечения, как правило, терпят провал и по этой при- чине — из-за недостатка нормативно-правовой базы, скрепляющей правовой воли, выраженной в юридических нормах. С другой стороны, правовая политика может быть эффективной яишь в,том случае, если она опирается на твердую, легитимную, авторитетную власть. Собственно, власть и право всегда шли рядом, поддерживая.друг друга в достижении общих целей и тесно взаимодействуя между собой. Это характерно и для современной ситуации в России, хотя должной гармонии здесь пока нет — этот важный приоритет еще предстоит реализовать. Известно, что власть, не ограниченная правом, опасна; право, не обеспеченное властью, бессильно. Эти два, начала должны синхронно корреспондировать друг другу. Самое нежелательное для правовой политики — это безвластие, когда ей не на что опереться, нечем подкрепить свои императивы. С другой стороны, и право, и вся правовая система нуждаются в защите. И в этом смысле можно говорить не только о государственной, но и правовой'безопасности. Правовые ценности, как и всякие иные, не могут оставаться вне охранительной деятельности структур власти1. Правовая политика не существует и не может реально существовать в сугубо 'рафинированном, дистиллированном виде, без всяких посторонних!«примесей», поскольку служит способом аккумуляции и проводником самых разнообразных взглядов, потребностей, интересов (экономических, социальных, культурных) и, следовательно, несет на себе их печать. Она — средоточие различных сфер человеческой деятельности, синтезирует их в юридических нормах и институтах, оказы-щя, в свою очередь, на них необходимое стабилизирующее влияние.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |