Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика политики 1 страница




Политика в наиболее абстрактной форме обычно интерпретируется ак область взаимодействия между классами, партиями, нациями, на-одами, государствами, социальными группами, властью и населением, аусданами и их объединениями. Это — важнейший и сложнейший пчаст1 общественной жизни, «самостоятельный мир политических цен­ностей'и интересов»1.

Политика существует наряду с другими, такими же широкими сфе­рами отношений — идеологической, моральной, культурной, духовной, правовой,!религиозной, тесно переплетаясь с ними. Однако особен­ность, политических отношений в том, что они в гораздо большей сте­пени 'характеризуются организационно-регулятивными и властными началами, связаны с волей правящего (элитного) слоя.

Аристотель определял политику как искусство управления госу­дарством. Демокрит считал такое искусство наивысшим из всех ис­кусств* В XIX столетии эти идеи были развиты Вебером, Гумбольдтом, Марксом, Энгельсом и другими учеными. Современные политологи, опираясь на мыслителей прошлого (Ж.Ж. Руссо, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье и др.), подчеркивают, что политика — это также искус­ство возможного, искусство компромиссов, искусство согласования же­лаемого и объективно достижимого, умение считаться с реальностью. За пределами возможного начинается волюнтаризм, субъективизм, а нередко^и-авантюризм.

В наш ядерный и сверхвооруженный век политика означает умение добиваться целей мирными средствами, а не путем применения силы. Это касается как межгосударственных взаимоотношений крупных дер­жав, так'и разрешения региональных, внутренних, локальных кон­фликтов. Если бы, к примеру, в 1994 г. российские лидеры, усмирив свои амбиции и проявив больше гибкости и дальновидности, сели за стол переговоров с руководителями Чечни, войны бы не было, а следо­вательно, и не было бы ее ужасных последствий — физических, мораль­ных, материальных. Политика есть умело сбалансированная система интересов и приоритетов, это прежде всего борьба интеллектов, госу­дарственных умов, идей.

Расхожее слово «политика» постоянно у всех на слуху. Однако, как отмечаемся в литературе, «понимание политики остается и поныне < Весьма разноречивым и неоднозначным, что объясняется сложностью 11 многообразностыо самой политической реальности»2. Жизнь прони-

2 Демидов А.И. Мир политических ценностей // Правоведение. 1997. № 4. 1()| ЗеркинДЛ. Основы политологии. Ростов н/Д, 1996. С. 4; См. также: Белов ГА. Полито-11^ я М., 1994; Демидов А.И., Федосеев АА. Основы политологии. М., 1995; Гаджиев К.С. •""'ическая наука. М., 1995; Козлихин И.Ю. Современная политическая наука. СПб., 1995.



Тема 30. Правовая политика


 


1. Общая характеристика политики



 


зана политикой, но уровни, глубина осознания данного явления далек не одинаковы в разных слоях общества. В то же время важность ц практическую значимость политики понимают все.

Эффективная, мудрая, реалистическая политика — залог процве. тания и благосостояния нации, стабильности общества. Главное в по-литике (сердцевина, ядро) — государственная власть: ее завоевание удержание и использование. Все основные общественные силы, пар­тии, движения обычно стремятся к власти, борются за власть или контроль над нею, за смену курса, удовлетворение своих программных

требований.

Власть — наиболее ценная и желанная «добыча» в различных ре­волюциях и переворотах. При этом борьба за удержание государст­венной власти бывает не менее острой, а иногда и более жестокой и яростной, чем борьба за ее завоевание. Поэтому теория политики -это в значительной мере теория государственности. Вокруг данного стержня вращается все остальное. Государство — ядро, нервный узел

всей политики.

В буквальном переводе с греческого политика означает «то, что от­носится к государству, его устройству, сущности, форме, содержанию, развитию». Наиболее полное, системное изложение основных черт, свойств, атрибутов государственности (наряду с Платоном) дал Арис­тотель в знаменитом трактате из восьми книг под общим названием «Политика». Именно Аристотель заложил первоначальные основы по­литики как искусства ведения государственных дел. При этом заметим, что государство в то время мыслилось в основном как государство-город (полис), а не в его современном виде. Однако общие положения учения Аристотеля применимы и сейчас.

Политика — объект изучения многих взаимосвязанных наук (поли­тологии, истории, социологии, философии, юриспруденции и др.). Практически все науки об обществе, человеческой деятельности в той или иной мере интересуются феноменом политики, но каждая — под своим углом зрения. В результате политика одновременно исследуется с различных сторон, в разных ракурсах и аспектах, на разных уровнях и в различных направлениях (предмет, задачи, природа, функции, эво­люция, механизм действия, выработка тактики и стратегии, формы выражения). Элементы политики обнаруживаются во всем, что окру жает человека. Люди вовлекаются в политику даже помимо их воли.

Политика — сложное, многоплановое и многоаспектное явлений емкая категория. Есть множество видов и разновидностей политик11' внутренняя и внешняя, социальная, национальная, экономическая, наЦ4 но-техническая, культурная, финансовая, военная, кадровая, эколо& ческая и т.д. В повседневной жизни говорят о «большой» и а


0литике, публичной и закулисной («подковерной», аппаратной). Су-

ествует «теневая» политика, кланово-мафиозная. Многое в политике вершится за кулисами.

В содержательном плане она может быть прогрессивной и регрес-

ивной,, объективно обусловленной и волюнтаристской, отвечающей

яазревшим потребностям общественного развития и противоречащей

j История знает немало примеров глубоко ошибочной политики — произвольной, реакционной, авантюрной, антинародной, приводящей к человеческим жертвам и страданиям людей. Давно было сказано, что ошибка в долитике хуже преступления, ибо последствия такой ошибки могут быть огромными и необратимыми, причем для миллионов людей..

Политика имеет множество измерений и характеристик, свойств и
проявлений. Богат ее субъектный состав. Она изменчива, динамична,
всеохватна и вездесуща. Политическое пространство сегодня настоль­
ко расширилось, что стало фактически адекватным общечеловеческо­
му пространству. Политика органически вплетена во всю обществен­
ную жизнь. Никто не может укрыться от-политического воздействия,
избежать влияния политических страстей, волны которых докатывают­
ся до самых отдаленных уголков страны и мира. Каждый является
вольным или невольным субъектом политики, носителем политичес­
кого сознания1

Более1 того, подлинно демократический, открытый и продуктивный
характер политики предполагает активное участие в ней, а следователь­
но, в управлении делами государства и общества (непосредственном
или делегированном) как можно большего числа граждан. Такая поли­
тика дает] ^возможность народным массам влиять на выработку общего
курса развития страны, определение ее целей, задач, ориентиров; стро­
ить свои взаимоотношения с властью, контролировать.ее деятельность.
Разрыв' между властью и населением, как показывает опыт, грозит са­
мыми непоправимыми последствиями.,

Степень политизации общества зависит от многих обстоятельств, [ю наибольшего накала она достигает в переломные периоды, когда "роисходит переустройство коренных устоев жизни — смена социаль-"ого строя, типов власти, форм собственности, характера произведет-Венных отношений; когда трансформируется, преобразуется духовная сфсра. Именно такой этап и переживает сейчас Россия. Все политичес-КИе субъекты развили невиданную ранее активность, стремясь лично - час'пвовать в решении своей судьбы и судьбы страны. Сам человек, как ' i.Iciri еще Аристотель, есть существо политическое. И вместе с тем ^ественное.

Подробнее об этом см.: Рыбаков О.1О. Человек в политике. Саратов, 1995.


4-1934



Тема 30. Правовая политика


1. Общая характеристика политики



 


Суть политики во многом характеризуют методы ее проведения арсенал и природа которых весьма разнообразны. Помимо общепринят тых (нормальных, традиционных, свойственных «высокому искусст­ву»), в ней издавна использовались и такие приемы, как хитрость лесть, обман, ложь, вероломство, двуличие, интриги, устранение сопер­ников, применение силы — вплоть до развязывания войн.

Давно сказано: «Война есть продолжение политики, только иными средствами». Широко известны макиавеллинские постулаты: «для до­стижения целей все средства хороши»; «цель оправдывает средства»-или более поздние — «победителей не судят», «пусть совесть мучает тех, у кого она есть», «кто не с нами, тот против нас», «враг моего врага — мой друг»; «власть не отдают, ее берут» и др.

В повседневном обиходе мы часто слышим: «политика — грязное дело», «политика безнравственна», «политика портит людей». К сожа­лению, все это имеет под собой основания, о чем нередко говорят и сами политики. Это значит, что наряду с политикой существует политикан­ство, цинизм, измена, «двойные стандарты». М.С. Горбачев как-то изрек: «Большая политика — большая грязь». Жизнь показывает: война за власть — самая беспощадная из всех войн.

Крайне негативной чертой современной российской политики яв­ляется война компроматов, принявшая в последнее время непристой­ный, безнравственный характер. Сведение счетов, дискредитация оп­понентов, удаление их с политической арены, расчистка путей для нуж­ных и угодных людей, склоки, «подножки», распространение слухов, фальшивок, борьба за рейтинги, имиджи, харизмы, очки — все это стало обычным явлением политической жизни наших дней. Компроматами торгуют на политическом рынке, они стали товаром, предметом поли­тического «бизнеса», ими шантажируют противников, на них стремят­ся нажить политический капитал, дивиденды. В средствах массовой информации публикуются заказные статьи, разоблачения, тиражиру-ются разного рода подробности «интимной жизни» ответственных чи­новников, организуется публичная «стирка грязного белья».

Немаловажную роль в политических отношениях (подчас злове­щую и крайне отрицательную по своим последствиям) играют личные качества лидеров, «вождей», «первых лиц»: болезненное тщеславие, амбиции, зависть, властолюбие, гордыня, упрямство, нетерпимость, мания величия, желание прослыть великим реформатором, авторитаР^' ность, стремление добиваться удовлетворения своих притязания любой ценой. Среди правителей встречаются настоящие ничтожеств^ посредственности, самовлюбленные невежды, авантюристы. Из-*1 многих этих черт нередко перекраиваются карты мира, разваливают^


империи, создаются карликовые государства, возникают конфликты, проливается кровь.

Думается, именно указанные «достоинства» многих ныне здравст­вующих и всем хорошо известных политиков сыграли решающую роль в развале СССР. События носили не столько объективный характер (воляЭДарода), сколько субъективный, рукотворный (столкновение по­литических амбиций, борьба за власть, за лидерство; безволие одних и самоуверенный авантюризм других). Кроме того, роспуск сверхмощ­ной державы был непросчитанным с точки зрения последствий и заго­ворщическим..

Даже многие видные фигуры из демократического лагеря сегодня признают, что отказ от союзного государства был исторической ошиб­кой. Цри этом, по мнению некоторых не только российских, но и западных деятелей, в частности лидера республиканской партии США Доула, центральную роль в роспуске Советского Союза сыграл. Ель­цин..Словом, развал «империи» не был неизбежным, а тем более не­обходимым1.

В нашей прессе приводятся высказывания зарубежных политоло­гов о том, что «СССР, хотя и встретил трудности, вовсе не был обречен на коллапс и, более того, не находился даже в состоянии кризиса. Иначе, чем объяснить крах государства, в котором рабочие не бастова­ли, армий демонстрировала предельную покорность, союзные респуб­лики (доноры) думали, максимум, о «региональном хозрасчете», село трудилось, интеллигенция писала и учила»2.

Неутоленные амбиции, «самоопьяняющее стремление к бескон­трольной власти» (М. Вебер), жажда славы, лавров победителя, неуем­ные желания видеть соперника «коленопреклоненным» обладают ко­лоссальной разрушительной силой. Свидетель тому — история. Широ­ко известнь! слова Талейрана:- «Целые народы пришли бы в ужас, узнав, какие мелкие люди управляют ими». И когда правитель, достигнув Цели, осознает, что он на вершине, что над ним больше никого нет, в том числе и закона, — неизбежно приходит беда. Давно подмечено: власть— это наркотик, а жажда власти — самый сильный. «Кайф» от власти'кружит голову, толкает на необдуманные поступки.

Кстати, на этой «слабости» российских лидеров умело играли и ИгРают; западные аналитические центры и спецслужбы. Они поняли, власти тот или иной лидер пойдет на все, и эти страсти

Кто развалил Советский Союз: история, Запад, Ельцин, Горбачев? «Круг-и столона тему: «Пять лет Беловежья: итоги и перспективы» //НГ— Сценарии. 1997.

|, См.: Уткин А. Почему исчез Советский Союз // Независимая газета. 1997 3 1 дек; '««eBj.fi. Расчлененка. М., 1998.



Тема 30. Правовая политика


1. Общая характеристика политики



 


всячески подогревались и использовались. Снедаемые желанием ствовать и повелевать, «вожди», «бонапартики» идут напролом, чиняя боль и страдания людям. Или же, добившись «трона», тически рассуждают: «Покупаюсь во власти, поцарствую, поблажец. ствую, а там будь что будет, после меня хоть потоп». Упоение властью лестью, роскошью, удовлетворение личных желаний и прихотей, воз-можность проявлять свою ничем не связанную волю по отношений к другим, «казнить и миловать» является главным смыслом их суще. ствования.

Поэтому одной из вечных проблем политики является злоупотреб-ление властью, допускаемое в тех или иных целях или в силу опреде-ленных пороков и слабостей личности. Еще Ш. Монтескье писал: «Ис­торический опыт показывает, что каждый человек, наделенный влас­тью, склонен злоупотреблять ею и удерживать в своих руках до послед­ней возможности»1. Но особенно актуально звучат сегодня слова выда­ющегося философа и правоведа И.А. Ильина:

«История знает множество авантюристов, честолюбцев, хищников и преступников, овладевших государственной властью и злоупотреб­ляющих ею. Нужно быть совсем слепым, наивным, чтобы сопричис­лять эти разбойничьи дела к тому, что мы называем Политикой... По­литика дает человеку власть, но не для злоупотребления и не для про­извола; грязный человек, злоупотребляющий своей властью, произво-ляющий — является преступником перед народом. Нет ничего более жалкого, как бессовестный и безответственный политик... Это трус по призванию, который не может иметь политического успеха. И нет ни­чего более опасного и вредного, как политик, лишенный сердца. Вокруг его имени может подняться шум, который глупцы и злодеи будут при­нимать за «славу». Вокруг него могут пролиться потоки крови; от него могут произойти катастрофические бедствия и страдания; но истори­ческих путей1 он не найдет для своего народа»2.

Но, конечно, встречаются на политической арене и выдающиеся лидеры, обладающие такими качествами, как мудрость, скромность, государственный ум, дальновидность, бескорыстие, взвешенность при принятии решений, самоотверженное служение общему благу, народа отечеству. Такие личности способны оказывать мощное позитивна воздействие на ход истории. «Настоящий политик, в отличие от поли­тикана, борется за власть не для того, чтобы насладиться ею, а для тог"1 чтобы с ее помощью решить общественно важные задачи»3.

1 Монтескье Ш. О духе законов. М., 1956. С. 34.

2 Ильин И.А. Аксиомы власти // Новый мир. 1990. № 10. С. 47.

3 Бурлацкий Ф. Политическая наука в России //Независимая газета. 1998. '


Моральные аспекты политики приобретают в наше время первосте­пенное значение, активно обсуждаются в прессе, научной литературе. псе чаще ставится вопрос: а совместимы ли вообще понятия нравствен­ности и: политики, не являются ли эти категории взаимоисключающи-у(й? В идеале они, конечно, не должны расходиться, но на практике мы наблюдаем иное. «Грязные методы» в политической деятельности стали обычным делом (в избирательных кампаниях; в борьбе за власть, постыв должности, влияние; в противоборстве с противниками). Возни­кают острейшие коллизии между этикой и политикой. Это — теневая сторона политики, ее «изнанка». Политическая мораль некоторых ку-миров не выдерживает никакой критики, они действуют по принципу: «дави нижнего, толкай ближнего, а сам пробирайся наверх». |

В наше время роль политики, как и субъективного фактора в целом, резко возросла. Она оказывает мощное воздействие на все стороны жизни5 общества, в том числе на экономику, не всегда, впрочем, пози­тивное, нередко разрушительное и далеко идущее по своим последст­виям. Пример тому — новейшая отечественная история, опыт других государств, где неудачно были определены стратегия и тактика реформ.

К сожалению, российская постсоветская политика становится все более закрытой, «теневой», кулуарной. Для нее характерны также спон­танность, импульсивность и злополучная непредсказуемость. Проис­ходят немотивированные отставки и назначения высших должностных лиц, многие из которых узнают о своих смещениях с постов из телено­востей.: Делаются неожиданные, а порой ошеломляющие заявления и экспромты, которые затем долгое время «разъясняются».

Позиции отдельных ведомств по тем или иным вопросам, в том числе внешнеполитическим, зачастую не стыкуются. Отсутствует чет­кий и прозрачный механизм принятия ответственных решений. Мно­гие из этих решений, мер, шагов, актов обусловлены интригами, лич­ными мотивами, приближенностью определенных деятелей к Прези­денту, влиянием на него, что вызывает порой недоумение в обществе.

Например, реакцию общественного мнения на отставку правитель­ства B.C. Черномырдина в марте 1998 г. очень точно выразил извест­ный политический обозреватель и дипломат А. Бовин: «В демократи­ческом государстве президент, избавляясь от своего собственного пра­вительства, обязан вразумительно и обстоятельно, внятно и четко объ­яснить гражданам мотивы своих действий. Не делая этого, не считаясь с нормами политической демократии, проявляя в очередной раз неува­жение к людям, Ельцин продолжает расширять пропасть между своей ласть'ю и народом. Для серьезного политика, главы великой державы предсказуемость — это не плюс, а несомненный минус....Сказанное носится к форме президентского экспромта. Что же касается содер-



Тема 30. Правовая политика


2. Сущность и основные принципы правовой политики



 


весьма остро. Это значит, что соответствующие общественные отноще. ния остаются неурегулированными, пущены на самотек и стихию. Та(ц, вольготно себя чувствуют мафиозные структуры, которые пытаются сами их «регулировать» своими правилами и в своих интересах.

Наряду с «теневой экономикой», которая была и раньше, возникли «теневая политика», «теневая власть», «теневое регулирование», «Те_ невая юстиция», ведущие в конечном счете к «теневому государству» Между тем каждая развитая страна Запада имеет порядка 15—20 обя­зательных экономических законов, без которых невозможен ни рынок., ни нормальное функционирование общества. И здесь особую роль должна играть именно тщательно продуманная правовая политика как форма выражения публичных интересов государства.

В настоящее время пока не осознаны адекватно основные парамет­ры, назначение и возможности юридической формы в новых условиях. Как известно, экономика, в том числе рыночная, есть определенная система производства, распределения и потребления материальных благ. И весь этот процесс так или иначе облачается в «правовые одеж­ды», вводится в разумные рамки с целью придать ему устойчивое и беспрепятственное развитие. Он не может успешно функционировать без «руля и ветрил», i

Рынком управляет не только невидимая рука экономических инте­ресов (Адам Смит), но и вполне осязаемые законодательные акты, ус­танавливающие общие «правила игры». А это и есть правовая полити­ка. Рынок не должен быть «диким», криминальным, он призван быть нормальным, цивилизованным, с корректной, здоровой конкуренцией. Такой рынок существует в наиболее развитых странах Запада.

Конечно, современная российская правовая политика — это поли­тика переходного периода. В этом ее специфика и именно данной осо­бенностью объясняются многие ее изъяны, зигзаги, непоследователь­ность. На ней лежит печать поспешности, «шоковости», нетерпимости или, напротив, пробельности, отставания. Впрочем, иногда она и забе­гает вперед, стремясь бежать «впереди паровоза». Переходный период, ;как правило/нестабилен, изменчив, противоречив. А это определяет весь ритм жизни общества.

Важнейшее свойство правовой политики — ее государственно-во­левой характер, властно-императивное содержание. Правовая полити­ка потому и называется правовой, что она: в о - п е р в ы х, основывается на праве и связана правом; во-вторых, осуществляется правовыми методами; в-третьих, охватывает главным образом правовую сферУ деятельности; в-четвертых, опирается, когда это необходимо, на принуждение; в-пятых, является публичной, официальной; в - ш е с' т ы х, отличается нормативно-организационными началами,


boj всех случаях право выступает базовым и цементирующим эле­
ментом этой политики. «Специфика правовой политики по сравнению
с иными видами политики состоит в том, что она всегда предполагает
11Спользование методов правового регулирования»1. Иными словами,
не волевых, не командногбюрократических и тем более не силовых,
а правовых. Правовая политика — наиболее приемлемая, разумная,
эффективная и цивилизованная форма
руководства обществом в ус­
ловиях, построения правового государства, свободных экономических
отношений. • •. •, '•

В правовом государстве вообще призван править закон, а не олигар­хические ^группы и кланы. Или, как пишет И.Ю. Козлихин, должно быть «правление права»2. «Юстиция вместо Левиафана» — так считает известный немецкий правовед Отфрид Хёффе3. Стране нужна сильная, дееспособная власть. Но не менее, а может быть, более ей нужны силь­ные, эффективные законы, которые бы все соблюдали и которые бы связывали, «держали в границах порядка» саму власть, если вести речь о правовой государственности, гражданском обществе. В действитель­ности!этого пока нет. В данном контексте весьма актуально звучит мысль'о!том, что «вся власть должна принадлежать закону»4.

Российская правовая политика как органическая часть общегосу­дарственной политики вырабатывается Президентом РФ, Госдумой, Советом Федерации, Правительством, Конституционным Судом, де­путатским корпусом, парламентскими комитетами, научными учреж­дениями, законодательными (представительными) и исполнительны­ми органами субъектов Федерации, всеми, кто обладает правом зако­нодательной инициативы. В формировании этой политики принимают участие политические партии, общественные организации, движения, объединения, ученые, а также граждане, но не непосредственно, а через официальные каналы и институты, через прессу.

Большую роль в данном процессе играют судебные, прокурорские, следственные и иные юрисдикционные органы с их богатой правоохра­нительной, правоприменительной и правоисполнительной практикой. Они нередко существенно корректируют реализуемую ими правовую политику, как бы проверяют ее на жизненность и эффективность, вы­являют в ней слабые и сильные стороны, вносят необходимые предло­жения и рекомендации по ее совершенствованию. Возможности для олее динамичного проведения правовой политики намного возросли

2 Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М., 1978. С. 163,166

3 Козлихин И.Ю. Право и политика. СПб., 1996. С. 135-180.

4 Хёффе О. Политика. Право. Справедливость / Пер. с нем. М., 1994. С. 3—6.
См.: Селезнев Г.Н. Вся власть — закону. М., 1998.



Тема 30. Правовая политика


2. Сущность и основные принципы правовой политики



 


в связи с прямым действием Конституции, хотя здесь могут быть се рьезные издержки и даже злоупотребления.

Все перечисленные выше субъекты формирования правовой поли-тики выступают также и субъектами ее осуществления. Иначе и бьт. не может, ибо здесь деятельность самих разработчиков и исполнителей совпадает, представляя собой единое целое. Она неразделима ни во времени, ни в пространстве, ни по кругу лиц, ни по существу. Но глав­ным проводником правовой политики, ее организатором и координа­тором является все же государство с его мощным управленческим ап­паратом и властными функциями.

В этой связи представляется ненормальным явно приниженное по­ложение Министерства юстиции РФ, которое долгое время существо­вало лишь формально, находилось где-то на втором или третьем плане не располагало реальными властными полномочиями. Между тем именно эта структура призвана быть основным генератором и коорди­натором правовой политики государства, ее катализатором.

Так оно и есть во всех демократических обществах. У нас же только сейчас начинается реформирование этого органа, расширение его функций и сферы деятельности. Надо полагать, что новый (преобразо­ванный) Минюст сможет четко сформулировать свое видение проблем, накопившихся в данной области. В президентском Послании Феде­ральному Собранию 1998 г. подчеркивается, что «в правовом цивили­зованном обществе именно Министерство юстиции является ведущим звеном в проведении правовой политики государства»1.

А пока можно выделить следующие стержневые принципы право­вой политики: 1) социальная обусловленность; 2) научная обоснован­ность; 3) устойчивость и предсказуемость; 4) легитимность, демокра­тический характер; 5) гуманность и нравственные начала; 6) справед­ливость; 7) гласность; 8) сочетание интересов личности и государств 9) приоритетность прав человеками) соответствие международны» стандартам. Разумеется, все эти принципы тесно взаимосвязаны.

Методами проведения правовой.политики являются убеждение я принуждение в различных их формах, проявлениях и сочетаниях. Оба эти метода охватывают широкий арсенал средств воздействия на созИ' ние и поведение людей: воспитание, наказание, ответственность (позй' тивная и негативная), санкции (поощрительные и отрицательные)' превенция, юридическое просвещение, внедрение правовой культур1' повышение правосознания и т.д. Формы реализации права (соблюД8' ние, исполнение, использование и применение) представляют собой1" своей сути и формы осуществления правовой политики.

1 Российская газета. 1998. 24 февр.


Правовая политика всегда обслуживала и обслуживает лрежде

сего интересы государства, а через государство — интересы всего об-

иества,' его. граждан. И укрепление государственности, о чем сегодня

того говорят и пишут, предполагает в первую очередь упрочение ее

правовых основ. В противном случае она обречена на слабость, рых-

ocTbi и недееспособность. Попытки проводить ту или иную политику

без правового обеспечения, как правило, терпят провал и по этой при-

чине — из-за недостатка нормативно-правовой базы, скрепляющей

правовой воли, выраженной в юридических нормах.

С другой стороны, правовая политика может быть эффективной яишь в,том случае, если она опирается на твердую, легитимную, авто­ритетную власть. Собственно, власть и право всегда шли рядом, под­держивая.друг друга в достижении общих целей и тесно взаимодейст­вуя между собой. Это характерно и для современной ситуации в Рос­сии, хотя должной гармонии здесь пока нет — этот важный приоритет еще предстоит реализовать. Известно, что власть, не ограниченная пра­вом, опасна; право, не обеспеченное властью, бессильно. Эти два, начала должны синхронно корреспондировать друг другу.

Самое нежелательное для правовой политики — это безвластие, когда ей не на что опереться, нечем подкрепить свои императивы. С другой стороны, и право, и вся правовая система нуждаются в защи­те. И в этом смысле можно говорить не только о государственной, но и правовой'безопасности. Правовые ценности, как и всякие иные, не могут оставаться вне охранительной деятельности структур власти1.

Правовая политика не существует и не может реально существовать в сугубо 'рафинированном, дистиллированном виде, без всяких посто­ронних!«примесей», поскольку служит способом аккумуляции и про­водником самых разнообразных взглядов, потребностей, интересов (экономических, социальных, культурных) и, следовательно, несет на себе их печать. Она — средоточие различных сфер человеческой дея­тельности, синтезирует их в юридических нормах и институтах, оказы-щя, в свою очередь, на них необходимое стабилизирующее влияние.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.