Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образовательные технологии




 

При проведении занятий и орагнизации самостоятельной работы студентов используются:

А) Традиционные технологии обучения, предполагающие передачу информации в готовом виде, формирование учебных умений по образцу: лекция-изложение, лекция-объяснение, практические работы, контрольная работа и др.

Использование традиционных технологий обеспечивает ориентирование студента в потоке информации, связанной с различными подходами к определению сущности, содержания, методов, форм развития и саморазвития трудового права; систематизацию знаний, полученных студентами в процессе аудиторной и самостоятельной работы. Практические занятия обеспечивают развитие и закрепление умений и навыков определения целей и задач саморазвития, а также принятия наиболее эффективных решений по их реализации.

Б) Интерактивные технологии обучения, предполагающие организацию обучения как продуктивной творческой деятельности в режиме взаимодействия студентов друг с другом и с преподавателем.

Количество часов по дисциплине «Трудовое право», проводимых в интерактивной форме, согласно учебному плану: очная форма обучения – 23, заочная – 6,5, 5,5.

 

Сведения о рекомендуемых к использованию преподавателем образовательных технологий по учебной дисциплины «Трудового права» на аудиторных занятиях:

 

В соответствии с п. 7.3 ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 - "Юриспруденция", утвержденному Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. N 464, реализация компетентностного подхода должна предусматривать использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

К успешным интенсивным технологиям следует отнести прежде всего технологию педагогического сотрудничества. В соответствии с данной технологией содержание, методы, организационные формы обучения рассматриваются в контексте непосредственного и опосредованного взаимодействия преподавания и учения. Процесс обучения основывается на взаимодействии двух объектов коммуникации (преподаватель - студент) и организуется как активный процесс взаимных усилий по достижению цели.

Преподаватель привносит в содержание образования свое эмоционально-ценностное отношение и, обращаясь к личности студента, организует совместную деятельность по осмыслению содержания образования. При этом обеспечивается понимание общности интересов и необходимости совместных действий, осознание обучающимися свободы в проявлениях инициативы, самостоятельности и творчества. В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность обучающихся заметно повышается, что в итоге приводит к более качественному усвоению знаний и, как следствие, к более высоким результатам учебной деятельности.

В методической системе обучения бакалавров задействуется технология обеспечения интереса обучающихся к занятию. Интерес мобилизует возможности, повышает уровни внимания, понимания и запоминания. Технология основывается на следующих положениях: выраженное проявление интереса самого преподавателя к занятию; доступность, ясность, понятность изложения изучаемого материала; значимость изучаемого материала для будущей профессиональной деятельности; актуальность, новизна, практичность материала; логичность и структурная четкость раскрытия темы, обоснованность и доказательность изложения.

Возбуждение и удержание интереса обучающихся может обеспечиваться целым рядом методических приемов:

- наглядности (образцы, слайды, таблицы, видеоматериалы, демонстрации и т.п.);

- конкретизации (факты, примеры, копии документов и т.п.);

- персонификации (упоминание фамилий, организаций, обращение к личному опыту обучаемых, персональные обращения к кому-нибудь из аудитории);

- соучастия ("давайте подумаем...", "как вы считаете...", "представьте, что вы находитесь..." и т.п.);

- создания проблемной ситуации (формулирование проблемы, поиск способа решения проблемы, решение проблемы; разрешение противоречия; постановка учебной задачи и т.п.);

- включения обучающихся в решение практических задач (должна прослеживаться связь с будущей профессиональной деятельностью);

- активизации самостоятельности и творчества (стимулирование к выбору и самостоятельному использованию оптимальных способов выполнения задания, методов и средств; организация исследовательской и творческой деятельности).

Активное использование в практике преподавания лекций с применением источников экранного преподавания информации (проекторов, компьютеров) позволяет выделять и рассматривать видеометод в качестве отдельного эффективного метода обучения, обеспечивающего интерес обучающихся к занятию посредством воздействия наглядных образов. Видеометод применим не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации.

Информационные технологии предоставляют возможность развивать мышление (наглядно-образное, интуитивное, творческое) и коммуникативные способности, формировать информационную культуру, а также умение обрабатывать результаты экспериментально-исследовательской деятельности и принимать оптимальное решение в сложной ситуации.

Методическая система обучения бакалавров требует активности как от преподавателя, так и от обучающихся. Это обусловливает применение технологии формирования и поддержания готовности обучающегося к овладению содержанием занятия. Данная технология ориентирована на стимулирование познавательной активности студентов, которая характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. В рамках технологии эффективно комбинировать разные методы учебно-познавательной деятельности:

- словесные методы (рассказ, диспут, объяснение и др.);

- практические методы (упражнения, лабораторные опыты, практические задания и др.);

- индуктивные методы (изучение материала от частного к общему);

- дедуктивные методы (изучение материала от общего к частному);

- проблемно-поисковые методы (частично-поисковая или исследовательская деятельность);

- методы самостоятельной работы (самостоятельная работа, выполняемая студентами при непосредственном или опосредованном руководстве, по собственной инициативе).

Активизирующий эффект на занятии дают ситуации, в которых обучаемые должны: отстаивать свое мнение; принимать участие в дискуссиях и обсуждениях; ставить вопросы своим одногруппникам и преподавателю; рецензировать ответы одногруппников; находить несколько вариантов решения познавательной задачи и т.п. Все вышеназванные приемы и методы позволяют обеспечить разнообразие учебного материала: теоретические положения, доказательства, данные научных исследований, примеры из практики, практические рекомендации и др.

Технология формирования и поддержания готовности обучающегося к овладению содержанием занятия способствует интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса: повышению качества и эффективности процесса обучения; обеспечению активизации познавательной деятельности; формированию устойчивой мотивации учебно-познавательной деятельности; углублению междисциплинарных связей; подготовке к профессиональной деятельности. Основная позиция преподавателя в учебном процессе - научный руководитель и партнер по учебному исследованию. А основная позиция обучающегося - активно-деятельностная, субъектная (самостоятельный поиск, принятие решений, оценочная деятельность).

К успешным интенсивным технологиям развивающего обучения можно отнести технологии адаптивного обучения. Главный признак этих технологий - мера адаптивности (приспособления) всех элементов концепции профессионального развития к особенностям будущей профессиональной деятельности. Центральное место в данных технологиях занимает обучающийся - его деятельность, качества личности. Учение рассматривается не только как результат, а прежде всего как процесс (результат которого проявится со временем, если будут соблюдены условия процесса). Особое внимание уделяется формированию профессиональных знаний, умений, навыков.

В обучении бакалавров значимыми развивающими технологиями являются технологии, построенные на интегративной основе. Системообразующим компонентом в данных технологиях выступает интеграция. Интеграцию можно интерпретировать как дидактический принцип, который предусматривает сохранение базисных частей содержания программ специальных дисциплин, практическую направленность содержания специальных дисциплин, целостность восприятия всех дисциплин цикла. Технологии, построенные на интегративной основе, базируются на следующих принципах:

- привлечение знаний, приобретенных во время практики (проектирование, ситуационный анализ, результаты исследований и др.);

- выполнение практических работ с применением знаний разных специальных дисциплин (создание проектов, проведение анализа и др.);

- выполнение практических работ с производственно-техническим содержанием (изготовление документа, готового продукта и т.п.).

Принципиальные основы технологий предоставляют возможность осуществлять интеграцию учебного знания, разобщенного по годам и по отдельным дисциплинам. Интегративные процессы в этом случае ориентированы на организацию целостного учебного действия, дополнение и углубление имеющихся знаний.

В рамках интенсивных технологий развивающего обучения используется широкий арсенал методов обучения. Наиболее значимыми среди них можно назвать продуктивные методы (проблемное изложение, эвристические и исследовательские методы - конструирование, проектирование, проведение эксперимента, решение творческих и поисковых задач).

Особое место в процессе обучения бакалавров направления подготовки "Юриспруденция" занимает проектирование. Проектная деятельность рассматривается как одно из направлений личностно-ориентированного обучения. Специфику проектной деятельности характеризуют три основные линии развития: зона актуального развития, зона ближайшего развития и зона самореализации. Процессуальная сторона проектирования осуществляется с помощью функций управления (планирование, организация, анализ, контроль, регулирование). Это позволяет разработать программу деятельности каждого участника образовательного процесса, предусматривающую конкретные результаты, временные и ресурсные рамки, ограничения, уровень достижения цели. Значимость проектной деятельности в методической системе обучения бакалавров очевидна, поскольку именно этот вид деятельности обеспечивает:

- повышение уровня продуктивности усвоения учебного материала и творческого применения его на практике;

- оптимальную подготовку к социальному взаимодействию в будущей профессиональной деятельности;

- естественный переход от учебно-познавательной проектной деятельности к самостоятельной профессиональной проектной деятельности.

Интенсивность развивающего обучения бакалавров направления подготовки "Юриспруденция" обеспечивают технологии, предусматривающие применение творческих задач – кейс-технологии. К творческим задачам обычно относят исследовательские и конструкторские задачи. В процессе решения исследовательских задач студенты стараются найти объяснение наблюдаемому явлению на основании имеющихся теоретических представлений. Результатом решения конструкторской задачи может стать готовый продукт, отвечающий определенным требованиям. Творческие задачи основываются на необходимости преодоления сложившегося стереотипа, шаблона, нормы мышления; задействования всего комплекса личностных качеств обучаемого. Они являются средством развития у обучающихся преобразующего мышления и способности к принятию нестандартных решений. В качестве наиболее важного механизма выработки творческого решения рассматривается рефлексия, которая характеризуется способностью к осмыслению и переосмыслению. От качества знаний зависит готовность обучаемого к рефлексии.

Все технологии развивающего обучения объединяют следующие принципиальные характеристики: коммуникативная направленность обучения, познавательная самостоятельная активность, интерактивность всего учебного процесса, интеграция творческого и профессионального мышления, формирование устойчивой мотивации учебно-познавательной деятельности, сотрудничество и совместное творчество при разработке проектов, решении творческих задач.

Применение интенсивных технологий в методической системе обучения бакалавров способствует интенсификации учебного процесса в целом - обеспечение результативности учебного процесса как целостной системы в определенный промежуток времени при минимизации затрат. К слагаемым положительного результата процесса обучения можно отнести: высокую мотивацию и познавательную активность обучающихся, их самостоятельность; возможность ускоренного освоения изучаемых дисциплин; формирование и развитие профессиональных знаний, умений и навыков.

Оптимальный выбор технологий обучения определяет процессы преподавания и усвоения знаний, "программирует" обучение с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, гарантирует достижение планируемого результата. Интенсивные технологии обучения позволяют обрести новые возможности воздействия на традиционный процесс обучения в целях его совершенствования и повышения эффективности, способствуют реализации стратегии современного высшего образования.

 

№ п/п Образовательная технология, рекомендуемая к использованию в преподавании учебной дисциплины Используемые интерактивные технологии Количество часов
1. Информационная лекция - мультимедийные средства; - кинофильмы и документальные передачи; - презентации; - интернет - справочно-правовые системы   См. ниже
2. Проблемная лекция См. ниже
3. Лекция-беседа См. ниже
4. Лекция-дискуссия См. ниже
5. Семинар с использованием метода разборки конкретных ситуаций См. ниже



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.