Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психические процессы и онтогенез




Классификации

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

 

Как мы уже говорили, психология занимается психическими процессами и свойствами личности. Начнем с процессов.

 

 

Очевидно, что психика человека включает в себя различные феномены. Поэтому ученые членят весь круг психических явлений на группы, или классы. Одни выделяют познание, чувства, волю. Другие – психические процессы и свойства личности.

В свою очередь, психические процессы включают в себя: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, сознание, воображение.

Эти перечни психических процессов опять‑таки не одинаковы у разных авторов. Например, внимание может трактоваться как отдельный процесс, а может входить составной частью в восприятие.

В подобных перечнях психические процессы располагаются как бы по возрастающей сложности. Не надо, однако, думать, что они изолированы друг от друга или же организованы во временной последовательности. Иными словами, если, например, мы увидели рекламу «Молодежь выбирает пепси», то не надо думать, что вначале мы фиксируем некий яркий набор красок, после этого воспринимаем слова, затем осмысляем предложение, а в конце воображаем себя в супермаркете среди емкостей с различными видами пепС.И. В действительности все это – единое явление, осуществляющееся одновременно (или почти одновременно). И лишь при исследовании (т. е. в эксперименте или при анализе) мы стараемся разложить явление на составляющие.

Однако всегда нужно помнить о целостности психики, чтобы не уподобиться тому человеку, который хотел понять, как работают часы, и потому разобрал их по винтикам, обследовал и описал каждый винтик и каждую шестеренку, но так и не понял, как же часы работают.

 

 

Что касается психических процессов, то психология должна прежде всего ответить на кардинальный вопрос: являются ли они врожденными и стабильными или приобретенными и развивающимися в процессе жизни.

Гештальтпсихология считает, что психические процессы не развиваются и представляют собой следствие заданных способностей, врожденных задатков. Действительно, имеются некоторые основания для такого решения вопроса: у ребенка есть врожденные структуры, позволяющие ему осуществить первые контакты с окружающим миром. Однако, постулируют далее гештальтисты, эти способности осуществлять психические процессы в очень малой степени зависят от обучения. Значит, способности человека необходимо лишь выявлять, а не формировать, развивать. Надо думать, что это в известной мере реакционная точка зрения.

Двойственную позицию в рассматриваемом вопросе занял французский психолог Жан Пиаже (в психологии это отдельная школа). Он считал, что этапы психического развития зависят от фаз физиологического созревания и овладевания определенными логическими структурами. Когда прекращается физиологическое развитие, останавливается и психическое развитие.

Какова точка зрения советской психологии? (Под словом «советская» будем понимать прежде всего указание на время и место.) Ее ведущие представители – Лев Семенович Выготский, Алексей Николаевич Леонтьев, Александр Романович Лурия, Петр Яковлевич Гальперин, Борис Герасимович Ананьев, Александр Владимирович Запорожец, Петр Иванович Зинченко и другие – полагали, что врожденными являются лишь задатки и что развитие психических процессов идет всю жизнь. Когда заканчивается морфологическое созревание ребенка, развитие психических процессов начинает зависеть от развития так называемых функциональных органов, т. е. системы нервных центров и их связей. Кроме того, психическое развитие обусловлено и социальными факторами, которые воздействуют на человека всю жизнь.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.