КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стадии и уровни психического развития
Октября 2013 года
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПСИХИКИ ЖИВОТНОГО И ЧЕЛОВЕКА
1. Животные используют сигналы, а человек с помощью языка формирует других людей в прошлом, настоящем и будущем. Кроме того, человек с помощью языка может отдавать себе отчет в том, какие, например, чувства он переживает. Разницу в «языке» животных и человека определяет разница в мышлении, т.к. каждая отдельная психическая функция развивается во взаимодействии с другими функциями.
2. Поведение человека характеризуются способностью абстрагироваться (отвлекаться от ситуации), и способностью предвосхищать последствия (предвидеть будущее). Еще одна отличительная способность – способность создавать и сохранять орудия. Человек создает оружия по заранее продуманному плану, и использует орудие по назначению. Животным свойственно только практическое мышление. Абстрактные способы мышления у животных ученые не наблюдали. Животные создают орудия в конкретной действенной ситуации, в неконкретной ситуации животное никогда не выделяет орудие как орудие.
3. Человек не остается безразличным к происходящему вокруг. В человеке существует развитая способность сопереживать горе, и сорадоваться. Человек способен испытывать интеллектуальные чувства. Животное не остается безразличным к происходящему вокруг. В животном не существует способности сопереживать горе, и сорадоваться. Животное не способно испытывать интеллектуальные чувства.
4. Условия развития. Развитие психики животных шло по законам биологической эволюции. У человека развитие психики шло по законам исторического развития. И животное и человек имеют в своем арсенале «опыт поколений» в виде, например, инстинктов. Только человек может присваивать общественный опыт, который в наибольшей степени развивает психику.
МОЗГ И ПСИХИКА. СТРОЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПСИХИКИ. РЕФЛЕКТОРНАЯ ТЕОРИЯ. БЛОКИ МОЗГА. ЛЕВО- И ПРАВОПОЛУШАРНОСТЬ.
СТРОЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПСИХИКИ (смотри анатомию ЦНС).
РЕФЛЕКТОРНАЯ ТЕОРИЯ. Рефлекторная теория: основные фамилии – ПАВЛОВ и СЕЧЕНОВ. ПАВЛОВ, в отличии от СЕЧЕНОВА, дает дополнительные характеристики, которые показывают отличия 1-ой и 2-ой сигнальной системы. У животного 1-ая сигнальная система. Есть конкретный источник и есть конкретная реакция. 2-ая сигнальная система характерна только для человека, и основой этого отражения выступают слова. Слова как стимул аналогично стимулу «1-ой сигнальной системы». В отечественной психологии исследователи занимались изучением рефлекторной дуги. Конечным этапом исследований стало понимание путей проведения возбуждения, и нахождением этих путей. Два вида проведения пути: 1. Специфический вид (условно-рефлекторная дуга). 2. Неспецифический путь. Здесь была обнаружена ретикулярная формация.
Анохин и Дерштейн рассматривают схему акцепторного действия. Мозг не просто реагирует на стимулы из внешней среды, мозг может предугадывать будущее и программировать наше поведение. Мозг сравнивает полученный результат с тем, что было необходимо, с тем, что было запрограммировано. В ЦНС создается программа действия. Психологи эту программу называют «образ потребностного будущего». И только после того, как создана эта программа, -> идет конкретная реакция.
Квалификация схем условных рефлексов может идти двумя путями: 1 – механизм саморегуляции; 2 – самостоятельная активность.
БЛОКИ МОЗГА Блоки мозга: 1 - тонический, 2 - получение и анализ информации, 3 - блок принятия решения.
Тонический блок: древний мозг, филогенетически первые сформировавшиеся части головного мозга. Тонический блок ответственен за общее состояние организма,за тонус мышц, за активацию. При нарушениях в отделе – не нарушается поведение человека, способность к мышлению, анализу информации, а меняется эмоциональная жизнь, мощные перепады настроения, нарушается способность к регуляции эмоционального реагирования, было первым в филогенезе.
Получение и анализ информации: височные, теменные, затылочные доли. *При нарушении наступают очень специфические, различные по характеру нарушения. Пропадает слух, речь; *Специфические клетки; *Специализация каждого отдела мозга; *Каждый участок мозга имеет свою функцию и, если участок развивается больше, то эта функция явно выражена; *При нарушении в отдельных участках мозга возможности этого участка частично компенсируются работой соседних участков.
Блок принятий решения: лобные доли больших полушарий. *При нарушении блока происходит наименее заметные нарушения, человек становится не способным планировать и управлять собственными действиями; *Высшая субстанция, в которой происходит анализ и синтез текущей информации; *Принятие решений и программирование ситуации.
ЛЕВО- и ПРАВО- полушарность *Правое и левое полушарие выполняют различные функции (Р.Сперри 1981 г. Нобелевская премия); *Оба полушария имеют высокую сигнализацию. У правшей левое полушарие является логическим и отвечает за правую часть тела. Правое полушарие отвечает за левую часть тела, и является эмоциональным.
Левое полушарие: *индуктивное – процесс, идущий от частей к целому; *абстрактное – материалом для работы являются символы, слова, абстракции; *информация обрабатывается последовательно, следовательно медленно; *аналитичность – переход от одной части к другой. Разбивается на части и работа по отдельным частям; *отвечает за время.
Правое полушарие: *дедуктивное – процесс, идущий от целого к частному; *конкретное – владеет образами, эмоции; *информация обрабатывается быстро, параллельно, одновременно; *синтетичность – мгновенный, единый взгляд на единое целое; *отвечает за пространство.
ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Психофизическая проблема – это вопрос о том, какое место занимает психическое среди всех других явлений окружающего мира. Психофизическая проблема – соотношение психики и всего остального мира. Психофизическая проблема более узко – это проблема соотношения деятельности мозга и психического отражения.
Существует несколько решений этой проблемы:
1. Параллелизм – физический и психический мир существует параллельно. Лейбниц: психическое и физическое составляют пару часов и идут параллельно и не взаимодействуют друг с другом. –Дуалистический параллелизм – психическое и физическое 2 самостоятельных начала; –Монистический параллелизм – психология и физиология – две стороны одной медали.
2. Взаимодействие психологии связано с реальностью.
3. Логический позитивизм говорит о том, что психофизическая проблема – псевдопроблема, и связана она с недостаточным аппаратом научного исследования
4. Теория систем. Психическое – результат системной организации физиологических процессов. Свойство систем невозможно вывести из свойств частей составляющих эту систему. Если будем изучать как функционируют системы, мы поймем как функционирует психика.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1002; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |