Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура личности. Социальная и биологическая личность




ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

 

Социальная среда – это все то, что окружает человека в его социальной жизни. Это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе развития. От чего может зависеть социальная среда? Она может зависеть от типа общественно-экономической формации, от классовой и национальной принадлежности, от бытовых и профессиональных отличий.

Понятие личность очень многопланово. Личность изучают множество наук. Все эти науки изучают личность в своем русле.

 

Личность – индивид – индивидуальность – человек. Каждый термин имеет свое научное содержание.

 

Индивид – это понятие «представитель человеческого рода». АНАНЬЕВ Б.Г. – человек как индивид обладает не только общечеловеческими чертами, но каждый обладает индивидуальным своеобразием. Сюда входят: физический облик, конституция тела, тип НС.

Индивид обладает индивидуальностью, но не всякий человеческий индивид становится личностью. Человек становится личностью только в обществе, в социуме. Личность это субъект общественных отношений. Субъект – речь идет об активности личности.

Человек – это биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью со знанием, высшими психическими функциями, способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.

 

Активной является любая личность, но уровень активности различен. На этот уровень влияют следующие факторы: структура общества, место, которое занимает человек в обществе, качества самого человека, его способности.

 

Для характеристики личности используются следующие составляющие: статус, роль, ролевые ожидания.

Социальный статус – это то положение, которое человек занимает в обществе. Это совокупность прав и обязанностей человека. В России и за рубежом статус определяется по разному.

Те функции, которые выполняет человек в обществе, называют ролями. Человек выполняет систему ролей, и чем разнообразнее ролевая структура, тем разностороннее человек участвует в жизни общества.

Социальная роль – относительно устойчивый шаблон поведения. В этот шаблон могут включаться действия, мысли, чувства. Роли могут быть временные, устойчивые, формальные, неформальные, навязанные, добровольно принятые, осознаваемые, неосознаваемые, и др. Каждая роль дает человеку определенные права и накладывает определенные обязанности. Общество имеет представление о том, как должна выполняться роль. В разных ситуациях человек может выполнять разные роли.

В психологии есть ролевой личностный конфликт. Это когда человек должен выполнять роль, представление о которой не соответствует его представлениям о себе. Работают следующие виды внутриличностного конфликта.

 

1. Если роль выше возможностей Я, то человека ждет переутомление, или появится неуверенность.

2. Если роль ниже его возможностей Я. Формы разрешения внутриличностного конфликта: Объективное изменение ситуации. Либо человек отказывается от выполнения от этой роли, либо делает это жестко, говоря уверенное НЕТ.

3. Конфликт между ролью и Я не разрешается, а подавляется.

4. Рационализация, когда человек начинает уверять себя, а затем других в том, что он это делает для себя.

5. Неадекватное поведение – проявляется в замене влечения к недоступной роли стремлением исполнить роль совершенно противоположную. Он обвиняет себя, считает себя неудачником по жизни.

 

Личность – это сознательный индвид, которая занимает определенное место в обществе и выполняет определенные роли.

 

Первая позиция, объединяющая большинство психологов: Личностью не рождаются, а становятся.

Вторая позиция: о личности мы начинаем говорить, когда человек достигает определенного уровня.

Третья позиция: становление личности означает целостность внутреннего мира.

Четвертая позиция: формирование личности – это и есть формирование определенных личностных психологических качеств.

 

Компоненты при формировании личности:

1. Направленность

2. Способности

3. Характер

 

Структура личности

 

Элементами структуры личности являются ее свойства и особенности. Обычно говорят о чертах личности, их очень много. По исследованию структуры личности выделяются работы КОВАЛЕВА, МЕСИЩЕВА, ПЛАТОНОВА.

КОВАЛЕВ ставит вопрос о происхождении и строении целостного облика личности как вопрос о синтезе сложных структур. Каких? Прежде всего темперамента, направленности, способностей.

МЕСИЩЕВ говорит, что личность – это единство направленности, уровня развития, структуры личности и темперамента. В структуру входят: интеграция мотивации, отношения и тенденции личности.

ПЛАТОН: его идея динамическая, структура включает 4 стороны: социально-обусловленные особенности, биологически-обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты), опыт (количество, объем и качества знаний навыков, привычек и т.п.),

Индивидуальные особенности разных психических особенностей.

Понятие биологическое включает в себя особенности строения органов, биохимические процессы в организме, весь набор инстинктов и рефлексов, особенности нервной системы, внешний облик.

Можно ли разделить характеристики личности на врождённые и приобретённые? Что может наследовать личность от своих предков?

Врождённые и наследственные - это нетождественные друг другу понятия. Этими вопросами занимается психогенетика – область психологии, пограничная с генетикой. Предметом психогенетики является происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, выяснение роли генотипа и среды в их формировании. Психогенетика использует методы современной генетики. Наиболее информативный метод – метод близнецов. Близнецовый метод основан на том, что монозиготные близнецы имеют идентичный генотип, а дизиготные – неидентичный, при этом члены близнецовых пар должны иметь сходную среду воспитания. Большее сходство между двумя монозиготными близнецами по сравнению с дизиготными может говорить о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака.

Генеалогический метод – когда речь идёт об исследованиях сходства между родственниками в разных поколениях.

Метод приёмных детей – сопоставление сходства по какому-то психологическому признаку между ребёнком и его биологическими родителями с одной стороны и ребёнком и усыновившими его родителями с другой стороны. В одних работах доказывается отсутствие влияния генотипа почти на все индивидуальные различия по свойствам личности, в других работах подчёркивается умеренно одинаковое влияние факторов на диагностируемые характеристики.

Совпадение мнений о наследственной природе темперамента, т.е. генотип влияет на: общительность, активность, эмоциональность. И с возрастом человека это влияние полностью не исчезает, но может уменьшаться по мере того как темперамент перестаёт быть ведущим в регуляции поведения.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1170; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.