Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика эмоций как процесса




Февраля 2014 года

I. В эмоциях для характеристики эмоционального процесса используются следующие определения.

1. Рассматривание эмоций с точки зрения уровня возбуждения, с точки зрения мобилизации сдвигов. Кривая ХЕББА.

2. Знак эмоции, есть положительные, есть отрицательные эмоции.

3. Виды эмоций, качества эмоций.

II. Представленность эмоций на уровне сознания.

III. Условия возникновения эмоций.

1. Возникновение эмоций на стимул, которые являются врожденными эмоциями раздражителя.

2. События, которые стали важными для субъекта в результате научения.

3. Факторы, которые возникают в результате рассогласования привычных когнитивных систем.

 

Боль имеет два компонента:

1. Познавательный.

2. Собственно эмоциональный.

 

Опыты ПАВЛОВА на собаках показали, что собаки выучивались не реагировать на боль. Оказалось, что можно готовить людей к восприятию боли.

Так можно готовить беременных женщин к родам, тогда они будут переносить роды безболезненно.

 

Закономерности, которые отличают функционирование эмоциональной реакции от функционирования двигательной реакции.

 

1. Наказание усиливает страх.

2. Достаточно простого совпадения по времени для возникновения спокойной эмоциональной реакции. Эмоции разливаются на широкую ситуацию.

3. Эмоциональные реакции более стойки к угасанию.

4. Трудности дифференцировки.

 

Генерализация эмоций.

 

 

Существует генерализация по физическому сходству, то есть мы демонстрируем одну эмоцию, реакция при схожих стимулах. Затем идет семантическая генерализация эмоций, то есть перенос эмоций по значению. Затем идет семантическая генерализация эмоций, то есть перенос эмоций по значению.

 

ВОЛЯ

 

Первые упоминания о воле можно найти в высказываниях АРИСТОТЕЛЯ. Однако, его больше интересовало, чем человек руководствуется, когда действует. Есть класс действий, которые исходят от человека.

Всплеск интереса к психологии воли – 1920 год. Первые эксперименты – АХ.

Воля как отдельное понятие, то исчезает, то появляется вновь.

Проблема – не удавалось выделить волю как нечто особое, она всегда сводится к другим психологическим феноменам. Отсутствуют экспериментальная база для исследования психологии воли.

 

Три методики.

 

1. Волевые усилия физического характера (груз).

2. Нерешаемые задачи.

3. Оценка собственного волевого поведения.

 

Три основных направления.

 

1. Мотивационный подход. Действие, идущее от человека. Главное: как, каким образом возникает действие. Воля – это то, что побуждает к выполнению действий. Данное побуждение идет изнутри от самого человека.

2. Парадигма свободного выбора. Человек, обладая сознанием, имеет возможность или обладать иллюзией этой возможности или решать свою судьбу.

3. Анализ регуляции исполнительной части действия.

Волевой акт – не то, что происходит одномоментно и по истечению времени заканчивается, а как долго поддерживается волевое действие.

Психика формируется в результате деятельности.

Анализ деятельности приводит к выделению разных типов действий.

-Непроизвольные действия, не требующие специального психического контроля.

-Специальные регуляции.

 

Виды трудностей.

 

1. Фацера – действие. Выполняя активное действие, встречается некоторое сопротивление, испытывается дискомфорт, но, тем не менее, действие доводится до конца.

2. Нонфацера – бездействие. Недействование, когда очень хочется выполнить действие.

3. Вати – упругость. Человек отступает перед обстоятельствами, но постоянно оказывает сопротивление, при этом используя любой шаг, любую возможность, чтобы вернуться к исходному состоянию.

 

 

Итог: воля – это особый класс психических явлений, который проявляется в выборе действия из нескольких альтернатив и в достижении поставленной цели, несмотря на внешние и на внутренние препятствия.

 

Исследование воли как исследование настойчивости.

 

-Стойкость постоянства.

-Стойкость.

-Последовательность.

Настойчивость имеет корреляционные связи с определенными качествами, свойствами личности.

Настойчивость имеет устойчивые отрицательные связи с фактором невротизма.

 

Исследование воли как устойчивость угасания реакции.

 

Исследование выполняется в русле бихевиоризма S→R.

Если возникала некая реакция, далее подкрепление. При этом реакция, подкрепляемая часто, становится устойчивой.

Если выработали реакцию, а потом перестали подкреплять, то через некоторое время реакция угаснет совсем.

 

Исследование психологии воли в контексте проблем мотивации.

 

Школа Курт ЛЕВИНА. Теория поля. Человек находится в напряжении сил и эти силы складываются по законам векторов, и в результате складывается тенденция к действию.

 

ВНИМАНИЕ

 

• Внимание – это познавательный процесс, так как процесс внимания участвует в поиске, селекции, обработке результатов.

• Внимание – регулятивный процесс, так как внимание направляет человека на объект: организующее и дезорганизующее действие.

 

1. Ориентировочный рефлекс.

2. Механизм доминанты Ухтомского.

3. Механизм иррадиации нервных процессов.

4. Механизм РФ.

 

• Внимание – направленность и сосредоточенность психики на объект, который имеет значимость для личности.

• Внимание – это ощущение ясности, точности объекта или смутности, ощущение некоторых усилий, активности, погруженности в деятельность или потери контроля, расплывчатости, утомления; это и определяет действие: наклон головы, корпуса, специальные жесты, мимика; это и микро движения: изменения тонуса мышц, изменение зрачка.

 

ЭТАПЫ В ИЗУЧЕНИИ ВНИМАНИЯ

 

Исследования внимания в русле интроспекционистской психологии сознания:

 

ЛАНГЕ в 1883г. выделил несколько типов внимания:

1. Внимание – это процессы двигательного приспособления, которые улучшает деятельность изучения внимания через действия.

2. Внимание – процесс вытеснения из сознания менее сильных идей более сильными.

3. Никакого внимания как отдельного процесса не существует. Есть просто интерес.

 

 

Гештальт - психологи:

Внимание – самонастраивающийся гештальт.

Внимание – совокупность ощущения, восприятия, памяти, мышления.

4. Внимание – изначально духовная способность.

5. Внимание – обеспечивается дополнительными возбуждениями, которое посылается из центра на периферию, чтобы улучшить отражение значимого стимула или ситуации.

6. Внимание – деятельность размышления. Результат поиска, анализа различий между объектами – механизм рассогласования.

 

Исследование внимания в русле когнитивной психологии.

Теория ранней селекции: БРОДБЕНТ.

Внимание→КВП→Фильтр Канал пропускной способности→Выход.

Внимание→КВП→Фильтр Хранение вер-ти.

 

Теория поздней селекции: Дойч.

Вся информация обрабатывается на семантическом уровне, то есть полностью. После часть информации отсеивается. Из всей обработанной информации, часть имеет большое значение, которое привлекает внимание.

Факты:

1. Узнавание своего имени по релевантному каналу. Обнаружение значимой информации по нерелевантным каналам.

2. Явления не специфической активации, привыкание, ориентировочной реакции, при расхождении с привычным стимулом.

 

НОРМАНН: модель уместности

 

(активация некоторых единиц памяти)↓

S→Сенсорный аппарат→Память→Селекция→Внимание.

(различные сенсорные признаки объекта)↑

Что будет, если резко переключить информацию с релевантного канала на нерелевантный канал?

Если задача прерывается, то испытуемые способны воспроизвести лежащую, не текущую информацию из нерелевантного канала.

Время

Поток сознания
Прошлое Будущее

Объем

ð фундаментальное свойство психики, обеспечивающие существование человека.

Обнаружение→Опознание→Решение

Постулируются процессы внутренней разно напряженной обработки информации.

Внимание – это фильтрация поступающей информации.
17 февраля 2014 года




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 807; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.