Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Декабря 2013 года




ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ШКОЛА

 

Представители: ЛЕОНТЬЕВ А.Л., ГАЛЬПЕРИН П.Я.

 

Мышление – это внутреннее умственное действие.

Мышление - Выполнение стандартных мыслительных операций над операндами различного действия.

Мышление – это особый вид познавательной деятельности.

 

В отечественной психологии есть 5 мыслительных операций, которыми мы пользуемся:

1. Сравнение – сопоставление двух операнд, где выделяются моменты сходства и различия.

2. Анализ – разложение целого на составляющие его части, либо характеристики.

3. Синтез – сопоставление из частей целого.

4. Обобщение – способ связи двух операнд, где выделяются существенные и общие свойства.

5. Абстрагирование (обобщение) – фиксирование внимания на отдельных существенных свойствах и связях предмета, и отвлечение от остальных, несущественных.

 

Теория поэтапного формирования умственных действий.

*Внутренние умственные действия формируются как результат интериоризации внешних предметных действий.

 

В основе концепции ГАЛЬПЕРИНА лежит концепция о деятельностном подходе.

 

ГАЛЬПЕРИН говорит, что для того, чтобы сформировать внешнее умственное действие, нужно пройти несколько стадий умственного действия. Их 5:

1. Создание ориентировочной основы действия (ООД). Это расписывание вербализации ключевых моментов деятельности.

2. Выполнение действия во внешнем предметном плане, но обязательно с проговариванием ООД.

3. Выделяется внешнее предметное действие, и остается только громкое речевое проговаривание основных ООД.

4. Проговаривание про себя ООД. Цель – добиться фиксации только главного.

5. Этап автоматизации.

 

Виды мышления – это те характеристики, по которым мы отличаемся друг от друга.

Есть несколько классификаций видов мышления:

*На основе генезиса развития;

*Наглядно-образное;

*Словесно-логическое;

*Абстрактно-логическое (отвлеченное).

 

По характеру решаемых задач:

*Теоретическое;

*Практическое.

 

По степени новизны и оригинальности:

*Репродуктивное;

*Продуктивное (творческое).

 

По функции:

*Критическое;

*Творческое.

 

По степени развернутости:

*Дискурсивное;

*Интуитивное.

 

По знаковой функции:

*Вербальное;

*Невербальное.

 

Индивидуальные особенности мышления:

Личностный и когнитивный – два блока.

 

В личностный блок входит самостоятельность, критичность, оригинальность.

В когнитивный блок входит гибкость, широта, глубина, быстрота.

 

Решение проблем и задач

Решить задачу – это значит перейти от ситуации субъективного ощущения напряжения к субъективному ощущению завершенности. При этом между исходным и конечным состоянием будет либо реальное изменение, либо у человека в этот промежуток времени возникнут новые представления о проблеме. Критерии решения задач очень субъективны, но процесс решения задач заключается в том, что исходное состояние А должно перейти в конечное состояние Б.

 

Выделяют следующие стадии:

*понимание непонятностей. В принципе, это выделение проблемы, осознание этой проблемы.

*Выбор и перебор гипотез. Когда мы увидели проблемы, мы находим достаточно сложные мыслительные схемы, которые позволяют наметить основной ход решения задачи. При этом может быть выдвинуто несколько гипотез по решению задачи, и начать их разбирать, что подходит, а что нет. На это стадии эмоциональное напряжение очень высокое.

*Проверка гипотез. Начинаем проверять гипотезы, которые сформулировали, начинается эмоциональный подъем, ощущение близости решение, предвосхищение результата. Есть цель, более или менее осознаваемая.

*Этап решения задачи. Самое главное на этом этапе – это: придать ответу некую вербальную форму, которая будет понятна не только вам самим, но и другому человеку. Критичность – то, что должно произойти.

Два варианта решения задач: 1 – положительное ощущение от решения задачи; 2 – отрицательное ощущение от решения задачи.
12 декабря 2013 года

БРУНЕР и ЛЕВИН:

Стратегия одновременного поиска (около 2%)

Стратегия последовательного поиска (около 25%)

Консервативная стратегия (70%)

Азартная стратегия (около 3%)

 

Как можно решать задачи?

В современной когнитивной психологии: САЙМОН и ШОУ создали универсальный решатель задач (УРЗ), которая хранит очень большой объем информации, искусственно заданные стратегии и поиск решения.

Есть некоторое состояние А и гипотетическое состояние Б, которое нужно достичь. Машина рассматривает оба состояния, находит разницу между А и Б, и находит некоторые шаги, которые могли бы сократить эту разницу. Оказалось, что все трудности можно разбить на два полюса: это сложные проблемы (трудные различия), и простые проблемы (легкие различия). Было выявлено, что выгоднее и экономичнее устранять сложные различия, которые они связывают с понятием системности.

Процесс решения задачи: машина разбивает цель на подцели, и последовательно решает каждую из проблем. В 1974 году ТОМАС решил проверить эти данные на человеке. В процессе решения задачи человек движется как машина, разбивает задачу на подцели, и эффективность решения задачи он определял количеством ошибок и временным показателем. Он говорил, что мышление человека очень похоже на мышление этой машины УРЗ. Но человек в процессе решения задачи способен ошибаться, отвлекаться, и быть не критичным к своим идеям.

ТОМАС поставил ситуацию, в которой нужно выделить общие типы задач, которые будут характеризовать человека.

Эти типы:

Первый тип задач - задача, где один объект нужно преобразовать в другой объект.

Второй тип задач - необходимо приобрести тот объект, который удовлетворяет заданным условиям.

Третий тип задач - подразумевает преобразование исходных компонентов таким образом, чтобы на основе этого образовывалось некое новое целое.

Четвертый тип задач - есть некий объект, и вся проблема заключается в том, что нужно улучшить функционирование этого объекта, т.е. нужно совершить такое преобразование, при котором сам объект остается, но приобретает новое качество.

Пятый тип задач – это бесконечное количество сочетаний первый четырех типов.

 

 

ВООБРАЖЕНИЕ

 

Воображение, или фантазия – принадлежит к числу высших познавательных процессов.

 

Есть философский подход, и есть чисто психологический. Они похожи, но разница имеется, и заключается в том, что в философском подходе воображение рассматривается как свобода творчества и человеческая субъективность. В чисто психологическом подходе воображение больше рассматривается в контексте видов и механизмом воображение, и воображение рассматривается именно как психический процесс.

 

Исходя из чисто психологического подхода, можно дать следующее определение воображение: это психический процесс, заключающийся в построении образов конечного результата, и средств к его достижению. Воображение включается в работу в тех случаях, когда проблемная ситуация слишком неопределенная, т.е. не содержит указаний на дальнейшие действия, в которых мышление бессильно.

 

Воображение, в отличие от мышления, заключается в создании образов, которые не программируют, а замещают деятельность.

 

В принципе, воображение считается высшим психическим процессом, но есть исследования, которые показывают, что воображение может быть и у животных.

 

Схема воображения Схема мышления
Воображение мышление
Воображение-мышление
Воображение(мышление)
Мышление(воображение)

 

!Воображение является частью мышления!

 

1. Фантазия - изначальная сущность, которая дается всем, присущая в том числе человеку, - но данная точка зрения ничего не объясняет.

2. Фанатазия – как отдельной сущности не существует. Фантазия – это результат работы или сочетание других психических процессов.

3. Фантазия – это результат случайного совпадения некой системы внешних обстоятельств. Важен не сколько сам случай, а важна готовность человека для восприятия какой-то ситуации.

4. Гипотеза рекомбинации – фантазия – это ряд последовательных этапов, и фантазия проявляется у человека в результате прохождения этих этапов. Диссоциация позволяет разбить на фрагменты. И после этого появляется возможность нового сочетания.

5. В бихевиоризме – фантазия – результат проб и ошибок.

6. Гипотеза стадии творческой деятельности (УОЛЛЕС) – 1-ая стадия – стадия приготовления. Человек рассматривает ситуацию, с которой столкнулся со всех сторон, и эта стадия заканчивается тупиком, как ни странно. 2-ая стадия – стадия инкубации (САМАЯ ГЛАВНАЯ СТАДИЯ) – человек сознательно не занимается решаемой проблемой. 3-ья стадия – стадия инсайта (стадия просветления) – чаще всего происходит как случайная идея, или, как вариант, эта идея может прийти по совершенно не выделенной ассоциации. 4-ая стадия – стадия проверки решений.

7. Гипотеза по аналогии – образы фантазии возникают через установлений аналогий.

8. Фантазия как результат работы бессознательного (ФРЕЙД и ЮНГ): ФРЕЙД говорил, что в нашем бессознательном есть множество желаний, которые пытаются найти выход. Но, так как в своей изначальной сущности они неприемлимы для сознания, то в работы вступают защитные механизмы. Защитные механизмы искажают изначальные желания и представляют их в необычном замаскированном виде, искажение нормальных логических связей. ЮНГ говорил, что работа фантазии связана с работой с архетипическими образами. В нашем психическом – есть жуткие, страшные разрушительные силы, которые являются источниками энергии. Энергии этой очень много, и чтобы эта энергия не разрушила психику, человечество выработало способы связи этой энергии с какими-то очень яркими, красивыми образами, которые составляют основу любой религии, основу веры, составляют основу сказок. ЮНГ говорит, что чем ярче образ, который создает человек, тем больше человек избавляется от этой страшной и разрушительной энергии, которая может разрушить психическую составляющую.

 

 

Виды воображения

 

Активное воображение – направлено на внешний мир, и направлено на преобразование этого мира. Может быть воссоздающим и творческим.

Пассивное воображение – направлено на внутренний мир, и может быть преднамеренным и непреднамеренным.

 

Приемы:

Агблютинация – предполагает создание образа из частей других образов (русалка, кентавр);

Гипперболизация – увеличение или уменьшение его вещей (мальчик с пальчик, великан);

Схематизация – сглаживание различий между предметами и выявление черт сходства между ними;

Заострение – подчеркивание каких-либо особенностей объекта;

Типизация – выделение существенного и повторяющегося в однородных явлениях.

 

Мысленные образы:
19 декабря 2013 года




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.