КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Познавательные процессы
ВОСПРИЯТИЕ Восприятие – Это целостное отображение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственны связях и отношениях. Дает целостный образ.
ВЕКСЛЕР В.И. выделял две группы движений: макродвижения – поисковые движения, установочные, гностические; микродвижения – мелкие, незаметные движения органов чувств.
Функция – поддерживать активное состояние анализаторов и помогать адаптации.
В рамках гештальт – психологии экспериментально изучены основные особенности перцептивного образа.
Вопрос о характере доминирования целого над частями: -Значение элемента может быть распределено в составе разных целей; -При сохранении структуры даже при полной замене элементов целостность сохраняется; -Выпадение элементов до определенного предела не разрушит целостность
7 законов образования целого:
1. Фактор близости: если элементы в зрительном поле располагаются близко друг к другу, то мы можем их воспринимать как единое целое || || || || || || || || || || |
2. Фактор хорошего продолжения: если элементы в зрительном поле находятся в месте продолжения известной последовательности, то мы можем воспринимать их как единое целое. [][][][][][][][][][][][][
3. Фактор замкнутости: если элементы в зрительном поле формируют замкнутый контур, то они воспринимаются как целостный образ. ∎∎∎∎∎∎∎∎∎
4. Фактор общей судьбы: если элементы образуют некоторое общее направление, то они воспринимаются как единое целое. > > > > >
5. Фактор продолжения заключенности, закономерности: если элементы в зрительном поле образуют некоторую закономерную последовательность, то мы склонны находить продолжение этой последовательности в следующем элементе. оо оо оо оо оо оо оо оо оо о
6. Фактор гомогенности: если в зрительном элементе находятся одинаковые элементы, то мы склонны их воспринимать как единое целое. ∎∎∎ ∎∎∎ ∎∎∎
7. Фактор вхождения без остатка: при восприятии некоторого зрительного поля мы стараемся чтобы все элементы этого поля объединялись так, чтобы возникло как можно меньшее количество целых фигур о о о о о о о о
Все это – периферические факторы образования целостности.
Фигура выделяется по контуру, фигура всегда находится ближе чем фон, но границы принадлежат самой фигуре.
Центральные факторы – итоговая форма восприятия зависит от того, как организованы предметы в зрительном поле. Апперцепция – зависимость восприятия от содействия психической жизни человека. 25 ноября 2013 года
Общие характеристики мышления
Мышление – один из сложнейших и ключевых объектов изучения психологии. Мышление – это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности (ПЕТРОВСКИЙ А.В., ЯРОШЕВСКИЙ М.Г.).
Мышление – это когда ставим цель, выбираем средства для ее достижения, и можем построить благодаря мышлению программу к достижению этой цели.
Мышление – это процесс, который формируется в обществе. Формируется в обществе, и определяется теми культурными нормами, которые существуют в данном обществе.
Мышление – тесно связано с речью.
Мышление – это движение мысли, раскрывающее связь, которое ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному. Мышление – это опосредованное - основанное на раскрытии связей, отношений, опосредованный – и обобщенное познание объективной реальности.
Функции мышления
-Понимание. Заключается в раскрытии того, какое место занимает то или иное явление среди других явлений, и какими свойствами это явление обладает.
-Решение проблем и задач. Мышление возникает в ситуации, которая затруднительна для человека. Для того чтобы процесс мышления включился важно осознать затруднительность ситуации. При осознании начинаем искать способы решения задач.
-Цели образования. Чем точнее будет поставлена человеком цель, тем быстрее будет находиться способ к достижению цели.
-Рефлексия. Деятельность мышления, которая направлена на осознание и осмысление своих собственных способов поведения, действий, качеств, понимание того, что с нами происходит.
1. Проблемы соотношения мышления человека и животного.
Животные обладают элементарным уровнем развития мышления с точки зрения решения проблем и задач.
Главное отличие мышления животных от мышления человека является то, что мышление животных не связано с речью.
2. Оппозиция мышления человека и компьютера
1-ая точка зрения. Либо компьютеры могут решать определенные классы задач, либо со временем компьютеры способны заменить человека.
-Компьютеры могут решать определенные классы задач. -Со временем компьютеры действительно заменят человека.
Информация → детекторы → механизмы обработки → выход.
Механизмы обработки человека и компьютера. Человек обрабатывает любую информацию с вероятностной точки зрения. Компьютер обрабатывает информацию точно. У человека на решение задачи влияет субъективный фактор.
3. Проблема соотношения мышления и сознания
*Сознание, которое является позднейшим филогенетическим приобретением, является только частью мышления. *Большая часть процесса мышления является бессознательной, прежде всего это касается интуитивного и творческого мышления. *Стереотипизированные формы мышления – это закрепленные и устойчивые типы поверхностных восприятий, которые мы используем в обычных ситуациях.
Мышление как черта личности
Одно из представлений о мышлении как о черте личности было представлено К.Г. ЮНГОМ.
Он считал, что всех людей можно разделить на касты. Эти касты отличаются тем, что у них разные способы восприятия мира. Он ввел 4 различных способа. Они составляют две взаимоисключающие пары: Логика – этика Сенсорика – интуиция
Экстровертируемый – направленный во вне. Интровертируемый – направленный вовнутрь.
Биологические основы мышления
Проблема врожденного или приобретенного мышления. Наследуется некая способность достаточно общего характера, которая заключается в том, что мы можем сравнивать объекты, можем прослеживать закономерности в этих объектах, и т.д. В психологии «Фактор G» – фактор общего интеллекта. Это некоторые общие способности, которые позволяют решать широкий спектр задач. «Фактор специального интеллекта». В последствие этот фактор распадается на два подфактора. Первый блок – F – жидкие способности (флюидные способности), то, что дано от природы
Есть логическая и образная обработка информации.
ВЕККЕР: мышление – это есть постоянный обратимый процесс перевода информации с языка номерных образов на язык абстрактно-логических схем и обратно.
Ассоцианистская теория мышления (Ассоцианизм).
Психология сознания. Психология должна изучать различные состояния сознания. Д. ГАРТЛИ
Единственным материалом для мышления являются разные состояния сознания (пласты нашего опыта). Связь состояния сознания.
Мышление – это процесс связи более простых состояний связи с более сложными. Мышление – это есть процесс накопления ассоциативной связи. Мышление – это репродуктивный процесс.
Ассоцианисты считают, что психология должна изучать три важные категории: понятие, суждение, умозаключение.
Понятие – это ассоциация наших представлений. Суждение – это ассоциация понятия. Умозаключение – это ассоциация суждения.
Вюрцбургская школа.
Представители: К. БЮЛЕР – австрийский ученый.
Мышление – это некая внутренняя психическая деятельность, а не хаотический процесс. Это действие, которое определяется прежде всего той задачей, которая стоит перед человеком. Мышление – это смена операций. Безобразное мышление – основной элемент сознания.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |