КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория Отто Зельца
Второй этап – формирование цели. Самоинструкция – то, что мы берем уже на себя. Инструкция – общее, которое может говориться каждому из нас. Увидеть проблему – перевод инструкции в самоинструкцию. В деятельности, прежде чем решать задачу нужно увидеть проблему. Первый этап – видение проблемы. Цель – то, чего мы должны достигнуть. Третий этап – установка.
Цель начинает работать как установка, от цели начинают работать детерминирующие тенденции, и именно они начинают определять ход решения задач.
Гипотетическая структура Я – обеспечивает поиск средств решения. От него и будет зависеть решение задачи.
Мышление – это процесс решения задачи, осуществляющийся за счет использования некоторых постоянных, устойчивых мыслительных приемов, которые он называл мыслительными операциями.
Мыслительные операции: дополнение комплекса, абстракция, репродукция сходства.
Ведущая – дополнение комплекса.
Дополнение комплекса – возникновение задачи переживается человеком как некая проблема. Эта проблема должна перейти в некий образ. Образ – содержит представления о некоторых известных свойствах ситуации, и, плюс, представления о том, что необходимо дополнить. Основная идея ЗЕЛЬЦА, что мышление – это целостный процесс.
Абстрагирование – выделение некоторых свойств объектов, которые как бы отделяются от других его свойств.
Репродукция сходства – очень сложная мыслительная операция, которая подразумевает разделение объекта на отдельные части, а затем сравнение этих частей. ЗЕЛЬЦ считал что неизвестное не является неизвестным абсолютно. Т.е. оно всегда дано в связях с известным.
28 ноября 2013 года
ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ
Мышление – ПРОДУКТИВНОЕ, быстрое, свернутое нахождение решения задачи за счет видения ее под новым углом зрения.
Фазы мышления: -Фаза нахождения принципа; -Фаза основной идеи решения; -Фаза реализации или проверки.
Мыслительные операции: -Группировка; -Центрирование; -Реорганизация.
Техники изучения мышления: -Подбор задач различного диапазона сложности; -Метод наводящих задач; -Метод систематических подсказок; -Метод думания вслух.
БИХЕВИОРИЗМ
ТОРНДАЙК Эдуард Ли – американский психолог и педагог. К основным представителям также относятся МИЛЛЕР, ГАЛАНТЕР, ПРИБРАМ.
Мышление – это внутренне действие. Мышление – это выученная система реакций на некоторую совокупность исходных стимулов. Мышление формируется по схеме: «S→R». Мышление формируется путем проб и ошибок.
Три уровня мышления: -Простое развертывание речевых навыков; -Словесное побуждающее поведение при решении редко встречающихся задач; -Решение новых задач.
НЕОБИХЕВИОРИЗМ
СКИННЕР Фредерик – американский психолог.
Мышление – это форма приспособления к новым условиям. На формирование мышления влияют внутренние переменные (память человека, установка, ожидание). «S→N→R».
ТОТЕ (Test - Operation – Test - Exit)
Поведение – это сложная саморегулирующаяся система, в которой есть уже представление о желаемом результате.
ПСИХОАНАЛИЗ
ФРЕЙД Зигмунд – австрийский ученый, основатель психоанализа.
Мышление – это процесс, происходящий на сознательном и бессознательном уровнях.
Мышление – это область проявления мотиваций.
Ход мышления определяется установкой, которая дается на решение задачи.
Мы знаем результат раньше, чем результат приходит. Т.е., у нас есть чувство предвосхищения результата.
Эксперимент ЛЕОНТЬЕВА: ход нашего мышления определяется установкой, которая дается на решение задач.
КОГНИТИВНАЯ ШКОЛА
БРУНЕР Джером Сеймур – американский психолог.
Затрагивается развитие и становление мышления в онтогенезе. Мышление в своем развитии проходит ряд последовательных стадий, стадии закономерно сменяют друг друга. Мышление прежде всего развивается через сферу сенсорики и моторики.
БРУНЕР выделяет три основные стадии мышления: -Сенсомоторная; -Иконическая (этой стадии соответствует стадия наглядно-образного мышления, от 3 до 7 лет); -Абстрактная (это йстадии соответствует стадия абстрактно-логического мышления, от 7 до подросткового мышления).
Слова – это универсальный механизм заместителя реальности, - считает БРУНЕР.
Концепция Жана ПИАЖЕ
Мышление – основной процесс биологической адаптации человека к окружающему миру. ПИАЖЕ вводит понятие интеллекта. Центральной частью интеллекта является процесс непрерывной адаптации к окружающей действительности. Процесс непрерывной адаптации осуществляется с помощью мышления. Этот процесс естественно развернут во времени и биологически задан. Поэтому, ПИАЖЕ говорит, что мышление взрослого человека никогда не понять, пока вы не посмотрите всю его историю развития.
Процесс интеллектуального роста подчиняется двум основным принципам: -ПРИНЦИП АДАПТАЦИИ. Состоит из двух: ассимиляция и аккомодация. Ассимиляция – в каждого человека есть несколько схем взаимодействия с окружающим миром. В качестве первичных схем ПИАЖЕ предлагает бросание, хватание, сосание, и т.д. Аккомодация – приспособление. Видоизменение старых схем в новые. -ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ. Заключается в том, что когда встречаются две схемы, они начинают интегрироваться, и тем самым формируются более сложные схемы, и появляется координация между этими схемами.
Стадии развития по ПИАЖЕ
1. СЕНСО-МОТОРНАЯ стадия. Ведущим на этой стадии является отражение действительности в виде сенсорных и моторных схем. При этом развитие интеллекта понимается как последовательное усложнение этих схем. От простого к сложному идет развитие этих схем. Вначале появляются ПЕРВИЧНЫЕ схемы – врожденные механизмы отражение мира, самые простейшие. ВТОРИЧНЫЕ схемы – это когда, например, ребенок, может применить определенную последовательность схем. ТРЕТИЧНЫЕ схемы– это когда ребенок начинает использовать разные схемы для исследования объекта. ЧЕТВЕРТИЧНЫЕ схемы – это когда действия ребенка определяются не конкретными объектами, а образами, и он может оперировать с этими объектами по памяти.
2. ДООПЕРАЦИОНАЛЬНАЯ стадия. Появляется доступ к ИНСТАЙТНОМУ научению: ребенку достаточно посмотреть на какую-либо ситуацию, и он может решить ее в уме, не прибегая к конкретным действиям. А) Эгоцентризм мышления ребенка: Я – это Я. Ребенок смотрит на мир только со своей точки зрения; Б) Связующее мышление: мышление, которое осуществляется по ассоциации (ребенок не может придерживаться какого-то общего плана в голове); В) Антропоморфизм: когда ребенок склонен приписывать всем неодушевленным объектам черты, присущие живым объектам. На этой стадии проблема ребенка в том, что он не способен образовывать и координировать схемы так, чтобы они были последовательными.
3. Стадия КОНКРЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ. Операция – некая мыслительная схема, с помощью которой объект переводится из одного состояния в другое состояние. ПИАЖЕ описывает три феномена: А) Консервация. Эксперименты: (Платилиновые шары; стакан воды); Феномен заключается в том, что ребенок не способен на данной стадии прослеживать некоторые изменения. Ребенок постепенно приобретает способность видеть неизменное на фоне внешних изменений. Когда ребенок начинает это обнаруживать, мы говорим, что у него формируется представление о большинстве общих законов. Б) Классификация. Ребенок учится устанавливать границы классов объекты, и плюс вхождение этих классов друг в друга. В) Сериация (транзитивность). Ребенок научается выстраивать последовательности изменения того или иного признака предмета. Это все операции, связанные с соотношением чего либо, например, начиная с самых простейших игр, и заканчивая более сложными.
4. Стадия ФОРМАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ. Ребенок приобретает способность оперировать абстракциями. Он уже может выстраивать правила отношений между какими-либо объектами без опоры на них.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 2327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |