Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое регулирование трудовой занятости населения




ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

 

Глава 7. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

§ 1. Правовое регулирование трудовой занятости населения.

§ 2. Правовые основы трудоустройства.

§ 3. Правовой статус безработного.

§ 4. Социальные гарантии граждан РФ в области занятости.

§ 5. Правовое регулирование трудоустройства иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.

 

 

Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ). Эти положения раскрываются в других статьях Конституции РФ и федеральных законах, в том числе, например, в ст. 37 Конституции РФ, которая предоставляет право каждому на территории Российской Федерации свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также предоставляет право на защиту от безработицы[99].

Безработица как социальное явление, с одной стороны, является причиной, а с другой стороны, следствием множества проблем в обществе и экономике страны: снижается покупательная способность граждан, уровень их жизни, организация теряет квалифицированные кадры, увеличивается риск социальной напряженности и т. д. По данным МОТ, численность экономически активного населения в мире составляет 3 млрд человек, из них 160 млн – безработные и 830 млн не полностью занятые[100]. В условиях глобализации рыночной экономики наше государство в соответствии с Конституцией РФ обязано предпринимать шаги по построению правовой системы в области занятости и трудоустройства[101].

Закон РФ от 19.04.1991 № 1032‑1[102](с изм. и допол.) «О занятости населения в Российской Федерации»[103]является основным нормативно‑правовым актом, регулирующим отношения занятости и трудоустройства.

В настоящее время происходит развитие регионального законодательства, в качестве примера можно привести Закон г. Москвы от 01.10.08 № 46 «О занятости населения в г. Москве»[104]. Этот закон устанавливает правовые, экономические и организационные меры реализации государственной политики в области содействия занятости населения в городе Москве, дополнительные гарантии по обеспечению конституционных прав жителей города Москвы на труд и социальную защиту от безработицы, а также дополнительные меры по социальной поддержке безработных граждан в целях создания эффективной городской системы содействия занятости населения, профилактики безработицы, повышения социальной защищенности жителей города Москвы и последовательного приближения к полной занятости населения.

Конституционное право каждого на защиту от безработицы реализуется посредством правового регулирования занятости и трудоустройства.

В экономической и юридической литературе нет единого мнения о сущности такого явления, как занятость. Под занятостью можно понимать учебную, военную, предпринимательскую, служебную, социально‑общественную, семейную (ведение домашнего хозяйства) занятость и т. д. Но нас интересует в первую очередь трудовая занятость, т. е. та, которая охватывается легальным определением занятости. Закон о занятости определяет занятость как деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству РФ и приносящую, как правило, доход, заработок.

ТК РФ, в отличие от КЗоТ РФ, включает в сферу правового регулирования только отношения по трудоустройству у данного работодателя. Правовое регулирование отношений по занятости и трудоустройству носит комплексный характер, и в литературе высказываются различные предположения о дальнейшей его судьбе: от возникновения отрасли законодательства о занятости и трудоустройстве[105]до возврата отношений по занятости и трудоустройству в ст. 1 ТК РФ в перечень отношений, непосредственно связанных с трудовыми[106]. Такого рода отношения относятся к комплексным отношениям, и речь должна идти, конечно, не о занятости в контексте ст. 1 Закона о занятости, а о трудовой занятости и трудоустройстве.

Отношения по трудоустройству у данного работодателя могут иметь двухсторонний характер (собственно отношение по трудоустройству у данного работодателя), а могут быть трехсторонними (физическое лицо – орган занятости – работодатель). Участие в последнем правоотношении такого субъекта права, как орган занятости, превращает отношение по трудоустройству в отношение по трудовой занятости и трудоустройству. Если физическое лицо не работает на момент трудоустройства по трудовому договору и является безработным, то это отношение также по правовой природе является отношением по трудовой занятости и трудоустройству.

На территории РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Принуждение к труду в какой‑либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом. Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иному виду ответственности.

Государство, регулируя общественные отношения, связанные с занятостью и трудоустройством, ставит перед собой следующие цели: развитие трудовых ресурсов; повышение их мобильности, защиту национального рынка труда; обеспечение всем гражданам РФ равных возможностей без какой‑либо дискриминации; создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; обеспечение социальной защиты в области занятости разным группам населения; предупреждение массовой и сокращение длительной (более года) безработицы и т. д.

В экономической литературе все население РФ принято делить на занятых и незанятых граждан. В юридической литературе существуют различные определения понятий занятых и незанятых граждан[107]. Чаще всего используется легальное определение «занятости», данное в Законе о занятости, а термин «незанятые граждане» можно определить как «трудоспособные лица, которые не имеют работы, дохода».

В Законе о занятости указаны следующие правовые формы занятости граждан: 1) работающие по трудовому договору, включая имеющих любую оплачиваемую работу, за исключением общественных работ; 2) зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей; 3) занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; 4) выполняющие работы по гражданско‑правовым договорам; 5) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; 6) проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также другие виды служб; 7) проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях любого уровня; 8) временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой или по другим уважительным причинам; 9) являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

В свою очередь, незанятых граждан в экономической теории принято подразделять на активных незанятых – тех, кто ищет работу, и на пассивных незанятых – тех, кто не ищет работу. Все население страны можно делить на экономически активное (занятые и зарегистрированные безработные) и на экономически неактивное (та часть населения, которая не входит в состав рабочей силы и не ищет оплачиваемую работу).

В статистике разработаны различные методы учета занятых или безработных граждан, применение которых может показать разные статистические данные по занятости в стране. Количество безработных граждан в стране – очень важный показатель состояния экономики, политической жизни страны, он тщательно отслеживается как правящими политиками, так и оппозицией.

В нашей стране по‑прежнему остается существенной межрегиональная дифференциация уровня регистрируемой безработицы, которая по субъектам РФ может различаться в 26 раз[108].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.