Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анастасия Детистова




Предисловие к публикации фрагментов книги М. Дюфрена «Феноменология эстетического опыта»

 

«[…] восприятие – это задача, поскольку существует

некая истина произведения, по отношению к которой

некоторые восприятия являются ложными или

недостаточными».

Микель Дюфрен

Текст, предлагаемый вниманию читателя, - это два параграфа из третьей части двухтомника Микеля Дюфрена «Феноменология эстетического опыта»[394] (1953), ставшим вторым после «Феноменологии восприятия» (1945) Мориса Мерло-Понти крупным исследованием на французском языке, которое посвящено феноменологии восприятия. Возобновляя подход Мерло-Понти, но уже применительно к эстетике, Микель Дюфрен рассматривает восприятие как основополагающий опыт, описание которого предлагает нам феноменология Гуссерля. Предостерегая от психологизации эстетического опыта и сведения его к эффектам восприятия, Дюфрен распространяет на него гуссерлево различение объекта восприятия и самого восприятия. Сила воздействия эстетического феномена на сознание не является следствием одного только восприятия, в равной степени она, безусловно, коренится в особом существовании самого эстетического объекта. Дюфрен отмечает, что в эстетическом опыте интенциональностью наделено не только восприятие, но и сам эстетический объект обращен к субъекту: он является не только перед субъектом, но и только посредством субъекта. Именно особый тип соотнесенности объекта и субъективного восприятия – основание для полноценного осуществления эстетического феномена. Дюфрен полагает, что существование эстетического объекта постигается по аналогии с существованием сознания, поскольку, так же как и субъективность, он наделен внутренней жизнью, вложенной в него творцом и продолженной восприятием зрителя, слушателя или читателя. Другими словами, подобно сознанию, существование эстетического объекта возможно при соблюдении двойного условия: в качестве отношения к себе и в качестве отношения к миру. Различие же состоит в том, что внутреннее сознания конституируется благодаря отношению к реальному миру, а внутреннее эстетического объекта само является источником мира ирреального.

Из приведенного здесь фрагмента также видно, что Дюфрен пытается соблюсти баланс между свободой эстетического, чувственного созерцания и ограничивающими рамками рефлексивного постижения. Эстетический объект обладает собственной истиной и нормой, несоизмеримой с реальностью и, значит, недоступной обычному восприятию и рациональному пониманию. Странность эстетического объекта в первую очередь обращена к чувству. Однако чтобы чувство не осталось немым восторгом или не привело к неверным суждениям об эстетическом объекте, оно должно стать, по выражению самого Дюфрена, действием мысли. В эстетическом опыте рефлексия является проясняющей для чувства, а чувство остается руководящим для рефлексии. Как поясняет Дюфрен, это такое чувство, «с одной стороны, отвоеванное у рефлексии и, с другой стороны, открытое действию новой рефлексии из-за страха вновь впасть в безотчетное простое, чистое присутствие, которое не является знанием и которое едва ли является состоянием сознания».

Правильное эстетическое восприятие складывается из нескольких, вычленяемых благодаря анализу, моментов. Во-первых, так как эстетический объект обладает телесностью и, в первый момент, дан как просто протяженная вещь, - восприятие внешнего объекта. Во-вторых, чувство, возникающее в ответ на сильную и глубокую, но неясную для понимания, выразительность произведения. И, в третьих, проясняющая чувство рефлексия, которая способствуют полноценному присутствию эстетического объекта для сознания. Рефлексия в данном случае играет лишь вспомогательную роль внимания, организующего перцептивное поле и способствующего полному выражению чувства, чтобы «глаз лучше видел» и «ухо лучше слышало». Это колеблющееся между рефлексией и чувством восприятие и порождает глубину того воздействия, которое оказывает на нас эстетический объект.

Этот небольшой перевод дает, разумеется, неполное представление о мысли Микеля Дюфрена, но подробность и глубина анализа, ей свойственная, присущи и данному тексту и не оставят читателя безучастным.

Среди русскоязычных работ о философии М. Дюфрена хотелось бы отметить главу из книги И.С. Вдовиной «Феноменология во Франции»[395], работы К.М Долгова[396] и М.Е. Юдиной[397], статью Д.А. Силичева «Проблема восприятия в эстетике М. Дюфрена»[398].


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.