Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогические категории и понятия




Для педагогического работника имеет большое значение его отношение к определению основных педагогических категорий и понятий. От того, что включается в их содержание, зависит оценка многих педагогических явлений.

Рассмотрим основные педагогические категории и понятия. Изучение любой науки начинается с усвоения ее основных категорий, т.е. наиболее общих понятий, отражающих сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. Категории выполняют в науке методологическую* роль, они пронизывают все научное знание, связывая его в целостную систему.

Основные педагогические категории и понятия даны на схеме (рис. 8 ).

 
 

 

 


Рис.8. Основные педагогические категории и понятия

 

В то же время следует заметить, что как бы не был определен предмет педагогики, в основе воспитательного (образовательного) процесса всегда лежат воспитательные отношения. Воспитательные отношения являются разновидностью отношений между людьми, направленных на развитие человека посредством образования.

Воспитательные отношения - это обмен человеческим опытом, процесс его передачи, усвоения и использования. Воспитательные отношения всегда направлены на развитие человека как личности, т.е. на развитие его самовоспитания, самообразование и самообучения.

Воспитательные отношения организует и осуществляет педагог, учитывая при этом определенные закономерности воспитания. Педагог, проектируя воспитательные отношения, должен использовать все многообразие педагогических методов, средств и форм для достижения поставленных целей.

Структура воспитательных отношений включает педагога, воспитанника, средства их взаимодействия, окружающую среду. Воспитательные отношения - это микроклеточка воспитательного процесса, где сходятся вместе его внешние и внутренние факторы. В результате такого взаимодействия и происходит развитие личности человека, его подготовка к жизни.

В нижней части представленного на рисунке треугольника педагогических категорий расположены «Воспитательные отношения» как основное базовое понятие, которое отражает процесс взаимодействия педагога и ученика. На основе воспитательных отношений располагаются такие категории, как «образование», «воспитание», «обучение», которые во взаимосвязи с «самообразованием», «самовоспитанием» и «самообучением» обеспечивают процесс«развития» личности. Все вышеприведенные педагогические категории лежат в основе развития личности человека, в результате чего формируется такое личностное качество, как «готовность к жизнедеятельности» в обществе.

Развитие каждого своего представителя человечество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений. Поэтому воспитание как функция общества, социальное явление определяется как процесс передачи опыта одним поколением и освоение его другим, направленный на развитие человека и формирование его готовности к жизни в обществе. С помощью воспитания объясняется, каким образом внешняя среда (общество) влияет на развитие человека. Воспитание в этом смысле - понятие чрезвычайно широкое. Так, опыт может передаваться через средства массовой информации, в музеях – через искусство, в семье, через политику, идеологию, систему образования.

Категория «воспитание» как интегративная функция общества может быть представлена через следующие общественные институты. (рис. 9).

 


 
 

 


Рис. 9. Воспитание как функция общества

 

Воспитание в педагогическом смысле - этоспециально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях системы образования и направленный на развитие личности. Учитывая, что процесс развития человека имеет определенные уровни, связанные с формированием* его готовности к жизнедеятельности, т. е. образованности, определим эту разновидность воспитания как образование.

Таким образом, образование – это специально организованный и управляемый процесс передачи общественного опыта от одного поколения к другому с целью развития личности и, как результат, формирование ее готовности к жизнедеятельности в обществе. Данное определение имеет несколько специфических положений. Первое – это специально организованный и управляемый процесс, а значит, целенаправленный, второе - это процесс с целью развития личности и третье – это процесс формирования определенного уровня готовности к жизнедеятельности в обществе как качества личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.