Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система образования вРоссии




 

Подготовка подрастающих поколений к жизни и осуществление целей и задач, которые выдвигаются обществом в области воспитания и обучения, немыслимы без создания соответствующей системы образования.

Под системой образования в Российской Федерации понимается совокупность взаимодействующих:

– преемственных образовательных программ и Государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

– сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

– органов управления образованием и подведомственныхим учреждений и организаций.

Образование – это процесс и результат очеловечения индивида, преобразование биологического естества человека в зрелую личность, раскрывающую свои способности в трудовых и творческих делах.

Систему образования объединяет положение о преемственности образовательных программ и Государственных образовательных стандартов различного уровня. В свою очередь, Государственные образовательные стандарты устанавливают содержание федерального и национально-регионального компонентов образования. Федеральный компонент устанавливает обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, а также требования к уровню подготовки выпускников учебных заведений, расположенных в разных регионах нашей страны.

Содержание Государственных образовательных стандартов разрабатывается на конкурсной основе и уточняется на той же основе не реже одного раза в 10 лет. Это создает основу объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

С учетом потребностей и возможностей личности образование усваивается в условиях образовательного учреждения - в очной, очно-заочной (вечерней), заочной формах, индивидуально - в форме семейного образования, самообразования, экстерната. При этом выполняется требование соответствия знаний единому Государственному образовательному стандарту.

Образовательное учреждение, являясь юридическими лицом, призвано реализовывать образовательный процесс (обучение и воспитание). Оно может быть государственным, муниципальным и негосударственным (частным, учреждением общественных и религиозных организаций, объединений).

Учредителями образовательного учреждения по закону могут быть органы государственной власти и местного самоуправления, отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их ассоциации и союзы, отечественные и иностранные общественные и частные фонды, а также граждане РФ и иностранные граждане. Исключение сделано для военных специальных учебных заведений и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для подростков с девиантным поведением.

В Законе «Об образовании» определяется понятие «образовательная программа» как «содержание образования определенного уровня и направленности». Программы подразделяются на два вида: общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные).

Общеобразовательные направлены на формирование «общей культуры личности, адаптацию ее к жизни в обществе». В образовательных программах выделяются четыре уровня: дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования.

Общеобразовательные программы рассчитаны на занятия с детьми, подростками, молодежью в возрасте от полутора до 18 лет.

Профессиональные (основные и дополнительные) ориентированы на по­лу­чение молодежью начального профессионального образования, среднего профессионального образования, людьми более зрелого возраста - высшего профессионального и послевузовского образования. «Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последующего повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации», - так записано в Законе «Об образовании».

Ведущее место в системе народного образования занимает общеобразовательная школа. До недавнего времени она была единой для всех регионов страны. Но демократические преобразования общества стали основанием для выделения в отдельные виды общеобразовательных гимназий, лицеев и пр. При этом, независимо от вида общеобразовательного учреждения, в них выделяются ступени начального общего, основного общего и полного общего образования.

В соответствии с Законом «Об образовании», вслед за получением полного общего образования, каждому жителю нашей страны предоставляется возможность получения профессионального, основного и дополнительного, образования, которое включает в себя следующие ступени: начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование и послевузовское профессиональное образование. Для этой цели предназначены следующие типы учебных заведений: лицеи, училища, техникумы, колледжи, институты, университеты, академии.

Содержание образования, согласно ст. 14 п.2 Закона, должно на этом этапе обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, формирование у обучающихся адекватных современному уровню знаний картины мира, интеграцию личности в национальную и мировую культуру, воспитание и развитие кадрового потенциала общества.

Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования. Эта подготовка проводится в специальных учебных заведениях: профессиональных училищах, профессиональных лицеях и иных училищах данного уровня.

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (училищах, техникумах, колледжах) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на. базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Высшее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях).

Таким образом, составной частью образования является профессиональное образование (начальное, среднее, высшее, послевузовское), предусматривающее подготовку квалифицированных работников различных уровней: рабочих, специалистов среднего и высшего звена, кадров высшей квалификации.

Профессиональное образование необходимо рассматривать как важнейшую составляющую развития экономики и средство удовлетворения потребностей индивида и общества.

Наряду с понятием профессионального образования в Законе «Об образовании» используется понятие «профессиональная подготовка». Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающихся.

В то же время сегодня широко распространена следующая точка зрения*, что такое понимание профессиональной подготовки определено в узком смысле. В широком же смысле, профессиональная подготовка – это организация обучения профессиональных кадров, различные формы получения профессионального образования. Поэтому договоримся использовать понятие «профессиональная подготовка» (в широком смысле), а там, где это понятие будет использоваться в узком смысле, например, это делает Международная организация труда, будем говорить «ускоренная профессиональная подготовка».

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» определены следующие принципы государственной политики на новом, демократическом, этапе развития страны.

1. Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

2. Единство сфер культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций в условиях многонационального государства.

3. Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

4. Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

5. Свобода и плюрализм в образовании.

6. Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

В системе образования России выделяется система профессионально-педагогического образования (ППО), которая обеспечивает подготовку кадров для профессионального (в первую очередь, начального и среднего) образования.

Профессионально-педагогическое образование является своеобразной отраслью подготовки кадров для начальных и средних профессиональных учебных заведений, ориентированных к обучению профессии.

С концептуальной точки зрения, профессионально-педагогическое образование - это формирование личности, способной к эффективной реализации себя в сфере начального и среднего профессионального образования, к осуществлению всех компонентов интегративного образовательного процесса, к выполнению полного спектра профессионально-образовательных функций. Это образование осуществляется в тех учебных заведениях, которые в состоянии содержательно, методически и материально-технически обеспечить его уровень, определяемый соответствующими государственными стандартами. В своей основе ППО имеет сеть высших и средних профессионально-педагогических учреждений образования.

Система среднего ППО охватывает более 60 профессионально-педагогических колледжей и техникумов, которые готовят мастеров профессионального обучения. Высшее ППО представлено профессионально-педагогическим университетом (г. Екатеринбург), специализированным институтом (г. Нижний Новгород), специализированными факультетами и кафедрами вузов. Факультеты и кафедры ориентированы на подготовку преподавателей профессиональных образовательных учреждений. Специализированные вузы обеспечивают выпуск более универсальных специалистов, совмещающих функции как мастера профессионального обучения, так и преподавателя. Кадры высшей квалификации подготавливаются в аспирантуре и докторантуре. Продолженное послевузовское образование осуществляется через институты и факультеты повышения квалификации. Обучение в учреждениях системы ППО проводится в очной, очно-заочной и заочной формах и в форме экстерната. Система построена на принципах непрерывности, преемственности и многоступенчатости образования. Это позволяет реализовывать схемы сокращенного обучения при переходе от среднего к высшему ППО, а также внутри высшего (бакалавриат).

Помимо системы ППО, существуют эклектические схемы подготовки кадров для начального и среднего профессионального образования. Они сохраняют черты простой аддитивности: либо высшее отраслевое (инженерное, техническое и т.д.) образование с добавленной психолого-педагогической подготовкой, либо педагогическое образование, дополненное отраслевой подготовкой.

Среднее профессионально-педагогическое образование (СППО) является частью системы профессионально-педагогического образования России. Современное СППО явилось результатом развития возникшего в 1943 году индустриально-педагогического образования, которое осуществляло кадровую поддержку профтехобразования. Это развитие связано с расширением спектра специализаций подготовки специалистов (мастеров профессионального обучения) для учреждений начального профессионального образования.

В средних специальных учреждениях системы СППО ведется основная подготовка по специальности 0308 Профессиональное обучение (по отраслям) повышенного уровня в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.

Сегодня в России идет интенсивный поиск и строительство новой школы, пока еще нет единого, завершенного образовательного пространства:

– реализуются идеи децентрализации управления образованием, многообразия типов и видов различных школ;

– снята социальная защита системы;

– отменен всеобуч;

– идет коммерциализация образования.

В развитии образования выделяют четыре тенденции:

1. Сохранение структурных качеств традиционной советской школы, т.е. как единой государственной системы. Для этого разработаны и внедрены Государственные образовательные стандарты по всем образовательным программам. Такой подход позволяет централизованно управлять системой образования, хотя необходимо отметить, что наряду с федеральным компонентом стандарта имеется и национально-региональный компонент.

2. Сложился «рыночный» (коммерческий) тип образовательной системы, построенный как спектр образовательных услуг для удовлетворения потребностей заказчика в зависимости от социальных претензий и финансовых возможностей. Такой подход «свободной» школы характерен для большинства индустриальных развитых стран.

Коммерческая подготовка в том или ином виде учебного заведения строится по принципу «супермаркета» в условиях свободного выбора и здоровой конкуренции. Но следует заметить, что при таком характере подготовки специалистов, в основном, как производстве профессий, не всегда реализуется ее духовно-нравственная направленность.

3. Культурологическая тенденция, которая развивается в русле гуманизации и гуманитаризации отношений личности и государства, реализации духовно-нравственного развития человечества. Основным ориентиром является не рынок, а культура. Реализуется данная тенденция путем внедрения в учебные планы учебных предметов культуроведческого профиля.

4. Культуротворческая тенденция, которая отражает создание образовательных программ, ориентированных на становление личности ребенка в рамках конкретной деятельности, и связана с созданием школ определенного профиля (экономического, экологического и т.д.).

В систему образования также входят профессиональная подготовка (ускоренная подготовка), повышение квалификации и переподготовка взрослого населения, включая безработных граждан, являющиеся важнейшим фактором активной политики занятости населения, направленные на развитие трудовых ресурсов, обеспечение продуктивной, свободно избранной занятости граждан, усиление их социальной защищенности. Таким образом, системой профессионального обучения взрослого населения и безработных граждан обеспечивается повышение роста профессионального мастерства, профессиональной мобильности в конкурентоспособности на рынке труда.

Ведущими задачами профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения являются:

– формирование у различных социальных групп населения системы знаний, умений, образа поведения, которая позволит каждому найти себя, свое «Я» в условиях структурных изменений экономики, производства, рынка труда;

– психологическая подготовка безработных граждан к смене сферы привычной трудовой деятельности,

– развитие у населения мотивируемой потребности в непрерывном профессиональном образовании в соответствии с жизненными планами и изменяющимися требованиями рынка труда.

Эти задачи реализуют работники служб занятости, руководители предприятий и учреждений профессионального образования, а также преподаватели, мастера профессионального обучения, методисты, непосредственно организующие и осуществляющие профессиональную подготовку или переподготовку безработных граждан в соответствии с требованиями рынка труда.

Система образования связана с основами общественного устройства, социально-экономической и политической организации, с характером и доминирующей направленностью общественной жизни. Вхождение России в мировое образовательное пространство возможно, если оно будет развиваться, основываясь на следующих принципах:

– гуманизации образования как процесса и результата его переориентации на личность с целью ее защиты в рыночных условиях;

– демократизации образования как средства демократизации общества;

– опережающего характера образования как условия будущего устойчивого развития страны, экономики и социальной сферы;

– диверсификации образования как его разностороннего развития;

– информатизации образовательной системы посредством обеспечения ее информационными средствами, продукцией и технологиями с целью совершенствования механизмов управления;

– непрерывности образования, позволяющей создавать кадровые ресурсы и осуществлять модернизацию;

– интеграции науки и образования.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Что понимается под системой образования?

2. Для чего созданы и внедрены Государственные образовательные стандарты?

3. Назовите основные образовательные программы.

4. Приведите особенности начального и среднего профессионального образования.

3. Назовите и объясните принципы государственной политики в области образования.

6. В чем особенность системы профессионально-педагогического образования.

7. Назовите основные тенденции современного образования России.


Рекомендуемая литература к разделу 2

1. Безрукова В.С. Педагогика: Учеб. для инж.-пед. спец. / Екатеринбург. обл. ин-т развития регионального образования. - Екатеринбург: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1993.

2. Беспалько В.Л. Основы теории педагогических систем. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1977.

3. Жученко А.А., Романцев Г.М., Ткаченко Е.В. Профессионально-педаго­ги­ческое образование России. Организация и содержание. Екатеринбург: Изд-во Уральск. гос. проф.-пед. ун-та, 1999.

4. Зеер Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование. - Екатеринбург: Изд-во Уральск. гос. проф.-пед. ун-та, 1998.

5. Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность. - Рига; Эксперимент, 1999.

6. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Прометей, 1993.

7. Общая и профессиональная педагогика: Учеб. пособие / Авт.-сост.: Г.Д. Бухарова, Л.Н. Мазаева, М.В. Полякова. – Екатеринбург: Изд-во Рос.гос.проф.-пед.ун-та, 2003.

8. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н, Шиянов. - М,: Школа-пресс, 1997.

9. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Б.Н. Шиянов и др./ Под ред. С.А. Смирнова. - М-: Издательский центр «Академия», 1999.

10. Педагогика /Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1988.

11. Практикум по педагогическим технологиям: Учеб. пособие/ Т.И. Милютина, И.И. Хасанова, М.Г. Шалунова, Н.Б. Эрганова. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2002.

12. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. - М.: Юристъ» 1997.

13. Шелтен А. Введение в профессиональную педагогику: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос- проф.-пед. ун-та, 1996.

 


* Методология – учение о принципах построения, формах и способах научного познания, а также о структуре, методах и средствах деятельности.

* Формирование в этом случае означает придание определенной формы, законченности, завершенности.

* Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика / Под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. центр Владос, 2002. – Ч. 1. – С. 22.

* Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999. – С.856.

* Лейбович А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. – М.: Ин-т развития проф. образования, 1996. – С. 8.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.