Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методологические основы педагогики




Под образованием также понимается специально организованная образовательная система по передаче и приему опыта поколений, специально предназначенная для развития человека и формирования его готовности к жизнедеятельности в обществе.

Специально организованная образовательная система – это учебно-воспитательные учреждения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. В этих учреждениях осуществляется передача и освоение опыта поколений в рамках установленных для них видов деятельности. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования.

В Законе РФ «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.

В этом случае воспитание и обучение относятся к целостному образовательному процес­су, т.е. процессу, в ходе которого происходит непосредственное взаимодействие педагога и ученика. В данном случае в оспитание определяется как процесс непосредственного взаимодействия педагога и ученика по передаче и освоению социальных и духовных отношений и формированию личностных качеств. В образовательном процессе также осуществляется и обучение, т.е. процесс непосредственного взаимодействия педагога и ученика по передаче и освоению знаний, умений и способов творческой деятельности.

Кроме рассмотренных педагогических кате­го­рий образования, воспитания, обучения, которые определяются внешним воздействием на человека, выделяют такие категории, которые определяют внутренние факторы развития человека. К ним относят понятия: «самообразование», «самовоспитание», «самообучение» и др., которые характеризуют внутреннее душевное состояние человека.

Самообразование - это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленная на собственное развитие.

Самообразовательная деятельность – форма развития социальных и профессиональных качеств личности. Благодаря самообразованию обновляется ее интеллектуальный потенциал, повышается идейно-теоретический уровень, совершенствуются ум и воля, профессиональное мастерство и культура. Вот почему необходима упорная систематическая работа над своим самообразованием.

Характер самообразования может быть не у всех одинаков. Все зависит от индивидуальных особенностей человека, конкретных условий его жизни и деятельности.

От личности, обладающей высокой культурой, требуются всесторонние знания о своей жизни и деятельности, основательная практическая подготовка, глубокое понимание происходящего вокруг. Ей не обойтись без серьезных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью вопросах.

Для обеспечения целеустремленности и систематичности занятий по самообразованию опытные люди составляют соответствующий план, в котором предусматриваются объем и очередность намечаемой работы, сроки, отводимые на ее осуществление, целевая установка по каждому виду самостоятельной деятельности. Хороший план экономит время, спасает от суеты, когда все делается впопыхах, а, следовательно - дольше и хуже.

Главная задача самообразования – это самостоятельное развитие и совершенствование личности.

Всесторонне образованный человек постоянно следит за новыми достижениями в развитии общества в ходе работы с аудиовизуальными средствами, накапливая и впитывая с их помощью новые знания и навыки, необходимые для самосовершенствования и саморазвития.

Самовоспитание – это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса развития. Самовоспитание является условием воспитания и, одновременно, его результатом. Жизнь убедительно доказала, что самовоспитание – непременное условие совершенствования человеческой личности.

Среди содержательных компонентов самовоспитания следует в первую очередь выделять: глубоко осознанные цели и задачи, выработанные и принятые человеком жизненные идеалы, которые лежат в основе программы самосовершенствования, глубоко осмысленные и принятые для себя требования, предъявляемые к деятельности и личности, идейно-политические, профессиональные, психолого-педагогические, эстетические и другие знания о протекании, содержании и методике самовоспитания и умение заниматься им в любых условиях и обстоятельствах жизни и т.д.

Исходными компонентами самовоспитания являются потребности и мотивы – сложные и глубоко осознанные внутренние побуждения к систематической и активной работе над собой.

Каждый из них требует специальной практической работы по самовоспитанию у себя специфических качеств и связан с составлением программы по самовоспитанию, которая предусматривает развитие ума, чувств, воли, формирование разнообразных убеждений и привычек поведения.

В то же время эти сферы развития личности человека тесно связаны между собой, требуя постоянной проверки, самоконтроля и корректировки процесса самовоспитания, непрерывного руководства им.

Существенную роль в этом играют самопознание и самоанализ человеком своих действий, поступков, поведения, которые предполагают критическое отношение к себе, к уровню развития своих личностных качеств, к состоянию, возможностям, духовным и физическим силам.

Это связано с самооценкой, без которой невозможно самоопределиться и самому утвердиться в жизни, в социальной сфере и социальных группах.

Психологические предпосылки самовоспитания. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее готовности и способности к самоизучению, самосознанию, самооценке, к сравнению своих поступков с поступками других людей, самокритичному отношению к своей деятельности, выработку устойчивых установок на постоянное самосовершенствование.

Как самостоятельная и систематическая сознательная деятельность человека самовоспитание направлено на преодоление всего отрицательного, негативного в сознании, в отношениях, в поведении и действиях человека. В этом случае самовоспитание выступает как внутренняя основа процесса самостоятельного перевоспитания личности.

Условия, способствующие самовоспитанию. Самовоспитание – сложный, интеллектуальный, волевой и эмоциональный процесс. В ходе его требуется глубоко осознанное, целенаправленное и самокритичное отношение человека как к самому себе, так и к действиям окружающих людей, определенные чувства переживания того, что ему недостает воспитанности, а также большие, иногда предельные волевые усилия в достижении поставленных целей по саморазвитию.

Методы самовоспитания. Самовоспитание осуществляется с помощью различных общих и специфических методов, средств и приемов.

К наиболее общим методам самовоспитания относятся: самообязательства, самоорганизация и др.

Самообязательства – это осознание целей и задач самосовершенствования, выработанные, продуманные, внутренне принятые решения по формированию и развитию у себя того или иного качества или группы качеств.

Самоорганизация – это разработка принципов и правил поведения в личной жизни, учебной, служебной и общественно–политической деятельности человека

Из истории известны многие факты разработки и эффективного использования таких правил. Например, «Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше» или «Для того, чтобы достигнуть необходимой высоты, нужно держаться правила: семь раз примерь, один раз отрежь»; «Надо взять за правило: лучше числом поменьше, да качеством повыше»; «Лучше через два года или даже через три года, чем второпях, без всякой надежды получить солидный человеческий материал».

Самообучение – это процесс непосредственного получения человеком из опыта поколений знаний, умений и навыков посредством собственных устремлений и выбранных средств.

Самообучение является составной частью самообразования и предполагает систематическую целенаправленную работу человека в овладении знаниями.

Самообучение также предполагает овладение учащимися методикой работы с учебной литературой по осмыслению и усвоению новых знаний и организации самостоятельной и практической работы.

Этого педагог может достичь, выполняя ряд требований, которые можно свести к следующему:

– правильный выбор материала (темы) для самообучения;

– самообучению должна предшествовать вступительная беседа с учащимися;

– контролировать и направлять процесс самообучения;

– обращать серьезное внимание на выработку у учащихся умения самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал по учебнику;

– использовать демонстрацию наглядных пособий, предшествующую самообучению;

– организовывать выборочное чтение материала по учебнику;

– формировать общеучебные умения учащихся воспроизводить ранее изученный материал;

– четко определять ход работы, чтобы «исследовательские» усилия учащихся были целенаправлены и сосредоточены на решение основных вопросов темы.

В понятиях «самовоспитание», «самообразование» и «самообучение» педагогика описывает внутренний духовныймир человека, его врожденную способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы – образование, воспитание и обучение - лишь условия, стимулы и средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.

Взаимосвязь образования, воспитания, и обучения с самообразованием, самовоспитанием, и самообучением проявляется, как мы уже выяснили, в «воспитательных отношениях».

Воспитательные отношения – это разновидность отношений людей между собой посредством взаимосвязи воспитания, образования, обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением, направленная на развитие личности и формирование ее готовности к жизнедеятельности.

 

Вопросы и задания для самопроверки

1. Дайте определение понятия «категория».

2. Перечислите основные педагогические категории.

3. Сформулируйте определение воспитания как функции общества.

4. Сформулируйте определение воспитания в педагогическом смысле.

5. Проанализируйте определение воспитания как педагогической категории и как функции общества

6. Сформулируйте определение воспитания на уровне межличностного взаимодействия педагога и ученика.

7. Проанализируйте, в чем отличие категорий «воспитание» и «обучение» на уровне межличностных взаимодействий педагога и ученика.

8. Проведите примеры формулирования такого понятия, как «образование».

9. В чем особенность таких педагогических категорий, как «самовоспитание», «самообразование», «самообучение».

10. Дайте определение понятия «воспитательные отношения».

11. Как проявляется взаимосвязь основных педагогических категорий с понятием «готовность к жизнедеятельности»?

 

 

Как уже отмечалось выше, педагогика возникла и развивалась под влиянием потребностей общества в соответствующей подготовке подрастающих поколений к жизни и трудовой деятельности. На формирование педагогики оказывает влияние также политика и идеология общества. С течением времени не менее существенное значение в ее развитии приобретают и другие факторы: методология педагогики, ее связь с другими науками о человеке и совершенствование методов исследования.

Под методологией понимается совокупность тех исходных философских идей, которые лежат в основе исследования природных или общественных явлений и которые решающим образом сказываются на теоретической интерпретации этих явлений.

Педагогика длительное время развивалась под влиянием двух основных философских концепций - идеалистической и материалистической.

Согласно первой, решающим в развитии человека является природное предрасположение, а внешние условия играют в его формировании второстепенную роль (Сократ, Платон).По второй концепции, формирование человека связано с определяющим влиянием внешних условий и обстоятельств жизни (Демокрит, Эпикур).

Эти два подхода к разработке педагогической теории сохранились и в процессе ее дальнейшего развития. Рассмотрим, как в современных условиях представляются эти методологические посылки. Первая состоит в том, что воспитание,как и другие общественные явления, носит социально-детерми­нированный (определяющий) характер. Другими словами, воспитание обусловливается потребностями общества в подготовке подрастающего поколения к жизни. Педагогика исследует объективные производственно-экономические и социально-политические факторы, влияющие как на воспитательную практику, так и на разработку ее теоретических основ. Вторая методологическая посылка – идея о том, что источники развития человека как личности находятся вне человека, что его формирование происходит по «социальной программе» под влиянием общественной среды, в том числе, воспитания. Поэтому педагогика исследует те социальные факторы, которые оказывают влияние на развитие человека, в том числе, и специально организованного воспитания в формировании личности. Наконец, третье важное методологическое положение заключается в том, что человека нельзя представлять лишь как пассивный продукт воздействия среды и обстоятельств. Научная педагогика исходит из признания определяющей роли активности самой личности в собственном развитии и формировании.

Для развития педагогики большое значение имеют связи с другими науками, с которыми ее объединяет объект исследования - человек. Педагогика развивается, укрепляется и совершенствует свои связи с философией, психологией, физиологией, этикой, социологией и др. (рис. 10)

 
 

 


Рис. 10. Связь педагогики с другими науками

 

Связь педагогики с другими науками помогает глубже проникать в сущность воспитания и обучения и разрабатывать ее теоретические основы.

Философские идеи выполняют важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории. Например, философские идеи о роли деятельности как факторе развития личности, о влиянии бытия и социальных условий на формирование ее сознания и др.

Психология изучает законы развития психики человека, а педагогика исследует закономерности управления развитием личности. Воспитание, обучение, образование человека есть ни что иное, как целенаправленное развитие психики (мышления, деятельности). Психологические методики (тесты, анкеты и т.д.) используются в педагогике для выявления, описания, объяснения и систематизации педагогических фактов.

Физиология помогает понять механизмы управления физическим и психическим развитием обучаемых, особенно важно знать закономерности жизнедеятельности организма в целом и отдельных его частей, функциональных систем. Таким образом, физиология помогает понять, как формируются умения и навыки, а анатомия - строение человеческого организма.

Данные социологии способствуют более глубокому осмыслению проблемы социализации личности. Результаты социологических исследований являются основой для оценки и решения различных педагогических проблем, связанных с организацией студенческого досуга, профессиональной ориентацией и др. Социология указывает характер влияния социальной среды на человека, закономерностей взаимодействия человека, семьи, коллектива и общества.

Этика определяет мораль и ее место в системе общественных отношений, а, следовательно, позволяет педагогике учесть и правильно сформировать будущее поведение в обществе обучаемых. Эстетика показывает, как воспитывать ценностное отношение человека к миру.

Развитие связи педагогики с другими науками приводит к выделению ее новых отраслей, пограничных научных дисциплин. Современная педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук (рис. 11).

Общая педагогика исследует основные закономерности воспитания как социального явления и образования;

История педагогики и образования изучает развитие педагогических идей и практики образования в различные исторические эпохи;

Возрастная педагогика изучает возрастные аспекты обучения и воспитания (дошкольная, школьная, педагогика взрослых);

Теория и методика воспитания изучает процесс формирования личности учащегося и ученического коллектива;

Теория обучения (дидактика) изучает закономерные связи и отношения процесса обучения (дидактика от греч. Didaktikos - поучающий, относящийся к обучению);

Частные методики (предметные дидактики) исследуют специфику применения общих закономерностей обучения в преподавании отдельных учебных дисциплин;

Отраслевая педагогика (общая, военная, спортивная, педагогика высшей школы, производственная, профессиональная и др.);

Теория управления образовательными системами исследует процесс управления образовательными системами, его закономерности и отношения.

 
 

 


Рис. 11. Система педагогических наук

 

Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается, появляются и заявляют о себе ее новые отрасли: философия образования, сравнительная педагогика, социальная педагогика и др.

Своеобразие педагогической науки определяется не только объектом и предметом исследования, но и методами исследования.

Методы исследования - это приемы и средства, с помощью которых получают достоверную информацию о педагогических явлениях.

Методологическим обоснованием методов педагогического исследования являются деятельностный, личностный и системный подходы.

Деятельностный подход предполагает исследовать педагогические явления с позиции целостного рассмотрения всех компонентов деятельности: целей, мотивов, действий, операций, способов регулирования, корректировки, контроля и анализа достигаемых результатов.

Личностный подход предполагает рассматривать все педагогические явления с позиции личности, ее структуры (направленность, опыт, психологические процессы, биопсихические свойства), закономерностей развития.

Системный подход направлен на выявление множества элементов в изучаемых педагогических явлениях и связей между ними.

В педагогике широко используются общетеоретические методы: анализ и синтез, сравнение, индукция и дедукция, абстракция и конкретизация, классификация; социологические методы: анкетирование, интервьюирование, рейтинг компетентных оценок; математические: ранжирование, шкалирование, корреляция.

Все применяемые в педагогическом исследовании методы можно разделить на теоретические и эмпирические (практические).

Теоретические методы – метод анализа педагогических идей, анализ литературы, архивных материалов и документов, методы моделирования, математические и статистические методы. С помощью данных методов осуществляется интерпретация, анализ и обобщение теоретических положений и эмпирических данных.

Эмпирические методы – наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, интервьюирование, изучение и анализ документов, обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент.

 
 

На рис. 12 даны методы педагогического исследования, широко применяемые в педагогической практике.

Рис. 12. Методы исследования педагогических явлений

Рассмотрим приведенные выше методы исследования в педагогике.

Педагогическое наблюдение применяется в процессе практически любого педагогического исследования, так как изучение педагогических явлений требует от исследователя их непосредственного наблюдения и накопления фактического материала.

Исследовательская беседа позволяет выяснить мнение и отношение как педагогов, так и учащихся к тем или иным педагогическим фактам и явлениям и тем самым выявить причинно-следственные связи.

Изучение учебной документации, а также результатов деятельности обучаемых позволяет провести анализ, сопоставление, сравнение их во времени.

Педагогический эксперимент используется для специальной организации педагогической деятельности педагогов и студентов с целью проверки и обоснования ранее разработанных теоретических предположений. Различают следующие виды экспериментов: констатирующий, созидательно-преобразующий и контрольный.

Констатирующий эксперимент проводится обычно в начале исследования и имеет своей задачей выяснение дел в педагогической практике по той или иной изучаемой проблеме.

Созидательно-преобразующий эксперимент проводится согласно разработанной гипотезе исследования, а также с целью проверки ее в образовательной практике и тем самым позволяет преобразовать процесс воспитания и обучения в лучшую сторону.

Контрольный эксперимент заключается в применении апробированной методики в работе учебных заведений и педагогов. Если он подтверждает сделанные выводы, исследователь обобщает полученные результаты, которые и становятся теоретическим и методическим достоянием педагогики.

Изучение и обобщение передового педагогического опыта основано на изучении и теоретическом осмыслении практики работы лучших учебных заведений и педагогов, которые успешно осуществляют обучение и воспитание.

В педагогике также применяют и социологические методы исследования, с помощью которых можнопровести массовое изучение тех или иных вопросов: анкетирование, рейтинг.

Для обработки полученных статистических данных применяют математические методы исследования и, в частности, методы статистической обработки исследовательского материала.

В педагогических исследованиях важным является метод теоретического анализа педагогических идей, который метод позволяет делать глубокие научные обобщения и находить новые закономерности там, где нельзя выявить их с помощью эмпирических методов исследования.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Дайте определение методологии науки.

2. Сопоставьте сущность двух основных философских концепций, под влиянием которых развивалась педагогика.

3. Сформулируйте основные методологические положения современной педагогики.

4. Проанализируйте связь педагогики с другими науками, с которыми ее объединяет объект исследования - человек.

5. Какова структура современной педагогической науки?

6. Дайте разъяснение методов исследования педагогических явлений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.