Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Очерк истории методики чтения




Лекция 1

План:

1. Зарождение метода объяснительного чтения (конец 50-х годов XIX века). К.Д. Ушинский – родоначальник метода объяснительного чтения.

2. Взгляды Л.Н. Толстого на процесс обучения чтению.

3. Развитие и совершенствование метода объяснительного чтения в XIX веке.

4. Методика воспитательного чтения Ц.П. Балталона.

5. Метод литературно-художественного чтения.

6. Метод творческого чтения.

7. Развитие методики чтения в 30-70-е годы XX века.

 

Цель лекции – провести экскурс в историю методики обучения чтению.

 

1. Зарождение метода объяснительного чтения (конец 50-х годов XIX века). К.Д. Ушинский – родоначальник метода объяснительного чтения.

До XIX века проблема сознательного чтения не выдвигалась на первый план обучения. Основной задачей обучения являлось научение детей механическому озвучиванию текстов. Часто ученики, «прочитав» отрывок, не могли передать его содержание или ответить на вопросы по нему. Так, В.П. Вахтеров в статье «Объяснительное чтение с воспитательной точки зрения» приводит пример: дети четвертого года обучения, прочитав предложение из «Священной истории» Иосиф самый любимый сын Иакова, не могли ответить на вопросы: о чем прочитали? Чей сын был Иосиф? Естественно, что при отсутствии сознательности чтения не было речи и о выразительности. Используемые методические приемы скорее способствовали бездумному заучиванию читаемого, чем формированию полноценного умения читать.

Таким образом, к середине XIX века сложилось противоречие между формируемым навыком механического озвучивания текста и необходимостью понимать прочитанный текст. Первые попытки разрешить это противоречие принадлежат Ф.И. Буслаеву (его труд «О преподавании отечественного языка»). Им не вводится термин «сознательное» чтение, речь идет об «отчетливом»чтении: «Отчетливое чтение состоит в ясном уразумении прочитанного, а для этого надо понять главную мысль и дать отчет в частностях, по которым главная мысль проведена». С выходом в свет методического труда Ф.И. Буслаева чтение становится составной частью обучения родному языку. В дальнейшем эта традиция закрепляется в русской начальной школе: чтение не выделяется из предмета «Родной язык», а входит в него наряду с обучением грамоте, грамматикой и развитием речи.

Противоречие между обучением механическому чтению и потребностью в сознательном чтении приводит к возникновению в конце 50‑х годов XIX века нового подхода к руководству чтением. Он возник в воскресных школах для взрослых, так как эти школы находились в более выгодных условиях: не были связаны обязательными программами и традициями в обучении, в них преподавали видные деятели просвещения тех лет: К.Д. Ушинский, В.И. Водовозов, В.Я. Стоюнин, Н.А. Корф.

Народ в общей массе был необразован, и чтение стало тем каналом, по которому малограмотным учащимся сообщались сведения из разных научных областей. В таком случае понимание каждого прочитанного слова не только становилось условием понимания текста в целом, но и гарантировало получение знаний, поэтому работа объяснительного характера стала обязательной частью урока чтения и получила название объяснительное чтение. На этом этапе объяснительное чтение еще не метод, а средство сообщения ученикам разнообразных сведений. Задача учителя – объяснить ученикам каждое прочитанное ими слово (вплоть до слов «рот», «зубы», «язык»).

Впоследствии из первых шагов объяснения прочитанного родился метод объяснительное чтение, который стал ведущим методом в обучении чтению вплоть до середины XX века.

Родоначальником, интерпретатором метода объяснительного чтения явился К.Д. Ушинский, который усовершенствовал этот метод и он просуществовал до середины XX в.

Этот метод просматривался в его учебниках-хрестоматиях «Детский мир» (1861 г.), «Родное слово» (1864 г.) и др. его работе «Руководство к преподаванию русского языка».

К.Д.Ушинский говорил о несомненной связи речи и мышления, мышления и наблюдения окружающего мира, также говорил, что надо учить не только думать, но и созерцать, и прежде созерцать, чем думать. Научно обосновал, что и как надо читать в младших классах. В его хрестоматии «Детский мир – 6 отделов, в которых включил статьи о природе, о детях, статьи из русской истории, географии, стихотворения русских поэтов, прозаиков, устного народного творчества, кроме художественных произведений включил научно-познавательные. Предусматривал для объяснительного чтения связь с наглядностью, которой отводилось место отдельного предмета.

Разработал специальную методику чтения научно-познавательных текстов, которая отмечалась от методики чтения художественных произведений. Разработал методику работы над чтением художественных произведений: сказок, басен, стихотворений, утверждал, что приёмы чтения, система разбора должны определяться литературными свойствами видов и жанров художественных текстов. Так при чтении сказок рекомендовал сосредоточиться на их пересказе, а стихи, басни учить наизусть, пословицы рассматривал как маленькие умственные задачи.

Чтение с объяснением предусматривалось катехизической беседой (беседа в вопросно-ответной форме), в процессе которой задавались вопросы двух видов:

1. испытательные, с их помощью учитель выяснял, поняли прочитанное;

2. наводящие на правильное понимание прочитанного – они служили отправным моментом для объяснений учителя.

К.Д. Ушинский рекомендовал выстраивать вопросы от частных к общим, а объяснения должны быть доступны (то есть соответствовать возрасту и развитию учащихся) и в тоже время и полезны, т.е. разъяснять только то, что нужно и можно знать детям. Чем ребёнок меньше, тем детальнее и мельче вопросы, чем старше, тем вопросы шире, обобщённей.

Ушинский требовал, чтобы в процессе чтения учителя учили не только понимать, но и чувствовать прочитанное.

Многие методисты того времени были не согласны с дроблением на части большое количество мелких вопросов мешали целостному восприятию и, следовательно, нарушали эстетическое воздействие, а с другой стороны прочувствовано могло быть только то произведение, которое понятно и понято. В этом было противоречие.

К.Д. Ушинский разрешает это противоречие объяснительной подготовкой к восприятию произведения, в ходе которой объясняются непонятные слова, выражения. Утверждал необходимость двух видов чтения:

1. логического – полное осознание выражений, мыслей, понимание связи между словами, высказываниями, частями текста.

2. эстетического – нацелено на возбуждение чувств читающего.

Но не все учителя понимали это. Желание добиться от учащихся понимания читаемого текста, а также стремление посредством текста передать знания приводили к тому, что вопросы к произведению носили излишне детальный характер, привлекали внимание к частностям, за которыми терялось целое, а комментарии учителя уводили от истинного смысла художественного произведения.

Однако ряд педагогов того времени (Л.Н. Толстой, В.Я. Стоюнин, В.П. Шереметевский) выступили против метода объяснительного чтения К.Д. Ушинского, отмечая, что автор вкладывает в него слишком узкое понимание. Метод стал называться «словотолковательное чтение» и рассматриваться как негативное явление в обучении чтению.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 9565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.