Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и основные направления процесса обучения чтению




Современная система обучения чтению

Лекция 2-3

План:

1. Цели и основные направления процесса обучения чтению.

2. Принципы обновления программного чтения.

3. Учебные умения, необходимые ребенку при чтении.

Цель лекции – охарактеризовать современную систему обучения чтению; раскрыть содержание процесса обучения чтению как вида речевой деятельности и как общеучебного умения учащихся.

 

Гуманизация образования и направленность школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного чтения, элементарного литературного и нравственно-эстетического развития, формирования чтения как межпредметного умения.

Цель обучения чтению – сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (то есть умениями читательскими, речевыми, учебными), обладающего определенной начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием.

Чтобы воспитать такого читателя, начальная школа должна решать следующие задачи:

· развивать интерес к чтению расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность;

· воспитывать средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активное отношение к читаемому;

· сформировать у всех учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать систематические курсы в следующем (среднем) звене школы;

· научить полноценно воспринимать художественные и научно-познавательные тексты в их специфике, а также работать с учебной и детской книгой.

Традиционной задачей начальной школы является задача обучения чтению ребенка младшего школьного возраста. Однако в последние годы в распоряжении учителя находится ряд программ, которые, так или иначе, ставят задачу литературного образования учащихся начальной школы. Поэтому на современном этапе следует говорить о двух направлениях процесса обучения чтению:

1. собственно обучение чтению, которое ведется на трех уровнях – формирование и совершенствование навыка чтения, обучение чтению и восприятию художественного текста, формирование читательской самостоятельности;

2. в получении ребенком литературного знания.

Об уровне литературного образования младших школьников, по мнению Р.Н. Бунеева, можно судить по следующим критериям:

· владение приемами понимания прочитанного (прогнозирование содержание текста на основе заглавия, иллюстраций; самостоятельно выделенных ключевых слов ключевых слов в тексте; самостоятельная формулировка вопросов по тексту и прогнозирование ответов; формулирование главной мысли и соотнесение ее с заглавием текста; составление плана; пересказ по плану).

· владение элементами литературоведческого анализа (умение определять тему произведения, его главную мысль, передавать сюжет; выделять героев произведения, описание природы, интерьера; составлять образ героя; определять роль пейзажа и интерьера в произведение; высказать и аргументировать свое отношение к прочитанному).

· владение литературоведческими понятиями (в соответствии с требованиями программы).

Литературное чтение выполняет функции:

· Речевую (формирование полноценного навыка чтения и развитие основных видов речевой деятельности: слушание, говорение, письмо).

· Эстетическую (восприятие литературы как явления словесного искусства, развития творческого воображения, ассоциативного мышления, поэтического слуха, эстетического отношения к жизни).

· Инструментальную (развитие способности полноценного восприятия художественного произведения, умение работать с разными типами текстов).

· Познавательную (формирование потребности в постоянном чтении книги, расширение детского кругозора через чтение разнообразных книг)

Названные тенденции (направления) проявляются во всем спектре УМК по литературному чтению для начальной школы (Таблица 1). Учебно-методический комплект (УМК) обычно включает программу, методические рекомендации и книги для чтения по литературному чтению.

В процессе анализа современные программы необходимо обратить внимание на следующие моменты: принципы построения программы; наличие пропедевтического этапа литературного образования младших школьников; учебный материал для чтения и литературоведческой пропедевтики; принципы систематизации учебного материала в книгах по чтению; роль взрослого в формировании ребенка-читателя; организация живых впечатлений и творческая деятельность детей в системе литературного образования младших школьников.

Каждая программа выдвигает свою цель обучения чтению.

В центр подготовки по чтению и литературе современные методисты ставят формирование читателя. Такая цель обучения выдвигается в программах О.В. Джежелей, Р.Н. и Е.В. Бунеевых, Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской. Другие программы делают акцент на исследовании специфики литературы как вида искусства (программа Л.Е. Стрельцовой и Н.Д. Тамарченко) или на коммуникативных свойствах искусства вообще и литературы в частности (программа В.А. Левина). В системе развивающего обучения Л.В. Занкова провозглашается идея познания широкой картины мира на основе чтения литературных произведений разных видов и типов (З.И. Романовская). Литературоведческий принцип выдвигается как один из ведущих принципов обучения чтению в программе В.Г. Горецкого и Л.Ф. Климановой.

Таблица 4.

Спектр учебно-методических комплектов

по литературному чтению для начальной школы

Система, учебно-методический комплект Пособия по чтению
Традиционная система 1) УМК «Школа России» (руков. авт. коллектива В.Г. Горецкий, А.А. Плешаков) 2) УМК «Гармония» (под ред. Н.Б. Истоминой) 3) УМК «Начальная школа XXI века» (под ред. Н.Ф. Виноградовой) 4) УМК «Школа 2100…» (руков. авт. коллектива А.А.Леонтьев)   5) УМК «Классическая начальная школа»   1) Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. и др. Литературное чтение «Родная речь» 2) Кубасова О.В. Литературное чтение «Любимые страницы» 3) Ефросинина Л.А. «Литературное чтение» 4) Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение «Капельки солнца» и др.   5) Джежелей О.В. «Литературное чтение»
Система Л.В. Занкова Свиридова В.Ю. «Литературное чтение»
Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова Кудина Г.Н. и др. «Литературное чтение»

В учебник «Родная речь», авторов Головановой М.В., Горецкого В.Г., Климановой Л.Ф., включены высокохудожественные тексты русских и зарубежных авторов, произведения русского народного творчества.

Программа и учебники строятся на основе двух принципов:

1. Художественно-эстетический – в центре внимания – эстетическая ценность художественного произведения, ценностные ориентации, волнующие автора, а не односторонний анализ, заключающийся в выявлении только сюжетно-информативной стороны текста.

2. Литературоведческий – отражает специфику работы над художественным словом, охватывает все области литературы и литературные жанры, предлагает монографический подход к изучению произведений.

Цель уроков чтения по книгам из серии «Свободный ум» авторов Бунеева Р.Н, Бунеевой Е.В – формирование грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного. Книги для чтения построены по традиционному тематическому принципу группировки материала. В них введены так называемые сквозные персонажи – постоянно действующие герои, диалоги которых содержат теоретико-литературный материал, информацию о писателях и истории создания произведений; мотивируют переход от одного текста к другому; содержат вопросы и задания для детей. Учебник 1класса – «Капельки солнца» - содержит произведения детских писателей, благодаря которым ребёнок познаёт себя и мир вокруг. Во втором классе книга «Маленькая дверь в большой мир» – включает произведения фольклора народов России и мира, читая которые, дети узнают, что мир велик, многообразен и в то же время един. В 3 классе «В одном счастливом детстве» дети читают произведения детской и взрослой литературы разных жанров. В 4 классе «В океане света» - дети получают представление об истории русской литературы 17-20 в. Тексты здесь расположены в хронологической последовательности; много дополнительного материала (биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников).

Курс «Чтение и литература» автора Джежелей О.В. основан на самостоятельной творческой деятельности уч-ся и развитии культуры речевой коммуникации. Его специфика состоит в том, что в организации обучения чётко разделена подготовка в области навыка чтения, освоения текста, овладения элементами теории литературы и умениями речевой творческой деятельности. Практическая реализация программы соотнесена с периодами обучения, каждая из которых определяется сформированностью указанных компонентов и предполагает разные типы уроков: урок отработки навыка чтения, урок чтения и осмысления художественного произведения, урок реализации творческих возможностей и др. Учебные пособия – учебник-задачник, содержащий систему упражнений для отработки навыка чтения, хрестоматия, рассчитанная на организацию чтения с помощью взрослых и содержащая литературный материал, блоки книг, предназначенные для самостоятельного чтения-рассматривания на уроках внеклассного чтения, сборники-пособия для организации творческой деятельности на основе литературных произведений. Основные методы, на которых строится преподавание: эмоционально-оценочное чтение, объяснительное, литературное, творческое, чтение-рассматривание. В учебнике О.В. Джежелей «Первое знакомство», предназначенном для освоения детьми 7-8 лет литературоведческих представлений, также собраны тексты малых фольклорных жанров, на основе которых детям предложены упражнения и задания, знакомящие их со спецификой устного народного творчества и особенностями стихотворных текстов.

О.В. Кубасова считает, что для того чтобы книга стала для детей другом, наставником, необходимо, прежде всего, пробудить у них интерес к чтению, а затем научить школьников с помощью книг приобретать новые знания, извлекать пользу из жизненного опыта людей разных стран и эпох. Целью обучения чтению в на­чальных классах является формирование «талантливого читателя» (С. Маршак), т.е. читателя, адекватно, полно­ценно и творчески постигающего литературное наследие человечества.

Сотворчество писателя и читателя состоится, если ребе­нок будет читать высокохудожественные произведения, спо­собные затронуть его душу, и овладеет специальными чита­тельскими умениями и навыками.

Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач:

1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности.)

2. Совершенствование у детей навыка чтения: сознательности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая основа процесса чтения.)

3. Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано.)

4. Усвоение различных способов творческой интерпрета­ции художественного текста: выразительного чтения по кни­ге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творчес­кого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.

5. Обучение практическим умениям преобразования тек­ста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др. (Общеучебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабаты­вать и усваивать познавательную информацию.)

6. Обогащение читательского опыта посредством накоп­ления и систематизации литературных впечатлений, разно­образных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы лите­ратурного развития.)

7. Овладение детьми умением пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (об­ложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.

Учебныйматериалкниг для чтения подобран таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть весь спектр литературы для детей в ее идейно-тематическом, видо-жанровом, эстетическом многообразии. Здесь собраны литературные произведения, соответствующие возрастным особенностям детей, способные заинтересовать их, побудить к организации собственной творческой деятельности на основе прочитанного. В учебные книги по чтению входит золотой фонд детской ли­тературы: произведения русского и зарубежного фольклора, литературные сказки, басни, лирические и эпические стихотворения, рассказы и повести, произведения драматургической формы, познавательные статьи и очерки.

Общая логика расположения литературного материала и ее соответствие ведущим учебным задачам таковы: наработка технической базы чтения во 2 классе - накопление литературных представлений (идейно-тематических и жанровых) в 3 классе - литературное развитие на основе упорядочения литературных впечатлений в рамках видо-жанровых особенностей в 4 классе.

Таким образом, в современных программах прослеживается тенденция объединения первых шагов в обучении чтению с целенаправленной литературоведческой пропедевтикой (или даже с формированием первого литературоведческого знания). Универсальным учебным материалом для решения данной задачи являются малые фольклорные жанры и детская классическая поэзия.

Литературоведческое знание в той или иной степени обязательно включается в современную систему обучения в начальной школе. Это делает необходимым выявление определенных тенденций в литературоведческой подготовке младших школьников.

Основная задача начальной школы – сформировать сознательного читателя-ребенка. Для этого необходимо вооружить ребенка техникой чтения (т.е. чтением вслух и молча), сформировать правильный механизм восприятия художественного и научно-познавательного текста, детской книги, научить работать с текстом, выработать соответствующие учебные и читательские умения.

Сложность этой задачи заключается в том, что при обучении чтению необходимо учитывать психические процессы, которые включены в чтение, активно влиять на определенные анализаторы, речедвигательный аппарат, дикцию, орфоэпию.

То есть для чтения вслух (преодоления барьера min скорости чтения – 60 слов в минуту) ребенку необходимы определенные условия:

- развитое слуховое и зрительное восприятие звуков, слов, сочетаний слов, предложений, небольшого законченного текста (расширение поля чтения, правильности чтения);

· развитое смысловое восприятие (от понимания предметной стороны текста до глубокого проникновения в его смысл);

· четко поставленный речевой аппарат – произношение, правильное дыхание, голос;

· развитая память – долговременная и кратковременная;

· владение упреждающим синтезом (антиципацией), то есть предвосхищением читаемого, его связей и удержанием их в памяти, умение выделять опорные слова;

· развитое мышление (в художественном тексте для понимания образного, эмоционального, логического содержания; при чтении научно-популярных текстов – осмысление логических связей, содержания и основной мысли;

· развитое внимание (произвольное и непроизвольное).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 7785; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.