КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цели и основные направления процесса обучения чтению
Современная система обучения чтению Лекция 2-3 План: 1. Цели и основные направления процесса обучения чтению. 2. Принципы обновления программного чтения. 3. Учебные умения, необходимые ребенку при чтении. Цель лекции – охарактеризовать современную систему обучения чтению; раскрыть содержание процесса обучения чтению как вида речевой деятельности и как общеучебного умения учащихся.
Гуманизация образования и направленность школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного чтения, элементарного литературного и нравственно-эстетического развития, формирования чтения как межпредметного умения. Цель обучения чтению – сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (то есть умениями читательскими, речевыми, учебными), обладающего определенной начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием. Чтобы воспитать такого читателя, начальная школа должна решать следующие задачи: · развивать интерес к чтению расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность; · воспитывать средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активное отношение к читаемому; · сформировать у всех учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать систематические курсы в следующем (среднем) звене школы; · научить полноценно воспринимать художественные и научно-познавательные тексты в их специфике, а также работать с учебной и детской книгой. Традиционной задачей начальной школы является задача обучения чтению ребенка младшего школьного возраста. Однако в последние годы в распоряжении учителя находится ряд программ, которые, так или иначе, ставят задачу литературного образования учащихся начальной школы. Поэтому на современном этапе следует говорить о двух направлениях процесса обучения чтению: 1. собственно обучение чтению, которое ведется на трех уровнях – формирование и совершенствование навыка чтения, обучение чтению и восприятию художественного текста, формирование читательской самостоятельности; 2. в получении ребенком литературного знания. Об уровне литературного образования младших школьников, по мнению Р.Н. Бунеева, можно судить по следующим критериям: · владение приемами понимания прочитанного (прогнозирование содержание текста на основе заглавия, иллюстраций; самостоятельно выделенных ключевых слов ключевых слов в тексте; самостоятельная формулировка вопросов по тексту и прогнозирование ответов; формулирование главной мысли и соотнесение ее с заглавием текста; составление плана; пересказ по плану). · владение элементами литературоведческого анализа (умение определять тему произведения, его главную мысль, передавать сюжет; выделять героев произведения, описание природы, интерьера; составлять образ героя; определять роль пейзажа и интерьера в произведение; высказать и аргументировать свое отношение к прочитанному). · владение литературоведческими понятиями (в соответствии с требованиями программы). Литературное чтение выполняет функции: · Речевую (формирование полноценного навыка чтения и развитие основных видов речевой деятельности: слушание, говорение, письмо). · Эстетическую (восприятие литературы как явления словесного искусства, развития творческого воображения, ассоциативного мышления, поэтического слуха, эстетического отношения к жизни). · Инструментальную (развитие способности полноценного восприятия художественного произведения, умение работать с разными типами текстов). · Познавательную (формирование потребности в постоянном чтении книги, расширение детского кругозора через чтение разнообразных книг) Названные тенденции (направления) проявляются во всем спектре УМК по литературному чтению для начальной школы (Таблица 1). Учебно-методический комплект (УМК) обычно включает программу, методические рекомендации и книги для чтения по литературному чтению. В процессе анализа современные программы необходимо обратить внимание на следующие моменты: принципы построения программы; наличие пропедевтического этапа литературного образования младших школьников; учебный материал для чтения и литературоведческой пропедевтики; принципы систематизации учебного материала в книгах по чтению; роль взрослого в формировании ребенка-читателя; организация живых впечатлений и творческая деятельность детей в системе литературного образования младших школьников. Каждая программа выдвигает свою цель обучения чтению. В центр подготовки по чтению и литературе современные методисты ставят формирование читателя. Такая цель обучения выдвигается в программах О.В. Джежелей, Р.Н. и Е.В. Бунеевых, Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской. Другие программы делают акцент на исследовании специфики литературы как вида искусства (программа Л.Е. Стрельцовой и Н.Д. Тамарченко) или на коммуникативных свойствах искусства вообще и литературы в частности (программа В.А. Левина). В системе развивающего обучения Л.В. Занкова провозглашается идея познания широкой картины мира на основе чтения литературных произведений разных видов и типов (З.И. Романовская). Литературоведческий принцип выдвигается как один из ведущих принципов обучения чтению в программе В.Г. Горецкого и Л.Ф. Климановой. Таблица 4. Спектр учебно-методических комплектов по литературному чтению для начальной школы
В учебник «Родная речь», авторов Головановой М.В., Горецкого В.Г., Климановой Л.Ф., включены высокохудожественные тексты русских и зарубежных авторов, произведения русского народного творчества. Программа и учебники строятся на основе двух принципов: 1. Художественно-эстетический – в центре внимания – эстетическая ценность художественного произведения, ценностные ориентации, волнующие автора, а не односторонний анализ, заключающийся в выявлении только сюжетно-информативной стороны текста. 2. Литературоведческий – отражает специфику работы над художественным словом, охватывает все области литературы и литературные жанры, предлагает монографический подход к изучению произведений. Цель уроков чтения по книгам из серии «Свободный ум» авторов Бунеева Р.Н, Бунеевой Е.В – формирование грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного. Книги для чтения построены по традиционному тематическому принципу группировки материала. В них введены так называемые сквозные персонажи – постоянно действующие герои, диалоги которых содержат теоретико-литературный материал, информацию о писателях и истории создания произведений; мотивируют переход от одного текста к другому; содержат вопросы и задания для детей. Учебник 1класса – «Капельки солнца» - содержит произведения детских писателей, благодаря которым ребёнок познаёт себя и мир вокруг. Во втором классе книга «Маленькая дверь в большой мир» – включает произведения фольклора народов России и мира, читая которые, дети узнают, что мир велик, многообразен и в то же время един. В 3 классе «В одном счастливом детстве» дети читают произведения детской и взрослой литературы разных жанров. В 4 классе «В океане света» - дети получают представление об истории русской литературы 17-20 в. Тексты здесь расположены в хронологической последовательности; много дополнительного материала (биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников). Курс «Чтение и литература» автора Джежелей О.В. основан на самостоятельной творческой деятельности уч-ся и развитии культуры речевой коммуникации. Его специфика состоит в том, что в организации обучения чётко разделена подготовка в области навыка чтения, освоения текста, овладения элементами теории литературы и умениями речевой творческой деятельности. Практическая реализация программы соотнесена с периодами обучения, каждая из которых определяется сформированностью указанных компонентов и предполагает разные типы уроков: урок отработки навыка чтения, урок чтения и осмысления художественного произведения, урок реализации творческих возможностей и др. Учебные пособия – учебник-задачник, содержащий систему упражнений для отработки навыка чтения, хрестоматия, рассчитанная на организацию чтения с помощью взрослых и содержащая литературный материал, блоки книг, предназначенные для самостоятельного чтения-рассматривания на уроках внеклассного чтения, сборники-пособия для организации творческой деятельности на основе литературных произведений. Основные методы, на которых строится преподавание: эмоционально-оценочное чтение, объяснительное, литературное, творческое, чтение-рассматривание. В учебнике О.В. Джежелей «Первое знакомство», предназначенном для освоения детьми 7-8 лет литературоведческих представлений, также собраны тексты малых фольклорных жанров, на основе которых детям предложены упражнения и задания, знакомящие их со спецификой устного народного творчества и особенностями стихотворных текстов. О.В. Кубасова считает, что для того чтобы книга стала для детей другом, наставником, необходимо, прежде всего, пробудить у них интерес к чтению, а затем научить школьников с помощью книг приобретать новые знания, извлекать пользу из жизненного опыта людей разных стран и эпох. Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» (С. Маршак), т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества. Сотворчество писателя и читателя состоится, если ребенок будет читать высокохудожественные произведения, способные затронуть его душу, и овладеет специальными читательскими умениями и навыками. Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач: 1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности.) 2. Совершенствование у детей навыка чтения: сознательности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая основа процесса чтения.) 3. Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано.) 4. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др. 5. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др. (Общеучебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию.) 6. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы литературного развития.) 7. Овладение детьми умением пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней. Учебныйматериалкниг для чтения подобран таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть весь спектр литературы для детей в ее идейно-тематическом, видо-жанровом, эстетическом многообразии. Здесь собраны литературные произведения, соответствующие возрастным особенностям детей, способные заинтересовать их, побудить к организации собственной творческой деятельности на основе прочитанного. В учебные книги по чтению входит золотой фонд детской литературы: произведения русского и зарубежного фольклора, литературные сказки, басни, лирические и эпические стихотворения, рассказы и повести, произведения драматургической формы, познавательные статьи и очерки. Общая логика расположения литературного материала и ее соответствие ведущим учебным задачам таковы: наработка технической базы чтения во 2 классе - накопление литературных представлений (идейно-тематических и жанровых) в 3 классе - литературное развитие на основе упорядочения литературных впечатлений в рамках видо-жанровых особенностей в 4 классе. Таким образом, в современных программах прослеживается тенденция объединения первых шагов в обучении чтению с целенаправленной литературоведческой пропедевтикой (или даже с формированием первого литературоведческого знания). Универсальным учебным материалом для решения данной задачи являются малые фольклорные жанры и детская классическая поэзия. Литературоведческое знание в той или иной степени обязательно включается в современную систему обучения в начальной школе. Это делает необходимым выявление определенных тенденций в литературоведческой подготовке младших школьников. Основная задача начальной школы – сформировать сознательного читателя-ребенка. Для этого необходимо вооружить ребенка техникой чтения (т.е. чтением вслух и молча), сформировать правильный механизм восприятия художественного и научно-познавательного текста, детской книги, научить работать с текстом, выработать соответствующие учебные и читательские умения. Сложность этой задачи заключается в том, что при обучении чтению необходимо учитывать психические процессы, которые включены в чтение, активно влиять на определенные анализаторы, речедвигательный аппарат, дикцию, орфоэпию. То есть для чтения вслух (преодоления барьера min скорости чтения – 60 слов в минуту) ребенку необходимы определенные условия: - развитое слуховое и зрительное восприятие звуков, слов, сочетаний слов, предложений, небольшого законченного текста (расширение поля чтения, правильности чтения); · развитое смысловое восприятие (от понимания предметной стороны текста до глубокого проникновения в его смысл); · четко поставленный речевой аппарат – произношение, правильное дыхание, голос; · развитая память – долговременная и кратковременная; · владение упреждающим синтезом (антиципацией), то есть предвосхищением читаемого, его связей и удержанием их в памяти, умение выделять опорные слова; · развитое мышление (в художественном тексте для понимания образного, эмоционального, логического содержания; при чтении научно-популярных текстов – осмысление логических связей, содержания и основной мысли; · развитое внимание (произвольное и непроизвольное).
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 8054; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |