Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца




Навык чтения требует длительного времени для своего формирования. Т.Г. Егоровым выделяются три этапа становления данного навыка: аналитический, синтетический и этап автоматизации.

Аналитический характеризуется тем, что все три компонента процесса чтения в деятельности чтеца «разорваны» и требуют от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных операций: увидеть гласную букву, соотнести ее со слогом-слиянием, подумать, куда надо причитать буквы вне слияния, озвучить каждый увиденный графический слог, то есть произнести плавно, так, чтобы узнать слово и понять его. Чтение по слогам – это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе формирования навыка чтения – аналитическом. Обычно считают, что аналитический этап приходится на период обучения грамоте. Однако учитель должен помнить, что каждому ребенку свойствен свой темп в развитии вообще и в овладении навыком чтения в частности.

Для синтетического этапа характерно чтение целыми словами; при этом зрительное восприятие слова и его произнесение почти совпадают с осознанием значения. Пониманием смысла слова в словосочетании или предложении опережает его произнесение, то есть чтение осуществляется по смысловой догадке. На синтетическое чтение учащиеся переходят во II классе. Главным признаком перехода чтеца на этот этап является наличие при чтении интонирования. Важно, чтобы ребенок не просто осмысливал отдельные единицы текста, а соотносил их с целостным содержанием читаемого. Интонация при чтении появляется при условии, если чтец удерживает в сознании общий смысл читаемого.

В последующие годы чтение все более автоматизируется, то есть сам процесс чтения все менее осознается учащимися, на первый план выдвигается осознание текста: содержания, композиции, идеи, художественных средств и т.д. Для этапа автоматизации характерно стремление ребенка читать про себя. Главным признаком того, что дети достигли уровня автоматического чтения, является их непосредственная эмоциональная реакция на самостоятельно прочитанное произведение, их желание поделиться первичными читательскими впечатлениями без дополнительных вопросов учителя, стремление обсудить прочитанное.

В последние годы в методической литературе большое внимание уделяется вопросу о том, что на уроках чтения необходимо работу над произведением организовывать так, чтобы анализ содержания одновременно был направлен на совершенствование навыка чтения. Выпускник начальной школы выйдет на этап автоматизации при условии, если учитель обеспечит в классе определенный режим работы:

1. упражнения в чтении должны быть каждодневными;

2. отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текста;

3. учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения;

4. учителем должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок;

5. специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, «тихое чтение» (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя.

Вопросами методики обучения чтению занимались В.Г. Горецкий, Н.П. Каноныкин, Н.А. Щербакова, М.И. Оморокова, В.И. Яковлева, Л.Ф. Климанова и др., которые рассматривали 2 стороны навыка чтения и 4 качества: техническая сторона (правильность, беглость) и смысловая сторона (сознательность, выразительность).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 2534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.