Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа над сознательностью чтения




Сознательность – абсолютное понимание прочитанного, которое зависит от:

· жизненного опыта, словарного запаса,

· психологического состояния,

· структуры текста,

· сочетания предложений,

· понимания лексического значения слов,

· звуко-буквенного анализа, умений соотносить звук и букву.

Сознательное чтение текста основывается на том, что учащиеся овладели техникой чтения и сам процесс чтения не вызывает затруднений, протекает довольно быстро.

Условия формирования сознательного чтения:

· выяснение значения незнакомых слов, выражений,

· развитие воображения,

· воссоздание в воображении прочитанного текста,

· сопоставление определённых фактов, поступков, явлений, событий для установления причинно-следственных связей,

· вопросы, помогающие воспринимать различные оттенки значений слов,

· анализ языковых средств,

· учить понимать, выделять главную мысль произведения,

· осознавать авторскую оценку описанных событий, героев,

· определять собственное отношение к героям и их поступкам, в целом к произведению,

· осмысливать факты окружающей действительности через прочитанное.

Психологи и методисты выделяют различные уровни понимания текста.

Уровни понимания текста, выделяемые психологами (Н.Г. Морозова, И.А. Зимняя):

I уровень (поверхностный) – понимание того, о чем говорится, то есть уяснение темы высказывания; для сюжетного текста это может быть понимание фабульной стороны произведения.

II уровень – понимание мыслей, связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста.

III уровень – постижение главной мысли автора, смысла произведения.

Уровни понимания текста, выделяемые О.В. Сосновской:

I уровень часто совпадает с аналитическим этапом становления навыка чтения, предполагает понимание большей части слов, употребленных в прямом или переносном значении; понимание отдельных предложений и их связи между собой; понимание смысла отдельных частей текста, их внутренней связи и взаимообусловленности и, наконец, понимание общего смысла всего текста.

II уровень сознательного восприятия текста базируется на первом и предполагает осмысление подтекста произведения, т.е. уяснение его идейной направленности, образной системы, художественных средств, а также позиции автора и своего собственного отношения к читаемому.

III уровень - индивид осознает свои читательские интересы и обладает умениями, которые могут их удовлетворить, то есть сознательно определяет круг чтения, ориентируясь на свои возможности.

Таким образом, в современной методике утвердилась точка зрения, что сознательность чтения предполагает:

· осмысление значения каждой языковой единицы текста;

· понимание идейной направленности произведения, его образной системы, изобразительно-выразительных средств, то есть позиции автора и своего собственного отношения к прочитанному;

· осознание себя как читателя.

Основная задача учителя – сформировать у детей тип правильной читательской деятельности, т.е. умение думать над произведением до чтения, во время чтения, после чтения. Работа над сознательным чтением идет на каждом этапе урока. Все приемы работы, используемые на подготовительном этапе урока, можно разделить на две группы:

1. компенсирующие несформированность типа правильной читательской деятельности;

2. формирующие тип правильной читательской деятельности.

К первой группе приемов относят беседу, рассказ учителя, словарную работу. Ко второй - предварительное рассматривание иллюстраций, работа с названием произведения, вычленение из текста ориентирующих слов. Важно чтобы беседа не только помогала воспроизвести прочитанное, но и обеспечивала II и III уровни понимания.

На заключительном этапе работы с текстом следует использовать приемы, помогающие ребенку осознать свое собственное отношение к прочитанному: чтение по ролям, разные виды пересказов, выразительное чтение.

Требования к обучению сознательному чтению:

· чтения не может быть сознательным без правильного проведения словарной работы;

· не увлекаться заменой трудных слов синонимами;

· дополнительные приёмы: слушание грамзаписи, слушание чтения учителя, первичное чтение ученика.

О сознательности чтения учитель судит по выразительности чтения и по ответам на вопросы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 1792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.