КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические основы литературного развития младших школьников
Методические закономерности работы с художественным текстом в начальных классах. Организуя анализ художественного произведения в начальных классах, необходимо исходить из следующих положений: · анализируя художественное произведение, в первую очередь в поле зрения нужно держать образы, созданные автором. В литературоведении различают образ-пейзаж, образ-вещь и образ-персонаж; · в начальной школе при анализе эпических произведений внимание читателя сосредоточивается прежде всего на образе-персонаже (герой произведения, действующее лицо, персонаж); · в начальной школе для чтения предлагаются произведения пейзажной лирики; · важно донести до читателя авторскую позицию, отношение автора к изображаемым событиям и героям; · при анализе важно обращать внимание на форму произведения и учить осмысливать формальные компоненты; · при анализе произведения нужно разводить понимание того, о чем произведение и как об этом говорится в произведении, таким образом, помогать осознавать форму произведения; · должны разбираться языковые средства, благодаря которым создаются образы произведения; · при анализе произведения внимание детей должно привлекаться к структуре произведения; · нужно активизировать в речи детей слова, обозначающие эмоциональные и моральные качества; · при анализе произведения должны учитываться данные методической науки (учение о правильной читательской деятельности, принцип продуктивного многочтения). В центре художественного произведения чаще всего находится человек во всей сложности его отношений с обществом и природой. В литературном произведении, наряду с объективным содержанием, всегда имеет место субъективная оценка автора событий, фактов, человеческих отношений и т.п. Эта субъективная оценка передаётся через образ. Значение данных положений (об образной форме отражения действительности в художественном произведении, о передаче объективного и субъективного в конкретном материале) для методики отражено в следующем: При проведении анализа художественного произведения учитель центральное место отводит раскрытию мотивов поведения действующих лиц и авторского отношения к изображаемому. В любом художественном произведении описываются события определённого исторического периода, а не жизнь людей вообще вне времени и пространстве. Поэтому для правильного восприятия, анализа и осознания произведения необходим исторический подход к изображаемому в произведении. Это означает: а) необходимость краткого ознакомления учащихся со временем, которое нашло отражение в произведении, б) развитие у учащихся оценочного подхода к поступкам действующих лиц с учётом временного и социального факторов. Целесообразно знакомить младшего школьника с жизнью писателя, его взглядами, так как в художественном произведении автор стремиться передать своё отношение к изображаемым жизненным факторам, общественным явлениям, конкретным представлениям общества.
Организуя изучение произведений на уроках чтения, учитель должен помнить, что учащиеся I-II и III- IY классов существенно различаются по уровню литературного развития, что существенно сказывается на итоге восприятия произведения. Литературное развитие проявляется Ø В уровне читательского восприятия. Ø В собственном литературном творчестве ребенка и отражает его способность «мыслить словесно-художественными образами». Литературное развитие – процесс возрастной, то есть независимо от того, как протекает обучение, за счет жизненного опыта, расширения кругозора, накапливания читательских впечатлений меняется восприятие художественного произведения и читатель в 7 лет и в 17 лет по-разному воспринимает одну и ту же книгу, по-разному выражает свои впечатления от действительности в слове. Литературное развитие – учебный процесс, то есть характер обучения обязательно оказывается на ходе литературного развития, причем обучение может способствовать развитию, а может и тормозить его. Единого взгляда на критерии литературного развитии школьников еще не выработано. В методики сложились три подхода к решению этой проблемы. I – (Л.Г. Жабицкая, Н.Д. Молдавская и др.) считают, что основным критерием литературного развития является непосредственное читательское восприятие. II – (В.Г. Маранцман, Г.И. Кудина) наряду с читательским восприятием выдвигают еще ряд критериев: · объем литературоведческих знаний; · направленность интересов, начитанность школьников; · умения, связанные с анализом художественного произведения; · умения, связанные с литературным творчеством детей; · мотивы чтения, установки, последействие произведения. III – (Л.Е. Журова): · уровень начитанности, круг чтения школьника; · степень развития познавательного интереса, сформированность эстетических чувств, развитие эмоциональной сферы; · уровень владения определенной системой навыков и умений работать с книгой. Второй, более широкий, подход к определению уровня литературного развития учащихся представляется нецелесообразным для начальных классов, поскольку мотивы чтения, интересы, установки младших школьников еще только начинает формироваться, они во многом ситуативны и не могут служить объективным показателем. Основным критерием литературного развития младших школьников является уровень восприятия самостоятельно прочитанного произведения. Для того чтобы определить результаты развития, а не результат обучения, необходимо обращаться к произведениям, которые не изучались детьми предварительно. Основной критерий, позволяющий определить уровень восприятия произведения,– степень образной конкретизации и образного обобщения. Этот критерий, выдвинутый Н.Д. Молдавской, учитывает способность к восприятию художественного образа в единстве конкретного и абстрактного, индивидуального и типичного. Образная конкретизация – способность читателя на основе художественных деталей воссоздать в своем воображении целостный образ. Образное обобщение предлагает, что в конкретной картине человеческой жизни, описанной автором, читатель видит обобщенный смысл, проблему, поставленную в произведении. Методика выявления уровня литературного развития младших школьников зависит от цели проверки: 1. если цель – определить, как на восприятие произведения влияет техника чтения ребенка, то каждый ученик читает текст самостоятельно. 2. если цель – определить индивидуальные особенности мышления, воображения, эмоций каждого ученика при одинаковых условиях восприятия произведения, текст следует прочитать учителю. Наиболее традиционные способы проверки восприятия: 1. постановка вопросов к тексту, 2. ответы на вопросы, заданные учителем. Для выявления уровня актуального развития читателя (как ребенок воспринимает произведение без помощи взрослого) используется постановка вопросов к тексту. Школьнику предлагают представить себя на месте учителя и задать к тексту вопросы, которые помогут остальным ученикам разобраться в прочитанном. Важно предоставить ребенку возможность неоднократно обращаться к тексту произведения, дать ему время на обдумывание формулировок вопросов. Вопросы, поставленные учеником, позволяет учителю определить, на что направлено внимание детей при самостоятельном общении с текстом, о чем они задумываются, что остается незамеченным. Для выявления зоны ближайшего развития читателя детям предлагается ответить на вопросы, поставленные учителем. Вопросы формируются так, чтобы они затрагивали разные стороны читательского восприятия (эмоции, воображение, мышление), способствовали проникновению в эмоциональную тональность произведения, воссозданию образов, установлению причинно-следственных связей, осмыслению авторских позиции и давать возможность для обобщения прочитанного. Описанные способы проверки являются наиболее распространенными, но далеко не единственными. Любой из предмета анализа может быть применен и для диагностики, но следует помнить, что при проверке уровня восприятия ответы детей не конкретизируются учителем, ибо в этом случае проверка потеряем смысл. Уровень восприятия ребенком литературного произведения устанавливается на основе анализа результатов читательской деятельности (ответы на вопросы к тексту, постановка вопросов и т.п.) с точки зрения способности ребенка к образной конкретизации и образному обобщению. Под полноценным восприятием понимается способность читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определить авторскую позицию, осваивать идею произведения, т.е. находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы. Полноценное восприятие произведения свидетельствует о высоком уровне литературного развития. Для детей младшего школьного возраста характерны четыре уровня восприятия, по-разному выделяемые разными авторами. Уровни восприятия, описанные З.И. Романовской: · Репродуктивный уровень (фрагментарный или сюжетно-логический). Он характеризуется восприятием сюжета «без творческой переработки и проникновения в образное содержание», без охвата всех взаимосвязей в произведении. · Эмоционально-сюжетный уровень – самый распространенный среди детей. Он характеризуется ярко выраженным эмоциональным отношением к героям. · Интуитивно – художественный уровень – свидетельствует о полном восприятии произведения и умении руководствоваться художественным чувством при выборе произведения. · Элементарный осознанно-художественный уровень – характеризуется умением владеть процессами анализа и синтеза, осознанием произведения как искусства слова, доставляющего ребенку большое наслаждение от общения с ним. Этот уровень восприятия возможен, если осуществляется полноценный анализ художественного произведения на уроке в единстве содержания и формы, логического, эмоционального, образного содержания. Тогда процесс чтения не закончится только пониманием текста, а продолжиться «принятием со стороны читающего какого – то решения, ведущего к совершенствованию его личности», - справедливо утверждает психолог З.И. Клычкова. Уровни восприятия, выделенные М.П. Воюшиной. Рассмотрим их, начиная с более низкого. I. Фрагментарный уровень. У детей, находящихся на данном уровне, отсутствует целостное представление о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связь между эпизодами. Затрудняются в словесном выражении своих чувств, не отличают динамику эмоций, не связывают свои переживания с конкретными событиями, описанными в произведении. Воображение развито слабо. Не всегда могут определить мотивы поведения персонажа, не соотносят мотивы, обстоятельства и последствия поступков героя. Отвечая на вопросы учителя, школьники не обращаются к тексту произведения, неохотно выполняют задания, часто отказываются говорить. Не пытаются определить авторскую позицию, не обобщают прочитанное. При постановке вопросов к произведению или вовсе не справляются с заданием, или ставят 1-2 вопроса, как правило, к началу текста. II. Констатирующий уровень. Дети отличаются точной непосредственной эмоциональной реакцией, способны увидеть смену настроения, однако выразить свои ощущения им еще трудно: они не владеют соответственной лексикой. Воображение у них развито слабо, воссоздание образа заменяется подробным перечислением отдельных деталей. Внимание сосредоточено на событиях, они легко восстанавливают их последовательность, но не всегда понимают, как эти события связаны друг с другом. Легко воспроизводят ситуацию, при специальных вопросах учителя могут верно определить мотивы поведения персонажей, ориентируясь при этом не столько на изображения героя автором, сколько на житейское представление о причинах того или иного поступка. Авторская позиция, художественная идея остаются неосвоенными, обобщение прочитанного подменяется пересказом содержания. При постановке вопросов к произведению читатели, находящиеся на констатирующем уровне, стремятся, как можно подробнее воспроизвести событийную сторону. Например, дети задают по 30-35 вопросов к «Сказке о рыбаке и рыбке», однако все они носят воспроизводящий характер, не требуют размышлений, не вскрывают проблемы, поставленные в сказке. III. Уровень «героя». Читатели, находящиеся на данном уровне, отличаются точной эмоциональной реакцией, способностью видеть и передавать в слове динамику эмоций, соотнося изменения своих чувств с конкретными событиями, описанными в произведении. Дети обладают развитым воображением, они способны воссоздать образ на основе художественных деталей, причем читательский образ эмоционально окрашен. В произведении их интересуют, прежде всего, герои, отсюда и названия данного уровня. Дети верно определяют мотивы, последствия поступков персонажей, дают оценку героям, обосновывают свою точку зрения ссылкой на поступки. При специальных побуждающих вопросах учителя они могут определить авторскую позицию, хотя при самостоятельном чтении, как правило, не обращают внимания на автора текста. Обобщение не выходят за рамки конкретного образа. При постановке вопросов к произведению преобладают вопросы на выявление мотивов поведения персонажей, на оценку героев и на установление причинно-следственных связей. Возможны и обобщающие вопросы, но уровень обобщения связан, прежде всего, с оценкой персонажа. IY. Уровень «идеи». Читатели, относящиеся к данной группе, способны эмоционально отреагировать не только на событийную сторону произведения, но и на художественную форму. Обладают развитым воображением и воссоздают образ на основе художественных деталей. Они любят перечитывать текст и размышлять над прочитанным. Дети способны определить назначения того или иного элемента в тексте, увидеть авторскую позицию. Обобщение выходит за рамки конкретного образа. Формулировки ответов могут быть по детски наивными, но важно само стремление учеников соотносить размышления, вызванные текстом, с реальной жизнью, определить проблему, стоящую в произведении. При самостоятельном чтении и постановки вопросов к тексту читатели данной группы способны увидеть основной конфликт произведения, их интересует авторское отношение к персонажам, они часто обращают внимание на название произведения, на отдельные художественные детали. Итак, детям младшего возраста свойственны четыре уровня восприятия художественного произведения: фрагментный, констатирующий, уровень «героя» и уровень «идеи». По уровню восприятия можно судить о литературном развитии ученика. Фрагментный уровень восприятия нормален для 3-5 летних детей. К началу школьного обучения большинство детей находится на констатирующем уровне восприятия и лишь 1-2 ученика в классе способны воспринять прочитанное на уровне «героя». К концу обучения в начальной школе восприятие на уровне «героя» доступно всем учащимся, констатирующий уровень в это время – показатель отставания в литературном развитии. Высокий уровень литературного развития выпускника начальной школы – восприятие на уровне «идеи».
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 7790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |