КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обобщающий этап работы по произведению
Цель – добиться отчётливого понимания детьми авторского замысла и помочь выразить своё отношение к прочитанному. В зависимости от содержания произведения и цели его чтения беседа на данном этапе может быть двух видов: 1. Повторительно-обобщающая. После чтения статей и очерков, читающих детям, определённый круг знаний, беседа приводит к выводу, выявляется правильность полученных знаний, происходит их закрепление. 2. Заключительная, итоговая. После чтения художественного произведения, вопросы имеют эвристический характер, требует от читателя оценки, определённого собственного отношения к читаемому, вопросы направлены на выявление главной мысли. Главная мысль произведения, которую дети определяют в заключительной беседе, не всегда полностью совпадают с идеей, вложенной в произведение автором. Например, Л. Толстой «Прыжок», дети не воспринимают авторскую идею: восхищение мужеством и самообладанием капитана, который лишь после спасения сына позволил себе расслабиться (заплакал в каюте). Поэтому, готовясь к беседе, учитель определяет для себя идею произведения в том объёме и такой формулировке, которая понятна детям, и в соответствии с этим планирует вопросы беседы. В зависимости от целей урока и темы чтения конкретизируется цель обобщающей беседы, например, эстетическое воспитание, патриотическое, нравственное. Постановка цели зависит также от возраста учащихся. Обобщающая беседа может являться стимулом к определённой деятельности учащихся, например, В. Осеева «Сыновья» - решают, как они могут помочь дома; Л. Воронкова «Зелёный патруль» - участие самих детей в охране природы. Методика проведения обобщающей беседы. Обобщающая беседа по художественному произведению обычно проводится после 2-3–х кратного чтения произведения. Ей может предшествовать выборочный или полный пересказ, словесное иллюстрирование. Перед беседой по деловой статье составляется план. При подготовке к беседе учащимся предлагается самостоятельно перечитать произведение; перед чтением учитель задаёт вопросы, которые составят основу беседы. Вопросы обобщающей беседы направляются на осмысление основной мысли; аргументируя свои ответы, учащиеся приводят примеры из текста (пересказывая или используя выборочное чтение). При анализе рассказов о жизни детей или поведении взрослых, которое доступно детской оценке, хорошо начинать беседу вопросами, которые сразу требуют от учащихся высказывания своего мнения. Вопросы должны быть рассчитаны на получение различных ответов, дополняющих один другой. При этом идёт развитие речи учащихся, активизация словаря: вопросы ставятся так, чтобы дети использовали в своей речи эпитеты, названия отвлечённых понятий, разнообразные выражения и т.п. В беседе часто составляется характеристика, действующих лиц, при этом надо избегать стандартных вопросов типа: А еще, какой был? А как мы назовём его за то, что? Важно оценить героя, показать своё отношение к нему. Дети легко находят нужные слова для определения черт характера или оценки поведения, если в беседе сопоставляются черты героя. Вывод из беседы нужен не всегда, а лишь в тех случаях, когда беседа к нему приводит. Например, Мы узнали, что птицы – наши друзья. О них надо заботиться. В качестве вывода может прозвучать отношение детей к герою или объяснение заглавия произведения. Выводы, сделанные учащимися, учитель может уточнить, дополнить, но не следует искусственно связывать читаемое с поведением детей и ставить вопрос: Кто повторит вывод? Можно предложить детям пересказать вывод дома. Литература 1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: «Академия», 2000. – с. 77-194. 2. Лазарева В.А. Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе. -3-е изд., дополн. — М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Изд-ий дом «ОНИКС 21 век», 2003. — 96 с. 3. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – М., 1997. 4. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1987. 5. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / Под ред. М.С. Соловейчик. - М., 1994 (7). 6. Сальникова Т.П. Методика обучения чтению. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений М.: Изд-во «Ин-т практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1996.-190с.
Вопросы и задания для самопроверки 1. Какие условия должны быть приняты во внимание при отборе методических приемов на каждый этап урока? 2. Как вы думаете, всегда ли нужно готовить детей к восприятию текста? При чтении каких текстов это не обязательно? Приведите примеры. 3. Разработайте свой вариант подготовки к восприятию (по группам): исторического рассказа, басни, сказки, лирического стихотворения. 4. Составьте перечень способов подготовки детей к восприятию литературных произведений, пользуясь материалами книги: Русский язык в начальных классах. Сборник методических задач. – М., 1997. С. 92-99, и статьями журнала «Начальная школа». 5. К разработанным вами вариантам подготовки к восприятию произведения подберите примеры установок, направляющих восприятие учащихся при первичном чтении. 6. Дополните разработанные вами фрагменты уроков (подготовка к восприятию, установка на слушание) адекватными способами организации знакомства с текстом. 7. Проведите литературоведческий анализ художественных произведений из учебного материала любой хрестоматии для начальных классов (по выбору): рассказа, сказки, басни, лирического стихотворения, художественного описания. 8. Основываясь на литературоведческом анализе выбранных произведений, определите воспитательные возможности уроков, на которых будет происходить чтение и анализ произведений. 9. Определите круг литературоведческих понятий, которые могут стать средством углубленного обдумывания (анализа) выбранного произведения. 10. Продумайте работу над лексикой и другими формальными признаками выбранных произведений. 11. Определите задания для творческой работы учащихся в связи с чтением каждого выбранного произведения. 12. Составьте по материалу лекции 3-4 вопроса для экспресс-опроса.
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 4834; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |