КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Б. Методика чтения сказок
Мир сказок прекрасен, они несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. Особенно импонирует детям действенная направленность на победу, на торжество правды, на благополучную концовку. Главная ценность сказок заключается в подходе к изображению простых людей (народ талантлив, трудолюбив, великодушен, хитёр на выдумку, мастер на все руки). Сказка развивает оценочные суждения школьников: в процессе анализа сказки они неоднократно сталкиваются с вопросами типа: «Что больше всего ценится в людях?», «Почему некоторым героям сказок даже силы природы приходят на помощь?» и т.п. Важна познавательная сторона сказки: можно узнать о жизни народа в определенное время. Велико значение сказок как средства развития речи. Речь детей пополняется образными выражениями и изобразительными средствами, обогащается синтаксический строй речи. Текст – прекрасный материал для рассказывания, пересказа, инсценирования, живого диалога. В начальных классах учащиеся знакомятся с особенностями сказки как жанра фольклора. Отмечается две существенные особенности сказки: наличие вымысла и своеобразие композиции (зачин, повторы, концовка). Задача учителя при анализе - помочь заметить формальные признаки данного жанра. По источнику сказки делятся на народные и авторские (литературные). По литературоведческой традиции сказки делятся на три группы: 1. Сказки о животных. 2. Волшебные сказки. 3. Бытовые. Сказки о животных (кумулятивные). Они отличаются от других тем, что в них действуют животные, сочетающие в себе черты, как человека, так и животных. Этот вид сказок отличается нагромождением событий или героев, связью звеньев в цепочке событий, способом нанизывания одного события за другим, выстраиванием цепочки. При их чтении полезно схематично обозначать цепочку героев и связи событий, приведших к развязке. Во время подготовительной работы следует поговорить о животных (или явлениях природы), действующих в сказке, в природоведческом плане. Тогда далее можно вести речь о том, что в сказке является реальным, а что вымышленным, почему для своей сказки автор выбрал именно этих животных. Методика анализа не отличается от анализа реальных рассказов. Используются те же формы и приёмы работы с текстом: выборочное чтение, ответы на вопросы, иллюстрирование, все виды пересказа. Только на последнем этапе работы над сказкой учитель ставит детей в условия «переноса» вывода сказки на аналогичные случаи из жизни (Может ли такое случиться в отношениях между людьми?). Этого вполне достаточно, чтобы сказка для учащихся осталась сказкой, но и обогатила их знаниями определённых явлений жизни. Среди сказок о животных выделяется группа сказок, в которых, наряду с животными, в качестве действующих лиц выступают явления природы: Мороз, Ветер, Весна и т.п. Для всех сказок данного вида характерна четкая реальная основа – изменения в природе. Не реален лишь факт разговора птиц и животных. Указанные особенности обусловливают характер вопросов и заданий: вопросы сказочного плана взаимодействуют с вопросами природоведческого содержания. Волшебную сказку отличает специфика структуры пространства, наличие двух миров и границ между ними, обязательный переход главными героями этой границы туда и обратно, перерождение героев в конце сказки. Эти сказки отличает особый характер вымысла, в них всегда действуют сверхъестественные силы – то добрые, то злые. Они творят чудеса: воскрешают из мёртвых, обращают человека в зверя и наоборот. Герои в этих сказках прибегают к помощи предметов или живых существ, обладающих необычной волшебной силой. Методика работы над ними такая же, как и при анализе рассказа. Но специфичным будет выяснение направленности волшебных сил (кому они помогают и почему, как это характеризует героев сказки). При чтении волшебной сказки рекомендуется дать детям задание начертить схему путешествия героя в иной мир и обратно. В бытовой (новеллистической) сказке отмечается резкая смена точек зрения, относительно которой ведётся повествование. Поэтому при чтении удобно использовать пересказ с изменением лица рассказчика. Аллегорический смысл сказок приоткрывается ребёнку в том случае, если он уяснит функцию формальных элементов и сумеет соотнести их с целостным восприятием текста, а не будет интерпретировать сказки, исходя из своих житейских установок. Очень важно научить детей отделять сюжет сказки от способа её рассказывания, поэтому при анализе внимание концентрировать на формулах: начала – жили, были… в некотором царстве…, продолжения – долго ли коротко ли…скоро сказка сказывается…, концовки – и я там был…, вот вам сказка, а мне кринка масла.
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 6828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |