Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В. Изучение произведений малых фольклорных жанров




Произведения устного народного творчества дают неопытному читателю (младшему школьнику) уникальную возможность наблюдать единство формы и содержания, т.к. форма в фольклорном произведении: 1) очень устойчива (фольклорные произведения являются древним источником художественных средств изображения и выражения: в них закреплены совершенные способы и приемы поэтического видения мира, механизмы поэтических способов мышления, опыт народа в области художественного воздействия на личность), 2) строго функциональна (фольклорные произведения обслуживают практическую деятельность людей).

В таких жанрах, как голосилки, скороговорки, сечки, дразнилки, считалки, на первый план выступает звуковая оболочка слова. Здесь важно или звукоподражание (голосилка), или ритм (сечка, считалка), или звуковой рисунок (скороговорка), или рифма (дразнилка). Отличительной чертой потешки, страшилки, колыбельной, молчанки, заклички, приговора является ведущая роль действия, которое сопровождается словом; таким образом слово закрепляется за действием и становится своеобразным символом действия, сигналом к действию. Лексическое значение слова является определяющим в прибаутках, небылицах, перевертышах, побасенках. В этих жанрах ведущим уровнем становится содержание, а форма соотносится с содержанием.

Так как форма менее фиксируема детским сознанием, целесообразно наблюдение за ней начинать с жанров, где форма является ведущей, а содержание становится вторичным по отношению к ней.

Смысл словесной формулы становится ясен ребенку в конкретной живой ситуации игры. Причем одно и то же игровое действие может по желанию ребенка соединяться с разными вариантами художественной формы: например, ситуация расчета предполагает выбор одной считалки из ряда знакомых. Предлагая детям на этапе литературоведческой пропедевтики игры, основанные на детском фольклоре, учитель помогает своим ученикам сделать первый шаг к осмыслению житейской ситуации (игры) через художественную форму (жанр), соотнести определенное явление реальной действительности с художественным образом.

Произведения малых фольклорных жанров, используемые в качестве учебного материала на этапе литературоведческой пропедевтики, помогают осуществить две принципиальные вещи в системе литературного образования младших школьников:

· увязать в сознании ребенка житейскую ситуацию с образами художественного мира;

· на практическом уровне дать возможность постичь неразрывное единство формы и содержания произведения.

Произведения малых фольклорных жанров являются удобным учебным материалом не только для литературоведческой пропедевтики, но и для обучения собственно чтению. Содержание детям знакомо, поэтому они могут прочитать их самостоятельно.

Виды произведений малых фольклорных жанров

Поговорка краткоеобразное изречение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы, лишена обобщающего поучительного смысла, не имеет формы законченного суждения. Например, семь пятниц на неделе; положить зубы на полку.

Пословица жанр фольклора, афористически сжатое, образное изречение с поучительным смыслом, в ритмически организованной форме. Всегда имеет форму законченного предложения. Например, что посеешь, то и пожнёшь; цыплят по осени считают.

Дразнилки короткие рифмованные фразы, содержащие обидные указания на недостатки внешности, поведения, характер человека.

Загадка краткое, часто стихотворное произведение, в котором загадывающий сознательно скрывает понятия об известном предмете, явлении, при этом подчёркивая их важные признаки.

Прибаутка забытое сочетание слов, повествующее о каком-либо очень коротком эпизоде, как правило, в форме диалога.

Считалка небольшой стишок со строгим соблюдением ритма, может состоятьиз выдуманных слов. Его цель – определить водящих в игре.

Былина сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. Характерна неторопливость повествования, сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом. Методика работы аналогична работе над историческим рассказом и волшебной сказкой.

Побасёнка присуща диалоговая композиция.

Потешки шутливые стишки, которыми родители сопровождают первые игры с ребёнком.

После работы по уяснению структуры таких произведений можно предложить детям самим сочинить по аналогии считалки, скороговорки, побасёнки.

Загадки и пословицы традиционно используются на уроках чтения, русского языка. Загадка в большинстве случаев построена на сравнении или метафоре. Через загадку можно дать детям первые представления об образности родного языка, познакомить с иносказательными оборотами речи. Анализируя загадку, следует сопоставить текст с отгадкой, подчёркивая признаки загаданного предмета, его назначение.

Полезно соотнести метафорический образ с реальным предметом или явлением, объясняя эту отгадку. Для этого можно предложить детям сделать два рисунка – художественный образ загадки и реальный предмет–отгадку.

Чтение и отгадывание загадок можно использовать на подготовительном этапе урока. Например, перед чтением рассказа В. Бианки «Приспособился» - загадка о медведе.

После того как дети, читая и анализируя загадки, уяснили их структуру, можно провести утренник, для которого сочинить собственные загадки об окружающих предметах. Учить детей доказывать отгадку: Какие слова помогли в загадках найти ответ?

Пословицы рождаются как обобщение богатого жизненного опыта, поэтому сочинять произведения этого жанра с детьми нецелесообразно.

В основе каждой пословицы лежит конкретный факт, случай. Но это конкретное обобщено, возведено в степень типического в типических обстоятельствах, поэтому пословица приложима ко многим схожим ситуациям. (К.Д. Ушинский «Маленькая умственная задача»)

Анализируя пословицу, учитель должен помочь детям совершить три шага:

1. уяснить прямой смысл пословицы, т.е. конкретный факт, который лежит в её основе. Например, «Без труда не вытащить рыбки из пруда» - приложить усилия, подготовить удочку, корм, иметь терпение дождаться клёва, суметь вытащить из воды;

2. уяснить переносное значение, её подтекст, тот иносказательный смысл, который позволяет употреблять её в других конкретных ситуациях. В приведенном выше примере - в любом деле результат будет достигнут, если к нему приложены старания, терпение, труд и умение;

3. соотнести пословицу с определёнными жизненными обстоятельствами из собственного опыта или описанными в художественном произведении. Названную пословицу можно соотнести с рассказом Е. Пермяка «Славка».

Такой порядок работы над пословицей обосновывает методическую рекомендацию – привлекать пословицы только на завершающих этапах урока (обобщение, перечитывание текста) и не использовать их при подготовке к восприятию произведения.

Методика разучивания скороговорок.

1. Послушай, прочитай.

2. Подумай, о чём говорится в ней.

3. Послушай, какие слова похожи друг на друга по звучанию. Определи, какой согласный звук много раз повторяется.

4. Проговори скороговорку медленно вслух, наизусть.

5. Проговори теперь шёпотом несколько раз: сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее.

6. Произнеси несколько раз вслух в быстром темпе.

7. Посоревнуйся с товарищами, кто без ошибок быстрее произнесёт её.

Методика работы над чистоговоркой.

1. Медленное, размеренное произнесение учителем.

2. Осмысление содержательной стороны, сопровождаемое при необходимости наглядным материалом.

3. Повторное, с усиленной артикуляцией, произнесение чистоговорки учителем.

4. Обнаружение учащимися повторяющегося звука и хоровое размеренное произнесение.

5. Индивидуальное произнесение в соответствии с действенной задачей, предложенными обстоятельствами.

6. Анализ выполнения упражнения с точки зрения успешности решения дикционных и интонационных задач.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 3586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.