Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование умения работать с научно-познавательным текстом




На этапе подготовки решаются параллельно две задачи: возбудить интерес к предмету чтения, облегчить первичное восприятие статьи; дать детям значительную часть знаний о предмете чтения до первичного восприятия статьи.

Основными приемами подготовительной работы являются: рассказ учителя, беседа, показ видеофильма, экскурсия.

При первичном чтении научно-познавательного текста обычно происходит его целостное, глобальное и элементарно-аналитическое восприятие, понимание. Первичное чтение научно-популярной статьи обычно проводится самими учащимися. Ученики должны уметь определить тему чтения, «схватить» общее содержание («о чем текст», «о чем говорится»), выделить запомнившиеся им факты, интересные события.

Вторичное чтение научно-познавательного текста предполагает углубленную работу над ним, осмысление прочитанного.

Учащиеся 2 класса устанавливают с помощью учителя последовательные и причинные связи (используются вопросы и выборочное чтение).

Учащиеся 3-4 классов могут самостоятельно (с карандашом в руке) отыскать важные (опорные) слова, словосочетания, предложения, помогающие проследить описание факта, действия, события; на их основе построить смысловой ряд чтения и далее объединить близкие между собой смысловые ряды в смысловые части (блоки). Этому помогает абзац, который рассматривается внутри смыслового блока, а иногда и совпадает с ним.

 

 
 


Для закрепления и осмысления логической структуры текста на основании предварительной обработки составляется его графический и словесный план.

Схема показывает, что в тексте три основные части, объединенные последовательной связью и заканчивающиеся общим выводом.

Затем отрабатываются точные формулировки плана.

Более сложной является статья, в которой факты или явления описываются в сопоставлении. В таком случае последовательность работы следующая: 1) выделяя опорные слова, надо обратить внимание сразу на два факта и параллельно (выбрав разные обозначения) вести отбор двух фактов и относящихся к ним слов и мыслей; 2) определить, что в них общего и чем они различаются; 3) сделать обобщение и общее заключение.

После того, как учащиеся разберутся во взаимосвязях смысловых частей текста, в зависимости от структуры статьи выявляется, какие факты являются основными, главными (учащимся предлагается вопрос: «Какие слова вы бы выделили жирным шрифтом?»). Для этого потребуется уже третий просмотр текста, обдумывание своих схем и плана, чтобы прийти к правильному заключению. Здесь используется прием выделения и сопоставления существенного и несущественного и выявление того, ради чего писал автор текст и как он это сделал: раскрыл ли главное с разных сторон, подводил ли последовательно к окончательному выводу, поставил ли перед читателями прямой вопрос, давая им возможность ответить, опираясь на факты, или подвел читателя к оценке факта, явления, события.

В заключение работы над статьей вместе с детьми надо решать, что нового они получили (узнали), прочитав статью, зачем это нужно знать, можно ли использовать эти факты где-либо. Выясняется отношение каждого ребенка к описываемым фактам.

Для закрепления проработанной статьи используется пересказ (подробный, краткий, выборочный), т.к. он (как и план) не только речевое умение, но и одна из форм работы, необходимая для более глубокого понимания содержания текста, его осмысления, закрепления и практического применения.

(Пример работы над статьей см. в книге М.И. Омороковой «Совершенствование чтения младших школьников». М., 1999. – с.132-133)

Результатом работы над любым произведением является выделение главной мысли. При нахождении главной мысли научно-познавательной статьи учащиеся должны выполнить ряд последовательных действий:

· прочитать заглавие статьи, определить ее тему (о чем говорится);

· прочитать всю статью, определив ее абзацы;

· найти внешнее описание предмета, факта;

· определить по тексту, какими признаками обладает предмет;

· определить, как он связан с окружающими его другими предметами или явлениями;

· установить причины событий (почему это произошло);

· определить, какое значение он (оно) имеет для окружающих;

· дать свою оценку факту, событию (выразить свое отношение к нему);

· решить, зачем автор сообщил нам эти сведения, какие выводы из статьи нужно сделать.

Последовательность действий определяется учащимися устно под руководством учителя. Это повторяется перед каждым занятием, на котором проводится формирование данного умения, до тех пор, пока дети не овладеют последовательностью выполнения действий и их содержательной стороной. Таким образом дети учатся планировать предстоящую деятельность, выполнять задание осознанно и контролировать себя в процессе работы.

При этом важно избегать двух крайностей: не вести ребенка «на поводу» и не давать сложных заданий, для выполнения которых ребенку не хватает каких-либо умений.

Формирование новых умений необходимо осуществлять на уже осмысленном тексте. Только после того, как дети овладели целиком сложным умением, они могут работать с незнакомым текстом самостоятельно.

Рассмотрим последовательность действий при формировании тех или иных умений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 1838; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.