Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самостоятельная работа учащихся на уроке чтения




Понятие «самостоятельная работа» может рассматриваться двояко.

С позиции дидактики, самостоятельная работа – такой активный вид упражнения, который выполняется по заданию учителя, но ограничивает вмешательство учителя в процесс выполнения этого упражнения и требует определенного времени для выполнения. Учитель ставит цель работы, обсуждается порядок ее выполнения, работа выполняется учащимися и обсуждаются полученные результаты.

С позиции педагогической психологии, самостоятельная работа – это работа учащегося по собственному желанию и устремлению, когда он сам ставит цель работы, определяет порядок ее выполнения, выполняется действия и представляет результат (поиск дополнительной информации, заучивание наизусть без задания учителя и т.п.). Возникает, когда у обучающихся формируется потребность узнать, освоить что-то новое, неизвестное, нужное, важное для себя, а средств удовлетворения такой потребности в учебном процессе нет («информационный вакуум»). Такая организация самостоятельной работы формирует самостоятельность как качество личности.

 

Требования к самостоятельной работе: непродолжительность, увлекательность, небольшой объем задания, доступность.

Самостоятельная работа может быть организована в разных формах (устная, письменная) и видах. Выбор форм и видов самостоятельной работы зависит от подготовки учащихся, характера произведения, этапа изучения произведения, типа урока и т.п.

По целевому назначению вопросы и задания для самостоятельной работымогут быть классифицированы следующим образом:

1. Задания, подготавливающие к первичному восприятию или рассчитанные на выполнение вслед за ним. В первом случае эти задания способствуют вдумчивому восприятию текста, во втором – являются приемом проверки понимания учащимися прочитанного.

Например: - Прочитай рассказ-описание М. Пришвина «Березкам зябко». Скажи, почему было зябко березкам? – Зябко. Как сказать по-другому? Подбери 2-3 слова близких по смыслу.

2. Задания, предназначенные для чтения по частям и разбора первоначального прочитанного текста. Цель их: помочь детям детально проанализировать прочитанное, раскрыть определенные связи и отношения между явлениями, событиями, поступками действующих лиц произведения.

Это самая большая группа заданий для самостоятельной работы, направленных на выработку умения самостоятельно анализировать прочитанное: выявить основную сюжетную линию и главную идею произведения; находить в тексте слова для характеристики персонажей, описания событий и картин природы; оценивать поступки героев и описываемые события, высказывать свое отношение к ним; нахождение изобразительных средств языка и т.п.

Например: - Перечитайте рассказ и отметьте в нем отрывки, в которых говорится о делах ребят из «Зеленого патруля».

- Найдите и прочитайте, как восприняла Серая Шейка отлет стаи.

- Рассмотрите иллюстрацию, найдите и прочитайте ту часть, к которой сделан рисунок.

- Подчеркните слова, которыми автор описывает приход весны.

3. Задания, связанные с различными видами пересказа прочитанного.

Например: - Прочитай текст и найди предложения для ответа на вопросы, записанные на доске. – Раздели текст на части в соответствии с планом, записанном на доске. Прочитай каждую часть и выдели в ней главную мысль. Постарайся кратко изложить содержание прочитанного.

4. Задания, подготавливающие учащихся к выводам и обобщениям.

Например: - Подумай, чему сказка научила своих читателей.

- Найди пословицу, которой можно охарактеризовать поступок героя.

5. Задания, связанные с подготовкой учащихся к разным творческим видам деятельности, выразительному чтению произведения.

Например: - Прочитай слова, записанные на доске, и выбери из них те, по которым можно наиболее точно определить, как надо читать: быстро или медленно, громко или тихо. Подготовься к выразительному чтению.

- Выделить по тексту слова того или иного действующего лица.

По ходу самостоятельной работы учащиеся простым карандашом делают необходимые пометки в тексте (галочкой (√) нужные отрывки, заглавными буквами слова героев для чтения по ролям, подчеркивают характер героя).

Обучение самостоятельной работе идет постепенно:

1-2 класс – коллективно, в парах, группах под руководством учителя подготовка к ответам на вопросы о прочитанном; нахождение границ части; подробный пересказ, рассказ по картинному плану или иллюстрации и т.п.

3 класс – работа в парах, группах: нахождение в тексте слов, словосочетаний, отрывков для подтверждения выводов, сделанных под руководством учителя; определение последовательности действий; деление текста с четко выраженным сюжетом на смысловые части; составление плана; подготовка к пересказу и т.п.

4 класс – самостоятельное (в парах, группах, индивидуально) составление плана прочитанного; подготовка полного, краткого пересказа; нахождение в тексте материала для выборочного пересказа на тему, указанную учителем; определение основной мысли прочитанного.

Самостоятельную работу необходимо включать в каждый урок, проводить систематически, обязательно проверять ее результат и подводить итог.

2 класс – 8 – 10 минут. 4 класс – 12 – 15 минут.

3 класс – 10 – 12 минут.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 2113; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.