КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подготовка учителя к уроку чтения
Требования к уроку чтения. 1. Не может быть установленной структуры и содержание урока чтения, так как он предполагает взаимное творчество детей и учителя, свободное обсуждение прочитанного. Тем не менее в самом общем виде законы восприятия художественной литературы диктуют такую последовательность работы: подготовка к восприятию; первичное восприятие (первичный синтез); проверка качества первичного восприятия; анализ текста с включением заданий синтетического характера (обобщающие задания); творческие виды работы с текстом (вторичный синтез). 2. Эмоциональный настрой на уроке, связь произведения с эмоциональной сферой ребенка. 3. Учет видожанровой специфики литературного произведения и его художественного своеобразия. Особенностями текста определяется подход к планированию урока, выбор средств и способов обучения. Понимание учителем главной мысли произведения поможет правильно сформулировать и расположить вопросы и задания к тексту, которые подведут детей к осознанию идеи произведения. 4. На уроке должны сочетаться задания и упражнения аналитического (от общего к частному) и синтетического характера, тогда урок будет более живым и интересным. 5. 2/3 урока должна составлять непосредственная читательская деятельность детей с текстом. Основной целью подготовки учителя к уроку является обеспечение полноценного восприятия учащимися литературного произведения. Для этого учитель должен 1) Учесть возрастные особенности, уровень литературного развития учащихся, уровень сформированности навыка чтения. 2) Установить место урока в разделе, соотнести данный урок с тем, что читали по этой теме в предыдущем классе, и что будут читать в следующем, учесть уроки внеклассного чтения. 3) Продумать дифференцированные задания для детей с разным уровнем читательской подготовки. 4) Провести литературно-методический анализ произведения: 1. Определение жанровой разновидности произведения. Необходимо вспомнить, какие основные признаки жанра влияют на методику чтения данного текста в целом. 2. Установление темы произведения, соотнесение ее с проблематикой ранее прочитанных. Следует определить, что нового несет в себе данный текст среди однотомных. Особое внимание обращается на заголовок. 3. Восстановление сюжета: вступительная часть, содержащая мотивы, экспозиции, завязки, развитие действий, кульминации, развязка. Определить, что в нем понятно детям при первичном восприятии, а что необходимо уточнить. Если в произведении нет сюжета, то необходимо выделить изображенные картины, последовательность рассуждений, те части, из которых состоит текст. 4. Раскрытие композиционных особенностей текста. Необходимо установить влияние построения и языка произведения на выбор видов чтения и пересказа. 5. Составление описания художественных образов произведения. При этом полезно пользоваться схемой: портрет – поступки – речь – отношения. Кроме персонажей, отмечаются образ – пейзаж, событие, интерьер и др. 6. Проведение анализа языка, авторского стиля. Следует выделить «словарные», «образные» и «ключевые» ряды. Намечаются трудные и легкие в чтении отрывки. 7. Формулировка идейного вывода произведения. Необходимо выявить его воспитательную, познавательную и эстетическую значимость. Целеполагание на уроках чтения. I. Образовательная задача: Научить выделять особенности жанра. Работать над формированием навыка правильного (…) чтения. Формировать представления о творчестве … II. Развивающая задача: 1. Развивать умение делить текст на части, составлять план, составлять характеристику героя, выборочно читать по ролям… III. Воспитательная задача.
Литература 1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М., 2000. С. 77-194. 2. Нормы оценки знаний, умений и навыков // Начальная школа. - 1997.-№3. 3. Памятки к урокам чтения // Газета «Начальная школа». – 1997. - №23, с. 3. 4. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1987. 5. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / Под ред. М.С. Соловейчик. - М., 1994 (7). 6. Сальникова Т.П. Методика обучения чтению: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений.- М., Воронеж, 1996.
Вопросы и задания для самопроверки 1. Назовите задачи современного урока чтения. 2. Раскройте специфику уроков чтения различных типов. 3. Выбери на каждом году обучения произведение одного и того же жанра, например сказку. Продумайте для учащихся разных лет обучения задания для самостоятельной работы по данным произведениям. 4. Продумайте использование наглядности к одному из разделов учебника по чтению любого автора. 5. Раскройте сущность подготовки учителя к уроку чтения. 6. Составьте по материалу лекции 3-4 вопроса для экспресс-опроса.
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 2139; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |